Исследование методов и технологий пропаганды исламистских террористических организаций
|
Введение 3
Глава 1. Методы и технологии пропаганды: теоретико-методологические подходы 9
1.1Политическая пропаганда: свойства, функции, факторы влияния, субъекты 9
1.2 Методы и технологии политической пропаганды террористических организаций, исторический экскурс 17
Глава 2. Современные методы пропаганды террористических организаций..30
2.1 ИГИЛ - как субъект пропаганды 30
2.2 Деятельность террористических организаций по конструированию и
внедрению пропаганды 40
2.3 Пропаганда ИГИЛ: состояние, проблемы, 50
методы борьбы с пропагандой ИГИЛ 50
Заключение 64
Список используемых источников и литературы: 67
Приложения 74
Глава 1. Методы и технологии пропаганды: теоретико-методологические подходы 9
1.1Политическая пропаганда: свойства, функции, факторы влияния, субъекты 9
1.2 Методы и технологии политической пропаганды террористических организаций, исторический экскурс 17
Глава 2. Современные методы пропаганды террористических организаций..30
2.1 ИГИЛ - как субъект пропаганды 30
2.2 Деятельность террористических организаций по конструированию и
внедрению пропаганды 40
2.3 Пропаганда ИГИЛ: состояние, проблемы, 50
методы борьбы с пропагандой ИГИЛ 50
Заключение 64
Список используемых источников и литературы: 67
Приложения 74
В современном мире широко используются различные методы информационного воздействия на население. Через различные каналы коммуникации, будь то пресса, ТВ, радио или интернет, мы можем довольно успешно транслировать наше сообщение на нужную нам аудиторию, с целью привлечения внимания к нашему товару, услуге, или проблеме. Такие примеры мы видим ежедневно, проходя мимо очередного рекламного баннера с красочными иллюстрациями о вреде табакокурения, или получая из рук промоутера очередной флаер, рекламирующий открытие нового книжного магазина на соседней улице.
Сегодня цивилизованный мир как никогда остро чувствует опасность со стороны международного терроризма. Эта проблема не нова. Она существует уже очень давно. Все мы помним теракты 11 сентября 2001 года, когда в результате атаки на башни Всемирного торгового центра по официальным данным, опубликованным в августе 2002 года, погибло 2819 человек из 80 стран мира, включая трех россиян . Этот теракт стал самым крупным и массовым по числу жертв из всех когда-либо совершенных террористами.
Именно после терактов 11 сентября международному сообществу стало очевидно, что проблема терроризма - это глобальная, общечеловеческая проблема, которую необходимо решать всем цивилизованным странам вместе.
Примерно через месяц после атак в Нью-Йорке была собрана международная коалиция во главе с США по борьбе с движением Талибан в Афганистане. Также многие страны, такие как Индия, Россия, Великобритания, Германия, Индонезия, Китай, Франция, Пакистан, Иордания, Маврикий, Уганда и Зимбабве оперативно внесли на рассмотрение «антитеррористические» изменения в своем законодательстве . Также по всему миру началась блокировка банковских счетов организаций, подозревавшихся в связях с международными террористическими организациями. Органы правопорядка многих стран провели проверки и последовавшие за ними аресты людей, причастных к деятельности террористических организаций .
14 лет назад весь мир сплотился единым фронтом против глобальной проблемы терроризма. К сожалению, международное сообщество не вынесло должного урока из той трагедии. Сегодня в мире происходит немыслимый до сегодняшнего дня ужас: террористы почти со всего мира, воспользовавшись геополитическим вакуумом, создали на территориях Ближнего Востока свое собственное «государство», которое многим известно, как Исламское государство Ирака и Леванта .
"Исламское государство" - исламистская террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии (сокращенно ИГ или ИГИЛ, в арабских СМИ - ДАИШ). ИГ признано террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Таджикистане, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также России (с 29 декабря 2014 г.). Ее деятельность на территории этих стран запрещена. 29 июня 2014 г. ИГИЛ объявила о создании на захваченных территориях Ирака и Сирии "Исламского халифата", а "халифом" был назначен лидер организации Абу Бакр аль-Багдади.
