Управление доходами бюджета субъекта РФ (на примере Челябинской области)
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА
1.1 Доходы бюджета субъекта РФ и факторы их устойчивости 10
1.2 Управление доходами бюджета региона: содержание
и инструменты 15
1.3 Методические подходы к оценке доходов бюджета субъекта РФ 19
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Оценка структуры и динамики доходов бюджета 30
2.2 Анализ устойчивости доходов бюджета 61
3 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
3.1 Методы управления устойчивостью региональных бюджетов:
отечественный и зарубежный опыт 72
3.2 Предложения по повышению устойчивости бюджета Челябинской
области 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА
1.1 Доходы бюджета субъекта РФ и факторы их устойчивости 10
1.2 Управление доходами бюджета региона: содержание
и инструменты 15
1.3 Методические подходы к оценке доходов бюджета субъекта РФ 19
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Оценка структуры и динамики доходов бюджета 30
2.2 Анализ устойчивости доходов бюджета 61
3 НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
3.1 Методы управления устойчивостью региональных бюджетов:
отечественный и зарубежный опыт 72
3.2 Предложения по повышению устойчивости бюджета Челябинской
области 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих
государству осуществлять регулирование экономики, финансов, проводить социальную политику, является бюджет. Бюджет выступает финансовой базой функционирования государства и местного самоуправления и осуществления ими тех функций, которые общество уполномочило их осуществлять.
Бюджет играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Являясь основным финансовым планом государства (региона, муниципального образования), бюджет дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.
При этом происходящие в стране процессы децентрализации управления, разграничения полномочий и ответственности между различными уровнями власти придают все большую практическую значимость вопросам функционирования бюджетов территорий. Рост бюджетного дефицита региональных и местных бюджетов, особенно в период кризиса, является причиной низкой платежеспособности и кредитоспособности этих субъектов власти и приводит к неполной реализации ими своих полномочий. В то же время от качественных характеристик бюджета территории, заложенных в него параметров зависит эффективное решение проблем местного характера: социальных вопросов, вопросов жилищно-коммунального хозяйства, сферы образования и здравоохранения, что в конечном итоге обеспечивает уровень и качество жизни граждан страны.
Объект исследования: бюджет субъекта РФ.
Предмет исследования: управление доходами бюджета субъекта РФ на примере Челябинской области.
Цель исследования: изучение теоретического содержания, факторов и механизма управления доходами бюджета субъекта РФ на примере Челябинской области.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность доходов бюджета субъекта РФ и факторов их устойчивости;
2) изучить теоретические подходы к управлению доходами бюджета субъекта РФ;
3) разработать методические подходы к оценке доходов бюджета субъекта РФ;
4) провести оценку структуры и динамики доходов бюджета
5) проанализировать устойчивости доходов бюджета Челябинской области;
6) исследовать существующие методы управления устойчивостью региональных бюджетов в контексте отечественного и зарубежного опыта;
7) разработать предложения по повышению устойчивости бюджета Челябинской области.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА
1.1 Доходы бюджета субъекта РФ и факторы их устойчивости
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [29, с. 35].
Центральное звено территориальных бюджетов занимают региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
В доходах бюджета налогам принадлежит основная роль.
Под налогами понимается индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [27, с. 19].
Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с Налоговым кодексом к региональным налогам и сборам относятся следующие три налога:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.
Налог на имущество организаций наиболее весом в региональных налогах, его удельный вес в общих доходах региональных бюджетов достигает 10 %.
Предельный размер ставки налога на имущество организаций федеральным законом определен как 2,2 %. Законами субъектов РФ ставки налога могут изменяться в этих пределах.
Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в 5 раз.
Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса [24, с. 65].
К налоговым доходам, которые поступают в бюджет субъекта РФ, но не являются его налогами относится: налог на доходы физических лиц 85% (остальное МО), налог на прибыль из ставки 20% субъекту РФ 17%. акцизы на отдельные виды товаров, госпошлина по отдельным видам операций, налог на добычу полезных ископаемых по общераспространённым ресурсам в пропорции 60% региону, 40% остается федерации.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы [23, с. 15].
Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.
У неналоговых доходов не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами.
