ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Административно-правовое регулирование рекламной
деятельности в Российской Федерации 8
1.1. История становления и развития рекламной деятельности 8
1.2. Правовые основы осуществления рекламной деятельности в Российской
Федерации 17
1.3. Зарубежный опыт административно-правового регулирования рекламной
деятельности 32
ГЛАВА 2. Административно-правовое регулирование рекламной деятельности в городе Москве 43
2.1. Правовые основы административно-правового регулирования рекламной
деятельности в городе Москве 43
2.2. Система органов государственной власти Москвы, осуществляющих
административно-правовое регулирование рекламной деятельности 50
2.3. Направления совершенствования административно-правового
регулирования в городе Москве 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 79
ГЛАВА 1. Административно-правовое регулирование рекламной
деятельности в Российской Федерации 8
1.1. История становления и развития рекламной деятельности 8
1.2. Правовые основы осуществления рекламной деятельности в Российской
Федерации 17
1.3. Зарубежный опыт административно-правового регулирования рекламной
деятельности 32
ГЛАВА 2. Административно-правовое регулирование рекламной деятельности в городе Москве 43
2.1. Правовые основы административно-правового регулирования рекламной
деятельности в городе Москве 43
2.2. Система органов государственной власти Москвы, осуществляющих
административно-правовое регулирование рекламной деятельности 50
2.3. Направления совершенствования административно-правового
регулирования в городе Москве 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 79
На сегодняшний день в Российской Федерации активно развивается предпринимательство и усилилось внимание к социально значимой рекламе, чему государство и органы государственной власти оказывают поддержку на законодательном уровне, принимая различные законы и нормативно¬правовые акты с целью развития рекламы и повышения уровня осуществления рекламной деятельности в целом.
По словам польского инженера, архитектора и предпринимателя Людовика Метцеля (годы жизни - 1764г. - 1848г.) - «Реклама - двигатель торговли». Уже в 19 веке осознавалось влияние рекламы на доход от продаж товаров и услуг, соответственно, можно сделать вывод, что производство и размещение рекламы нуждается в регулировании на законодательном уровне.
Правовые нормы, осуществляющие контроль за регулированием рекламной деятельности в Российской Федерации сформировались сравнительно недавно. Соответственно, еще не прошло достаточно времени для формирования идеальной системы отношений между потребителем, рекламодателем и законодателем. Законодательство в сфере рекламы претерпевает постоянные изменения и дополнения, что говорит о том, что данный вопрос является не до конца отрегулированным и требующим колоссального внимания.
Рекламный рынок в Российской Федерации развивается очень динамично и занимает первое место в Восточное Европе и входит в число стран-лидеров по объему рекламного рынка. Однако, количество нарушений рекламного законодательства также находится на достаточно высоком уровне. Так, в 2007-2008 годах на территории Российской Федерации зафиксировано более 12 тысяч фактов, указывающих на нарушения законодательства РФ о рекламе. По итогам 2016 года, количество нарушений сократилось до 3,5 тысяч.
Реклама с точки зрения законодательства представляет собой распространяемую в любой форме, с помощью любых средств информацию о юридическом или физическом лице, о товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, к работам, товарам или услугам, предлагаемым этим лицом, а также к идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, работ, услуг, идей и начинаний.
Современное российское законодательство о рекламе сформулировало основные понятия, систему запретов и обязательных для исполнения предписаний, определило систему органов государственной власти, осуществляющих административно-правовое регулирование,
административную ответственность и порядок привлечения к ней, а также контрольно-надзорные полномочия органов государственной власти в сфере рекламы.
На сегодняшний день, изучение вопросов правового регулирования рекламной деятельности весьма активно развивается как в целом, так и происходит изучение отдельных аспектов рекламы и ее элементов.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что правовое регулирование рекламной деятельности в субъектах Российской Федерации имеет большую правовую значимость и дискуссионность в правовой науке.
Объектом исследования в работе являются общественные отношения, которые сложились в связи с установлением новой системы правового регулирования рекламной деятельности в городе Москве.
Предметом исследования в работе является законодательство в области рекламы и сфера законодательного регулирования коммерческой и социальной рекламы в целом.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию правового регулирования сферы рекламной
деятельности в субъектах Российской Федерации (на примере города Москвы).
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ и истории развития рекламной деятельности в Российской Федерации;
2. Анализ правовых основ осуществления рекламной деятельности в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (на примере города Москвы);
3. Изучение и анализ правовых основ функционирования органов государственной власти города Москвы, осуществляющих административно - правовое регулирование рекламной деятельности;
4. Выявление наиболее актуальных проблем в сфере правового регулирования рекламной деятельности и разработка предложений по их эффективному устранению.