По оценке главы администрации лидера Иракского Курдистана Фуада Хусейна, число боевиков ИГ в настоящее время превышает 200 тысяч человек .
В рядах боевиков воюют граждане 80 стран, в том числе Франции, Великобритании, Германии, Марокко, Саудовской Аравии, США, Канады, РФ и стран СНГ.
По данным ООН, охватившая Ирак волна насилия в 2014 г. вынудила покинуть свои дома свыше 2 млн. человек. По данным ООН, более 19 тыс. мирных жителей были убиты в Ираке с января 2014 г. по август 2015 г., около 30 тыс. получили ранения. По данным правозащитной организации Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека, на территории Сирии с июня 2014 г. по июнь 2015 г. боевиками ИГ были убиты более 3 тыс. человек.
Сегодня террористические организации активно осваивают новейшие коммуникационные технологии. Так по некоторым данным в одной только социальной сети «Twitter» террористами управляются и координируются более 45 тысяч аккаунтов .
Агитаторы запрещенной в нашей стране террористической организации ИГИЛ используют очень широкий спектр технологий воздействия на сознание: начиная с жестких видео со сценами насилия и расправ, до юмора и «милых» изображений. Используя автоматическую рассылку в «Twitter», террористы выводили в топ свои хеш-теги и сообщения.
Становится очевидным тот факт, что противодействие террористам запоздало. На сегодняшний день боевики почти в совершенстве овладели всеми современными коммуникационными технологиями, и распространяют
свое влияние через социальные медиа. На странице в социальной сети человек указывает свои личные данные. Любой желающий может изучить вкусы, предпочтения, любимую музыку, фильмы, книги любого пользователя. В подобном случае не трудно выявить среди миллиона пользователей потенциальную жертву вербовки и, в личной коммуникации, убедить его в чем угодно. Так поступают и современные террористы.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрим примеры пропагандистских и PR-материалов террористической организации ИГИЛ в сети Интернет, а также рассмотрим методы противодействия такой пропаганде.
Актуальность темы обоснована современными потребностями международного сообщества, и нашей страны в том числе, в изучении феномена терроризма, и нахождению путей противодействия данной глобальной проблеме в информационной сфере, в том числе инструментами PR-технологий.
Объект дипломного проекта - медиа активность террористических организаций на примере таковых на Ближнем Востоке.
Предмет дипломного проекта - применение коммуникационных мер и методик в комплексных информационных кампаниях.
Цель данной выпускной квалификационной работы - на основе комплексного анализа медиа активности запрещенной террористической организации ИГИЛ, а также посредством анализа самого феномена «терроризм», составить общие рекомендации по использованию широкого спектра PR-инструментов в российской медиа сфере по противодействию экстремистской пропаганде.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
• изучить термин «терроризм»;
• дать определение понятию «терроризм» и «террористическая организация»;
• изучить существующие и действующие на сегодняшний день террористические организации;
• провести мониторинг зарубежного и российского опыта противодействия террористическим организациям в медиа сфере;
• проанализировать медиа активность террористических организаций;
• изучить целевую аудиторию данных террористических организаций;
• на основании полученных результатов выделить наиболее подходящие информационные и коммуникационные методы противодействия влиянию представителей террористических организаций;
• провести аналитику проделанных работ. Выявить факторы эффективности.
Методы реализации предложенных задач:
• ситуационный анализ;
• контент анализ социальных медиа;
• соц. опрос;
• кабинетный анализ и связанное с ним моделирование по внедрению методов информационного противодействия в существующую информационную антитеррористическую кампанию страны;
• качественный анализ документов;
• контент анализ СМИ.
