МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ СТУДЕНТОВ ПО ЛЫЖНОМУ СПОРТУ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО
МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ СТУДЕНТОВ ПО ЛЫЖНОМУ
СПОРТУ 7
1.1 Лыжный спорт в содержании занятий по физической культуре в
вузах 7
1.2 Применение игрового метода на занятиях по физической культуре со
студентами вузов 11
1.3 Проблема применения игрового метода на занятиях по лыжному спорту
со студентами нефизкультурных специальностей 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 29
ГЛАВА 3. ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ
АНАЛИЗ 31
3.1. Результаты предварительного обследования студентов 31
3.2. Обоснование экспериментальной методики 36
3.3. Результаты формирующего педагогического эксперимента 48
ВЫВОДЫ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 56
ЛИТЕРАТУРА 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО
МЕТОДА НА ЗАНЯТИЯХ СТУДЕНТОВ ПО ЛЫЖНОМУ
СПОРТУ 7
1.1 Лыжный спорт в содержании занятий по физической культуре в
вузах 7
1.2 Применение игрового метода на занятиях по физической культуре со
студентами вузов 11
1.3 Проблема применения игрового метода на занятиях по лыжному спорту
со студентами нефизкультурных специальностей 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 29
ГЛАВА 3. ДАННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ
АНАЛИЗ 31
3.1. Результаты предварительного обследования студентов 31
3.2. Обоснование экспериментальной методики 36
3.3. Результаты формирующего педагогического эксперимента 48
ВЫВОДЫ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 56
ЛИТЕРАТУРА 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Актуальность. В настоящее время имеется множество фактов, публикаций, свидетельствующих об ухудшении состояния здоровья,
физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи. Факторов, обусловливающих данную тенденцию достаточно много, однако, при этом остается вопрос о том, как улучшить данные показатели.
Ведущим фактором, способным решить искомую проблему, являются систематические занятия студентов в рамках образовательной дисциплины в вузе «физическая культура». Следует отметить, что содержание программ и занятий по этому предмету в вузах России давно стали достаточно традиционными, что снижает у студентов интерес к ним и соответственно негативно сказывается на эффективности физкультурно-оздоровительных занятий в вузе. Отсюда следует, что возникает необходимость повышения интереса, эмоциональности физкультурных занятий, их привлекательности для студенческой молодежи.
Одним из способов решения данной проблемы является включение в содержание занятий студентов игрового метода. В частности, определенный интерес представляет применение игрового метода на занятиях студентов по разделу лыжного спорта в рамках программы занятий по физической культуре в вузе. Однако, к настоящему моменту не хватает научных и методических разработок, позволяющих обеспечивать качество образовательного процесса по лыжному спорту в вузах, что и определяет актуальность настоящего исследования.
В связи с этим, сформировалась проблема - как, каким образом разработать и реализовать методику применения игрового метода на занятиях студентов по лыжному спорту.
Исходя из проблемы исследования цель настоящей работы заключается в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать методику применения игрового метода на занятиях со студентами по лыжному спорту.
Задачи научного исследования:
1. Выявить особенности содержания занятий по лыжному спорту в вузах.
2. Обосновать и разработать методику проведения занятий со студентами по лыжному спорту с применением игрового метода.
3. Экспериментально апробировать разработанную методику и сформулировать рекомендации по совершенствованию занятий по лыжному спорту со студентами вузов с применением игрового метода.
Объект исследования- содержание занятий по лыжному спорту со студентами вуза в рамках дисциплины «физическая культура».
Предмет исследования - методика применения игрового метода в содержании занятий по лыжному спорту со студентами вуза в рамках дисциплины «физическая культура».
Гипотеза исследования: предполагалось, что специально подобранные подвижные игры на занятиях по лыжному спорту в вузе, включающие элементы техники передвижения на лыжах и повышающие физическую нагрузку позволят эффективно овладевать способами передвижения на лыжах и повысят уровень физической подготовленности студентов.
Методы исследования: анализ и изучение данных специальной литературы, тестирование физической подготовленности, проба Руффье, экспертная оценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования - теория человеческой деятельности и значения в ней игровой деятельности (Выготский Л.С., Платон и др.), теория применения игрового метода и игровых технологий (Выготский Л.С., Волошина Л.Н. , Собянин Ф.И.), теория и методика лыжного спорта (Раменская Т.И., Баталов А.Г., Сергеев Г.А., Мурашко Е.В., Сергеева Г.В.), теория и методика развития физических качеств (ЗациорскийВ.М., ЛяхВ.И.).
Научная новизна исследования заключается в получении новых данных о средствах и методах применения игрового метода на занятиях по лыжному спорту со студентами вуза на примере Республики Казахстан, в разработке комплекса оценочных средств для оценки уровня подготовленности студентов по лыжному спорту в рамках дисциплины «физическая культура».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные развивают представления, идеи и знания о содержании и методике проведения занятий со студентами по лыжному спорту в условиях вузов, вносят определенный вклад в теорию вузовского образования, в теорию и методику игр и игрового метода в высших учебных заведениях.
