Соотношение проявлений субъектности индивида и группы при совместном решении задачи
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования индивидуального и группового субъекта деятельности 6
1.1 Индивидуальный субъект как функциональная единица группового субъекта 6
1.2 Специфика роли индивидуального субъекта в группе 11
1.3 Групповая субъектность малой группы и индивид 15
1.4 Человек, как системообразующий фактор работы группового
субъекта решения задачи 20
Глава 2. Эмпирическое исследование субъектности индивида и группы при совместном решении задачи 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Характеристики активности группового субъекта при
совместном решении задачи 29
2.3 Характеристики индивидуально субъектной активности при
совместном решении групповой задачи 33
2.4 Соотношение личной оценки индивидуальной субъектной
активности и оценки экспертов 39
Заключение 44
Библиографический список 46
Глава 1. Теоретические основы исследования индивидуального и группового субъекта деятельности 6
1.1 Индивидуальный субъект как функциональная единица группового субъекта 6
1.2 Специфика роли индивидуального субъекта в группе 11
1.3 Групповая субъектность малой группы и индивид 15
1.4 Человек, как системообразующий фактор работы группового
субъекта решения задачи 20
Глава 2. Эмпирическое исследование субъектности индивида и группы при совместном решении задачи 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Характеристики активности группового субъекта при
совместном решении задачи 29
2.3 Характеристики индивидуально субъектной активности при
совместном решении групповой задачи 33
2.4 Соотношение личной оценки индивидуальной субъектной
активности и оценки экспертов 39
Заключение 44
Библиографический список 46
Проблема успешности и результативности групповой работы и деятельности актуальна сейчас как никогда. На всех уровнях взаимодействия между людьми, от какой-либо творческой и практической деятельности до научно-исследовательской, очень важен результат работы в группе. Большинство задач, для решения которых требуется новое решение, и нельзя обойтись каким-то уже существующим, автоматизированным, решается групповыми усилиями, будь то «мозговой штурм» или классические консилиумы или коллегиальные решения.
Однако, каждая такая группа состоит из отельных индивидов, имеющих свои особенности, и раз они объединены общей деятельностью - решением задачи - они оказывают влияние друг на друга. В научных кругах уже широко известны такие групповые эффекты как «эффект социальной фасилитации» (Н. Триплет) эффект конформизма (М. Шериф и С Аш),различные эффекты большинства и меньшинства (С. Милграм и С. Московичи). Наряду с этими работами есть и исследования групповой динамики К. Левина, исследования стимуляции работы группы А. Осборна.
Но из обратных эффектов изучено не так много, то есть когда индивид влияет на группу, а не она на него, когда индивид оказывает влияние на других участников этой группы, меняя тем самым качественно саму группу. Большая часть современных изысканий касается теорий лидерства, это самая разработанная на данный момент область психологического знания о влиянии индивида на группу и её участников. И являясь самой хорошо проработанной, она остаётся пока одной из немногих о влиянии индивида. Данным исследованием мы расширим существующее представление о влиянии индивида на других участников группы и группу в целом, так как чувствуем в этом необходимость из-за недостаточности существующей научной базы в этой области.
Объектом исследования является субъектные характеристики взаимодействия при совместном решении задачи в группах старших школьников 14-18 лет.
Предметом исследования является соотношение проявлений субъектности индивида и группы при совместном решении задачи.
Гипотеза исследования: субъектная активность индивида и группы при совместном решении задачи обладают спецификой их проявления.
Целью исследования является экспериментальное выявление проявлений субъектности группы и субъектной активности индивида при совместном решении задачи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующую научно-психологическую литературу по проблеме соотношения индивидуального и группового субъектов.
2. Создать процедуру ,способную выявить проявление индивидуальной и групповой субъектности при совместном решении задачи и разработать критерии ее оценки.
3. Обобщить полученные данные о проявлении индивидуальной субъектности при совместном решении задачи.
4. Сопоставить данные о групповых проявлениях субъектности при совместном решении задачи.
5. Соотнести и систематизировать полученные данные об индивидуальных и групповых проявлениях субъектности.
Основными методами исследования были наблюдение,
моделирование, анализ и сравнение.
В исследовании использовалась методика экспертных оценок Г.А. Цукерман, авторские задачи и авторская методика «Социометрическая анкета самооценки».
Теоретическую основу исследования составляет субъектно деятельности подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н Леонтьев), а также идеи отечественных (Кон И. С., Ананьев Б. Г.) и зарубежных (С. Милграм, С. Московичи) психологов на определение личностно-ролевых теорий.