Научная новизна. О противодействии террористической угрозе на международном уровне начали говорить после терактов 11 сентября 2001 года. Сейчас это направление набирает обороты, но на сегодняшний день нет научных трудов, классифицирующих методы информационного противодействия экстремистским организациям и предлагающих наиболее правильные варианты их использования в PR кампаниях.
Также немаловажно и изучение технологий пропаганды, которые применяют террористы в своей деятельности.
В своей книге «Основы теории коммуникаций» Д. Гавра дает следующее определение социально-коммуникативным технологиям: «Социальнокоммуникативная технология — это опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально значимой задачи посредством управляемой социальной коммуникации».
Изучение коммуникативных технологий, применяемых террористами в их коммуникации со внешней средой, позволит нам лучше понять и проанализировать их деятельность, направленную на пропаганду своего мнения и позиции.
В виду малого количества тематической научной литературы основу теоретической части работы составили сетевые публикации специалистов.
Основная часть работы состоит из двух глав. Первая глава посвящена раскрытию понятия «терроризм» и «террористическая организация», и понятия «пропаганда», изучению этих понятий, их влиянию на общество и современные проявления. Вторая глава посвящена анализу медиа активности террористических организаций, действующих на Ближнем Востоке в социальных медиа.
Сегодня цивилизованный мир как никогда остро чувствует опасность со стороны международного терроризма. Эта проблема не нова. Она существует уже очень давно. Все мы помним теракты 11 сентября 2001 года, когда в результате атаки на башни Всемирного торгового центра по официальным данным, опубликованным в августе 2002 года, погибло 2819 человек из 80 стран мира, включая трех россиян . Этот теракт стал самым крупным и массовым по числу жертв из всех когда-либо совершенных террористами.
Именно после терактов 11 сентября международному сообществу стало очевидно, что проблема терроризма - это глобальная, общечеловеческая проблема, которую необходимо решать всем цивилизованным странам вместе.
Примерно через месяц после атак в Нью-Йорке была собрана международная коалиция во главе с США по борьбе с движением Талибан в Афганистане. Также многие страны, такие как Индия, Россия, Великобритания, Германия, Индонезия, Китай, Франция, Пакистан, Иордания, Маврикий, Уганда и Зимбабве оперативно внесли на рассмотрение «антитеррористические» изменения в своем законодательстве . Также по всему миру началась блокировка банковских счетов организаций, подозревавшихся в связях с международными террористическими организациями. Органы правопорядка многих стран провели проверки и последовавшие за ними аресты людей, причастных к деятельности террористических организаций .
14 лет назад весь мир сплотился единым фронтом против глобальной проблемы терроризма. К сожалению, международное сообщество не вынесло должного урока из той трагедии. Сегодня в мире происходит немыслимый до сегодняшнего дня ужас: террористы почти со всего мира, воспользовавшись геополитическим вакуумом, создали на территориях Ближнего Востока свое собственное «государство», которое многим известно, как Исламское государство Ирака и Леванта .
"Исламское государство" - исламистская террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии (сокращенно ИГ или ИГИЛ, в арабских СМИ - ДАИШ). ИГ признано террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Таджикистане, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также России (с 29 декабря 2014 г.). Ее деятельность на территории этих стран запрещена. 29 июня 2014 г. ИГИЛ объявила о создании на захваченных территориях Ирака и Сирии "Исламского халифата", а "халифом" был назначен лидер организации Абу Бакр аль-Багдади.
По оценке главы администрации лидера Иракского Курдистана Фуада Хусейна, число боевиков ИГ в настоящее время превышает 200 тысяч человек .
В рядах боевиков воюют граждане 80 стран, в том числе Франции, Великобритании, Германии, Марокко, Саудовской Аравии, США, Канады, РФ и стран СНГ.
По данным ООН, охватившая Ирак волна насилия в 2014 г. вынудила покинуть свои дома свыше 2 млн. человек. По данным ООН, более 19 тыс. мирных жителей были убиты в Ираке с января 2014 г. по август 2015 г., около 30 тыс. получили ранения. По данным правозащитной организации Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека, на территории Сирии с июня 2014 г. по июнь 2015 г. боевиками ИГ были убиты более 3 тыс. человек.
