МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И УЧАСТИЕ В НЕМ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ 6
1.1. Объективные предпосылки и факторы развития мирового
рынка услуг 6
1.2. Современные тенденции развития мирового рынка услуг
12
1.3. Система регулирования международной торговли услугам
и 20
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 29
2.1. Анализ современного состояния и функционирования мирового
рынка образовательных услуг 29
2.2. Взаимосвязь качества образовательных услуг и
инновационного развития стра
н 37
2.3. Перспективы развития мирового рынка образовательных услу
г 45
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОМ РЫНКЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 56
3.1. Место и роль России на мировом рынке образовательных услу
г 56
3.2. Проблемы интеграции России в мировой рынок
образовательных услуг 66
3.3. Пути активизации участия России в международной торговле
образовательными услугами 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ 6
1.1. Объективные предпосылки и факторы развития мирового
рынка услуг 6
1.2. Современные тенденции развития мирового рынка услуг
12
1.3. Система регулирования международной торговли услугам
и 20
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 29
2.1. Анализ современного состояния и функционирования мирового
рынка образовательных услуг 29
2.2. Взаимосвязь качества образовательных услуг и
инновационного развития стра
н 37
2.3. Перспективы развития мирового рынка образовательных услу
г 45
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОМ РЫНКЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 56
3.1. Место и роль России на мировом рынке образовательных услу
г 56
3.2. Проблемы интеграции России в мировой рынок
образовательных услуг 66
3.3. Пути активизации участия России в международной торговле
образовательными услугами 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Сегодня пристальное внимание, обусловленное происходящими экономическими и политическими изменениями в мире, уделяется образовательной сфере, как фактору роста конкурентоспособности страны на мировой арене. Образование выступает не только как генератор квалифицированных трудовых ресурсов, а как полноценный механизм прогрессивного роста национального хозяйства. Происходит взаимовлияние данной сферы и экономики страны. Особенностью рынка образовательных услуг является его специфичность и не изученность в полной мере.
В связи со вступлением в Болонский процесс, актуальность исследования определяется возможностью использования мирового опыта для образования в России, а также выявления своей самобытности. Создание современной системы образования, которая будет отвечать требованиям постиндустриального общества, является предметом пристального внимания со стороны
государства.
Интерес к рынку образовательных услуг проявляли как зарубежные, так и отечественные исследователи. Среди зарубежных представителей: Д. Белл, У. Ростоу, Э. Тоффлер, З. Бжезинский, П. Самуэльсон и Р. Масгрейв и др. Существенный вклад внесли и российские экономисты, такие как В. Иноземцев, О.А. Хаширов, И.С. Березин. В.Д. Остапченко, Е.В. Бурденко, Т.А. Полянских, О.И. Фокина ит.д.
Однако рынок образовательных услуг развивается очень быстрыми темпами, и достаточно полного освещения со стороны исследователей он еще не получил. Более того, остается мало исследованной роль образовательных учреждений в ускорении инновационного развития страны. Недостаточная степень разработанности данной темы определила цель и задачи настоящей дипломной работы.
Целью дипломной работы является исследование мирового рынка образовательных услуг, его современного состояния и перспектив развития, оценка места России на мировом рынке образовательных услуг и выработка рекомендаций по укреплению ее позиций.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к исследованию рынка
образовательных услуг.
2. Выявить объективные причины его возникновения и развития.
3. Изучить современное состояние и тенденции развития рынка
образовательных услуг.
4. Рассмотреть систему регулирования рынка образовательных услуг.
5. Исследовать взаимосвязь рейтингов университетов и места страны в глобальном инновационном индексе.
6. Выделить перспективы развития мирового рынка образования.
7. Определить место и роль России на мировом рынке образовательных услуг.
8. Изучить проблемы и перспективы интеграции российского образования в мировой рынок.
9. Предложить меры по укреплению позиций России на мировом рынке образовательных услуг.
Объектом исследования является мировой и российский рынок образовательных услуг.
