Управление городами-миллионниками в России (на примере конкретного городского округа)
|
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДАМИ-МИЛЛИОННИКАМИ
1.1 Экономическое развитие городов-миллионников: понятие, виды и
факторы
1.2 Управление экономическим развитием городов-миллионников: цели,
задачи и инструменты
1.3 Методика оценки эффективности управления экономическим
развитием городов-миллионников
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДОВ - МИЛЛИОННИКОВ НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
2.1 Социально-экономическое положение города Челябинска
2.2 Анализ эффективности управления экономическим развитием города
Челябинска
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
3.1 Разработка направлений совершенствования управления
экономическим развитием города Челябинска 74
3.2 Оценка эффективности предложенных направлений 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДАМИ-МИЛЛИОННИКАМИ
1.1 Экономическое развитие городов-миллионников: понятие, виды и
факторы
1.2 Управление экономическим развитием городов-миллионников: цели,
задачи и инструменты
1.3 Методика оценки эффективности управления экономическим
развитием городов-миллионников
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДОВ - МИЛЛИОННИКОВ НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
2.1 Социально-экономическое положение города Челябинска
2.2 Анализ эффективности управления экономическим развитием города
Челябинска
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
3.1 Разработка направлений совершенствования управления
экономическим развитием города Челябинска 74
3.2 Оценка эффективности предложенных направлений 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90
Актуальность темы исследования обусловлена в первую очередь действием двух групп факторов.
Первая группа факторов определяется особенностями социально-экономического статуса российских городов-миллионников. К этим особенностям относятся то, что:
а) города-миллионики представляют территориальный ресурс развития и выступают в роли опорных узлов территориальной организации общества;
б) основная часть населения России сконцентрирована в городах, и прежде всего, в городах-миллионниках;
в) города-миллионники России являются административными, политическими, культурными, финансовыми центрами субъектов РФ, которые в силу своей значимости формируют центры власти и управления, производства, инфраструктуры, торговли, культуры, науки и инноваций.
Вторая группа факторов связана с резким изменением направленности и характера урбанизационных процессов в России на переходном этапе социально-экономического развития. Для этого этапа характерны следующие тенденции:
- рост концентрации населения в крупнейших городах России, в том числе в городах-миллионниках;
- развитие сервисной экономики при свертывании производственных функций;
- формирование различных форм малого и среднего предпринимательства;
- развитие агломерационных процессов, как результат социально-экономической интеграции территорий.
Город Челябинск является многофункциональным административным, экономическим, транспортным, научным и культурным центром Челябинской области. Выявление современного экономического развития города Челябинска, выявление сложившихся проблем и, на этой основе, разработка направлений
совершенствования управления экономическим развитием города Челябинска - основное направление данного исследования.
Объектом исследования выступает экономика города Челябинска.
Предметом исследования является экономическое развитие города - миллионника.
Цель выпускной работы - нормативно-методическое исследование управления экономическим развитием городов-миллионников для разработки направлений совершенствования управления на примере города Челябинска.
Цель исследования определила решение следующих задач:
1) изучить теоретико-методологические аспекты управления экономическим развитием городов-миллионников;
2) произвести анализ управления экономическим развитием города Челябинска;
3) разработать направления совершенствования управления экономическим развитием города Челябинска.
Первая группа факторов определяется особенностями социально-экономического статуса российских городов-миллионников. К этим особенностям относятся то, что:
а) города-миллионики представляют территориальный ресурс развития и выступают в роли опорных узлов территориальной организации общества;
б) основная часть населения России сконцентрирована в городах, и прежде всего, в городах-миллионниках;
в) города-миллионники России являются административными, политическими, культурными, финансовыми центрами субъектов РФ, которые в силу своей значимости формируют центры власти и управления, производства, инфраструктуры, торговли, культуры, науки и инноваций.
Вторая группа факторов связана с резким изменением направленности и характера урбанизационных процессов в России на переходном этапе социально-экономического развития. Для этого этапа характерны следующие тенденции:
- рост концентрации населения в крупнейших городах России, в том числе в городах-миллионниках;
- развитие сервисной экономики при свертывании производственных функций;
- формирование различных форм малого и среднего предпринимательства;
- развитие агломерационных процессов, как результат социально-экономической интеграции территорий.
Город Челябинск является многофункциональным административным, экономическим, транспортным, научным и культурным центром Челябинской области. Выявление современного экономического развития города Челябинска, выявление сложившихся проблем и, на этой основе, разработка направлений
совершенствования управления экономическим развитием города Челябинска - основное направление данного исследования.
Объектом исследования выступает экономика города Челябинска.
Предметом исследования является экономическое развитие города - миллионника.
Цель выпускной работы - нормативно-методическое исследование управления экономическим развитием городов-миллионников для разработки направлений совершенствования управления на примере города Челябинска.
Цель исследования определила решение следующих задач:
1) изучить теоретико-методологические аспекты управления экономическим развитием городов-миллионников;
2) произвести анализ управления экономическим развитием города Челябинска;
3) разработать направления совершенствования управления экономическим развитием города Челябинска.