Решению перечисленных задач подчинена структура работы, состоящая из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В процессе написания работы использованы следующие методы научного познания: описание, наблюдение, анализ, дедукция, синтез, сравнительно правовой метод.
Положения исследования, выносимые на защиту:
1. Авторское определение рекламы, как информации,
распространяемой любым законным способом, направленной на формирование у потребителя товаров, работ, а также услуг интереса к заявленному в содержании рекламы объекту, посредством объективного уведомления о его (объекта) уникальных, особенных качествах и свойствах, при условии недопущения введения потребителя в заблуждение о свойствах рекламируемого объекта, а также информирование потребителя о заявленной рекламодателем стоимости рекламируемого объекта, либо порядка ценообразования.
2. В целях совершенствования правового регулирования рекламной деятельности, предлагается дополнить статью 3 (Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе) Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» такими понятиями как:
- «агрессивная реклама» - информация рекламного характера, отличающаяся повышенным уровнем воздействия на потребителя (площадь рекламного пространства, частота повторений в течение определенного периода времени в эфире теле- и радиопрограмм);
- «этические и интеллектуальные требования к содержанию рекламы» - требования по формированию информационного содержания рекламной продукции, не допускающие применение и использование оскорбляющих честь и достоинство личности материалов, а также пропагандирующих насилие, грубость, неуважение к нормам морали, и способствующих деградации населения в сферах образования, здравоохранения, и, в частности, финансовой грамотности.
3. В целях обеспечения правового регулирования рекламной деятельности в субъектах Российской Федерации (на примере города Москвы) предлагается:
- запретить установки любых рекламных конструкций и рекламы любого содержания в исторической части города Москвы (в границах Бульварного кольца), в целях обеспечения охраны памятников и объектов культурного наследия, а также просвещения и воспитания у жителей города уважения к историческим объектам на территории столицы;
- в целях гармонизации настроений в обществе, а также обеспечения
благополучия населения, Правительству города Москвы предлагается разработать Государственную городскую программу, обеспечивающую активное развитие социальной рекламы в городе, ориентированной на повышение уровня культуры населения, развитие духовности, взаимоуважения и соблюдение норм морали;
- в целях предупреждения административных правонарушений предусмотренных ст. 8.13. (Несанкционированное размещение информации на объектах) Кодекса об административных правонарушений города Москвы, и обеспечения уважения к историческому облику столицы, предлагается увеличить размеры штрафных санкций для граждан до 50 000 рублей за размещение объявлений и иных информационных материалов вне специально отведенных для этого мест (ч.1) и несанкционированное нанесение надписей, изображений на конструктивные элементы подземных и наземных инженерных коммуникаций, зданий и сооружений, в том числе на таксофонное оборудование, а равно размещение на них иной информации, если это не повлекло повреждение или уничтожение имущества (ч.2).
По словам польского инженера, архитектора и предпринимателя Людовика Метцеля (годы жизни - 1764г. - 1848г.) - «Реклама - двигатель торговли». Уже в 19 веке осознавалось влияние рекламы на доход от продаж товаров и услуг, соответственно, можно сделать вывод, что производство и размещение рекламы нуждается в регулировании на законодательном уровне.
Правовые нормы, осуществляющие контроль за регулированием рекламной деятельности в Российской Федерации сформировались сравнительно недавно. Соответственно, еще не прошло достаточно времени для формирования идеальной системы отношений между потребителем, рекламодателем и законодателем. Законодательство в сфере рекламы претерпевает постоянные изменения и дополнения, что говорит о том, что данный вопрос является не до конца отрегулированным и требующим колоссального внимания.
Рекламный рынок в Российской Федерации развивается очень динамично и занимает первое место в Восточное Европе и входит в число стран-лидеров по объему рекламного рынка. Однако, количество нарушений рекламного законодательства также находится на достаточно высоком уровне. Так, в 2007-2008 годах на территории Российской Федерации зафиксировано более 12 тысяч фактов, указывающих на нарушения законодательства РФ о рекламе. По итогам 2016 года, количество нарушений сократилось до 3,5 тысяч.
Реклама с точки зрения законодательства представляет собой распространяемую в любой форме, с помощью любых средств информацию о юридическом или физическом лице, о товарах, работах, услугах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, к работам, товарам или услугам, предлагаемым этим лицом, а также к идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, работ, услуг, идей и начинаний.
Современное российское законодательство о рекламе сформулировало основные понятия, систему запретов и обязательных для исполнения предписаний, определило систему органов государственной власти, осуществляющих административно-правовое регулирование,
административную ответственность и порядок привлечения к ней, а также контрольно-надзорные полномочия органов государственной власти в сфере рекламы.
На сегодняшний день, изучение вопросов правового регулирования рекламной деятельности весьма активно развивается как в целом, так и происходит изучение отдельных аспектов рекламы и ее элементов.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что правовое регулирование рекламной деятельности в субъектах Российской Федерации имеет большую правовую значимость и дискуссионность в правовой науке.
