Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА БЕЖЕНЦЕВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Работа №64192

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

конституционное право

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Международно-правовой статус беженцев: понятие, генезис, механизм обеспечения 6
1.1. Понятие и генезис международно-правового регулирования
статуса беженцев: институциональный аспект 6
1.2. Механизм обеспечения международно-правового статуса
беженцев 28
Глава 2. Правовое регулирование статуса беженцев в Российской
Федерации 36
2.1. Правовой статус беженцев в Российском законодательстве 36
2.2. Институциональные гарантии статуса беженцев в России 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68


Актуальность исследования обусловлена наличием неизбежных мигра¬ционных процессов, особенно вызванных обострением конфликтов, и осозна¬нием международным сообществом того факта, что правовые аспекты реше¬ния проблем беженцев, в том числе их правовой статус нуждается в пере¬осмыслении и переоценке. В связи с этим назревает необходимость разработки и использования нового единообразного подхода для решения правового по¬ложения беженцев как на международном, так и на национальном уровнях. Проблема регулирования статуса беженца имеет сложную историю. На протя¬жении столетий государства предоставляли защиту отдельным лицам и груп¬пам лиц, спасающимся от преследования. Однако происхождение современ¬ного статуса беженцев в основном можно отнести ко второй половине двадца-того века. Трагичное положение беженцев, а также осложнение взаимоотно¬шений между государствами, которое и вызвало массовые потоки вынужден¬ных мигрантов, привели к осознанию международным сообществом необхо¬димости создания стабильного универсального международно-правового ме¬ханизма по защите прав беженцев, а также к разработке международных и национальных правовых процедур по обеспечению статуса беженцев и предо¬ставлению убежища нуждающимся в этом. Как и само современное междуна¬родное право в области прав человека, право беженцев на защиту получило развитие после Второй мировой войны.
Существование категории беженцев в международном праве несет не только юридические последствия для государств, но и обязывает международ¬ное сообщество осуществлять защиту беженцев. Для данной цели в системе ООН в 1950 г. было учреждено Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в чьи обязанности входит оказание защиты и помощи бежен¬цам во всем мире.
Казалось, что принятие определенного количества соглашений и созда¬ние нескольких международных организаций обернется решением проблем беженцев. Однако прошло уже достаточно много времени с момента подписа¬ния Конвенции 1951 года и учреждения УВКБ ООН, а число беженцев не только не уменьшилось, а, наоборот, постоянно возрастает, превысив 70 млн. человек.
Объектом выпускной квалификационной работы выступили обще-ственные отношения, связанные с определением статуса и защитой прав бе-женцев в современном мире.
Предмет исследования составила совокупность правовых норм между¬народного и национального уровней, связанных с регулированием статуса и защиты прав беженцев в современном мире.
Целью данной работы явилось исследование правового регулирования статуса беженцев в международном праве с учетом национальных особенно¬стей.
Задачами данной работы выступили:
• рассмотрение понятия и генезиса международного-правового ста¬туса беженцев;
• оценка роли международных организаций в области защиты бе-женцев;
• анализ законодательства Российской Федерации в рамках обеспе¬чения статуса беженцев;
• раскрытие институциональных гарантий статуса беженцев на международном и национальном уровнях.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы сформи¬рована с учетом работ таких авторов, как: Ю.П. Анищик, З.И. Байцаева,
Д.К. Бекяшев, Н.А. Бобринский, В.А. Волох, Г.С. Гудвин-Гилл, А.С. Голова¬нов, В.В. Денисов, А.П. Зливко, Е.Н. Изотова, З.Ф. Иранпур, О.В. Кадышева,
A. Е. Капко, Н.Ф. Карпова, Е.В. Киселева, Е.В. Клинова, А.А. Ковалев,
B. А. Коннов, А.А. Ситников, М. Фуллертон, Т.Я. Хабриева, Е.С. Шуршалова, Е.Е. Юркина.
Правовая основа выпускной квалификационной работы включила в себя национальные (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О беженцах») и международные акты. В числе последних Конвенция «О ста¬тусе беженцев» 1951 г. и Дополнительный протокол к ней 1967 г. , Устав Вер¬ховного комиссара ООН по делам беженцев 1950 г., Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.
Методологическую основу настоящей научной работы составили об¬щенаучные (системный, анализа и синтеза, индукции и дедукции, логический) и частнонаучные методы, в числе которых формально-юридический, сравни¬тельно-правовой, историко-правовой и иные.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и включила в себя введение (раскрывает актуальность, определяет объект и предмет, цель и задачи, теоретическую и правовую ос¬новы, методы и структуру), две главы, объединяющие четыре параграфа, за¬ключение и список использованной литературы. В первой главе рассмотрен вопрос о становлении статуса беженца в международном праве и механизм его обеспечения; во второй главе были затронуты проблемы регулирования ста¬туса беженцев в рамках законодательства Российской Федерации


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследуя правовое регулирование статуса беженца в международном праве, были сделаны следующие обобщения и выводы.