После проведения комплексного анализа теоретико-методологических аспектов управления экономическим развитием городов-миллионников необходимо сформулировать следующие выводы.
Города-миллионники - это «двигатели будущего», это перспективные центры не только экономического роста, но и культурного, социального, политического, научно-инновационного развития страны. На их экономическое развитие влияет множество факторов, таких как численность населения города; расстояние от экономического центра страны (столицы); коммерческая привлекательность; инфраструктура; демографическая ситуация; уровень образования, культурной среды и туристического потенциала; финансовый сектор; социальная сфера; климатические особенности и безопасность.
Анализируя опыт зарубежных стран по управлению развитием городов- миллионников, было выявлено, что социально-экономическое планирование выступает основным методом осуществления управления экономического развития в зарубежных странах.
Целью управления экономическим развитием городов-миллионников является обеспечение благосостояния местного сообщества - личного и общественного. Главные задачи экономического развития городов-миллионников - это создание рабочих мест и увеличение налоговой базы, которые напрямую обеспечивают как уровень жизни каждого человека, так и объем ресурсов, поступающий в распоряжение всего местного сообщества.
Для управления экономическим развитием города-миллионника имеется достаточно широкий спектр инструментов, но каждый из компонентов управления характеризуется каким-то одним ключевым, определяющим все остальные. Рассмотрены ключевые инструменты для планирования, организации, мотивации и контроля экономическим развитием города-миллионника.
Современный Челябинск - крупный промышленный мегаполис, деловой, научный и культурный центр Южного Урала. По индустриальной мощи он находится в первой пятерке городов страны.
Город Челябинск - административный центр и самый крупный город Челябинской области. В настоящее время город является одним из ведущих промышленных, научных, культурных и деловых центров Российской Федерации. Г ород Челябинск является крупнейшим в России индустриальным центром. Промышленный комплекс является лидером развития территории, на его долю приходится 66 % объема оборота организаций города.
Эффективность управления экономическим развитием города Челябинска оценивалось с помощью вложений в экономику города бюджетных средств. Рассмотрев структуру расходов бюджета в 2014-2016 годы были выявлены основные статьи расходов - это образование (более половины всех расходов), национальная экономика, социальная политика и др.
Для проведения анализа эффективности управления экономическим развитием города Челябинска все расходы были разделены на виды: расходы, направленные на экономическое развитие города и расходы, направленные на социальное развитие города.
Рассмотренная динамика расходов бюджета города Челябинска показала, что в бюджете представлены преимущественно расходы на социальное развитие города. Расходы, направленные на экономическое развитие города в 2015 году сокращаются с 7108,4 млн. руб. до 5511,4 млн. руб. Но в 2016 году имеется тенденция на их незначительный рост.
Рассмотрев структуру расходов на экономическое развитие города было выявлено, что 2014 году расходы на национальную экономику составили 76,37 %, в 2015 году - 72,46 %, в 2016 году - 67,89 %. В целом расходы сократились за 2016-2014 годы на 8,49 %. Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга выросли с 1,26 % в 2014 году до 5,5 % в 2016 году. Расходы на ЖКХ сократились с 7,68 % в 2014 году до 6,43 % в 2016 году.
Расходы на общегосударственные расходы в 2014 году составили 13,81 %, в 2015 году - 17,72 %, а в 2016 году - 19,21 %.
Результатам проведенного исследования становится вывод, что экономическое развитие города Челябинска имеет на сегодняшний день проблемы в управлении. Эти проблемы связаны с сокращением финансирования экономического развития города, со снижением объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», с уменьшением ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, сокращением инвестирования в основной капитал. Кроме этого наблюдается сокращение оборота платных услуг населения в денежном выражении. Рассмотренная эффективность управления экономическим развитием города Челябинска демонстрирует снижение коэффициента построенного жилья на 1 жителя, коэффициента объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» на 1 жителя, коэффициента объема платных услуг населению на 1 жителя, коэффициента инвестирования на 1 жителя.
Таким образом, проведенный анализ показал, что наблюдается снижение эффективности управления экономическим развитием города Челябинска. В связи с этим, необходимо рассмотреть совершенствование управления экономическим развитием города с помощью конкретных мер.
В качестве основного направления совершенствования управления экономическим развитием города Челябинска в проектной главе предложено открытие аквапарка.
Проведенные расчеты показывают, что инвестиции в основной капитал в прогнозный период вырастут на 1601,8 млн. руб. за счет вложения средств в открытие аквапарка. Объем инвестиций в основной капитал на 1 жителя города в прогнозный период увеличится на 1,34 млн. руб. Численность безработных сократится на 500 человек за счет трудоустройства безработных в аквапарк. Уровень безработных граждан на 1 жителя сократится в прогнозный период на 0,0004.
Реализация предлагаемого направления совершенствования управления экономическим развитием города Челябинска (открытие аквапарка) способствует:
- росту доходов города (налоги, прибыль);
- снижению безработицы (планируется создание 500 рабочих мест);
- развитию туристической и развлекательной сферы активного отдыха в городе.