Объектом исследования в работе являются общественные отношения, которые сложились в связи с установлением новой системы правового регулирования рекламной деятельности в городе Москве.
Предметом исследования в работе является законодательство в области рекламы и сфера законодательного регулирования коммерческой и социальной рекламы в целом.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию правового регулирования сферы рекламной
деятельности в субъектах Российской Федерации (на примере города Москвы).
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ и истории развития рекламной деятельности в Российской Федерации;
2. Анализ правовых основ осуществления рекламной деятельности в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (на примере города Москвы);
3. Изучение и анализ правовых основ функционирования органов государственной власти города Москвы, осуществляющих административно - правовое регулирование рекламной деятельности;
4. Выявление наиболее актуальных проблем в сфере правового регулирования рекламной деятельности и разработка предложений по их эффективному устранению.
Решению перечисленных задач подчинена структура работы, состоящая из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В процессе написания работы использованы следующие методы научного познания: описание, наблюдение, анализ, дедукция, синтез, сравнительно правовой метод.
Положения исследования, выносимые на защиту:
1. Авторское определение рекламы, как информации,
распространяемой любым законным способом, направленной на формирование у потребителя товаров, работ, а также услуг интереса к заявленному в содержании рекламы объекту, посредством объективного уведомления о его (объекта) уникальных, особенных качествах и свойствах, при условии недопущения введения потребителя в заблуждение о свойствах рекламируемого объекта, а также информирование потребителя о заявленной рекламодателем стоимости рекламируемого объекта, либо порядка ценообразования.
2. В целях совершенствования правового регулирования рекламной деятельности, предлагается дополнить статью 3 (Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе) Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» такими понятиями как:
- «агрессивная реклама» - информация рекламного характера, отличающаяся повышенным уровнем воздействия на потребителя (площадь рекламного пространства, частота повторений в течение определенного периода времени в эфире теле- и радиопрограмм);
- «этические и интеллектуальные требования к содержанию рекламы» - требования по формированию информационного содержания рекламной продукции, не допускающие применение и использование оскорбляющих честь и достоинство личности материалов, а также пропагандирующих насилие, грубость, неуважение к нормам морали, и способствующих деградации населения в сферах образования, здравоохранения, и, в частности, финансовой грамотности.
3. В целях обеспечения правового регулирования рекламной деятельности в субъектах Российской Федерации (на примере города Москвы) предлагается:
- запретить установки любых рекламных конструкций и рекламы любого содержания в исторической части города Москвы (в границах Бульварного кольца), в целях обеспечения охраны памятников и объектов культурного наследия, а также просвещения и воспитания у жителей города уважения к историческим объектам на территории столицы;
- в целях гармонизации настроений в обществе, а также обеспечения
благополучия населения, Правительству города Москвы предлагается разработать Государственную городскую программу, обеспечивающую активное развитие социальной рекламы в городе, ориентированной на повышение уровня культуры населения, развитие духовности, взаимоуважения и соблюдение норм морали;
- в целях предупреждения административных правонарушений предусмотренных ст. 8.13. (Несанкционированное размещение информации на объектах) Кодекса об административных правонарушений города Москвы, и обеспечения уважения к историческому облику столицы, предлагается увеличить размеры штрафных санкций для граждан до 50 000 рублей за размещение объявлений и иных информационных материалов вне специально отведенных для этого мест (ч.1) и несанкционированное нанесение надписей, изображений на конструктивные элементы подземных и наземных инженерных коммуникаций, зданий и сооружений, в том числе на таксофонное оборудование, а равно размещение на них иной информации, если это не повлекло повреждение или уничтожение имущества (ч.2).
В заключении проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
Рекламная деятельность представляет собой весьма широкое понятие, включающее в себя:
1. Во-первых, многоотраслевой аспект приложения рекламы в различных областях деятельности человека
2. Во-вторых, все фазы рекламного процесса - от возникновения и развития рекламной идеи до осуществления потребителем каких-либо конкретных действий (например, покупки), восприятия определенных идей, начинаний и т.п. в результате воздействия на него рекламной информации
3. В третьих, реальную практическую деятельность миллионов людей по созданию и продвижению рекламной продукции (информации).
4. В четвертых, законодательные аспекты регулирования данной сферы.
Важнейшими сферами приложения рекламной деятельности выступает экономика, бизнес, социальная и политическая сферы.
Совокупность отношений, регулируемых данной отраслью права, является предметом рекламной деятельности.