Помимо налоговых и неналоговых доходов источником являются безвозмездные поступления.
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Все источники формирования доходов региональных бюджетов можно классифицировать на четыре группы: собственные, перераспределяемые,
заемные, привлеченные средства.
Собственные доходы - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также
безвозмездные перечисления. Собственные доходы - это все доходы за исключением субвенций.
Следует отметить, что собственные доходы отражают уровень
самостоятельности региональных органов власти.
К перераспределяемым доходам относятся финансовые ресурсы, поступающие в региональные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления переданных на другой уровень власти полномочий на период бюджетного периода [21, с. 32].
К заемным источникам относятся средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др.
Привлеченные источники - это средства, переданные региональным органам власти юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения региональных экономических и социальных задач.
К привлеченным источникам можно отнести следующие виды доходов:
- средства самообложения граждан;
- добровольные пожертвования юридических и физических лиц и др.
Необходимо сказать, что вышеперечисленная классификация региональных доходов позволяет:
- проводить более точный анализ формирования доходной части региональных бюджетов;
- определять реальную финансовую самодостаточность и финансовое состояние регионов;
- устанавливать уровень финансовой самостоятельности региональных органов власти;
- повышать уровень управления доходами региональных бюджетов на основе разработки более обоснованных мероприятий по воздействию региональных органов власти по мобилизации бюджетных доходов.
Далее в ходе изучения доходной части бюджетов субъектов РФ необходимо перейти к рассмотрению такого понятия как финансовая устойчивость бюджета субъекта РФ и определить факторы, обеспечивающие финансовую устойчивость региона.
Под финансовой устойчивостью бюджета субъекта РФ следует понимать способность субъекта РФ обеспечивать сохранение финансовой достаточности бюджета при изменении как внутренних так и внешних факторов, обеспечивающих постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность субъекта.
государству осуществлять регулирование экономики, финансов, проводить социальную политику, является бюджет. Бюджет выступает финансовой базой функционирования государства и местного самоуправления и осуществления ими тех функций, которые общество уполномочило их осуществлять.
Бюджет играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Являясь основным финансовым планом государства (региона, муниципального образования), бюджет дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.
При этом происходящие в стране процессы децентрализации управления, разграничения полномочий и ответственности между различными уровнями власти придают все большую практическую значимость вопросам функционирования бюджетов территорий. Рост бюджетного дефицита региональных и местных бюджетов, особенно в период кризиса, является причиной низкой платежеспособности и кредитоспособности этих субъектов власти и приводит к неполной реализации ими своих полномочий. В то же время от качественных характеристик бюджета территории, заложенных в него параметров зависит эффективное решение проблем местного характера: социальных вопросов, вопросов жилищно-коммунального хозяйства, сферы образования и здравоохранения, что в конечном итоге обеспечивает уровень и качество жизни граждан страны.
Объект исследования: бюджет субъекта РФ.
Предмет исследования: управление доходами бюджета субъекта РФ на примере Челябинской области.
Цель исследования: изучение теоретического содержания, факторов и механизма управления доходами бюджета субъекта РФ на примере Челябинской области.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность доходов бюджета субъекта РФ и факторов их устойчивости;
2) изучить теоретические подходы к управлению доходами бюджета субъекта РФ;
3) разработать методические подходы к оценке доходов бюджета субъекта РФ;
4) провести оценку структуры и динамики доходов бюджета
5) проанализировать устойчивости доходов бюджета Челябинской области;
6) исследовать существующие методы управления устойчивостью региональных бюджетов в контексте отечественного и зарубежного опыта;
7) разработать предложения по повышению устойчивости бюджета Челябинской области.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА
1.1 Доходы бюджета субъекта РФ и факторы их устойчивости
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [29, с. 35].
Центральное звено территориальных бюджетов занимают региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
В доходах бюджета налогам принадлежит основная роль.
Под налогами понимается индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного введения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [27, с. 19].
Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с Налоговым кодексом к региональным налогам и сборам относятся следующие три налога:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.
Налог на имущество организаций наиболее весом в региональных налогах, его удельный вес в общих доходах региональных бюджетов достигает 10 %.