Сегодня террористические организации активно осваивают новейшие коммуникационные технологии. Так по некоторым данным в одной только социальной сети «Twitter» террористами управляются и координируются более 45 тысяч аккаунтов .
Агитаторы запрещенной в нашей стране террористической организации ИГИЛ используют очень широкий спектр технологий воздействия на сознание: начиная с жестких видео со сценами насилия и расправ, до юмора и «милых» изображений. Используя автоматическую рассылку в «Twitter», террористы выводили в топ свои хеш-теги и сообщения.
Становится очевидным тот факт, что противодействие террористам запоздало. На сегодняшний день боевики почти в совершенстве овладели всеми современными коммуникационными технологиями, и распространяют
свое влияние через социальные медиа. На странице в социальной сети человек указывает свои личные данные. Любой желающий может изучить вкусы, предпочтения, любимую музыку, фильмы, книги любого пользователя. В подобном случае не трудно выявить среди миллиона пользователей потенциальную жертву вербовки и, в личной коммуникации, убедить его в чем угодно. Так поступают и современные террористы.
Таким образом, в данной работе мы рассмотрим примеры пропагандистских и PR-материалов террористической организации ИГИЛ в сети Интернет, а также рассмотрим методы противодействия такой пропаганде.
Актуальность темы обоснована современными потребностями международного сообщества, и нашей страны в том числе, в изучении феномена терроризма, и нахождению путей противодействия данной глобальной проблеме в информационной сфере, в том числе инструментами PR-технологий.
Объект дипломного проекта - медиа активность террористических организаций на примере таковых на Ближнем Востоке.
Предмет дипломного проекта - применение коммуникационных мер и методик в комплексных информационных кампаниях.
Цель данной выпускной квалификационной работы - на основе комплексного анализа медиа активности запрещенной террористической организации ИГИЛ, а также посредством анализа самого феномена «терроризм», составить общие рекомендации по использованию широкого спектра PR-инструментов в российской медиа сфере по противодействию экстремистской пропаганде.
Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
• изучить термин «терроризм»;
• дать определение понятию «терроризм» и «террористическая организация»;
• изучить существующие и действующие на сегодняшний день террористические организации;
• провести мониторинг зарубежного и российского опыта противодействия террористическим организациям в медиа сфере;
• проанализировать медиа активность террористических организаций;
• изучить целевую аудиторию данных террористических организаций;
• на основании полученных результатов выделить наиболее подходящие информационные и коммуникационные методы противодействия влиянию представителей террористических организаций;
• провести аналитику проделанных работ. Выявить факторы эффективности.
Методы реализации предложенных задач:
• ситуационный анализ;
• контент анализ социальных медиа;
• соц. опрос;
• кабинетный анализ и связанное с ним моделирование по внедрению методов информационного противодействия в существующую информационную антитеррористическую кампанию страны;
• качественный анализ документов;
• контент анализ СМИ.
Научная новизна. О противодействии террористической угрозе на международном уровне начали говорить после терактов 11 сентября 2001 года. Сейчас это направление набирает обороты, но на сегодняшний день нет научных трудов, классифицирующих методы информационного противодействия экстремистским организациям и предлагающих наиболее правильные варианты их использования в PR кампаниях.
Также немаловажно и изучение технологий пропаганды, которые применяют террористы в своей деятельности.
В своей книге «Основы теории коммуникаций» Д. Гавра дает следующее определение социально-коммуникативным технологиям: «Социальнокоммуникативная технология — это опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность социального субъекта, направленная на решение какой-либо социально значимой задачи посредством управляемой социальной коммуникации».
Изучение коммуникативных технологий, применяемых террористами в их коммуникации со внешней средой, позволит нам лучше понять и проанализировать их деятельность, направленную на пропаганду своего мнения и позиции.
