ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1 Инновационная деятельность педагогов ДОО и ее направления 7
1.2 Понятия мотивационной сферы и мотивационной готовности 15 . педагога к инновационной деятельности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МОТИВАЦИОННЫХ ОСНОВ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организация и методы исследования 30
.
2.2 Результаты эмпирического исследования 34
2.3 Рекомендации повышения мотивационной готовности педагогов 55
ДОО к инновационной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Актуальность.
Инновационная деятельность является важной составляющей функционирования любого современного учреждения образования. Это обусловлено, прежде всего, тем, что вся современная цивилизация, существование человека в целом тесто связано с теми иными инновациями, техническим прогрессом. Представления о мире стали как никогда подвижными и динамичными, каждый день открывает что-то новое. Система образования является важной социальной сферой и не может существовать и функционировать в отрыве от общих тенденций развития социума. Реформы российского образования, в том числе и дошкольного, направлены, прежде всего, на трансформацию этой системы под требования современности.
Инновационность является одним из главных требований, которые предъявляются ФГОС к образовательных программам и технологиям, которые используются в ДОО, а также необходимым условием для эффективной деятельности ДОО по воспитанию личности ребенка, его подготовки к дальнейшему школьному обучению.
Мотивационные основы деятельности педагога довольно подробно описаны в трудах отечественных педагогов, В.А. Сластенина, А.Г.Асмолова, В.К.Вилюнас, В.И.Ковалева, А.К. Марковой. Подробно мотивация труда в структуре управления организацией рассмотрена в отечественных и зарубежных исследованиях по управлению: Е. П. Ильин, С. Б. Каверин, О.С. Егоров, К. Замфир.
Проблема мотивационной готовности к инновациям педагога изучалась в работах И. Дерновского, В. В. Марковой, Ф. Р. Султановой и др. В работах М.С. Бургина, В.И. Загвязинского, С.Д. Полякова, В.М. Полонского, М.М. Поташника, Н.Р. Юсуфбековой, И. О. Котляровой, Н. В. Горбуновой, К. Ю. Белой рассматриваются различные аспекты развития инновационного процесса в учебных заведениях.
Мотивация является одним из основных факторов, определяющих успешность и эффективность любой деятельности. В профессиональной деятельности педагога в целом особенности мотивации имеют большое значение. Формальное управление, использование приказов, регламентаций, жесткое распределение обязанностей работников - такие действия естественны при управлении текущим функционированием образовательного учреждения, но их недостаточно при управлении инновационными процессами. Необходимо повышение мотивации педагогов к участию в этой деятельности. Зная индивидуальные особенности педагогов, уровень профессиональных притязаний каждого, можно стимулировать их стремление к творческому росту, освоению новых профессиональных умений и действий, способствовать преодолению состояния, которое в психологии называют "кризисом компетентности". Поэтому для стимулирования педагогов ДОО к инновационной деятельности важно изучить особенности мотивации каждого педагога.
Проблема исследования заключается в исследовании особенностей мотивации педагогов в осуществлении инновационной деятельности и их учете в планировании и организации инновационной деятельности дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: профессиональная мотивация и инновационная деятельность педагогов ДОО
Предмет исследования: мотивы инновационной деятельности педагога ДОО
Цель исследования: выявить мотивационные основы инновационной деятельности педагога ДОО.
Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Определить основные направления инновационной деятельности в современных дошкольных образовательных организациях.
2. Выявить содержание профессиональной мотивации педагога ДОО.
3. Провести эмпирическое исследование мотивов инновационной деятельности педагога ДОО.
4. Разработать рекомендации по повышению мотивации педагогов ДОО к инновационной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что: в основе инновационной деятельности педагогов ДОО лежат мотивы, основанные на ценностях педагогической профессии, социально-нравственные мотивы, мотивы профессионального и личностного роста и самоутверждения.
Методы:
- теоретические: анализ научной, методической, нормативно-правовой литературы;
- эмпирические: анкетирование, тестирование, анализ деятельности ДОО;
- методы математической обработки данных: процентное соотношение, статистические критерии Фишера и Манна-Уитни.