Практическая значимость исследования заключается возможности применения результатов исследования в производстве. В любом производстве, где продукте есть результат именно групповой деятельности и активности. Управляя динамикой производственной группой и её внутренними эффектами и влияниями, можно управлять её продуктивностью, эффективностью как звена производства и успешностью в целом. И это относится не только к производственным группам, к любым группам объединённым деятельностью, творческим, учебным и другим.
Работа состоит из: введения, теоретической главы и 4 параграфов, эмпирической главы и 4 параграфов, заключения, библиографического списка и 4 приложений.
Однако, каждая такая группа состоит из отельных индивидов, имеющих свои особенности, и раз они объединены общей деятельностью - решением задачи - они оказывают влияние друг на друга. В научных кругах уже широко известны такие групповые эффекты как «эффект социальной фасилитации» (Н. Триплет) эффект конформизма (М. Шериф и С Аш),различные эффекты большинства и меньшинства (С. Милграм и С. Московичи). Наряду с этими работами есть и исследования групповой динамики К. Левина, исследования стимуляции работы группы А. Осборна.
Но из обратных эффектов изучено не так много, то есть когда индивид влияет на группу, а не она на него, когда индивид оказывает влияние на других участников этой группы, меняя тем самым качественно саму группу. Большая часть современных изысканий касается теорий лидерства, это самая разработанная на данный момент область психологического знания о влиянии индивида на группу и её участников. И являясь самой хорошо проработанной, она остаётся пока одной из немногих о влиянии индивида. Данным исследованием мы расширим существующее представление о влиянии индивида на других участников группы и группу в целом, так как чувствуем в этом необходимость из-за недостаточности существующей научной базы в этой области.
Объектом исследования является субъектные характеристики взаимодействия при совместном решении задачи в группах старших школьников 14-18 лет.
Предметом исследования является соотношение проявлений субъектности индивида и группы при совместном решении задачи.
Гипотеза исследования: субъектная активность индивида и группы при совместном решении задачи обладают спецификой их проявления.
Целью исследования является экспериментальное выявление проявлений субъектности группы и субъектной активности индивида при совместном решении задачи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующую научно-психологическую литературу по проблеме соотношения индивидуального и группового субъектов.
2. Создать процедуру ,способную выявить проявление индивидуальной и групповой субъектности при совместном решении задачи и разработать критерии ее оценки.
3. Обобщить полученные данные о проявлении индивидуальной субъектности при совместном решении задачи.
4. Сопоставить данные о групповых проявлениях субъектности при совместном решении задачи.
5. Соотнести и систематизировать полученные данные об индивидуальных и групповых проявлениях субъектности.
Основными методами исследования были наблюдение,
моделирование, анализ и сравнение.
В исследовании использовалась методика экспертных оценок Г.А. Цукерман, авторские задачи и авторская методика «Социометрическая анкета самооценки».
Теоретическую основу исследования составляет субъектно деятельности подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н Леонтьев), а также идеи отечественных (Кон И. С., Ананьев Б. Г.) и зарубежных (С. Милграм, С. Московичи) психологов на определение личностно-ролевых теорий.
Практическая значимость исследования заключается возможности применения результатов исследования в производстве. В любом производстве, где продукте есть результат именно групповой деятельности и активности. Управляя динамикой производственной группой и её внутренними эффектами и влияниями, можно управлять её продуктивностью, эффективностью как звена производства и успешностью в целом. И это относится не только к производственным группам, к любым группам объединённым деятельностью, творческим, учебным и другим.
Работа состоит из: введения, теоретической главы и 4 параграфов, эмпирической главы и 4 параграфов, заключения, библиографического списка и 4 приложений.
Работа была посвящена проблеме выявления качественного содержания работы группы и эффективности ее работы как производного от групповых закономерностей, индивидуально-субъектных характеристик индивида, так и взаимного влияния участников группы.
По результатам теоретического анализа по проблеме соотношения индивидуального и группового субъекта можно были сделаны следующие выводы. Во-первых, групповой субъект, созданный из индивидуальных субъектов при их активной совместной деятельности, приобретает качественно новые свойства субъекта деятельности. И своей деятельностью этот новый субъект детерминирует психическую картину всех активных индивидуальных субъектов в него входящих. Во-вторых, при системном синергийном эффекте индивидуальная субъектная активность каждого индивида качественно изменяется в зависимости от активного участия в деятельности группового субъекта.
Для эмпирического изучения проявлений и соотношения субъектности индивидуального и группового субъектов была создана экспериментальная процедура совместной деятельности по решению задачи, позволяющая наблюдать и оценивать проявления групповой и индивидуальной субъектности участников. Для оценивания проявлений субъектности участников групповой работы была разработана методика и соответствующие ей критерии проявления субъектности, включающая пять оценочных шкал: «направленность на решение задачи», «готовность принять чужую точку зрения», «работа на эффективность команды», «инициативность», «идейность». Также была создана дополнительная процедура подтверждения результатов наблюдения экспертов анкетами оценки субъектности участников группы самими участниками.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Показано, что ядро группового субъекта чаще всего включает четыре человека, включенность которых я данное ядро не является их собственной устойчивой характеристикой. Являясь участниками ядра группового субъекта в одной группе, эти люди, перейдя в другую группу, могут как сохранить, так и потерять это качественное образование.
