Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования индивидуального и группового субъекта деятельности 6
1.1 Индивидуальный субъект как функциональная единица группового субъекта 6
1.2 Специфика роли индивидуального субъекта в группе 11
1.3 Групповая субъектность малой группы и индивид 15
1.4 Человек, как системообразующий фактор работы группового
субъекта решения задачи 20
Глава 2. Эмпирическое исследование субъектности индивида и группы при совместном решении задачи 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Характеристики активности группового субъекта при
совместном решении задачи 29
2.3 Характеристики индивидуально субъектной активности при
совместном решении групповой задачи 33
2.4 Соотношение личной оценки индивидуальной субъектной
активности и оценки экспертов 39
Заключение 44
Библиографический список 46
Проблема успешности и результативности групповой работы и деятельности актуальна сейчас как никогда. На всех уровнях взаимодействия между людьми, от какой-либо творческой и практической деятельности до научно-исследовательской, очень важен результат работы в группе. Большинство задач, для решения которых требуется новое решение, и нельзя обойтись каким-то уже существующим, автоматизированным, решается групповыми усилиями, будь то «мозговой штурм» или классические консилиумы или коллегиальные решения.
Однако, каждая такая группа состоит из отельных индивидов, имеющих свои особенности, и раз они объединены общей деятельностью - решением задачи - они оказывают влияние друг на друга. В научных кругах уже широко известны такие групповые эффекты как «эффект социальной фасилитации» (Н. Триплет) эффект конформизма (М. Шериф и С Аш),различные эффекты большинства и меньшинства (С. Милграм и С. Московичи). Наряду с этими работами есть и исследования групповой динамики К. Левина, исследования стимуляции работы группы А. Осборна.
Но из обратных эффектов изучено не так много, то есть когда индивид влияет на группу, а не она на него, когда индивид оказывает влияние на других участников этой группы, меняя тем самым качественно саму группу. Большая часть современных изысканий касается теорий лидерства, это самая разработанная на данный момент область психологического знания о влиянии индивида на группу и её участников. И являясь самой хорошо проработанной, она остаётся пока одной из немногих о влиянии индивида. Данным исследованием мы расширим существующее представление о влиянии индивида на других участников группы и группу в целом, так как чувствуем в этом необходимость из-за недостаточности существующей научной базы в этой области.
Объектом исследования является субъектные характеристики взаимодействия при совместном решении задачи в группах старших школьников 14-18 лет.
Предметом исследования является соотношение проявлений субъектности индивида и группы при совместном решении задачи.
Гипотеза исследования: субъектная активность индивида и группы при совместном решении задачи обладают спецификой их проявления.
Целью исследования является экспериментальное выявление проявлений субъектности группы и субъектной активности индивида при совместном решении задачи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующую научно-психологическую литературу по проблеме соотношения индивидуального и группового субъектов.
2. Создать процедуру ,способную выявить проявление индивидуальной и групповой субъектности при совместном решении задачи и разработать критерии ее оценки.
3. Обобщить полученные данные о проявлении индивидуальной субъектности при совместном решении задачи.
4. Сопоставить данные о групповых проявлениях субъектности при совместном решении задачи.
5. Соотнести и систематизировать полученные данные об индивидуальных и групповых проявлениях субъектности.
Основными методами исследования были наблюдение,
моделирование, анализ и сравнение.
В исследовании использовалась методика экспертных оценок Г.А. Цукерман, авторские задачи и авторская методика «Социометрическая анкета самооценки».
Теоретическую основу исследования составляет субъектно деятельности подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н Леонтьев), а также идеи отечественных (Кон И. С., Ананьев Б. Г.) и зарубежных (С. Милграм, С. Московичи) психологов на определение личностно-ролевых теорий.
Практическая значимость исследования заключается возможности применения результатов исследования в производстве. В любом производстве, где продукте есть результат именно групповой деятельности и активности. Управляя динамикой производственной группой и её внутренними эффектами и влияниями, можно управлять её продуктивностью, эффективностью как звена производства и успешностью в целом. И это относится не только к производственным группам, к любым группам объединённым деятельностью, творческим, учебным и другим.
Работа состоит из: введения, теоретической главы и 4 параграфов, эмпирической главы и 4 параграфов, заключения, библиографического списка и 4 приложений.
Работа была посвящена проблеме выявления качественного содержания работы группы и эффективности ее работы как производного от групповых закономерностей, индивидуально-субъектных характеристик индивида, так и взаимного влияния участников группы.
По результатам теоретического анализа по проблеме соотношения индивидуального и группового субъекта можно были сделаны следующие выводы. Во-первых, групповой субъект, созданный из индивидуальных субъектов при их активной совместной деятельности, приобретает качественно новые свойства субъекта деятельности. И своей деятельностью этот новый субъект детерминирует психическую картину всех активных индивидуальных субъектов в него входящих. Во-вторых, при системном синергийном эффекте индивидуальная субъектная активность каждого индивида качественно изменяется в зависимости от активного участия в деятельности группового субъекта.
