Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АТРИБУЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ АУДИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОРАТОРА

Работа №64163

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
137
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Обзор литературы по проблеме исследования 7
1.1 Человек как субъект и объект познания 7
1.2 Атрибутивные процессы 9
1.3 Имплицитные теории личности 14
1.4 Теория социальных представлений 18
1.5 Механизмы межличностного восприятия 19
1.6 Обобщение теоретических данных 23
1.7 Современные направления исследований 25
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 31
2.1. Описание выборки исследования 34
2.2 Методы исследования 34
2.3 Математико-статистические методы обработки данных 37
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 38
3.1 Описание психологических особенностей героя аудиозаписи 38
3.2 Качественный анализ сравнения полученных данных с помощью метода трансформационной грамматики и личностных опросников 43
3.3 Сравнение реальные характеристики героя аудиозаписи с точностью представлений слушателей о нем 45
3.4 Статистическая проверка выдвинутых гипотез 48
3.5 Контент анализ описания внешности героя 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


Познай самого себя! Познала. И это нисколько не облегчает мне познания другого. Наоборот, как только я начинаю судить человека по себе, получается недоразумение за недоразумением.
(Марина Цветаева, Москва. 1919г)
Познание и взаимное воздействие людей друг на друга - одна из актуальных тем, в изучении которой заинтересованы как теоретики, так и практики. Как правило, каждый ученый увлечен решением отдельных и частных вопросов этой большой области исследования, и наша работа не является исключением. Формирование представления о психологических особенностях другого человека определяется целым набором характеристик. К наиболее значимым из них относят внешность, невербальные проявления, а также просодические компоненты речи, изучение которых представлено в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов (Барабанщиков, 2009; Лабунская, 1999; Морозов, 1998; Bruce, Young, 2000; Scherer, 2005 и др.). В рамках этой работы мы уделили особое внимание вербальным составляющим речи, а также постарались ответить на вопрос, касающийся точности восприятия личностных особенностей другого человека по его голосу.
На первом этапе исследования мы планируем использовать дистантный
метод анализа вербальных характеристик (метод трансформационной
грамматики), который позволит составить описание личностных качеств
участника нашего исследования - Вадима Анатольевича Елисеева, музыканта
и исполнителя авторской песни. Кроме того, он заполнит нам опросники (16
- факторный личностный опросник Кеттелла (форма С) и опросник
4
состояния агрессии Басса - Дарки), которые позволят получить наиболее полное представление о его характерологических особенностях. При этом мы также сможем провести дополнительную проверку, на основании которой мы получим данные об адекватности метода и полученных результатов при применении дистантного метода анализа личностных свойств. На втором этапе исследования мы дадим прослушать аудиозапись голоса героя (где он отвечает на три вопроса) нашим респондентам, которые в дальнейшем будут оценивать его личностные качества по шкалам, соответствующим шкалам Кеттелла. Таким образом, мы получим одно описание героя, соответствующее его реальным характеристикам (с использованием двух методов) и второе описание, соответствующее представлениям слушателей о нем. В результате мы проведем сравнение полученных данных между собой, определив наиболее и наименее точных слушателей. Слушателям также необходимо будет заполнить ряд методик (16 - факторный личностный опросник Кеттелла, Диагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл), САН) позволяющих в дальнейшем говорить об их индивидуальных различиях, которые могут оказывать влияние на точность восприятия личности героя аудиозаписи. Мы, в свою очередь, задались вопросом о влиянии пола, возраста, уровня образования, эмоционального интеллекта, а также самочувствия, активности и настроения на точность ответов респондентов.
Адекватность социальной перцепции определяется целым набором факторов: содержанием имплицитной теории личности, предпочтением одних механизмов социального восприятия перед другими, наборов личностных черт субъекта восприятия и др. Верная оценка личностных особенностей других людей позволяет грамотно выстраивать отношения с ними. Неверное отражение и интерпретация индивидуальных свойств нередко ведут к ошибочному прогнозу относительно поведения другого и зачастую вызывают недопонимания и конфликты. Развитие современных видов связи делает возможным взаимодействовать с другими людьми при отсутствии представлений об их внешних данных (служба телефона доверия, сфера продаж и др.). Голос в таком случае является единственным источником информации, от которого зависит исход общения. Насколько информативен, может быть этот источник, мы попытаемся ответить в рамках нашей работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема восприятия человеческого голоса изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. Сложность разработки этой области исследования объясняет отсутствие целостного представления по данному вопросу. В частности нельзя однозначно судить о том, какие свойства и качества личности способствуют адекватной оценке других людей. Мы провели анализ различий в выборках с наиболее и наименее точными ответами, однако подобных отличий не обнаружили. Подобный результат говорит в пользу того, что необходимо изучать более «глубинные» личностные конструкты, выходя на изучение структур, входящих в имплицитную теорию личности.
В нашем исследовании мы попытались осветить лишь несколько вопросов, затрагивающих данную область исследования, надеясь внести свой вклад в эту сложную тему. Тем не менее, нам удалось выявить ряд закономерностей, которые мы подробно описали выше. Голос содержит в себе большое количество информации об индивидуально - психологических особенностях его носителя, что может использоваться как психологами, при профессиональном отборе или оказании помощи в службе телефона доверия, так, например, и при создании систем безопасности.
Также мы провели сравнение результатов, полученных с помощью дистантного метода анализа личностных свойств и опросников. Метод трансформационный грамматики нашел свое подтверждение в результатах личностных тестов, что говорит о возможности его дальнейшего использования для комплексной оценки личности при составлении психологических портретов.
Мы полагаем, что более масштабные экспериментальные исследования в дальнейшем смогут дать больше ответов по этой теме.