Практическая значимость исследования в том, что разработанная методика применения игрового метода на занятиях по лыжной подготовке со студентами вуза нефизкультурных специальностей может внедряться, как и рекомендации по ее применению, в условиях высших учебных заведений в рамках дисциплины «физическая культура».
Апробация магистерской диссертации проводилась на заседании кафедры «Естественно научные дисциплины» Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета (Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, г. Уральск, 2016 г.), на IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием под названием «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта», приуроченной к 50-летию Факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (проводилась 3 ноября 2017 года).
Структура и объем диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации 64 страницы машинописного текста. В тексте диссертации также включено 6 таблиц, один рисунок, одно приложение. В списке литературы всего 63 источника, из них 2 - на иностранном языке.
физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи. Факторов, обусловливающих данную тенденцию достаточно много, однако, при этом остается вопрос о том, как улучшить данные показатели.
Ведущим фактором, способным решить искомую проблему, являются систематические занятия студентов в рамках образовательной дисциплины в вузе «физическая культура». Следует отметить, что содержание программ и занятий по этому предмету в вузах России давно стали достаточно традиционными, что снижает у студентов интерес к ним и соответственно негативно сказывается на эффективности физкультурно-оздоровительных занятий в вузе. Отсюда следует, что возникает необходимость повышения интереса, эмоциональности физкультурных занятий, их привлекательности для студенческой молодежи.
Одним из способов решения данной проблемы является включение в содержание занятий студентов игрового метода. В частности, определенный интерес представляет применение игрового метода на занятиях студентов по разделу лыжного спорта в рамках программы занятий по физической культуре в вузе. Однако, к настоящему моменту не хватает научных и методических разработок, позволяющих обеспечивать качество образовательного процесса по лыжному спорту в вузах, что и определяет актуальность настоящего исследования.
В связи с этим, сформировалась проблема - как, каким образом разработать и реализовать методику применения игрового метода на занятиях студентов по лыжному спорту.
Исходя из проблемы исследования цель настоящей работы заключается в том, чтобы теоретически и экспериментально обосновать методику применения игрового метода на занятиях со студентами по лыжному спорту.
Задачи научного исследования:
1. Выявить особенности содержания занятий по лыжному спорту в вузах.
2. Обосновать и разработать методику проведения занятий со студентами по лыжному спорту с применением игрового метода.
3. Экспериментально апробировать разработанную методику и сформулировать рекомендации по совершенствованию занятий по лыжному спорту со студентами вузов с применением игрового метода.
Объект исследования- содержание занятий по лыжному спорту со студентами вуза в рамках дисциплины «физическая культура».
Предмет исследования - методика применения игрового метода в содержании занятий по лыжному спорту со студентами вуза в рамках дисциплины «физическая культура».
Гипотеза исследования: предполагалось, что специально подобранные подвижные игры на занятиях по лыжному спорту в вузе, включающие элементы техники передвижения на лыжах и повышающие физическую нагрузку позволят эффективно овладевать способами передвижения на лыжах и повысят уровень физической подготовленности студентов.
Методы исследования: анализ и изучение данных специальной литературы, тестирование физической подготовленности, проба Руффье, экспертная оценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретико-методологические основы исследования - теория человеческой деятельности и значения в ней игровой деятельности (Выготский Л.С., Платон и др.), теория применения игрового метода и игровых технологий (Выготский Л.С., Волошина Л.Н. , Собянин Ф.И.), теория и методика лыжного спорта (Раменская Т.И., Баталов А.Г., Сергеев Г.А., Мурашко Е.В., Сергеева Г.В.), теория и методика развития физических качеств (ЗациорскийВ.М., ЛяхВ.И.).
Научная новизна исследования заключается в получении новых данных о средствах и методах применения игрового метода на занятиях по лыжному спорту со студентами вуза на примере Республики Казахстан, в разработке комплекса оценочных средств для оценки уровня подготовленности студентов по лыжному спорту в рамках дисциплины «физическая культура».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные развивают представления, идеи и знания о содержании и методике проведения занятий со студентами по лыжному спорту в условиях вузов, вносят определенный вклад в теорию вузовского образования, в теорию и методику игр и игрового метода в высших учебных заведениях.
Практическая значимость исследования в том, что разработанная методика применения игрового метода на занятиях по лыжной подготовке со студентами вуза нефизкультурных специальностей может внедряться, как и рекомендации по ее применению, в условиях высших учебных заведений в рамках дисциплины «физическая культура».
Апробация магистерской диссертации проводилась на заседании кафедры «Естественно научные дисциплины» Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета (Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, г. Уральск, 2016 г.), на IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием под названием «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта», приуроченной к 50-летию Факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (проводилась 3 ноября 2017 года).
Структура и объем диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Общий объем диссертации 64 страницы машинописного текста. В тексте диссертации также включено 6 таблиц, один рисунок, одно приложение. В списке литературы всего 63 источника, из них 2 - на иностранном языке.
