ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования 7
1.1. Физические качества человека 7
1.1.1. Силовые способности, их виды 8
1.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности учащихся 7
классов 13
1.3. Особенности развития физических качеств у учащихся 7 классов 15
1.3.1. Сенситивные периоды развития силы 18
1.3.2. Средства и методы развития силовых способностей у учащихся 7 классов 20
Глава 2. Методы и организация исследования 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 27
Глава 3. Результаты исследования 30
3.1. Экспериментальная методика проведения урока физической культуры со
школьниками 7 класса 30
3.2. Анализ результатов эксперимента 32
Выводы 38
Практические рекомендации 39
Список литературы 41
Приложение 45
ВВЕДЕНИЕ
Занятия физическими упражнениями еще на ранних этапах развития человечества занимали одно из ведущих мест в передаче накопленного социального опыта одних поколений другим. Родовое общество рассматривало физическое воспитание населения как одну из главных общественных функций. Оно играло важную роль в формировании личности детей и подростков на последующих стадиях развития общества. [12, 14]
Общая система воспитания, образования и обучения включает в себя физическое воспитание как органическую часть, которая служит цели всестороннего развития физических и духовных качеств детей и подростков, подготавливает их к жизни, труду и защите Родины. Формирует нового человека, который гармонически сочетает в себе физическое совершенство, моральную и духовную чистоту.
Уроки физической культуры в школе в различной степени решают основные задачи физического воспитания: с помощью средств физической культуры учитель формирует двигательные умения школьников совместно с развитием их физических качеств. [3, 5]
Решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в их единстве обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие школьников. Учитель должен заботиться не только о физическом развитии учащихся, но и об укреплении их здоровья, без чего не представляется реальным повышение функциональных возможностей, работоспособности организма и развитие основных физических качеств (Ашмарин А.Л., 2007).
Достаточная двигательная активность является условием нормального роста и развития ребенка, что возможно при условии хорошего здоровья (Безруких М.М., 2009).
Современным школьникам, как показывает практика, сложно дается выполнение нормативов физической подготовленности настоящих школьных программ. Причем причиной этого отставания служит недостаток физического развития и слабая физическая подготовленность.
Наиболее интенсивный рост и развитие ребенка наблюдается именно в период пребывания ребенка в школе. У мальчиков от 8 до 17 лет наблюдается постоянное повышение уровня развития основных физических качеств, у девочек же физическое развитие происходит достаточно неравномерно.
Имея ввиду закономерности «критических» периодов развития физических качеств, можно правильно и рационально организовать и провести урок физической культуры, а также комплексно решить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи урока (Волков Л.В., 2009).
Что касается силовых способностей, то школьный период является сенситивным, то есть наиболее благоприятным для работы преимущественно над силой: затрачивая минимум энергии, мышцы легко поддаются нагрузке и прогрессируют в своем развитии. Высокий темп роста набирают крупные мышцы туловища, бедра, голени, стопы, плечевого пояса. На 200% возрастает абсолютная и относительная сила у мальчиков, на 150% -
относительная сила у девочек. [21]
Актуальность. В связи с высокими требованиями школьной учебной программы с одной стороны, и недостаточной физической подготовленности школьников - с другой, проблема заключается в том, чтобы повысить уровень физической подготовленности учащихся таким образом, чтобы нагрузка, предлагаемая им на уроке, была адекватна и доступна.
Актуальность данной проблемы подтверждается нынешней ситуацией на уроках физической культуры. Силовая подготовка в структуре школьного физического воспитания должна занимать одно из ведущих мест.
Рациональное использование физических упражнений преимущественной направленности позволит добиться значительного повышения физической подготовленности школьников, в частности, повысить уровень развития силовых способностей.
Объект исследования: силовые способности школьников 7-х классов
Предмет исследования: методика развития силовых способностей школьников 7-х классов на уроке физической культуры
Цель: разработать методику развития силовых способностей учащихся 7-х классов на уроке физической культуры и выявить ее эффективность.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения следующих задач исследования:
1) провести теоретический анализ проблемы развития силовых способностей учащихся 7-х классов на уроках физической культуры;
2) разработать методику развития силовых способностей у школьников 7-х классов на уроках физической культуры;
3) провести педагогический эксперимент по теме исследования;
4) определить эффективность разработанной методики развития силовых способностей у школьников;
5) разработать практические рекомендации по развитию силовых способностей у учащихся 7-х классов на уроках физической культуры.