В разное время, в разных регионах мира многие сотни тысяч людей из¬гонялись либо покидали обжитые места по причине их принадлежности к той или иной расе, национальности, религии, определенному социальному классу, либо вследствие политических убеждений. Кто-то бежал от войны, от погро¬мов, кто-то от политических репрессий, а кто-то в поисках лучших условий жизни. Мир полон людей ищущих убежище, главным образом это объясняется нестабильностью политических режимов во всем мире.
В настоящее время очевидно стремление международного сообществ создать единую политику в области защиты беженцев и предоставления убе¬жища им. Существующее определение «беженец», данное Конвенцией 1951 г. сформировалось под влиянием крупнейших политических событий. Положе¬ния Конвенции 1951 г. и Дополнительного протокола к ней 1967 г. легли в основу всех более поздних подходов к определению данного термина и ис¬пользуются при формировании национальных законодательств. Бесспорно, что проблема беженцев по-прежнему остается вызовом для международного сообщества.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод что про-блема беженства стала актуальна лишь в двадцатом веке, мировые потрясения, связанные с Первой мировой войной, революцией в Российской Империи, за¬ставили людей в страхе за свою жизнь бежать из своих домов, что вызвало небывалую доселе миграцию, что обязало мировое сообщество обратить вни¬мание на данную проблему. В результате чего под эгидой Лиги Наций была учреждена должность Верховного комиссара по делам беженцев. Междуна¬родные соглашения того времени как правило носили лишь рекомендательный характер, но именно они легли в основу современного права о беженцах, ведь именно там был закреплён один из основных принципов этого права «non-refoulement», который защищал беженца от высылки из государства где он ищет убежища. Отдельно следует сказать о ныне существующем Управлении верховного комиссара по делам беженцев ООН. Данный орган является цен¬тральным звеном в международной системе защиты прав беженцев, хотя мно¬гие государства критикуют данный орган в связи с его слабой эффективно¬стью, он не раз доказывал, что наличие данного органа необходимо, несмотря на то, что он является вспомогательным в системе ООН.
Наличие на настоящий момент сотен универсальных и региональных со¬глашения о беженцах, дает понять, что мировое сообщество стремиться со¬здать эффективную правовую базу, которая обеспечит соответствующее поло¬жение беженцам. В тоже время следует сказать, что это довольно сложная за¬дача учитывая классификацию беженцев, политические, конвенционные, лица нуждающееся в международной защите региональные беженцы. Тем не менее международные межправительственные организации довольно не плохо справляются с данной задачей хоть и на региональном уровне. Такие органи¬зации как ЕС, ОАЕ, ОАГ, СНГ осуществили наибольший вклад в развитие определения «беженца», и в будущем их опыт возможно понадобится между¬народному сообществу.
Также в рамках данной работы было изучено законодательство Россий¬ской Федерации и механизм обеспечения статуса беженца на внутригосудар¬ственном уровне. Определение правового статуса беженцев содержится в Фе¬деральном законе Российской Федерации от 19.02.2013 г. № 4528-1 «О бежен¬цах», данный закон закрепляет порядок и основания приобретения, утраты (лишения и прекращения) статуса беженца на территории Российской Феде¬рации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии за¬щиты прав и законных интересов беженцев, комплекс прав и обязанностей бе¬женцев.
Согласно части 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах» «беженец - это лицо, кото¬рое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, ве¬роисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определен¬ной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего преж¬него обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».
Следует повториться и сказать, что в целом данное соглашение повто¬ряет конвенционное за исключением добавления в него дополнительного при¬знака для признания беженцем-национальности. Лица, признанные беженцем на территории Российской Федерации, обладают довольно широким спектром прав. Например, такие как получение услуг переводчика, содействие в обеспе¬чение проезда получение питания и пользования коммунальными услугами, медицинскую и лекарственную помощь. Основным органом, занимающимся определением статуса беженца в Российской Федерации, является Главное Управление по вопросам миграции МВД РФ.
Россия с ее огромной территорией испытывает колоссальные проблемы на фоне миграционных процессов, протекающих на территории бывшего СССР, а также на основе последних событий связанных с гражданской войной на территории Украины, Российская Федерация, осознавая существующие пробелы в российском законодательстве и в целях улучшения работы мигра¬ционных служб будет совершенствовать миграционное законодательство.