Предельный размер ставки налога на имущество организаций федеральным законом определен как 2,2 %. Законами субъектов РФ ставки налога могут изменяться в этих пределах.
Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в 5 раз.
Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса [24, с. 65].
К налоговым доходам, которые поступают в бюджет субъекта РФ, но не являются его налогами относится: налог на доходы физических лиц 85% (остальное МО), налог на прибыль из ставки 20% субъекту РФ 17%. акцизы на отдельные виды товаров, госпошлина по отдельным видам операций, налог на добычу полезных ископаемых по общераспространённым ресурсам в пропорции 60% региону, 40% остается федерации.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы [23, с. 15].
Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливаются в соответствующих бюджетах.
У неналоговых доходов не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами.
Помимо налоговых и неналоговых доходов источником являются безвозмездные поступления.
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Все источники формирования доходов региональных бюджетов можно классифицировать на четыре группы: собственные, перераспределяемые,
заемные, привлеченные средства.
Собственные доходы - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом законодательством РФ. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также
безвозмездные перечисления. Собственные доходы - это все доходы за исключением субвенций.
Следует отметить, что собственные доходы отражают уровень
самостоятельности региональных органов власти.
К перераспределяемым доходам относятся финансовые ресурсы, поступающие в региональные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления переданных на другой уровень власти полномочий на период бюджетного периода [21, с. 32].
К заемным источникам относятся средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др.
Привлеченные источники - это средства, переданные региональным органам власти юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения региональных экономических и социальных задач.
К привлеченным источникам можно отнести следующие виды доходов:
- средства самообложения граждан;
- добровольные пожертвования юридических и физических лиц и др.
Необходимо сказать, что вышеперечисленная классификация региональных доходов позволяет:
- проводить более точный анализ формирования доходной части региональных бюджетов;
- определять реальную финансовую самодостаточность и финансовое состояние регионов;
- устанавливать уровень финансовой самостоятельности региональных органов власти;
- повышать уровень управления доходами региональных бюджетов на основе разработки более обоснованных мероприятий по воздействию региональных органов власти по мобилизации бюджетных доходов.
Далее в ходе изучения доходной части бюджетов субъектов РФ необходимо перейти к рассмотрению такого понятия как финансовая устойчивость бюджета субъекта РФ и определить факторы, обеспечивающие финансовую устойчивость региона.
Под финансовой устойчивостью бюджета субъекта РФ следует понимать способность субъекта РФ обеспечивать сохранение финансовой достаточности бюджета при изменении как внутренних так и внешних факторов, обеспечивающих постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность субъекта.
Доходы бюджета субъекта РФ - это денежные средства, которые поступают в бюджет субъекта РФ в безвозмездном и безвозвратном порядке. Доходная часть бюджетов субъектов РФ формируется за счет налоговых, неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений, причем основная доля в доходной части бюджетов субъектов РФ принадлежит налоговым доходам. В ходе анализа было установлено, что при изучении доходной части бюджетов субъектов РФ важным показателем является финансовая устойчивость бюджета. Под финансовой устойчивостью понимается способность субъекта РФ обеспечивать постоянную платежеспособность на своей территории. На финансовую устойчивость бюджета оказывают влияние две основные группы факторов - внешние и внутренние.
В рамках изучения доходной части бюджетов субъектов РФ было установлено, что непосредственное управление финансами на уровне субъекта РФ осуществляет Министерство финансов субъекта РФ, а также соответствующие территориальные органы власти. Важным этапом в рамках управления доходами бюджета субъекта РФ является планирование налоговых и неналоговых доходов, причем планирование осуществляется с использованием определенных методов и приемов, таких как метод экстраполяции, метод тренда, экономического моделирования и т. д.
Для анализа доходной части бюджетов субъектов РФ наиболее часто прибегают к использованию горизонтального, вертикального анализа, расчетам бюджетных коэффициентов.
В рамках теоретической главы освящены методики определения степени независимости и устойчивости бюджета субъекта РФ, рассмотрены коэффициенты деловой активности региона, бюджетной обеспеченности, позволяющие проводить оценку эффективности бюджетной политики региона. Автором представленных методик является Г.Б. Поляк.