Гипотеза: предполагается, что применение в основной части урока физических упражнений силовой направленности с помощью кругового метода выполнения упражнений может качественно повысить уровень развития силовых способностей школьников.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников, тестирование двигательных способностей, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в следующем: предполагалось, что будет иметь место качественное развитие силовых способностей подростков, если в урок внедрить комплекс упражнений силовой направленности и применять его круговым методом выполнения упражнений три раза в неделю. Таким образом, разработана и проверена методика развития силовых способностей учащихся 7-х классов на уроке физической культуры.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика позволит повысить качество силовой подготовки школьников и, таким образом, обеспечит эффективное решение возникающих педагогических задач. Полученные данные могут быть использованы учителями физической культуры, тренерами по виду спорта, инструкторами для развития силовых способностей у занимающихся .
Эмпирическая база исследования: в эксперименте принимали участие учащиеся 7 «А» класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №5 с углубленным изучением отдельных предметов города Шебекино, в количестве 24 человек.
ВЫВОДЫ
Теоретический анализ и проведение педагогического эксперимента позволили сделать следующие выводы:
1. В результате сбора, анализа и обобщения использованных источников по проблеме развития силовых способностей учащихся 7-х классов на уроках физической культуры, было определено понятие силовых способностей, их виды, особенности развития в среднем школьном возрасте. Силовые способности - комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности; в основе этих проявлений и лежит понятие «сила».
2. С помощью теоретического анализа была разработана методика развития силовых способностей у школьников 7-го класса на уроках физической культуры, которая предполагала использование на уроке кругового метода выполнения упражнений для эффективного развития основных групп мышц.
3. Организация и проведение эксперимента позволили выявить достоверное различие (Р<0,05) между показателями силовой подготовленности экспериментальной и контрольной групп. В экспериментальной группе была отмечена явная динамика результатов, в контрольной - результаты остались на прежнем, невысоком уровне.
4. Было установлено, что методика развития силовых способностей школьников 7-го класса на уроках физической культуры в экспериментальной группе оказала положительный эффект, гипотеза подтверждена.
5. Были разработаны практические рекомендации по развитию силовых способностей у учащихся 7-х классов на уроках физической культуры.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Планируя урок физической культуры со школьниками 7-х классов, наиболее целесообразно использовать круговой метод для развития силовых способностей подростков. Необходимо повышать количество выполняемых «кругов» упражнений, уменьшать промежуток отдыха между «кругами»: начиная от 60 секунд и заканчивая 15-20 секундами.
Имея ввиду физиологические особенности подросткового возраста, силовые упражнения для ребят следует проводить с весом собственного тела или с использованием резинового амортизатора. Применять отягощения в виде гантелей следует очень осторожно и с минимальным весом. Противопоказаны к выполнению упражнения с натуживанием, чрезмерные статические упражнения и силовые отягощения. Силу у школьников необходимо развивать с помощью динамических упражнений, статические применять в ограниченном количестве и лишь в качестве дополнения к динамическим.
Мышечную силу у детей школьного возраста рекомендуется развивать, используя естественные движения, в первую очередь скоростно-силового характера. Изучение можно начинать на уровне уже имеющихся силовых способностей, а по мере овладения техникой постепенно совершенствовать движения, применять их в изменяющихся и усложненных условиях для дальнейшего развития мышечной силы.
Развивать силовые способности необходимо в единстве координационными, скоростно-силовыми. Отдельное внимание следует уделить одновременному развитию гибкости, способности расслаблять мышцы. Нагрузки на суставно-связочный аппарат не должны снижать его прочности. Упражнения на силу не рекомендуется применять после упражнений на выносливость, так как мышцы уже будут в состоянии
40 утомления. Силовые упражнения хорошо сочетать с упражнениями на гибкость.
В среднем школьном возрасте важно приучать ребят сознательно и самостоятельно устранять лишние напряжения и экономить силы в любых двигательных действиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аросьев Д.А., Бавина Л.В., Баранчукова Г.А. Методика физического воспитания школьников [Текст] / Под ред. Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского. - М.: «Просвещение», 2007. - 294 с.
2. Ашмарин А.Л. Сила и методика ее воспитания [Текст] / А.Л. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 195.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры, педагогических институтов [Текст] / Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2007. - 253 с.