Для реализации поставленных цели и задач исследования были использованы следующие методики исследования:
- методика "Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности" (Т.Л. Бадоев)[16, с 460].
- методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. Реана)[16, с 443].
- методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан.) [16, с 382].
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологами, методистами и руководством ДОО для разработки мер стимулирования и мотивирования педагогов к инновационной деятельности, совершенствования мотивационной среды ДОО, а также могут быть использованы в совершенствовании менеджмента ДОО
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе теоретического анализа проблемы мы выявили, что инновационная деятельность дошкольного учреждения является необходимым условием оценки успешности и эффективности функционирования ДОО.
Определены основные направления инновационной деятельности в ДОО:
-изменения в организации образовательного процесса;
-изменения в технологиях обучения и воспитания;
-изменения в управлении образовательными учреждениями.
Выявлено содержание профессиональной мотивации педагога ДОО:
Социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально¬педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.
Выявлены основные факторы, влияющие на профессиональную мотивацию педагога ДОО:
-материальное стимулирование;
- интеллектуально-творческие способы повышения мотивации;
-ресурсные способы повышения мотивации;
-условия труда;
-психологический климат;
-здоровье работников ДОО и членов их семей;
-повышение квалификации педагогов.
Существуют различные определения инновационной деятельности, в обобщенном виде инновационную деятельность можно представить как деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом.
Под инновациями в ДОО понимаются различные нововведения, например, использование различных новых технологий обучения и воспитания, которые повышают эффективность воспитательного процесса, например, использование и внедрение ИКТ, проектного метода, интеграции воспитательных областей, исследовательская деятельность и т.д.
Проведя анализ психологических подходов к изучению проблемы готовности педагога дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности, можно сделать вывод о том, что инновационная деятельность способствует росту профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, а готовность, в свою очередь, характеризует потребности в педагогических новшествах, их восприимчивость, что определяет содержание инновационной направленности профессиональной деятельности педагога. Было отмечено, что мотивационный компонент готовности является одним из важнейших, именно потребность педагога к освоению инноваций определяет степень его готовности к данной деятельности. Однако, мотивационный компонент готовности к инновационной деятельности как самостоятельная проблема, исследован довольно мало.
Эмпирическое исследование показало, что у педагогов-инноваторов выше удовлетворенность, по сравнению с остальными. Различия статистически достоверны в следующих факторах:
- удовлетворенность работой в целом,
-возможность творчества в процессе работы,
- престижность профессии.
К ценностям педагогической профессии факторы относятся факторы: -удовлетворенность работой в целом, -возможность творчества в процессе работы.
Наиболее проблемным фактором удовлетворенности в обеих группах педагогов является размер заработной платы. Однако, данный фактор слабо поддается коррекции, так как мало зависит от администрации самого ДОО. Однако, следует заметить, что у педагогов-инноваторов удовлетворенность заработной платой выше, чем у педагогов традиционной системы.
То есть, можно заметить, что основную роль играют факторы самореализации и социальной значимости профессии, а материальные и организационные факторы имеют второстепенную роль.
На основании полученных результатов методики изучения мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) определяется мотивационный комплекс личности.
У педагогов 1 группы ВМ составляет 70%, ВПМ - 25% и ВОП всего 5%. Во 2 группе иные результаты ВМ - 20%, ВПМ составляет 47%, ВОМ - 33%.
В 1 группе - ВМ>ВПМ>ВОМ означает наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексом.
Во 2 группе - ВПМ>ВОМ>ВМ означает, что между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
У педагогов-инноваторов доминирует внутренняя мотивация, а у педагогов традиционной системы - внешняя положительные и отрицательные мотивации. То есть педагогов-инноваторов первостепенную роль играет внутреннее стремление к самореализации в профессии, а для остальных педагогов большую значимость имеют похвала, признание, материальное стимулирование, либо, наоборот, страх перед порицанием, выговором и т.д.