Основные особенности регулирования рекламных правоотношений заключаются в следующем:
1. Определение предмета регулирования по типу информации. Основным признаком, характеризующим предмет регулирования законодательства о рекламе, является собственно реклама как особого рода информация, присутствующая в регулируемых правоотношениях. В связи с этим первостепенное значение для всей отрасли имеет понятие рекламы и разграничение рекламы и иного рода информации. Достигается это путем определения в Законе как самого понятия рекламы, так и перечня специальных случаев, когда информация, имеющая сходство с рекламой по форме или содержанию, не признается таковой.
На основании данных норм Закона можно выделить следующие юридически значимые признаки рекламной информации:
1) объект рекламирования (товары, работы, услуги, их изготовители или продавцы, мероприятия);
2) предназначение рекламы неопределенному кругу лиц;
3) коммерческое назначение рекламы.
Содержание рекламных правоотношений составляют права и обязанности их участников:
1) обязанность соблюдать общие и специальные требования к рекламе, установленные законом и подзаконными нормативными актами;
2) обязанность хранить рекламные материалы или их копии, включая все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего распространения рекламы;
3) обязанность рекламодателя предоставлять рекламораспространителю документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требования закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации;
4) обязанность представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации;
5) обязанность исполнять предписания антимонопольных органов о прекращении нарушения законодательства о рекламе в срок, который указан в предписании;
6) обязанность рекламодателя, в случае признания рекламы офертой, заключать договоры на указанных в рекламе условиях с любым, кто отзовется, в течение двух месяцев со дня распространения рекламы или в иной срок, указанный в рекламе.
В целом, изменения законодательства в сфере рекламы сыграли большую роль в формировании современной системы правового регулирования рекламной деятельности в целом. Они учли опыт не только исторического прошлого нашей страны, но и зарубежных стран, в которых уже сложились и устоялись принципы правового регулирования осуществления рекламной деятельности.
Рекламная деятельность представляет собой весьма широкое понятие, включающее в себя:
1. Во-первых, многоотраслевой аспект приложения рекламы в различных областях деятельности человека
2. Во-вторых, все фазы рекламного процесса - от возникновения и развития рекламной идеи до осуществления потребителем каких-либо конкретных действий (например, покупки), восприятия определенных идей, начинаний и т.п. в результате воздействия на него рекламной информации
3. В третьих, реальную практическую деятельность миллионов людей по созданию и продвижению рекламной продукции (информации).
4. В четвертых, законодательные аспекты регулирования данной сферы.
Важнейшими сферами приложения рекламной деятельности выступает экономика, бизнес, социальная и политическая сферы.
Совокупность отношений, регулируемых данной отраслью права, является предметом рекламной деятельности.
Основные особенности регулирования рекламных правоотношений заключаются в следующем:
1. Определение предмета регулирования по типу информации. Основным признаком, характеризующим предмет регулирования законодательства о рекламе, является собственно реклама как особого рода информация, присутствующая в регулируемых правоотношениях. В связи с этим первостепенное значение для всей отрасли имеет понятие рекламы и разграничение рекламы и иного рода информации. Достигается это путем определения в Законе как самого понятия рекламы, так и перечня специальных случаев, когда информация, имеющая сходство с рекламой по форме или содержанию, не признается таковой.
На основании данных норм Закона можно выделить следующие юридически значимые признаки рекламной информации:
1) объект рекламирования (товары, работы, услуги, их изготовители или продавцы, мероприятия);
2) предназначение рекламы неопределенному кругу лиц;
3) коммерческое назначение рекламы.
Содержание рекламных правоотношений составляют права и обязанности их участников:
1) обязанность соблюдать общие и специальные требования к рекламе, установленные законом и подзаконными нормативными актами;
2) обязанность хранить рекламные материалы или их копии, включая все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего распространения рекламы;
3) обязанность рекламодателя предоставлять рекламораспространителю документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требования закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации;
4) обязанность представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации;
5) обязанность исполнять предписания антимонопольных органов о прекращении нарушения законодательства о рекламе в срок, который указан в предписании;
6) обязанность рекламодателя, в случае признания рекламы офертой, заключать договоры на указанных в рекламе условиях с любым, кто отзовется, в течение двух месяцев со дня распространения рекламы или в иной срок, указанный в рекламе.
В целом, изменения законодательства в сфере рекламы сыграли большую роль в формировании современной системы правового регулирования рекламной деятельности в целом. Они учли опыт не только исторического прошлого нашей страны, но и зарубежных стран, в которых уже сложились и устоялись принципы правового регулирования осуществления рекламной деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование государственной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне (на примере г. Набережные Челны)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование размещения наружной рекламы
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование размещения наружной рекламы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование международного спорта в рамках олимпийского движения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Результативность коммуникационных технологий как инструмента рекламного менеджмента на примере компании Hyundai в городе Казань
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовая природа спонсорства в сфере проведения спортивных мероприятий
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ДОНОРСТВА КРОВИ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ И КУРСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022