В виду малого количества тематической научной литературы основу теоретической части работы составили сетевые публикации специалистов.
Основная часть работы состоит из двух глав. Первая глава посвящена раскрытию понятия «терроризм» и «террористическая организация», и понятия «пропаганда», изучению этих понятий, их влиянию на общество и современные проявления. Вторая глава посвящена анализу медиа активности террористических организаций, действующих на Ближнем Востоке в социальных медиа.
Деятельность террористических организаций в сфере пропаганды и PR меняется с течением времени. Если в начале века основными инструментами в сфере пропаганды у террористов были, по большей части, видео- и аудиообращения, то с развитием коммуникационных технологий, современный терроризм перенял их и научился ими пользоваться. Нынешняя активность террористов в социальных медиа связана с тем, что, на сегодняшний день, это самый легкий и быстрый способ достичь массового сознания.
Современный человек является активным пользователем социальных сетей. Создание площадок и аккаунтов в социальных сетях позволило террористам достичь небывалой популярности. Посредством легкого, понятного, а главное, доступного контента о себе террористы запрещенной в нашей стране организации ИГИЛ смогли эффективно транслировать свои идеи на целевые аудитории, то есть молодежь. Именно молодые люди являются основными пользователями социальных медиа, и террористы этим воспользовались.
Грамотное построение коммуникационной политики, легкий контент, иллюстративность, красочность материалов, предлагаемых террористами, позволили организации ИГИЛ вырасти в огромное государство с четкой структурой и финансированием, которое угрожает всему цивилизованному миру.
Организация ИГИЛ выстроила широкую информационно¬пропагандистскую сеть, которая позволяет ей вербовать все новых и новых сторонников. Наличие единой информационной политики, печать 63
многочисленных брошюр, буклетов, листовок, газет и журналов религиозно¬пропагандистского толка позволяет организации вести эффективную информационную политику на свои внутренние аудитории. Эти печатные издания смело можно сравнивать с корпоративной прессой. Они также сообщают о последних событиях из жизни организации, рассказывают о ее лидерах и руководстве, а также об особо отличившихся «сотрудниках».
Эти издания активно распространяются в сети Интернет, что делает их прессой для всех. Также организация ИГИЛ выпускает очень качественные видео- и аудиоматериалы, которые отличаются высокой степенью организации, красочностью и иллюстративностью. Даже видео казней превращаются не в домашние любительские съемки, а в высокопрофессиональные короткометражные фильмы с постоянными действующими лицами.
Все это вместе делает организацию информационно открытой. Люди, а в особенности молодежь, проникаются идеями террористов. Организация ИГИЛ превращает многие аспекты своей деятельности в шутку и игру, что завлекает и обманывает целевую аудиторию. А об эффективности такой коммуникации говорит многочисленная статистика, согласно которой поток людей, примыкающих к ИГИЛ очень высок.
Целью данной дипломной работы было применить геолокационные сервисы в комплексной рекламной кампании школы танцев и, тем самым, развеять миф об узкой направленности геолокации в рекламных коммуникациях.
Целью данной выпускной квалификационной работы был анализ медиа активности запрещенной террористической организации ИГИЛ, а также прочих террористических организаций, анализ самого феномена «терроризм», и составление общих рекомендаций по использованию широкого спектра PR-инструментов в сфере борьбы с влиянием пропаганды террористов на население.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
• изучен термин «терроризм»;
• дано определение понятию «терроризм» и «террористическая организация», «пропаганда»;
• изучены существующие и действующие на сегодняшний день террористические организации;
• проведен мониторинг зарубежного и российского опыта противодействия террористическим организациям в медиа сфере;
• проанализирована медиа активность террористических организаций;
• изучена целевая аудитория данных террористических организаций;
• выделены наиболее подходящие информационные и коммуникационные методы противодействия влиянию представителей террористических организаций;
Опираясь на полученные результаты данной дипломной работы можно сделать итоговый вывод, что для противодействия влиянию пропаганды террористической организации ИГИЛ необходимо провести целый комплекс коммуникационных мероприятий с участием различных групп общественности. Также необходимо отслеживать социальные медиа и подключать к этому общественность.