В ходе нашего исследования методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» у испытуемых 1 группы мотив полюс не выражен составляет 70%. Следующий показатель 25% диагностируется мотивация на успех (надежда на успех), и всего у 5% педагогов диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
У педагогов 2 группы так же преобладает невыраженный мотивационный полюс он составляет 66% испытуемых. Далее мы видим, что 27% педагогов диагностируются мотивация на неудачу (боязнь неудачи), и всего у 7% диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Тем самым можно сделать вывод, что педагоги 1 группы больше мотивированны на успех, чем на избегание неудачи, однако у испытуемых преобладание мотива полюс не выражен. У педагогов 2 группы преобладает мотивация избегания неудачи, но в большей степени преобладание мотива полюс не выражен. В итоге педагогов 2 группы с помощью определенных рекомендаций можно мотивировать на инновационную деятельность, а педагогам 1 группы так же укреплять мотив с помощью дополнительных рекомендаций.
Для подтверждения гипотезы мы применили методы математической обработки данных: процентное соотношение, критерий Фишера и U- критерия Манна-Уитни.
Таким образом, наша гипотеза о том, что в мотивационной основе инновационной деятельности педагогов ДОО лежат мотивы, основанные на ценностях педагогической профессии, социально-нравственные мотивы, мотивы профессионального и личностного роста и самоутверждения, нашла частичное подтверждение, мотивационными основаниями инновационной деятельности педагогов ДОО являются: удовлетворенность работой в целом, возможность творчества в процессе работы, доминирует внутренняя мотивация, а значит первостепенную
1. Алексанина, Н. С. Инновационная деятельность в образовании/ Н.С. Алексанина // Мир образования - образование в мире. - № 4. - 2006. - С. 119-124.
2. Арутюнян, В.Э. Особенности мотивации профессионального развития педагога в системе повышения квалификации: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012- 20 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности:Принципы общепсихического анализа/А.Г. Асмолов. -М.: МГУ, 1990. - 367с.
4. Баскаев, Р. В режиме инновационного развития // Учитель. -
2005. - №5. - С.25-31
5. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 198 с.
6. Беляева, И.Ф., Катульский Е.Д., Магун В.С. Мотивация трудовой деятельности и некоторые направления перестройки системы управления трудом // Ключевой вопрос социологии труда. - М., УРАО 2008. - 367 с.
7. Борисова, Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». - 2010. - № 8. - С. 16 -21.
8. Бычков, А.В. Инновационная культура//Профильная школа. -
2005. -№6. - С.33-38
9. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь,
2006. -458 с.
10. Деркунская, В.А., Поведенок, Н.П., Тимофеева, Н.Н.
Инновационные формы активизации профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной
работы//Управление дошкольным учреждением. -2005. -№5. - С.24
11. Дерновский, И.Д. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособие / И.Д. Дерновский - К.:«Академвидав», 2004. - 352 с.
12. Егоров, О.Кадры инновационной школы // Учитель. -2001. -№6.
-С.33
13. Езопова, С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. Учебное пособие. - М.: Академия, 2003. - 280 с.
14. Заславская, О.В. Инновации в сфере воспитывающего обучения//Завуч. -2008. -№2. - С.16
15. Игнатьева, Г.Муниципальный подход к организации методической работы с педагогическими кадрами по развитию инновационной деятельности.// Методист. -2008. -№10. - С.50-51
16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учебник / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 509 с.
17. Кванина, В. В. Инновации: определимся с понятиями?/
В. В. Кванина. //Администратор образования. -2007. -№ 1. - С. 75-83.
18. Киселева, Р.А. Региональный мастер-класс как форма диссеминации инновационного опыта управления школой// Методист. -2008. -№8. - С.13-18
19. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука., 1997. - 223 с.
20. Кларина, Л. Инновационная деятельность: становление, развитие, эффективность //Директор школы. -2001. -№10. - С.72
21. Ковалев, В.И., Дружинин, В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. -2002. - Т. 3, -№ 6.
22. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельность Текст. /
В.И. Ковалев. -М.: Наука., 1988. -192 с.