Предметом исследования является рынок образовательных услуг, его структура, тенденции и перспективы развития, а также роль России в международной торговле образовательными услугами.
Дипломное исследование осуществлялось на основе системного подхода. В качестве специальных инструментов исследования использовались приемы и методы логического сопоставления и сравнения, анализа и синтеза, методы статистических группировок и классификаций, экспертных оценок, научного наблюдения и другие.
Практическая значимость результатов исследования определяется основными положениями, обобщениями, выводами и рекомендациями, которые призваны усовершенствовать рынок образования в России.
Информационное обеспечение исследования составили труды известных ученых, справочно-статистические материалы Росстата, Всемирного Банка, Юнеско, данные докладов «QS World University Rankings», «World Development Indicators: Structure of output», «The global innovation index», нормативные документы и законодательные акты РФ, международные договоры и соглашения, аналитические отчеты, интернет - ресурсы, фактологический материал, содержащийся в отечественной и зарубежной литературе.
Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В связи со вступлением в Болонский процесс, актуальность исследования определяется возможностью использования мирового опыта для образования в России, а также выявления своей самобытности. Создание современной системы образования, которая будет отвечать требованиям постиндустриального общества, является предметом пристального внимания со стороны
государства.
Интерес к рынку образовательных услуг проявляли как зарубежные, так и отечественные исследователи. Среди зарубежных представителей: Д. Белл, У. Ростоу, Э. Тоффлер, З. Бжезинский, П. Самуэльсон и Р. Масгрейв и др. Существенный вклад внесли и российские экономисты, такие как В. Иноземцев, О.А. Хаширов, И.С. Березин. В.Д. Остапченко, Е.В. Бурденко, Т.А. Полянских, О.И. Фокина ит.д.
Однако рынок образовательных услуг развивается очень быстрыми темпами, и достаточно полного освещения со стороны исследователей он еще не получил. Более того, остается мало исследованной роль образовательных учреждений в ускорении инновационного развития страны. Недостаточная степень разработанности данной темы определила цель и задачи настоящей дипломной работы.
Целью дипломной работы является исследование мирового рынка образовательных услуг, его современного состояния и перспектив развития, оценка места России на мировом рынке образовательных услуг и выработка рекомендаций по укреплению ее позиций.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к исследованию рынка
образовательных услуг.
2. Выявить объективные причины его возникновения и развития.
3. Изучить современное состояние и тенденции развития рынка
образовательных услуг.
4. Рассмотреть систему регулирования рынка образовательных услуг.
5. Исследовать взаимосвязь рейтингов университетов и места страны в глобальном инновационном индексе.
6. Выделить перспективы развития мирового рынка образования.
7. Определить место и роль России на мировом рынке образовательных услуг.
8. Изучить проблемы и перспективы интеграции российского образования в мировой рынок.
9. Предложить меры по укреплению позиций России на мировом рынке образовательных услуг.
Объектом исследования является мировой и российский рынок образовательных услуг.
Предметом исследования является рынок образовательных услуг, его структура, тенденции и перспективы развития, а также роль России в международной торговле образовательными услугами.
Дипломное исследование осуществлялось на основе системного подхода. В качестве специальных инструментов исследования использовались приемы и методы логического сопоставления и сравнения, анализа и синтеза, методы статистических группировок и классификаций, экспертных оценок, научного наблюдения и другие.
Практическая значимость результатов исследования определяется основными положениями, обобщениями, выводами и рекомендациями, которые призваны усовершенствовать рынок образования в России.
Информационное обеспечение исследования составили труды известных ученых, справочно-статистические материалы Росстата, Всемирного Банка, Юнеско, данные докладов «QS World University Rankings», «World Development Indicators: Structure of output», «The global innovation index», нормативные документы и законодательные акты РФ, международные договоры и соглашения, аналитические отчеты, интернет - ресурсы, фактологический материал, содержащийся в отечественной и зарубежной литературе.
Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В условиях постиндустриального общества роль знаний и информации неоценима. Образование и здравоохранение выступают одним из самых главных секторов национального хозяйства. Само развитие информационного общества является основным фактором появления и развития образовательной сферы в ее современной интерпретации. Однако сегодня до сих пор не сложилось четкого представления и определения образовательной услуги, что выявляет необходимость ее дальнейшего исследования. Современные реалии жизни диктуют необходимость развития трудовых ресурсов не просто как источник физического труда, а в качестве квалифицированных кадров, способных принимать нестандартные и оригинальные решения. Стратегическое значение знаний выдвигает приоритетную задачу большинства стран достижения лидирующих позиций в мировом рынке образовательных услуг.
Данному специфичному рынку, сочетающему в себе рыночные и нерыночные методы функционирования, характерны тенденции глобализации, интернационализации, а также определенной структуризации. Сегодня проявляется явный тренд, когда сектор услуг начинает постепенно преобладать над товарным сектором, способствуя созданию новых рабочих мест, и впоследствии роста целой экономики страны.
Вопрос регулирования рынка образовательных услуг становится наиболее острым в настоящих условиях. Появление ТНК, диверсификация их деятельности и влияние на развитие экономик стран, обусловило появления нормативно - правовой базы.
Основной системой законодательства являются международные соглашения и договора, такие как ГАТС, Болонское соглашение и др. Регламентация ведется на основе двусторонних и многосторонних договоров и актов. Однако необходимо также отметить, что регулирование может осуществляться и на национальном уровне.
Образование как часть своей внешней политики ведущие державы стали рассматривать в первой половине прошлого века. Высшее образование сегодня занимает наибольшую долю во всем объеме данного сектора, и проявляет наибольшую значимость для экономики, и в целом для человеческого развития. Экспорт образовательных услуг высшего образования становится одной из основных статей дохода развитых стран.
Необходимо добавить, что в современных условиях, обусловленные глобализацией образовательного процесса, наиболее выгодное положение занимают развитые страны, в то время как развивающиеся государства начинают испытывать ее недостатки. Вследствие чего возникает необходимость государственного вмешательства и регулирования образовательной сферы, так как при соответствующей защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции можно повысить уровень конкурентоспособности и престижа национального образования на мировой арене.
Сегодня численность иностранных студентов оценивается в более 4 млн. человек, причем данная цифра будет только расти. Основными игроками на рынке образования являются США, Канада, страны Европы, Азии, а также Океании.
Основными методами оценки ситуации на рынке высшего образования является рейтинги. Главными рейтинговыми агентствами на мировой арене являются QS, THE, а также Шанхайский рейтинг. Все три используют свою собственную методику и механизм анализа высшего образования. Несомненными лидерами на протяжении долгих лет, по их мнению, являются университеты США и Великобритании. Однако к 2017 году появляются и новые игроки, такие как Германия, Австралия, Китай, Гонконг и др. Более того, азиатские страны показывают несравненный прорыв в данные рейтинги, что говорит о жесточайшей конкурентной борьбе в мире. Такой метод оценки, по мнению автора, нельзя игнорировать, так как именно он служит проводником в мировой рынок образования.
В ходе исследования было выявлено, что связь между рейтингом университетов и глобальным инновационным индексом присутствует. Причем, связь довольно высокая. По мнению автора, данная ситуация вполне логична, так как инновационное развитие стран - это продолжение научно - технического прогресса. Сами инновации являются не только генераторами условий для снижения издержек на производстве, но и фактором роста качества образования. С использованием современных достижений науки происходит раскрытие творческого потенциала личности. А вузы являются проводниками. Совместно инновации и университеты ведут к увеличению количества квалифицированных кадров, способствуют профессиональному развитию. Впоследствии все это приводит к повышению уровня жизни населения в стране.
Именно университеты сегодня становятся драйверами роста, предлагают модель построения экономики знаний, когда научные идеи сначала становятся инновациями, а потом попадают в промышленное производство. В советские годы роль внедренческого звена в инновационной цепочке выполняли отраслевые институты, но сейчас эта система не работает. Поэтому сильные университеты при поддержке федерального правительства могут и должны стать инструментами развития в регионах. По такому пути пошли многие страны - США, Китай, Япония, Тайвань, Южная Корея. Сейчас вузы этих государств являются важнейшей частью глобальной экономики, ее ключевыми игроками.