Для эмпирического изучения проявлений и соотношения субъектности индивидуального и группового субъектов была создана экспериментальная процедура совместной деятельности по решению задачи, позволяющая наблюдать и оценивать проявления групповой и индивидуальной субъектности участников. Для оценивания проявлений субъектности участников групповой работы была разработана методика и соответствующие ей критерии проявления субъектности, включающая пять оценочных шкал: «направленность на решение задачи», «готовность принять чужую точку зрения», «работа на эффективность команды», «инициативность», «идейность». Также была создана дополнительная процедура подтверждения результатов наблюдения экспертов анкетами оценки субъектности участников группы самими участниками.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Показано, что ядро группового субъекта чаще всего включает четыре человека, включенность которых я данное ядро не является их собственной устойчивой характеристикой. Являясь участниками ядра группового субъекта в одной группе, эти люди, перейдя в другую группу, могут как сохранить, так и потерять это качественное образование.
2. Обнаружено, что в процессе организации совместной деятельности по решению задачи возникают группы, в которых ядро группового субъекта вбирает в себя всех членов группы, что качественно повышает эффективность всей группы.
3. Выявлено, что нет зависимости между количеством членов группы и эффективностью работы группы.
4. Показано, что в целом активность индивидуального субъекта меняется в зависимости от качественного содержания группового субъекта, в который она входит. Однако обнаруживаются индивидуальные субъекты, которые сохраняют свои позиции в ядре группы или вне него, сохраняя постоянство своей позиции в группе и не изменения ее в разных группах.
Таким образом, цель исследования нами достигнута, в ходе эксперимента было выявлены проявления субъектности группы и субъектной активности индивида при совместном решении задачи.
Гипотеза исследования была подтверждена, субъектная активность индивида и группы при совместном решении задачи обладают спецификой их проявления.
Полученные результаты исследования по набору продуктивных групп можно внедрять в практическую работу тех организаций и учреждений, где продуктивность работы зависит от успешности групповой деятельности . Знания о количественных и качественных показателях ядра группы, знания о синергийном эффекте, методы наблюдении и раскрытия механизмов группового взаимодействия при правильном их использовании будет весьма полезны при организации совместного труда и в творческой деятельности.
1. Абульханова К.А.О Субъекте психологической деятельности. - М.: Наука, 1973.
2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско- психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. - М.: Наука, 1989.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания психологии СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
5. Бехтерев В. М. Общие основы рефлексологии человека. - 3-е изд. -
М: ГИЗ, 1926.
6. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
7. Бойко В. В.. Социально-психологический климат коллектива и
личность/ В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. - М.: Мысль, 1983. - 196 с.
8. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - СПб.: Алетейя, 2003.
9. Тугаринова В.П. Личность и Общество - М.: Мысль 1965. - с 42-43.
10. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребёнка // Психология личности: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
11. Горбов Ф. Д. и др. Тезисы докладов о психологическом изучении малых групп на II Всесоюзном съезде психологов. - Изд. АПН РСФСР, 1963 (Материалы съезда. - Вып. 3.)
12. Журавлёв А.Л. Социальная психология» (учебное пособие для вузов). - М., 2000.
13. Журавлев А.Л., Шорохова ЕВ. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во «Социум»; «Институт психологии РАН», 2001, 288 с.
14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - М.: СПб.: Питер, 2009.
15. Инкельс А. Личность и социальная структура // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. - М.: Прогресс, 1965. - С. 288.
16. Кон И. С. Социология личности. С. 23.
17. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1967
18. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. - М.: Наука, 1997.
19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975 с 49
20. Майерс Д. Социальная психология. - СПБ.: Питер, 1997.
21. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб.: Питер, 2000.
22. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии. - М.: Изд- во МГУ, 1984.
23. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Вопросы психологии - 1957. № 3. - С. 131.
24. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - СПб.: «Питер», 2003 (изд. 2-е);
25. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования М.: Наука, 1958.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство "Питер", 2000
27. Рубинштейн С.Л. Человек и мир М.: Наука, 1997 (изд. 3-е); С.Л.
28. Сергиенко Е.А. Субъект и личность: поиск единства и специфики/Мир психологии. 2012. Т.371. № 3
29. Симпсон Д., Ингер Д. М. Социология расовых и этнических
отношений // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. - М.:
Прогресс, 1965. - С. 419.
30. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972, 413 с.
31. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси: Изд. АН Груз.ССР, 1961. - С. 167
32. Цукерман Г.А., Венгер. А.Л. Развитие учебной самостоятельности. - М.: ОИРО, 2010. С. 96-101.
33. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. Вопросы психологии, 1996, №3.
34. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. - М.:
Университетская книга. 2010
35. Ядов В.А. Социальный тип личности // Колумнист. 1988. № 10.