Города-миллионники - это «двигатели будущего», это перспективные центры не только экономического роста, но и культурного, социального, политического, научно-инновационного развития страны. На их экономическое развитие влияет множество факторов, таких как численность населения города; расстояние от экономического центра страны (столицы); коммерческая привлекательность; инфраструктура; демографическая ситуация; уровень образования, культурной среды и туристического потенциала; финансовый сектор; социальная сфера; климатические особенности и безопасность.
Анализируя опыт зарубежных стран по управлению развитием городов- миллионников, было выявлено, что социально-экономическое планирование выступает основным методом осуществления управления экономического развития в зарубежных странах.
Целью управления экономическим развитием городов-миллионников является обеспечение благосостояния местного сообщества - личного и общественного. Главные задачи экономического развития городов-миллионников - это создание рабочих мест и увеличение налоговой базы, которые напрямую обеспечивают как уровень жизни каждого человека, так и объем ресурсов, поступающий в распоряжение всего местного сообщества.
Для управления экономическим развитием города-миллионника имеется достаточно широкий спектр инструментов, но каждый из компонентов управления характеризуется каким-то одним ключевым, определяющим все остальные. Рассмотрены ключевые инструменты для планирования, организации, мотивации и контроля экономическим развитием города-миллионника.
Современный Челябинск - крупный промышленный мегаполис, деловой, научный и культурный центр Южного Урала. По индустриальной мощи он находится в первой пятерке городов страны.
Город Челябинск - административный центр и самый крупный город Челябинской области. В настоящее время город является одним из ведущих промышленных, научных, культурных и деловых центров Российской Федерации. Г ород Челябинск является крупнейшим в России индустриальным центром. Промышленный комплекс является лидером развития территории, на его долю приходится 66 % объема оборота организаций города.
Эффективность управления экономическим развитием города Челябинска оценивалось с помощью вложений в экономику города бюджетных средств. Рассмотрев структуру расходов бюджета в 2014-2016 годы были выявлены основные статьи расходов - это образование (более половины всех расходов), национальная экономика, социальная политика и др.
Для проведения анализа эффективности управления экономическим развитием города Челябинска все расходы были разделены на виды: расходы, направленные на экономическое развитие города и расходы, направленные на социальное развитие города.
Рассмотренная динамика расходов бюджета города Челябинска показала, что в бюджете представлены преимущественно расходы на социальное развитие города. Расходы, направленные на экономическое развитие города в 2015 году сокращаются с 7108,4 млн. руб. до 5511,4 млн. руб. Но в 2016 году имеется тенденция на их незначительный рост.
Рассмотрев структуру расходов на экономическое развитие города было выявлено, что 2014 году расходы на национальную экономику составили 76,37 %, в 2015 году - 72,46 %, в 2016 году - 67,89 %. В целом расходы сократились за 2016-2014 годы на 8,49 %. Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга выросли с 1,26 % в 2014 году до 5,5 % в 2016 году. Расходы на ЖКХ сократились с 7,68 % в 2014 году до 6,43 % в 2016 году.
Расходы на общегосударственные расходы в 2014 году составили 13,81 %, в 2015 году - 17,72 %, а в 2016 году - 19,21 %.
Результатам проведенного исследования становится вывод, что экономическое развитие города Челябинска имеет на сегодняшний день проблемы в управлении. Эти проблемы связаны с сокращением финансирования экономического развития города, со снижением объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», с уменьшением ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, сокращением инвестирования в основной капитал. Кроме этого наблюдается сокращение оборота платных услуг населения в денежном выражении. Рассмотренная эффективность управления экономическим развитием города Челябинска демонстрирует снижение коэффициента построенного жилья на 1 жителя, коэффициента объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» на 1 жителя, коэффициента объема платных услуг населению на 1 жителя, коэффициента инвестирования на 1 жителя.
Таким образом, проведенный анализ показал, что наблюдается снижение эффективности управления экономическим развитием города Челябинска. В связи с этим, необходимо рассмотреть совершенствование управления экономическим развитием города с помощью конкретных мер.
В качестве основного направления совершенствования управления экономическим развитием города Челябинска в проектной главе предложено открытие аквапарка.
Проведенные расчеты показывают, что инвестиции в основной капитал в прогнозный период вырастут на 1601,8 млн. руб. за счет вложения средств в открытие аквапарка. Объем инвестиций в основной капитал на 1 жителя города в прогнозный период увеличится на 1,34 млн. руб. Численность безработных сократится на 500 человек за счет трудоустройства безработных в аквапарк. Уровень безработных граждан на 1 жителя сократится в прогнозный период на 0,0004.
Реализация предлагаемого направления совершенствования управления экономическим развитием города Челябинска (открытие аквапарка) способствует:
- росту доходов города (налоги, прибыль);
- снижению безработицы (планируется создание 500 рабочих мест);
- развитию туристической и развлекательной сферы активного отдыха в городе.
Подобные работы
- Управление городами-миллионниками в России (на примере конкретного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В КАЗАНИ В СРАВНЕНИИ С ГОРОДАМИ-МИЛЛИОННИКАМИ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ИХ
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В
ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление туристической привлекательностью городов-миллионников на муниципальном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016