Вхождение российских компаний в транснациональные корпорации и глобализация крупнейших производителей (ВСМПО-Ависма, Группа Синара) изменило требования к навыкам и компетенциям сотрудников. Становится обязательным владение иностранными языками, навыками работы на иностранном оборудовании, компетенциями и знаниями в области международных стандартов и технологий. Другой вызов - вступление РФ в ВТО, что позволило иностранным вузам расширить присутствие на территории России и вести активный рекрутинг студентов. Но и риск оттока наиболее подготовленных и платежеспособных студентов в зарубежные университеты существенно увеличивается. Вступление в болонский образовательный процесс приводит к тому, что после получения степени бакалавра или магистра многие студенты могут продолжить образование за границей. Перед нами стоит задача не только удержать нашу молодежь, но и привлечь в вуз иностранных студентов. К 2020 году их доля в общем количестве обучающихся должна достичь 16%.
К сожалению, современное состояние и роль российского рынка образовательных услуг оценивается как незначительная, чему есть ряд причин. Низкое качество образования становится крупным препятствием к движению России к экономике знаний. Среди причин низких рейтингов российских высших учебных заведений выделяют следующие:
1. Низкая практическая значимость научных исследований, проводимых российскими вузами. Так, в Великобритании и США размер бюджета того или иного университета зависит не от количества его студентов, а от успешности научных разработок.
2. Скромные бюджеты. Так, бюджет Гарвардского университета составляет 2 миллиардами долларов в год, что позволяет иметь самую современную материально-техническую базу.
3. Отсутствие подготовки на английском языке. Наличие англоязычных программ позволяет достигать сразу 3 цели: пополнять бюджет учебных заведений за счет иностранных студентов, расширять перспективы трудоустройства своих собственных студентов, повышать престиж учебного заведения за счет возможности привлечения иностранных профессоров.
4. Отсутствие гибкости программ обучения. Ведущие образовательные учреждения быстро реагируют на спрос со стороны рынка труда, открывая новые направления подготовки и дисциплины, однако программы российских вузов модернизируются
крайне медленно.
5. Недостаточная подготовленность российских выпускников к практической работе.
Между тем, преодолеть России отставание невозможно без кардинального улучшения качества российского образования, усиления его практической направленности, усиления интеграции с наукой и бизнесом, без реформирования системы организации научно-исследовательской работы студентов.
Большую роль в развитии мирового рынка образовательных услуг играет международное сотрудничество. РФ имеет большое количество международных соглашений в области образовательного сотрудничества по таким вопросам, как, например, организация стажировок, обмен специалистами, совместные программы, признание документов об образовании и т.д. Представляется, что назрела необходимость осознания, что даже гуманитарное сотрудничество имеет экономические последствия, измеряемые в конкретных показателях, и требуется анализ социально-экономической эффективности участия России в межгосударственных образовательных пространствах ЕС, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, прежде всего для национального рынка труда высококвалифицированных кадров, трудовой мобильности. Сложившаяся политическая ситуация требует уточнить подходы к определению основных направлений и масштабов дальнейшего участия России в межгосударственных образовательных пространствах и определению экономических эффектов, которые они дадут системе образования в краткосрочной и долгосрочной
перспективах.
Сегодня на федеральные вузы и национально - исследовательские университеты возложена роль, в большей степени миссия, по интеграции российского рынка образовательных услуг в региональное, а затем мировое образовательное пространство. Именно поэтому игнорировать роль образовательной сектора в национальном развитии является большой ошибкой. Создание грамотной и соответствующий современным требованиям системы образования, проведение эффективной политики государства, а также реализация многоканального финансирования данного сектора - это залог успеха российского рынка образовательных услуг.