1. Андреева Г. М. Атрибутивные процессы // Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2003. С. 152-174.
2. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2003. С. 146-152.
3. Андреева Г. М. Психология социального познания: учебник для студентов психологических и педагогических специальностей вузов / 2-e изд., перераб. И доп. М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1999. 375 с.
5. Анисимова Т.В., Никифорова Л.Ю., Самуйлова И.А., Щербакова Н.В. Основные методы психологического анализа политических текстов: Практикум по курсу лекций «Психология политической коммуникации». СПб.: Изд-во СПБГУ, 2007. 124 с.
6. Балянин К. Ю. Особенности распознавания индивидуальных характеристик человека по его голосу. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 210-213.
7. Барабанщиков В. А. Восприятие индивидуально-психологических особенностей человека по изображению целого и частично открытого лица // Экспериментальная психология в России. 2008. № 1. C. 62-83.
8. Барабанщиков В. А., Майнина И. Н. Оценка «глубинных» индивидуально - психологических особенностей человека по фотоизображению его лица // Экспериментальная психология. 2010. № 4. С. 50-71.
9. Бодалев, А. А. Восприятие человеком человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. 123 с.
10. Бодалев В. М. Психология общения. М.: Воронеж: АПСН, 1996. 255 с.
11. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с.
12. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология. Ключевые идеи. 4-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. 507 с.
13. Вердебер Р., Вердебер К. Психология общения. / Пер. с англ. СПб.: Прайм- Еврознак, 2003. 320 с.
14. Горбатова Е. А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации // Ученые записки СПбГИПСР 2014. Т. 21. №1. С. 23-29.
15. Демидов А.А., Ананьева К. И., Выскочил Н. А. Восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица и голосу// Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 1. C. 56-70.
16. Калашникова Ю.А. Проблемы имплицитных теорий личности (к истории формирования подходов, принципов структурно-содержательных объяснений и определений перспектив изучения) // Мир психологии. 1999. № 3. С. 60-72.
17. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. 112 с.
18. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001. 318 с.
19. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Человек - оркестр. М.: Класс, 1993. 154 с.
20. Люсин Д.В., Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. М.: ИП, 2009. 350 с.
21. Майерс Д. Слагаемые убеждения // Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2003. С. 49 - 70.
22. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 3-18; №2. С. 3-14.
23. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб. Пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб: Речь, 2006. 391 с.
24. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
25. Савельев А. С. Имплицитные теории личности в рассмотрении лингвистики, социологии и психологии: к истории вопроса // Ученые записки. 2013. Т. 1. № 3. С. 12 - 16.
26. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. 349 с.
27. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 336 с.
28. Уинтер Д., Херманн М., Вейнтрауб У, Уолкер С. Дистантное изучение личности Буша и Горбачева: процедуры, портреты, политика // Хрестоматия по политической психологии / Пер. с англ.; Под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Инфра-М, 2002. С. 54 - 102.
29. Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. С. 89-94.
30. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. / Пер. с англ.; Под ред. Т. Ю. Базарова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004. 622 с.
31. Asch S. E. Forming impressions of personality // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1946. Vol. 41. P. 258-290.
32. Kelly G. A. A Theory of personality. Psychology of Personal Constructs. N. Y., 1963.
33. Jones E. E., Kanouse D. E., Kelley H. H., Nisbett, R. E., Valins S. and Weiner В. (Eds.). Attribution: Perceiving the causes of behavior. Morristown (N. J.): General Learning Press, 1972.
34. Moscovici S. On Social representations // Social cognition: Perspectives on everyday understanding / Ed. by H.J. Forgas. L., 1981. P. 181-209.
35. Veiner В. An attributional theory of motivation and emotion. New York: Springer Verlag, 1986.
36. Weintraub W. Verbal behavior and personality assessment// The psychological assessment of political leaders/ Ed/ by J. M. Post. The University of Michigan Press, 2003. P. 137152.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