Современный терроризм проникает в Интернет. Этого требует современная действительность. И для эффективного противодействия терроризму необходима единая политика государства и общественности в данном направлении.
Современный человек является активным пользователем социальных сетей. Создание площадок и аккаунтов в социальных сетях позволило террористам достичь небывалой популярности. Посредством легкого, понятного, а главное, доступного контента о себе террористы запрещенной в нашей стране организации ИГИЛ смогли эффективно транслировать свои идеи на целевые аудитории, то есть молодежь. Именно молодые люди являются основными пользователями социальных медиа, и террористы этим воспользовались.
Грамотное построение коммуникационной политики, легкий контент, иллюстративность, красочность материалов, предлагаемых террористами, позволили организации ИГИЛ вырасти в огромное государство с четкой структурой и финансированием, которое угрожает всему цивилизованному миру.
Организация ИГИЛ выстроила широкую информационно¬пропагандистскую сеть, которая позволяет ей вербовать все новых и новых сторонников. Наличие единой информационной политики, печать 63
многочисленных брошюр, буклетов, листовок, газет и журналов религиозно¬пропагандистского толка позволяет организации вести эффективную информационную политику на свои внутренние аудитории. Эти печатные издания смело можно сравнивать с корпоративной прессой. Они также сообщают о последних событиях из жизни организации, рассказывают о ее лидерах и руководстве, а также об особо отличившихся «сотрудниках».
Эти издания активно распространяются в сети Интернет, что делает их прессой для всех. Также организация ИГИЛ выпускает очень качественные видео- и аудиоматериалы, которые отличаются высокой степенью организации, красочностью и иллюстративностью. Даже видео казней превращаются не в домашние любительские съемки, а в высокопрофессиональные короткометражные фильмы с постоянными действующими лицами.
Все это вместе делает организацию информационно открытой. Люди, а в особенности молодежь, проникаются идеями террористов. Организация ИГИЛ превращает многие аспекты своей деятельности в шутку и игру, что завлекает и обманывает целевую аудиторию. А об эффективности такой коммуникации говорит многочисленная статистика, согласно которой поток людей, примыкающих к ИГИЛ очень высок.
Целью данной дипломной работы было применить геолокационные сервисы в комплексной рекламной кампании школы танцев и, тем самым, развеять миф об узкой направленности геолокации в рекламных коммуникациях.
Целью данной выпускной квалификационной работы был анализ медиа активности запрещенной террористической организации ИГИЛ, а также прочих террористических организаций, анализ самого феномена «терроризм», и составление общих рекомендаций по использованию широкого спектра PR-инструментов в сфере борьбы с влиянием пропаганды террористов на население.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
• изучен термин «терроризм»;
• дано определение понятию «терроризм» и «террористическая организация», «пропаганда»;
• изучены существующие и действующие на сегодняшний день террористические организации;
• проведен мониторинг зарубежного и российского опыта противодействия террористическим организациям в медиа сфере;
• проанализирована медиа активность террористических организаций;
• изучена целевая аудитория данных террористических организаций;
• выделены наиболее подходящие информационные и коммуникационные методы противодействия влиянию представителей террористических организаций;
Опираясь на полученные результаты данной дипломной работы можно сделать итоговый вывод, что для противодействия влиянию пропаганды террористической организации ИГИЛ необходимо провести целый комплекс коммуникационных мероприятий с участием различных групп общественности. Также необходимо отслеживать социальные медиа и подключать к этому общественность.
Современный терроризм проникает в Интернет. Этого требует современная действительность. И для эффективного противодействия терроризму необходима единая политика государства и общественности в данном направлении.