Данному специфичному рынку, сочетающему в себе рыночные и нерыночные методы функционирования, характерны тенденции глобализации, интернационализации, а также определенной структуризации. Сегодня проявляется явный тренд, когда сектор услуг начинает постепенно преобладать над товарным сектором, способствуя созданию новых рабочих мест, и впоследствии роста целой экономики страны.
Вопрос регулирования рынка образовательных услуг становится наиболее острым в настоящих условиях. Появление ТНК, диверсификация их деятельности и влияние на развитие экономик стран, обусловило появления нормативно - правовой базы.
Основной системой законодательства являются международные соглашения и договора, такие как ГАТС, Болонское соглашение и др. Регламентация ведется на основе двусторонних и многосторонних договоров и актов. Однако необходимо также отметить, что регулирование может осуществляться и на национальном уровне.
Образование как часть своей внешней политики ведущие державы стали рассматривать в первой половине прошлого века. Высшее образование сегодня занимает наибольшую долю во всем объеме данного сектора, и проявляет наибольшую значимость для экономики, и в целом для человеческого развития. Экспорт образовательных услуг высшего образования становится одной из основных статей дохода развитых стран.
Необходимо добавить, что в современных условиях, обусловленные глобализацией образовательного процесса, наиболее выгодное положение занимают развитые страны, в то время как развивающиеся государства начинают испытывать ее недостатки. Вследствие чего возникает необходимость государственного вмешательства и регулирования образовательной сферы, так как при соответствующей защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции можно повысить уровень конкурентоспособности и престижа национального образования на мировой арене.
Сегодня численность иностранных студентов оценивается в более 4 млн. человек, причем данная цифра будет только расти. Основными игроками на рынке образования являются США, Канада, страны Европы, Азии, а также Океании.
Основными методами оценки ситуации на рынке высшего образования является рейтинги. Главными рейтинговыми агентствами на мировой арене являются QS, THE, а также Шанхайский рейтинг. Все три используют свою собственную методику и механизм анализа высшего образования. Несомненными лидерами на протяжении долгих лет, по их мнению, являются университеты США и Великобритании. Однако к 2017 году появляются и новые игроки, такие как Германия, Австралия, Китай, Гонконг и др. Более того, азиатские страны показывают несравненный прорыв в данные рейтинги, что говорит о жесточайшей конкурентной борьбе в мире. Такой метод оценки, по мнению автора, нельзя игнорировать, так как именно он служит проводником в мировой рынок образования.
В ходе исследования было выявлено, что связь между рейтингом университетов и глобальным инновационным индексом присутствует. Причем, связь довольно высокая. По мнению автора, данная ситуация вполне логична, так как инновационное развитие стран - это продолжение научно - технического прогресса. Сами инновации являются не только генераторами условий для снижения издержек на производстве, но и фактором роста качества образования. С использованием современных достижений науки происходит раскрытие творческого потенциала личности. А вузы являются проводниками. Совместно инновации и университеты ведут к увеличению количества квалифицированных кадров, способствуют профессиональному развитию. Впоследствии все это приводит к повышению уровня жизни населения в стране.
Именно университеты сегодня становятся драйверами роста, предлагают модель построения экономики знаний, когда научные идеи сначала становятся инновациями, а потом попадают в промышленное производство. В советские годы роль внедренческого звена в инновационной цепочке выполняли отраслевые институты, но сейчас эта система не работает. Поэтому сильные университеты при поддержке федерального правительства могут и должны стать инструментами развития в регионах. По такому пути пошли многие страны - США, Китай, Япония, Тайвань, Южная Корея. Сейчас вузы этих государств являются важнейшей частью глобальной экономики, ее ключевыми игроками.