4. Баландин Г.А., Назарова Н.Н., Казакова Т.Н. Урок физкультуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 2. Футбол. [Текст] - М.: Советский спорт, 2003. - 72 с.
5. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка) : учеб. пособие для студентов высших учеб. Заведений [Текст] / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. —4-ое изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
6. Бельский И.В. Тренировка силы [Текст] / И.В. Бельский. - М.: ООО «Вида-Н», 2009. - 352 с.
7. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры [Текст] / А.В. Беляев. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 144 с.
8. Богданов Г.П. Физическая культура в школе. Методика уроков в 1-3 классах. [Текст] / Под ред. Г.П. Богданова. М., «Просвещение», 1971. - 192 с.
9. Бондаревский Е.А. Физическая подготовка подростков [Текст] / Е.А. Бондаревский. - Минск, 2006. - 172 с.
10. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Я.С. Вайнбаум, В.И.
Коваль, Т.А. Родионова. - 3-е изд., стер. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005. - 240 с.
11. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. [Текст] / Я.С. Вайнбаум.
12. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом [Текст] / Л.В. Волков: Автореф. дис. д.п.н. - М., 2008. - 40 с.
13. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся: Учебно¬методическое пособие. [Текст] - К.: Рад. шк., 1988. - 184 с.
14. Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы [Текст] / А.Н. Воробьев, Ю.К. Сорокин. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. - 284 с.
15. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учебное пособие. [Текст] - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 76 с.
16. Гордон С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие. [Текст] - М.: Физическая культура, 2008. - 256 с.
17. Дашинорбоев В.Д. Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-ое изд., перераб. [Текст] / Под ред. В.Д. Дашинобоева. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2007. - 229 с.
18. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: учебное пособие. [Текст] - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.
19. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников: курс лекций [Текст] / И.В. Еркомайшвили, под ред. к.п.н. О.Л. Жуковой. - Екатеринбург, 2004. - 118 с.
20. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 272 с.
21. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П., Лексаков А.В. Спортивные игры: техника, тактика обучения: учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 520 с.
22. Захаров Ю.А. Энциклопедия здоровья [Текст] / Ю.А. Захаров. М.: Терра-Спорт, 1999. - 192 с.
23. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания) [Текст] / В.М. Зациорский. Издательство «Физкультура и спорт», 1966. - 200 с.
24. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости: учебное пособие [Текст] / Н.В. Зимкин - М.: «Физкультура и спорт», 2011. - с. 25-28
25. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник. [Текст] - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.
26. Козленко Н.А., Мацулевич В.П. Физическое воспитание в подготовительных классах [Текст] / Н.А. Козленко, В.П. Мацулевич. - К.: Рад. школа, 1983. - 152 с.
27. Космина И.П., Паршиков А.П., Пузырь Ю.П. Спорт в школе: организационно-методические основы преподавания физической культуры. В 2-х т. Т. 1 [Текст] / Сост. И.П. Космина, А.П. Паршиков, Ю.П. Пузырь. - М.: Советский спорт, 2003. - 256 с.
28. Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физ. культ. [Текст] / Под ред. Я.М. Коца. - М.: «Физкультура и спорт», 1982. - 347 с.
29. Кузнецов В.С., Колодницкий В.А. Физические упражнения и подвижные игры: Метод. Пособие. [Текст] - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2005. - 152 с.
30. Кузнецов В.С. Силовая подготовка детей школьного возраста: метод. пособие [Текст] / В.С. Кузнецов. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2009. - 85 с.
31. Кузнецов В.С. Физическая культура: учебник [Текст] / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КНОРУС, 2016. - 256 с.
32. Кузнецова З.И. Физическая культура в школе. Методика уроков в 4 - 8 классах. [Текст] / Под ред. З.И. Кузнецовой. М., «Просвещение», 1972. - 352 с.
33. Кузнецова З.И. Физическая культура в школе. Методика уроков в 9¬10 классах. [Текст] / Под ред. З.И. Кузнецовой. М., «Просвещение», 1973. - 240 с.
34. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник [Текст] / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.Учебное пособие. М., «Просвещение», 1991. - 64 с.
35. Лёвушкин С.П. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка [Текст] / С.П. Лёвушкин. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2002. - 63 с.
36. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 8-9 классов [Текст] / В.И. Лях. - М.: «Просвещение», 2007. - 112 с.
37. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей [Текст] / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. - М.: «Просвещение», 1993. - 64 с.