1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосова-нием 12.12.1993г. / [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц
без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ. / [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/
3. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых зако¬нодательных актов Российской Федерации в связи с принятием феде¬ральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представи¬тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 N 122-ФЗ. / [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49025/
4. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ. / [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/
5. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от
31.05.2002 N 62-ФЗ. / [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
6. Гражданский кодекс Российской Федерации 30 ноября 1994 года N 51-
ФЗ. / [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
7. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N
82-ФЗ. / [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/
8. 1Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1. / [Электрон¬ный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4340/
9. Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 (ред. от 15.05.2018) «О совер¬
шенствовании государственного управления в сфере контроля за оборо¬том наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». / [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196285/
10. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 . «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию со¬отечественников, проживающих за рубежом» / [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61111/
11. Распоряжение Правительства РФ от 24 августа 2006 г. № 1172-р. «О ме¬рах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. / [Электрон¬ный ресурс] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/89901/
12. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (ред. от
11.01.2017) «Об утверждении Правил обязательного медицинского стра¬хования». / [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111285/
13. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.08.2011 N 897н «О внесении из¬менения в Приказ Министерства здравоохранения и социального разви¬тия Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н «Об утвержде¬нии правил обязательного медицинского страхования»./ [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118311/#dst100007
14. Приказ ФМС России от 19.08.2013 N 352 «Об утверждении Администра¬
тивного регламента Федеральной миграционной службы по предостав¬лению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о призна¬нии беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Феде¬рации». / [Электронный ресурс]
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158303/
15. Постановление администрации Белгородского района Белгородской об¬ласти «Об оказании адресной финансовой помощи гражданам Украины, имеющим статус беженца или получившим временное убежище на тер¬ритории Российской Федерации и проживающим на территории Белго¬родского района в жилых помещениях граждан Российской Федерации, в 2014 году «./[Электронный ресурс] http://belrn.ru/wp- content/uploads/2014/11/162-%D0%BF.pdf
16. Проект Федерального закона « О беженцах « от 29.06.2013 http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n= 1083 5 5#040215581131809386
17. Проект Федерального закона « О предоставлении временного убежища
на территории Российской Федерации «
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n= 13549 0#05105796877133373
18. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности федераль¬
ной миграционной службы за 2014 год и плановый период 2015 - 2017 годов. /[Электронный ресурс]
http: //92 .fms .gov.ru/upload/iblock/b26/doklad_2014_naplan2015_2017. pdf
19. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ в 2012 году // Рос¬сийская газета. 2013. № 6044. /[Электронный ресурс]
http: //old.ombudsmanrf.org/doklady
20. Доклад Уполномоченного по правам человека 2004 г. Докладе Уполно¬моченного по правам человека 2004 г. /[Электронный ресурс] http: //old.ombudsmanrf.org/doklady
21. Соглашение о выдаче удостоверений личности русским и армянским бе¬женцам, о дополнении и внесении изменений в Соглашения от 5 июля 1922 г. и 31 мая 1924 г. / [Электронный ресурс] http: //www.unhcr.ru/doc/liga- 1.doc
22. Соглашении о распространении на другие категории беженцев некото¬рых мер, принятых в отношении русских и армянских беженцев, подпи¬сано в Женеве 30 июня 1928 года / [Электронный ресурс] http: //www.unhcr.ru/doc/liga-2 .doc
23. Конвенция о международном статусе беженцев подписана в Женеве 28 октября 1933 года. / [Электронный ресурс] http://www.unhcr.ru/doc/liga-
4. doc.
24. Дополнительный Протокол к Временному Соглашению и Конвенции о статусе беженцев, прибывающих из Г ермании, подписанным в Женеве соответственно 4 июля 1936 года и 10 февраля 1938 года. /[Электронный ресурс] http: //www.unhcr.ru/doc/liga-7.doc
25. Устав международной организации по делам беженцев 1946 г. / [Элек¬тронный ресурс] http://www.unhcr.ru/doc/1-1.doc
26. Всеобщая декларация прав человека Принята резолюцией 217А (III) Ге¬неральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. / [Электронный ре¬сурс] http: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
27. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны. / [Электронный ресурс] http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian.sht ml
28. Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. Принят резолюцией 428 (V) Генеральной Ас¬самблеи от 14 декабря 1950 года. / [Электронный ресурс] http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/unhcr_statute. shtml
29. Конвенция «О статусе беженцев» 1951г. / [Электронный ресурс]
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml
30. Дополнительный протокол касающейся Конвенции «О статусе бежен¬цев» 1967г. / [Электронный ресурс]
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees_prot.shtml
31. Картахенская Декларация о беженцах, принятая на коллоквиуме по теме: «Международная защита беженцев в центральной Америке, Мек¬сике и Панаме: юридические и гуманитарные проблемы» /[Электронный ресурс] http://www.unhcr.ru/doc/1984-kartah.doc
32. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни¬
жающих достоинство видов обращения и наказания, принята резолю-цией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года. / [Электрон¬ный ресурс]
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml
33. Соглашение «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» от 24 сентября 1993 года вступило в силу 1 сентября 1994 года. /[Электрон¬ный ресурс] http://www.unhcr.ru/doc/sng-3.doc
34. Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев.