Все теоретико-методологические аспекты управления доходами бюджета субъекта РФ, рассмотренные в рамках первого раздела представляют собой базу теоретического материала, знание которого позволяет нам перейти непосредственно к практическому анализу доходной части бюджетов субъектов РФ. Анализ доходной части бюджета субъекта РФ будет проведен с использованием статистических данных на примере Челябинской области.
Анализ основных характеристик бюджета Челябинской области показал, что общий объем поступивших доходов в бюджет региона за период с 2013-2015 гг. имел тенденцию роста. В целом доходы Челябинской области за период с 20132015 гг. увеличились на 8,98 %.
Практически по всем статьям доходов бюджета Челябинской области наблюдается положительная динамика. Наибольший прирост отмечается по следующим статьям доходов: налоги на совокупный доход за период с 2013-2015 гг. увеличились на 194,29 %; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами увеличились на 64,18 %; транспортный налог увеличился на 48,42 %; доходы от оказания платных услуг увеличились на 88,28 %, административные платежи и сборы увеличились на 111,18 %.
Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета Челябинской области за весь период исследования приходился на налоговые доходы, их доля составляла 72,75 %, 74,02 % в 2013 и 2014 году соответственно и достигла 75,53 % от общих доходов бюджета Челябинской области в 2015 году. В целом за период с 2013-2015 гг. наблюдался прирост налоговых доходов на 13,15 %.
Наибольшая доля в структуре налоговых доходов приходилась на прямые налоги, их удельный вес был равен 83,58 %, 79,49 % и 79,82 % в 2013, 2014 и 2015 гг. соответственно.
На долю федеральных налогов в структуре налоговых доходов бюджета Челябинской области приходилось 81,55 % в 2013 году, 80,83 % в 2014 году, в 2015 году на долю федеральных налогов пришлось 80,65 %.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов бюджета Челябинской области приходился на налоги на прибыль, доходы. Их удельный вес в налоговых доходах за все три рассматриваемых года превышал 60 % и составил 65,93 % в 2013 году, 61,34 % в 2014 году и 60,69 % в 2015 году.
Наименьший удельный вес приходился на налоги и сборы за пользование природными ресурсами, а также на задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, их доля незначительна за все три года.
Наибольший прирост за период с 2013-2015 гг. наблюдается по статье налоги на совокупный доход 194,29 %. Также следует отметить прирост по статье налоги, сборы и регулярные платежи за пользование объектами животного мира, прирост составил 64,18 %; прирост по налогу на имущество составил 23,29 %.
Доходы от использования имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности являются основным источником формирования неналоговых доходов. Доля данного вида поступлений в бюджете Челябинской области составляла в среднем 52,14 %.
Доходы от платежей при пользовании природными ресурсами являются бюджетообразующей статьей в разрезе неналоговых доходов, их доля в общих неналоговых доходах бюджета Челябинской области равнялась 22,00 %, 16,74 % и 18,56 % в 2013, 2014 и 2015 году соответственно.
Административные платежи и сборы имели наименьший удельный вес в структуре неналоговых доходов за весь анализируемый период.
Анализируя темпы прироста неналоговых доходов, следует отметить, что в целом за период с 2013-2015 гг. наблюдается положительная динамика в собираемости неналоговых платежей.
На долю безвозмездных поступлений в структуре бюджета Челябинской области за весь анализируемый период приходилось 26,40 %, 25,04 % и 23,02 % в 2013, 2014 и 2015 гг. соответственно.
Наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приходился на субвенции, которые являются элементом целевой помощи. Они составили 31,53 % и 28,51 % в 2013 и 2014 гг. соответственно. В 2015 году наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений приходился на субсидии, которые также являются элементом целевой помощи.
За период с 2013-2015 гг. наибольший прирост отмечался по субсидиям, 36,33 %, в то время как доля субвенций имела тенденцию к спаду (-17,47%). В целом же по безвозмездным поступлениям за исследуемый период наблюдается спад в 4,75 %.
На протяжении всего исследуемого периода наибольшую долю среди безвозмездных поступлении занимали целевые безвозмездные поступления.
В ходе проведения коэффициентного анализа были получены следующие результаты.