1. В исследовании было установлено, что в настоящее время в учебных планах по предмету «физическая культура» для студентов нефизкультурных специальностей в вузах Казахстана происходит уменьшение объема учебных занятий. В некоторых случаях в учебные планы не ставят даже лекции по лыжному спорту и выводят его из числа обязательных разделов предмета «физическая культура», делают этот раздел в виде факультативаза пределами рамок обязательных занятий. В содержании раздела о лыжном спорте стараются сохранить материал по истории развития лыжного спорта, технике передвижения на лыжах, основных правилах соревнований по лыжному спорту и правила безопасности во время занятий лыжным спортом.
2. В тех вузах, где лыжный спорт еще входит в число обязательных разделов стараются в методике занятий развивать физические качества студентов и формировать знания, умения и навыки передвижения на лыжах.
3. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована методика занятий по лыжному спорту со студентами нефизкультурных специальностей в Западно-Казахстанском государственном медицинском университете имени Марата Оспанова с включением подвижных игр на лыжах. В ее основе две группы подвижных игр: для освоения и совершенствования техники лыжника- гонщика и для развития физических качеств. Последовательность применения подвижных игр на лыжах определяется ведущими положениями теории построения учебного занятия в вузе, положениями теории и методики развития физических качеств, дидактическими принципами.
4. Экспериментальная апробация методики физкультурных занятий по разделу лыжного спорта со студентами с применением игрового метода показала свою эффективность. В экспериментальной группе после завершения эксперимента достоверно выше при Р<0,05оказались результаты по физической подготовленности юношей в силовых упражнениях - сгибании-разгибании рук в упоре лежа, подтягивании на перекладине, упражнении на развитие ловкости в челночном беге 3х10м, в основном упражнении на развитие общей и специальной выносливости и комплексном проявлении физических качеств лыжника - в беге на дистанции 5 км. Подтверждением существенного сдвига в развитии выносливости является показатель пробы Руффье, показывающий выросший уровень физической работоспособности, имеющий достоверные различия между группами студентов с доминированием экспериментальной группы при Р<0,05.
В конце эксперимента с помощью критерия Манна-Уитнивыявлено, что уровень умений студентов выполнять основные технические действия лыжника-гонщика достоверно выше в экспериментальной группе . Уровень владения техникой лыжника в контрольной группе остался низким (8,75 балла), а в экспериментальной повысился до среднего показателя - 14,5 баллов.
2. В тех вузах, где лыжный спорт еще входит в число обязательных разделов стараются в методике занятий развивать физические качества студентов и формировать знания, умения и навыки передвижения на лыжах.
3. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована методика занятий по лыжному спорту со студентами нефизкультурных специальностей в Западно-Казахстанском государственном медицинском университете имени Марата Оспанова с включением подвижных игр на лыжах. В ее основе две группы подвижных игр: для освоения и совершенствования техники лыжника- гонщика и для развития физических качеств. Последовательность применения подвижных игр на лыжах определяется ведущими положениями теории построения учебного занятия в вузе, положениями теории и методики развития физических качеств, дидактическими принципами.
4. Экспериментальная апробация методики физкультурных занятий по разделу лыжного спорта со студентами с применением игрового метода показала свою эффективность. В экспериментальной группе после завершения эксперимента достоверно выше при Р<0,05оказались результаты по физической подготовленности юношей в силовых упражнениях - сгибании-разгибании рук в упоре лежа, подтягивании на перекладине, упражнении на развитие ловкости в челночном беге 3х10м, в основном упражнении на развитие общей и специальной выносливости и комплексном проявлении физических качеств лыжника - в беге на дистанции 5 км. Подтверждением существенного сдвига в развитии выносливости является показатель пробы Руффье, показывающий выросший уровень физической работоспособности, имеющий достоверные различия между группами студентов с доминированием экспериментальной группы при Р<0,05.
В конце эксперимента с помощью критерия Манна-Уитнивыявлено, что уровень умений студентов выполнять основные технические действия лыжника-гонщика достоверно выше в экспериментальной группе . Уровень владения техникой лыжника в контрольной группе остался низким (8,75 балла), а в экспериментальной повысился до среднего показателя - 14,5 баллов.
Подобные работы
- Развитие общей выносливости детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры средствами лыжного спорта
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ СО ШКОЛЬНИКАМИ 5-7 КЛАССОВ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - КРИТЕРИИ СЕРТИФИКАЦИИ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА ЛЫЖАХ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Методика развития выносливости у детей 9-11 лет занимающимися лыжными гонками в подготовительном периоде
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие двигательных способностей у юных лыжников на базе рекреационно-оздоровительного лыжного городка «Ski-cross Kids»
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование физических качеств обучающихся 5-х классов посредством применения элементов фигурного катания на третьем уроке физической культуры
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2023 - Лыжная подготовка на уроках физической культуры как средство развития
общей выносливостиу обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы .
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018