Тематические рекомендации по международной защите (согласно Кон¬венции 1951 года и Протоколу 1967 года, касающихся статуса бежен- цев)1977 года. / [Электронный ресурс]
http: //www.refworld.org.ru/pdfid/537f597c4.pdf
35.Заключение № 8 (XXVIII) — 1977 г.: «Определение статуса беженца» / [Электронный ресурс] http://www.refworld.org.ru/docid/524146bb4.html
Научная литература
1. Анищик Ю.П. Понятие «беженец» и защита данной категории лиц /Вестник магистратуры. 2013. № 12-4 (27)
2. Байцаева З.И., Кадышева О.В. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ СИТУ¬АЦИИ С БЕЖЕНЦАМИ В ЕВРОПЕ // Международный студенческий науч¬ный вестник. - 2016. - № 4-4..
3. Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирова¬ние вынужденной и трудовой миграции: монография. М.: Проспект, 201.
4. Бобринский Н.А., Иванов Д.В. Правовой статус лиц, ищущих убе¬жище, в современном международном праве. М.: Статут, 2009.
5. В.А. Волох Трактовка понятия «беженец» в международном праве (журнал «Образование и право», N 11, ноябрь 2016 г.)
6. Гудвин-Гилл, Г.С. Статус беженца в международном праве / Гай С. Гудвин-Гилл; Пер. с англ. под ред. М. И. Левиной. - М.: Изд. об-ние «ЮНИТИ» 1997. 647 с.
7. Денисов В.В. Понятие «беженец»: проблема универсализации пра¬вовой дефиниции // Вестник Российского университета дружбы народов. Се¬рия: Юридические науки. 2010. № 1.
8. Зливко А.П. Ситников А.А. Научная дискуссия: вопросы юрис-пруденции. сб. ст. по материалам XLV междунар. науч.-практ. конф. - № 1 (40). - М., Изд. «Интернаука», 2016. - 202 с.
9. Изотова Е.Н. К вопросу об актуальности женевской конвенции «О статусе беженцев» 1951 года // Административное право и процесс. 2016. № 10. С. 79-82.
10. Иранпур З.Ф. Проблема защиты прав беженцев: исторические ис¬токи и современность // Миграционное право. 2011. № 1.
11. Карпова Н.Ф. Научный альманах 2017. № 11-3(37)
12. Киселева Е.В., Голованов А.С. Невольный вклад России в между¬народно-правовую защиту беженцев: русские беженцы первой четверти XX в.
// Внешнеполитические интересы России: история и современность сборник материалов Всероссийской научной конференции, приуроченной к 100-летию начала Первой мировой войны. Самарская гуманитарная академия; Самарский государственный университет; ответственный редактор А. Н. Сквозников. 2014. С. 76-84.
13. Клинова Е.В. Правовое положение беженцев в странах Европей¬ского Союза. М., 2009.
14. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: учебное по¬собие. М.: Статут, 2013.
15. Коннов В.А. Международно-правовые стандарты предоставления убежища в практике государственного строительства стран Европы // Государ¬ство и право. М.: Наука, 2011. № 12.
16. Хабриева Т.Я. Роль субъектов Российской Федерации в государ¬ственном управлении в сфере миграции.
17. Хрестоматия по правам беженцев: решения, документы, матери-алы. Главный редактор: Мэриэллен Фуллертон (Maryellen Fullerton), ответ-ственный редактор русского издания Наталья Зайберт (Natalia Zaibert) Венгер¬ский Хельсинский комитет. 2014, 214 страниц.
18. Шабалина Л., Капко А. Международные аспекты регулирования беженцев // СХд. 2015. № 8 (140). С. 67-73.
19. Шуршалова Е.С. Правовые и организационные основы государ¬ственной защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев // Миграцион¬ное право. 2011. № 3.
20. Юркина Е.Е. Регулирование правового положения беженцев в ев¬ропейском союзе: социально-политические и правовые аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2007. № 4.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