При определении степени устойчивости бюджета Челябинской области за период с 2013-2015 гг. были рассчитаны значения коэффициента автономии, бюджетной зависимости и степени устойчивости бюджета. Таким образом, после расчета всех вышеперечисленных коэффициентов было установлено, что, согласно методике оценке устойчивости бюджета, предложенной Г.Б. Поляком, в 2013 году расчетные значения для бюджета Челябинской области соответствовали показателям нормальной бюджетной устойчивости. В 2014 году бюджет Челябинской области также обладал оценкой - нормальная бюджетная устойчивость, а в 2015 году бюджет Челябинской области достиг степени абсолютной бюджетной устойчивости. Таким образом, наблюдается
положительная динамика в оценке устойчивости бюджета.
Далее была проведена оценка эффективности бюджетной политики Челябинской области. Согласно методике, отраженной в пункте 1.3 были рассчитаны необходимые коэффициенты и получены следующие результаты. Согласно расчетам за период с 2013-2015 гг. балльная оценка эффективности бюджетной политики Челябинской области входила в группу показателей зоны опасности. Можно сделать вывод о неэффективности бюджетной политики, проводимой на территории области, это в свою очередь свидетельствует о наличии серьезных проблем в развитии региона и необходимости принятия соответствующих мер.
Проведя практический анализ доходной части бюджета субъекта РФ на примере Челябинской области необходимо перейти непосредственно к проектной части исследования, и представить практическую меру по повышению доходной обеспеченности регионов.
Рассмотренный зарубежный опыт управления устойчивостью доходной базы бюджетов субъектов Федерации позволяет заключить, что в РФ, безусловно, полезным является как совершенствование методов, уже применяемых в РФ, так и новаций отечественного бюджетного процесса на основе адаптации положительных практик иностранных государств. Ими могут выступить: подход «согласованной» фискальной политики территорий и федерального центра, применяемый в Г ермании, стимулирующий характер перераспределения налоговых доходов Бразилии, элементы конкурентного федерализма США (передача дополнительной налоговой компетенции стимулирующего характера регионам). Обобщая мнения специалистов по бюджетному анализу и практику бюджетного процесса в РФ, обеспечение устойчивости наполнения бюджетов регионов достигается за счет: налоговых и неналоговых доходов; межбюджетных трансфертов, полученных из федерального центра, а также ее встроенных стабилизаторов: возвратных финансовых ресурсов; средств резервных фондов регионов.
Высокий уровень устойчивости регионального бюджета характеризует высокий уровень налоговых доходов, в частности высокий уровень доходов с региональных налогов (налог на имущество, транспортный налог). Таким образом, для повышения устойчивости бюджета Челябинской области определяются меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов: установление экономически обоснованных налоговых ставков по региональным налогам, является одной из главных мер повышения устойчивости бюджета региона.
Рассчитанные показатели демонстрируют, что все значения в прогнозном году имеют положительный результат: высокий уровень бюджетной автономии, низкий уровень бюджетной зависимости, положительная степень устойчивости. Исходя из результатов, в прогнозный год наблюдается большая доля собственных доходов в структуре доходов. После применения методики увеличения налоговой ставки, коэффициент автономии увеличивается с 0,77 до 0,78, уровень бюджетной зависимости снижается с 0,23 до 0,22.
Следовательно, предложенные мероприятия позволят субъектам РФ планомерно осуществлять: повышение доходов с региональных налогов, что в свою очередь положительно отразится на уровне налоговых доходов и повышение устойчивости бюджета Челябинской области.
В рамках изучения доходной части бюджетов субъектов РФ было установлено, что непосредственное управление финансами на уровне субъекта РФ осуществляет Министерство финансов субъекта РФ, а также соответствующие территориальные органы власти. Важным этапом в рамках управления доходами бюджета субъекта РФ является планирование налоговых и неналоговых доходов, причем планирование осуществляется с использованием определенных методов и приемов, таких как метод экстраполяции, метод тренда, экономического моделирования и т. д.
Для анализа доходной части бюджетов субъектов РФ наиболее часто прибегают к использованию горизонтального, вертикального анализа, расчетам бюджетных коэффициентов.
