Введение 3
1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности
предприятия 6
1.1. Понятие и содержание коммерческой деятельности предприятия 6
1.2. Организация коммерческой деятельности предприятия 10
1.3. Маркетинговое обеспечение коммерческой деятельности предприятия.. 19
2. Анализ коммерческой деятельности в ЗАО «АТМСС» 25
2.1. Общая характеристика деятельности ЗАО «АТМСС» 25
2.2. Анализ маркетинговой деятельности в ЗАО «АТМСС» 34
2.3. Анализ коммерческой деятельности в ЗАО «АТМСС» 43
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой
деятельности ЗАО «АТМСС» 53
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой
деятельности в ЗАО «АТМСС» 53
3.2. Экономическое обоснование предложенных по совершенствованию
коммерческой деятельности ЗАО «АТМСС» 58
Заключение 65
Список литературы
В современных рыночных условиях выживают те предприятия, продукция или услуги которых находят сбыт. Коммерческая и маркетинговая деятельность играет важную роль на промышленном предприятии, так как она позволяет установить оптимальную взаимосвязь между организацией и средой, частью которой она является.
В частности, промышленный маркетинг обеспечивает тесную связь между производственным предприятием и рынком и определяет мероприятия по достижению целей и задач.
Коммерческая деятельность включает в себя совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных операций, которые осуществляются в процессе купли-продажи товаров и оказания торговых услуг с целью получения прибыли.
Гибкость коммерции должна проявляться в своевременном учете требований рынка, для чего необходимы изучение и прогнозирование товарных рынков, развитие и совершенствование сбытовой рекламы, вовлечение в коммерческую деятельность инновационного элемента, при необходимости - изменение профиля деятельности, внесение изменений в организационные структуры коммерции.
Актуальность улучшения маркетинговой и коммерческой деятельности на промышленном предприятии определяется ориентацией производственного предприятия на удовлетворение потребностей как на рынке B2B, так и на рынке B2C. Маркетинговая деятельность должна способствовать повышению гибкости производства, в соответствии с запросами потребителей быстро менять ассортимент продукции, оперативно внедрять новую технологию и технику.
Можно выделить следующие основные направления коммерческой деятельности производственного предприятия:
- организация хозяйственных связей и договорной работы в торговой организации;
- коммерческая деятельность по закупке товаров;
- коммерческая работа по продаже товаров;
- формирование ассортимента и управление товарными запасами в торговой организации;
- рекламная деятельность и продвижение товара.
Целью данного исследования является рассмотрение теоретических основ организации коммерческой деятельности предприятия, анализ коммерческой деятельности в ЗАО «АТМСС» и разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности в ЗАО «АТМСС».
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
1. Изучить понятие и содержание коммерческой деятельности предприятия;
2. Рассмотреть организацию коммерческой деятельности
предприятия;
3. Рассмотреть маркетинговое обеспечение коммерческой деятельности предприятия;
4. Охарактеризовать деятельность ЗАО «АТМСС»;
5. Проанализировать маркетинговую деятельность в ЗАО «АТМСС»;
6. Проанализировать коммерческую деятельность в ЗАО «АТМСС»;
7. Разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности в ЗАО «АТМСС» на основе анализа коммерческой деятельности;
8. Провести экономическое обоснование предложенных
рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности в ЗАО «АТМСС».
Объектом изучения является коммерческая деятельность в ЗАО «АТМСС». Предметом исследования является купля-продажа товаров ЗАО «АТМСС».
Для написания работы используется теоретический материал (нормативные документы, учебники и учебные пособия, статьи и материалы периодической печати, электронные ресурсы), данные финансовой и бухгалтерской отчётности, проводились SWOT-анализ предприятия, STEP- анализ предприятия, анкетирование потребителей, ABC-анализ продукции, БКГ-матрица.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
Организация коммерческой деятельности очень актуальный и важный процесс для промышленного предприятия. Во время организации коммерческой деятельности затрагиваются такие направления работы организации, как закупочная деятельность, изучение спроса и самого потребителя, ассортиментная политика, ценообразование, сбытовая политика и маркетинговая деятельность. Предприятие должно внимательно относиться к каждому направлению коммерческой деятельности.
Главной целью коммерческой деятельности является получение прибыли.
Главными задачами коммерческой деятельности являются:
- закупка материально-технических ресурсов сырья, материалов, оборудования предприятиями и организациями различных отраслей экономики: матриально-техническое снабжение, коммерческое приобретение;
- планирование объемов закупки товаров с учетом намечаемого уровня прибыли;
- планирование ассортимента и сбыта продукции на промышленных предприятиях;
- организация сбыта продукции предприятиями-изготовителями (коммерческая продажа);
- поиск и выбор наилучшего партнера в коммерческой деятельности;
- оптовая торговля и коммерческое посредничество по продаже товаров;
- розничная торговля как форма коммерческо-посреднической деятельности.
В последние годы Республика Татарстан стабильно занимает: 1 место в Приволжском федеральном округе по объему валового регионального продукта на душу населения, 1 место в ПФО по объему промышленного производства.