Вхождение российских компаний в транснациональные корпорации и глобализация крупнейших производителей (ВСМПО-Ависма, Группа Синара) изменило требования к навыкам и компетенциям сотрудников. Становится обязательным владение иностранными языками, навыками работы на иностранном оборудовании, компетенциями и знаниями в области международных стандартов и технологий. Другой вызов - вступление РФ в ВТО, что позволило иностранным вузам расширить присутствие на территории России и вести активный рекрутинг студентов. Но и риск оттока наиболее подготовленных и платежеспособных студентов в зарубежные университеты существенно увеличивается. Вступление в болонский образовательный процесс приводит к тому, что после получения степени бакалавра или магистра многие студенты могут продолжить образование за границей. Перед нами стоит задача не только удержать нашу молодежь, но и привлечь в вуз иностранных студентов. К 2020 году их доля в общем количестве обучающихся должна достичь 16%.
К сожалению, современное состояние и роль российского рынка образовательных услуг оценивается как незначительная, чему есть ряд причин. Низкое качество образования становится крупным препятствием к движению России к экономике знаний. Среди причин низких рейтингов российских высших учебных заведений выделяют следующие:
1. Низкая практическая значимость научных исследований, проводимых российскими вузами. Так, в Великобритании и США размер бюджета того или иного университета зависит не от количества его студентов, а от успешности научных разработок.
2. Скромные бюджеты. Так, бюджет Гарвардского университета составляет 2 миллиардами долларов в год, что позволяет иметь самую современную материально-техническую базу.
3. Отсутствие подготовки на английском языке. Наличие англоязычных программ позволяет достигать сразу 3 цели: пополнять бюджет учебных заведений за счет иностранных студентов, расширять перспективы трудоустройства своих собственных студентов, повышать престиж учебного заведения за счет возможности привлечения иностранных профессоров.
4. Отсутствие гибкости программ обучения. Ведущие образовательные учреждения быстро реагируют на спрос со стороны рынка труда, открывая новые направления подготовки и дисциплины, однако программы российских вузов модернизируются
крайне медленно.
5. Недостаточная подготовленность российских выпускников к практической работе.
Между тем, преодолеть России отставание невозможно без кардинального улучшения качества российского образования, усиления его практической направленности, усиления интеграции с наукой и бизнесом, без реформирования системы организации научно-исследовательской работы студентов.
Большую роль в развитии мирового рынка образовательных услуг играет международное сотрудничество. РФ имеет большое количество международных соглашений в области образовательного сотрудничества по таким вопросам, как, например, организация стажировок, обмен специалистами, совместные программы, признание документов об образовании и т.д. Представляется, что назрела необходимость осознания, что даже гуманитарное сотрудничество имеет экономические последствия, измеряемые в конкретных показателях, и требуется анализ социально-экономической эффективности участия России в межгосударственных образовательных пространствах ЕС, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, прежде всего для национального рынка труда высококвалифицированных кадров, трудовой мобильности. Сложившаяся политическая ситуация требует уточнить подходы к определению основных направлений и масштабов дальнейшего участия России в межгосударственных образовательных пространствах и определению экономических эффектов, которые они дадут системе образования в краткосрочной и долгосрочной
перспективах.
Сегодня на федеральные вузы и национально - исследовательские университеты возложена роль, в большей степени миссия, по интеграции российского рынка образовательных услуг в региональное, а затем мировое образовательное пространство. Именно поэтому игнорировать роль образовательной сектора в национальном развитии является большой ошибкой. Создание грамотной и соответствующий современным требованиям системы образования, проведение эффективной политики государства, а также реализация многоканального финансирования данного сектора - это залог успеха российского рынка образовательных услуг.
Подобные работы
- Мировой рынок образовательных услуг и участие в нем России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Развитие экспорта медицинских услуг (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - СПЕЦИФИКА ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ЯЗЫКОВОЙ ШКОЛЫ GO1ENGLISH
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития высшего образования в России в нач. XXI в.
(на примере СФУ)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РЕГИОНА И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ РФ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ВНУТРИКОРПОРАТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ПОСТРОЕНИИ ВНЕШНЕГО ИМИДЖА УНИВЕРСИТЕТА (НА МАТЕРИАЛЕ СПБГУ)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Инструменты событийного маркетинга в реализации
коммуникационной политики образовательных организаций
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Особенности и перспективы развития мирового рынка природного газа
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