В рамках теоретической главы освящены методики определения степени независимости и устойчивости бюджета субъекта РФ, рассмотрены коэффициенты деловой активности региона, бюджетной обеспеченности, позволяющие проводить оценку эффективности бюджетной политики региона. Автором представленных методик является Г.Б. Поляк.
Все теоретико-методологические аспекты управления доходами бюджета субъекта РФ, рассмотренные в рамках первого раздела представляют собой базу теоретического материала, знание которого позволяет нам перейти непосредственно к практическому анализу доходной части бюджетов субъектов РФ. Анализ доходной части бюджета субъекта РФ будет проведен с использованием статистических данных на примере Челябинской области.
Анализ основных характеристик бюджета Челябинской области показал, что общий объем поступивших доходов в бюджет региона за период с 2013-2015 гг. имел тенденцию роста. В целом доходы Челябинской области за период с 20132015 гг. увеличились на 8,98 %.
Практически по всем статьям доходов бюджета Челябинской области наблюдается положительная динамика. Наибольший прирост отмечается по следующим статьям доходов: налоги на совокупный доход за период с 2013-2015 гг. увеличились на 194,29 %; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами увеличились на 64,18 %; транспортный налог увеличился на 48,42 %; доходы от оказания платных услуг увеличились на 88,28 %, административные платежи и сборы увеличились на 111,18 %.
Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета Челябинской области за весь период исследования приходился на налоговые доходы, их доля составляла 72,75 %, 74,02 % в 2013 и 2014 году соответственно и достигла 75,53 % от общих доходов бюджета Челябинской области в 2015 году. В целом за период с 2013-2015 гг. наблюдался прирост налоговых доходов на 13,15 %.
Наибольшая доля в структуре налоговых доходов приходилась на прямые налоги, их удельный вес был равен 83,58 %, 79,49 % и 79,82 % в 2013, 2014 и 2015 гг. соответственно.
На долю федеральных налогов в структуре налоговых доходов бюджета Челябинской области приходилось 81,55 % в 2013 году, 80,83 % в 2014 году, в 2015 году на долю федеральных налогов пришлось 80,65 %.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов бюджета Челябинской области приходился на налоги на прибыль, доходы. Их удельный вес в налоговых доходах за все три рассматриваемых года превышал 60 % и составил 65,93 % в 2013 году, 61,34 % в 2014 году и 60,69 % в 2015 году.
Наименьший удельный вес приходился на налоги и сборы за пользование природными ресурсами, а также на задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, их доля незначительна за все три года.
Наибольший прирост за период с 2013-2015 гг. наблюдается по статье налоги на совокупный доход 194,29 %. Также следует отметить прирост по статье налоги, сборы и регулярные платежи за пользование объектами животного мира, прирост составил 64,18 %; прирост по налогу на имущество составил 23,29 %.
Доходы от использования имущества, находящего в государственной и муниципальной собственности являются основным источником формирования неналоговых доходов. Доля данного вида поступлений в бюджете Челябинской области составляла в среднем 52,14 %.
Доходы от платежей при пользовании природными ресурсами являются бюджетообразующей статьей в разрезе неналоговых доходов, их доля в общих неналоговых доходах бюджета Челябинской области равнялась 22,00 %, 16,74 % и 18,56 % в 2013, 2014 и 2015 году соответственно.
Административные платежи и сборы имели наименьший удельный вес в структуре неналоговых доходов за весь анализируемый период.
Анализируя темпы прироста неналоговых доходов, следует отметить, что в целом за период с 2013-2015 гг. наблюдается положительная динамика в собираемости неналоговых платежей.
На долю безвозмездных поступлений в структуре бюджета Челябинской области за весь анализируемый период приходилось 26,40 %, 25,04 % и 23,02 % в 2013, 2014 и 2015 гг. соответственно.
Наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приходился на субвенции, которые являются элементом целевой помощи. Они составили 31,53 % и 28,51 % в 2013 и 2014 гг. соответственно. В 2015 году наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений приходился на субсидии, которые также являются элементом целевой помощи.
За период с 2013-2015 гг. наибольший прирост отмечался по субсидиям, 36,33 %, в то время как доля субвенций имела тенденцию к спаду (-17,47%). В целом же по безвозмездным поступлениям за исследуемый период наблюдается спад в 4,75 %.