Экономика Татарстана - 6-я экономика среди субъектов Россиийской Федерации по объёму валового регионального продукта. В 2015 г. валовой
региональный продукт (ВРП) составил 1250 млрд. руб. В структуре валового регионального продукта промышленность составляет 44,1%.
В структуре промышленности наибольший удельный вес приходится на обрабатывающие производства - 62%. По сравнению с 2013 годом удельный вес обрабатывающих производств вырос (на 3,8%), при снижении доли добывающих производств (снижение на 2,8%) и производства электроэнергии, газа и воды (на 1%).
Бумажно-целлюлозная отрасль местного значения, ориентированная на внутренний рынок республики. В данной промышленности занято 13,6 тыс. человек, что составляет 3,8% общего числа работающих в промышленности РТ или 1% экономически активного населения республики.
Было выявлено, что показатели эффективности использования ресурсов и собственного капитала в ЗАО «АТМСС» достаточно невысокие. Это говорит о том, что предприятие не в полном объеме использует собственный капитал.
На сегодняшний день ТМ «Nega» является узнаваемым региональным брендом с высоким уровнем продаж на рынках ПФО и ЦФО. В продуктовую линейку ТМ «Nega» входят туалетная бумага, бумажные полотенца, салфетки, носовые платки и другие сопутствующие товары.
Миссией компании является удовлетворение потребностей населения России санитарно-гигиенической продукцией высокого качества и экологичности, увеличивая производство, мы оказываем благотворное влияние на экономическое развитие страны.
Продукция ТМ «Nega» имеет повышенную белизну, мягкость и пышность. Бумага отлично выполняет свое предназначение: хорошо впитывает влагу, обеспечивает санитарно-гигиенические стандарты, не вызывает аллергических реакций и абсолютно безопасна даже для нежной детской кожи.
Основными конкурентами ЗАО «АТМСС» являются:
1. ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша», под торговой маркой «Zewa»;
2. ОАО «Сыктывкар Тисью Груп», под торговой маркой «Viero»;
3. ОАО «Сясьский ЦБК», под торговой маркой «Мягкий знак»;
4. ООО «ХАЯТ МАРКЕТИНГ», под торговой маркой «Familia»;
5. ООО «Кубань-Папир», под торговой маркой «Plushe»;
6. Компания «Лилия» (ИП Китайкин А.Б.), под торговой маркой
«Пёрышко», «Лилия».
Рассматривая динамику доходов и расходов ЗАО «АТМСС» в целом можно назвать ее положительной, что отражает устойчивое финансовоэкономическое состояние организации на конец 2014 года.
Значения показателя рентабельности собственного капитала в ЗАО «АТМСС» достаточно невысокие. Это говорит о том, что организация не в полном объеме использует собственный капитал.
Проанализировав динамику расходов и продаж, можно сказать, что в целом динамика продаж за период с января по декабрь 2015 года значительно возросла. Это говорит об эффективной маркетинговой деятельности и о том, что компания закрепляет свои позиции на рынке. Однако, не все маркетинговые мероприятия были эффективными. В связи с этим возникла необходимость внести изменения в существующие маркетинговые мероприятия для достижения наибольшей эффективности.
В бакалаврской работе было проведен анализ коммерческой деятельности ЗАО «АТМСС», который показал, что на предприятии ЗАО «АТМСС» наиболее развитыми направлениями коммерческой деятельности считаются маркетинговая деятельность, закупочная деятельность. На среднем уровне развито изучение спроса и потребителей. Нужна работать над сбытовой политикой и ассортиментом, то есть расширять границы сбыта и увеличивать ассортимент. Также было установлено, что не все маркетинговые мероприятия компании являются достаточно эффективными и наибольшая часть аудитории не была осведомлена о проводимых акциях.
В связи с этим, были разработаны следующие рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности:
1. Проведение рекламной кампании: на телевизионных каналах, таких как «СТС», «ТНТ», «Домашний», «Эфир» с июля по октябрь по 1 месяцу трансляции на каждом канале;
2. Использование наружной видео рекламы в г. Казани;
3. Проведение акции «Nega лето»;
4. Проведение акции в сети магазинов «Альпари»;
5. Расширение штата маркетологов.
Таким образом, в результате реализации предлагаемых маркетинговых мероприятий, ожидается увеличение доходов компании на 3% за счет увеличения численности постоянных покупателей торговой марки «Nega» и повышения ее узнаваемости среди потенциальных покупателей.
В заключении можно сказать, что цель данной бакалаврской работы достигнута. Реализация предлагаемых решений в ЗАО «АТМСС» приведёт к совершенствованию коммерческой деятельности предприятия. Затраты на маркетинговые мероприятия составят 1365000 рублей. Проведённые маркетинговые мероприятия являются эффективными и помогут предприятию увеличить объём выручки, удержать и привлечь новых покупателей.
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей".
2. Федеральный закон «О рекламе» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.10.2015 года (актуальна по состоянию на 2016 год).
Учебники и учебные пособия
3. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью. - М.: Омега-Л, 2009. - 328 с.
4. Маркетинг: учебное пособие / О.В. Воронкова, К.В. Завражина, Р.Р. Толстяков и др.; под общ. ред. О.В. Воронковой. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 120 с.