2. Обнаружено, что в процессе организации совместной деятельности по решению задачи возникают группы, в которых ядро группового субъекта вбирает в себя всех членов группы, что качественно повышает эффективность всей группы.
3. Выявлено, что нет зависимости между количеством членов группы и эффективностью работы группы.
4. Показано, что в целом активность индивидуального субъекта меняется в зависимости от качественного содержания группового субъекта, в который она входит. Однако обнаруживаются индивидуальные субъекты, которые сохраняют свои позиции в ядре группы или вне него, сохраняя постоянство своей позиции в группе и не изменения ее в разных группах.
Таким образом, цель исследования нами достигнута, в ходе эксперимента было выявлены проявления субъектности группы и субъектной активности индивида при совместном решении задачи.
Гипотеза исследования была подтверждена, субъектная активность индивида и группы при совместном решении задачи обладают спецификой их проявления.
Полученные результаты исследования по набору продуктивных групп можно внедрять в практическую работу тех организаций и учреждений, где продуктивность работы зависит от успешности групповой деятельности . Знания о количественных и качественных показателях ядра группы, знания о синергийном эффекте, методы наблюдении и раскрытия механизмов группового взаимодействия при правильном их использовании будет весьма полезны при организации совместного труда и в творческой деятельности.
По результатам теоретического анализа по проблеме соотношения индивидуального и группового субъекта можно были сделаны следующие выводы. Во-первых, групповой субъект, созданный из индивидуальных субъектов при их активной совместной деятельности, приобретает качественно новые свойства субъекта деятельности. И своей деятельностью этот новый субъект детерминирует психическую картину всех активных индивидуальных субъектов в него входящих. Во-вторых, при системном синергийном эффекте индивидуальная субъектная активность каждого индивида качественно изменяется в зависимости от активного участия в деятельности группового субъекта.
Для эмпирического изучения проявлений и соотношения субъектности индивидуального и группового субъектов была создана экспериментальная процедура совместной деятельности по решению задачи, позволяющая наблюдать и оценивать проявления групповой и индивидуальной субъектности участников. Для оценивания проявлений субъектности участников групповой работы была разработана методика и соответствующие ей критерии проявления субъектности, включающая пять оценочных шкал: «направленность на решение задачи», «готовность принять чужую точку зрения», «работа на эффективность команды», «инициативность», «идейность». Также была создана дополнительная процедура подтверждения результатов наблюдения экспертов анкетами оценки субъектности участников группы самими участниками.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Показано, что ядро группового субъекта чаще всего включает четыре человека, включенность которых я данное ядро не является их собственной устойчивой характеристикой. Являясь участниками ядра группового субъекта в одной группе, эти люди, перейдя в другую группу, могут как сохранить, так и потерять это качественное образование.
2. Обнаружено, что в процессе организации совместной деятельности по решению задачи возникают группы, в которых ядро группового субъекта вбирает в себя всех членов группы, что качественно повышает эффективность всей группы.
3. Выявлено, что нет зависимости между количеством членов группы и эффективностью работы группы.
4. Показано, что в целом активность индивидуального субъекта меняется в зависимости от качественного содержания группового субъекта, в который она входит. Однако обнаруживаются индивидуальные субъекты, которые сохраняют свои позиции в ядре группы или вне него, сохраняя постоянство своей позиции в группе и не изменения ее в разных группах.
Таким образом, цель исследования нами достигнута, в ходе эксперимента было выявлены проявления субъектности группы и субъектной активности индивида при совместном решении задачи.
Гипотеза исследования была подтверждена, субъектная активность индивида и группы при совместном решении задачи обладают спецификой их проявления.
Полученные результаты исследования по набору продуктивных групп можно внедрять в практическую работу тех организаций и учреждений, где продуктивность работы зависит от успешности групповой деятельности . Знания о количественных и качественных показателях ядра группы, знания о синергийном эффекте, методы наблюдении и раскрытия механизмов группового взаимодействия при правильном их использовании будет весьма полезны при организации совместного труда и в творческой деятельности.
Подобные работы
- Доверие как социально-психологическое явление(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Развитие лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Стиль психологической защиты в структуре интегральной индивидуальности.(19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПСИХИКИ (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - Доверие как социально-психологическое явление
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛЫХ ГРУПП
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ (19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