На протяжении всего исследуемого периода наибольшую долю среди безвозмездных поступлении занимали целевые безвозмездные поступления.
В ходе проведения коэффициентного анализа были получены следующие результаты.
При определении степени устойчивости бюджета Челябинской области за период с 2013-2015 гг. были рассчитаны значения коэффициента автономии, бюджетной зависимости и степени устойчивости бюджета. Таким образом, после расчета всех вышеперечисленных коэффициентов было установлено, что, согласно методике оценке устойчивости бюджета, предложенной Г.Б. Поляком, в 2013 году расчетные значения для бюджета Челябинской области соответствовали показателям нормальной бюджетной устойчивости. В 2014 году бюджет Челябинской области также обладал оценкой - нормальная бюджетная устойчивость, а в 2015 году бюджет Челябинской области достиг степени абсолютной бюджетной устойчивости. Таким образом, наблюдается
положительная динамика в оценке устойчивости бюджета.
Далее была проведена оценка эффективности бюджетной политики Челябинской области. Согласно методике, отраженной в пункте 1.3 были рассчитаны необходимые коэффициенты и получены следующие результаты. Согласно расчетам за период с 2013-2015 гг. балльная оценка эффективности бюджетной политики Челябинской области входила в группу показателей зоны опасности. Можно сделать вывод о неэффективности бюджетной политики, проводимой на территории области, это в свою очередь свидетельствует о наличии серьезных проблем в развитии региона и необходимости принятия соответствующих мер.
Проведя практический анализ доходной части бюджета субъекта РФ на примере Челябинской области необходимо перейти непосредственно к проектной части исследования, и представить практическую меру по повышению доходной обеспеченности регионов.
Рассмотренный зарубежный опыт управления устойчивостью доходной базы бюджетов субъектов Федерации позволяет заключить, что в РФ, безусловно, полезным является как совершенствование методов, уже применяемых в РФ, так и новаций отечественного бюджетного процесса на основе адаптации положительных практик иностранных государств. Ими могут выступить: подход «согласованной» фискальной политики территорий и федерального центра, применяемый в Г ермании, стимулирующий характер перераспределения налоговых доходов Бразилии, элементы конкурентного федерализма США (передача дополнительной налоговой компетенции стимулирующего характера регионам). Обобщая мнения специалистов по бюджетному анализу и практику бюджетного процесса в РФ, обеспечение устойчивости наполнения бюджетов регионов достигается за счет: налоговых и неналоговых доходов; межбюджетных трансфертов, полученных из федерального центра, а также ее встроенных стабилизаторов: возвратных финансовых ресурсов; средств резервных фондов регионов.
Высокий уровень устойчивости регионального бюджета характеризует высокий уровень налоговых доходов, в частности высокий уровень доходов с региональных налогов (налог на имущество, транспортный налог). Таким образом, для повышения устойчивости бюджета Челябинской области определяются меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов: установление экономически обоснованных налоговых ставков по региональным налогам, является одной из главных мер повышения устойчивости бюджета региона.
Рассчитанные показатели демонстрируют, что все значения в прогнозном году имеют положительный результат: высокий уровень бюджетной автономии, низкий уровень бюджетной зависимости, положительная степень устойчивости. Исходя из результатов, в прогнозный год наблюдается большая доля собственных доходов в структуре доходов. После применения методики увеличения налоговой ставки, коэффициент автономии увеличивается с 0,77 до 0,78, уровень бюджетной зависимости снижается с 0,23 до 0,22.
Следовательно, предложенные мероприятия позволят субъектам РФ планомерно осуществлять: повышение доходов с региональных налогов, что в свою очередь положительно отразится на уровне налоговых доходов и повышение устойчивости бюджета Челябинской области.
Подобные работы
- Управление доходами бюджета субъекта РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Оценка и совершенствование бюджетной политики субъекта РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Анализ доходов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Государственная и социальная политика и ее реализация в субъекте РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление социальной сферой региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Экологическая политика региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Доходы бюджета субъекта Российской Федерации и пути их укрепления
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Программно-целевой метод реализации социальной политики в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Государственно-частное партнерство как инструмент бюджетной безопасности региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023