23. Кондратьев, И.А. Психологические условия развития позитивного отношения учителя к инновационной деятельности Текст.: автореф. дис. . канд. психол. наук / И.А. Кондратьев. Курск, 2005. - 24 с.
24. Коптяева, О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2009.
25. Корзин, А.Б. Формирование мотивационной готовности студентов ссузов к профессиональной деятельности Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / А.Б. Корзин. — Ярославль. 2006. - 27 с.
26. Коровина, Т. Ю. Мотивация инновационной деятельности педагогов новых типов учебных заведений Текст.: дис. .канд. психол. наук / Т. Ю. Коровина. Казань, 1999. - 178с.
27. Коростелева, Н. В. Методическое обеспечение экспериментально-инновационной деятельности в образовательных учреждениях. /Н. В. Коростелева //Методист. -2004. -№ 4. - С. 25-27.
28. Красношлыкова, О.Г. Организация инновационной деятельности образовательного учреждения// Завуч. -2002. -№7. - С.89
29. Кузьмин, С.В. Инновационная деятельность педагогического коллектива как фактор его развития Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / С.В. Кузьмин. — Ярославль, 2003. 22с.
30. Курманова, Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 3. -С. 28 - 30.
31. Лазарев, В. С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия./В. С. Лазарев //Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 11-21
32. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики Текст. / А.Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
33. Лобок, А.М. Проблематика инновационной деятельности// Муниципальное образование. - 2008. - №1. - С.5-6.
34. Лукьянова, М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия // Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно практический журнал. - 2007. - №1. - С.35.
35. Маркова, В. В., Проскурина, И. В. Развитие практической готовности к инновационной деятельности у педагогов дошкольного образования // Детский сад от А до Я . - 2010. - №1. - С. 91-96.
36. Маркова, А.К. Психология труда учителя: книга для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. - 192с.
37. Мартиросян, Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях// Педагогика. - 2008. - №7. -
С.25-32
38. Маханева, М.Д. Управление развитием ДОУ: проблемы, планирование, перспективы (приложение к журналу «Управление ДОУ»). - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128с.
39. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей.- М .: Айрис пресс, 2008. - 160с.
40. Митина, Л.М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя Текст. / Л.М. Митина, О.В. Кузьменкова // Вопросы психологии. - 1998. - №3. -С. 3 - 16.
41. Назарова, В. М. Управление инновационными процессами в ДОУ / В. М. Назарова //Управление дошкольным образовательным учреждением-.2005. - № 6. - С. 32-35
42. Новикова, Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности// Муниципальное образование. - 2008. - №1. - С.62
43. Платонов, К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
44. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова,
А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.
45. Пунина, Н.В. Учебно-методическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения// Методист. - 2008. - №1. - С.49¬54
46. Рапцевич, Ю Е. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапцевич. — Минск: Современное слово, 2001-.928 с.
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с
48. Саметис, О.С., Спружа, Р.Я. Совершенствование управления и повышения уровня организации труда в детском саду: Методические рекомендации для заведующих. - Рига, 1985. - 68 с.
49. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. - 3-еизд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.
50. Солдаткина, О. О. Экспертиза инновационной деятельности в ДОУ/О. О. Солдаткина//Управление дошкольным образовательным учреждением . -2005. - 6. - С. 22-32
51. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 10. - С. 12 - 13.
52. Султанова, Ф. Р. Управление инновационной деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Автореф. ...дис. канд. пед. наук. - Ижевск., 2005. - 20 с.
53. Файзуллина, Г. З. Оценка инновационной деятельности педагога/Г. З. Файзуллина. //Педагогическая диагностика. - 2007. - № 2. - С. 76-87.
54. Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. - 2010, - №3. - С 35-43.
55. Эммонс, Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности. - М.: Смысл, 2004. - 416 с.
56. Яковлева, Г. Готов ли педагог к инновациям? // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 101-104.
57. Ярошевский, М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. - М., 2001.
58. Atkinson, J. W. An Introduction to Motivation. — N.Y., 1964