5. Маркетинговый анализ: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Т.М.
Коновалова, Н.И. Саталкина, Г.И. Терехова. - Тамбов: Изд-в ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. - 88 с.
6. Минко И.С., Степанова А.А. Маркетинг: Учеб. пособие. - СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2013. - 155 с.
7. Михалева Е.П. Маркетинг. Конспект лекций. - М.: 2010. - 224 с.
8. Попова Г.В. Маркетинг. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2010. - 99 с.
9. Очковская М.С., Рыбалко М.А. Маркетинг: новые тенденции и
перспективы: Учебное пособие. - М.: МАКС Пресс, 2012. - 196 с.
10. Швайко И.Г., Егорова М.М., Логинова Е.Ю. Маркетинг. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2009. - 160 с.
11. Шиповских И.Ю. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ. - 2010. - 176 с.
12. Агаларова Е.Г., Косинова Е.А. Методологические основы маркетинговых исследований // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №8. - С. 275.
13. Лукин И.С. Организация маркетинговых исследований // Территория науки. - 2014. - №4. - С. 91-94.
14. Махнева О.В. Инструментарий для проведения маркетинговых
исследований // Научный вестник МГТУ ГА. - 2009. - №143. - С. 17-20.
15. Судакова А.Е., Печеркина М.С. Оценка состояния потребителя:
интерактивное исследование // Экономика региона. - 2014. - №3. - С. 175181.
16. Украинцева А.А. Шпаргалка по маркетингу. 2005 - 40 с.
17. Моисеева Н.К., Конышева М.В. Управление маркетингом: теория,
практика, информационные технологии. Учебное пособие. 2002 - 304 с.
18. Короткова А.В., Синяева И.М. Управление маркетингом. Учебное пособие. 2-е изд., 2005 - 463 с.
19. Федотова Л.Н. Социология рекламной деятельности. Учебник. 2002 - 272 с.
20. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. Учебник. 2007 - 944 с.
21. Карпова С.В. Маркетинг. Учебное пособие. 2011 - 473 с.
22. Рысев Н.Ю. Активные продажи. 2 - е издание. 2009 - 416 с.
23. Маркетинг. (Учебник) Под ред. Эриашвили Н.Д. (2001, 2-е изд., 623с.)
24. Акулич И.Л. Маркетинг. Учебник для студ. экон. спец. вузов. - 6-е изд., испр. - Минск: Высш. школа, 2009. - 512 с.
25. Алешина И. В. Маркетинг для менеджеров: Учебное пособие /И. В. Алешина. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2012. - 456 с.
26. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
27. Евдокимов О.Г. Основы маркетинга. Учебное пособие. - М.: МНИТ, 2011.
- 185 с.
28. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг - информации: учебник. - М.: КНОРУС, 2013. - 656 с.
29. Захарова И.В. Маркетинг: учебно-практическое пособие; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 138 с.
30. Ивашкова Н.И. Управление маркетингом: учебное пособие. - М.: ФОРУМ, ИД «Инфра-М», 2010. - 176 с.
31. Ильичева И.В. Маркетинг: Учебно-методическое пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 229 с.
32. Кондратьева М.Н., Шубина Т.Н. Экономика и маркетинг: учебное пособие.
- Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 143 с.
33. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. - 3-е издание. - СПб.: Питер, 2012. - 810 с.
34. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Вильямс, 2000. - 398 с.
35. Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. Основы маркетинга. М.: ИД Вильямс, 2012. - 1200 с.
36. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 736 с.
37. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей. М.: Вильямс, 2003. - 368 с.
38. Беляевский К.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М:. Финансы и статистика, 2001. - 320 с.
39. Дурович А.П. Практика маркетинговых исследований. В 2 кн. Кн.2. Среда. Рынок. Товары. Конкуренты. Потребители. Коммуникации / А.П. Дурович.
- Минск: Изд-во Гревцова, 2008. - 400 с.
40. Завгородняя А.В., Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. - СПб: Питер. 2002. - 352 с.
41. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и
практика / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2008. 461 с.
42. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. - СПб.: Питер, 2004. - 304 с.
43. Власова Н.М. Рекламный конструктор. - Новосибирск, Научно
издательский центр ОИГТМ, Изд. «СОРАН», 1998. - 254 с.
44. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. - М.: РусПартнер Лтд, 1994. - 252 с.
45. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования теория, методология и
практика. - М.: Финпресс, 1998. - 414 с.
46. Гольман И.А. Реклама плюс. Реклама минус - М.: ООО «Гелла-Принт», 2000. - 240 с.
47. Миск М.Д. Реклама на радио, TV и в Интернете: Учебное пособие: 3-е изд./ Пер. с англ. - М.: Мир, 2004. - 362 с.
48. Джеймс Эванс, Бен Берман . Маркетинг. Экономика, 1990. - 352 с.
Электронные ресурсы
49. Официальный сайт Государственного комитета Республики Татарстан по статистке [Электронный ресурс]. Доступ - http://tatstat.gks.ru/
50. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. Доступ -
http://www.marketing.spb.ru/