Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР

Работа №64049

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость3750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
315
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР 7
1.1. Сущность понятий «взаимодействие», «игровое
взаимодействия» в психолого-педагогических
исследованиях 7
1.2. Влияние спортивных игр на развитие игрового
взаимодействия детей старшего дошкольного возраста . . . . 17
1.3. Педагогические условия развития игрового
взаимодействия старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР 36
2.1. Диагностика уровня развития игрового взаимодействия
старших дошкольников на констатирующем этапе 36
2.2. Система работы по развитию игрового взаимодействия
при обучении элементам спортивных игр 43
2.3. Динамика развития игрового взаимодействия в процессе
обучения элементам спортивных игр 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 66

Современные ученые и специалисты-практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребенка на постоянное и максимально полное физическое развитие.
Известно также, что в школе тенденция ухудшения здоровья детей с возрастом усиливается, дети приобретают ряд физических недостатков и вредных привычек. Поэтому необходимо в стенах ДОУ создавать «переходный мостик» психической и физической готовности к школе, чтобы первоклассник мог выдержать существенное напряжение, обусловленное режимом учебного дня. Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы мы видим в совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребенка, который во многом может быть обеспечен в игровых формах организации двигательной деятельности детей.
По определению отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Многие исследователи констатируют, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.
Подвижные игры с элементами спорта как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта, позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
Обучение элементам спортивных игр предусмотрено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и проводится в дошкольных образовательных учреждениях по современным программам: «Детство», «Истоки», «От рождения до школы». В методических пособиях глубоко раскрыты содержание и педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений. Однако, на наш взгляд, проблема взаимодействия детей при освоении спортивных игр, нуждается в дальнейшей разработке. Данные вопросы в научной и методической литературе освещены недостаточно.
Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5-7 лет играм с элементами спорта с учетом развития разных форм взаимодействия подтверждается и изучением практики работы дошкольных учреждений. Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема которого формулируется следующим образом: в чем состоят особенности игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам спортивных игр. Это определило выбор темы исследования: «Развитие способности к взаимодействию старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр».
Цель работы: каковы условия, влияющие на развитие способности к взаимодействию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс способности к взаимодействию старших дошкольников в ходе освоения спортивных игр.
Предмет исследования: алгоритм развития взаимодействия старших дошкольников в процесс освоения спортивных игр.
Цель работы: выявить педагогические условия, влияющие на развитие игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраст при обучении элементам спортивных игр.
Объект исследования: процесс развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
взаимодействия старших дошкольников в процесс освоения спортивных игр.
Гипотеза исследования. процесс развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- осуществлять с учетом игровых интересов детей старшего дошкольного возраста подбор игр с правилами, моделирующих разные типы и формы игрового взаимодействия.
- выстраивать игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста в процесс освоения спортивных игр на основе алгоритма «в парах, в тройках, командах».
- создавать развивающую предметно-пространственную среду группы, обеспечивающую возможность творческого воплощения игровых замыслов на основе многофункционального игрового материала.
Задачи:
1. Дать характеристику содержания понятия «взаимодействие» следуя несколькими подходами: с позиции деятельности и сквозь призму общения;
2. Исследовать особенности развития взаимодействия старших дошкольников при обучении элементам спортивных игр;
3. Разработать алгоритм развития взаимодействия в ходе освоения
элементов спортивных игр, основанного на упражнениях в парах, тройках, эстафетных командах;
4. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия развития взаимодействия старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Взаимодействие , по мнению А.В. Третьяк, - это взаимосвязь между людьми в процессе совместной деятельности, при которой осуществляется взаимообусловленный обмен речевыми, практическими и перцептивными действиями, детерминированными содержанием деятельности и нормами межличностного общения, направленными на достижение совместного результата деятельности.
Игра является мощным средством социализации ребенка, формой освоения социального опыта, практикой развития личности.
Рассматривая игровое взаимодействие как организованный процесс игровой коммуникации, И.И. Фришман, выделяет следующие его структурные элементы: иг¬ровой момент, игровое событие, игровая ситуация, игровое пространство, игровая практика (64, с. 79).
Единицей анализа структуры игрового взаимодействия можно представить игровой цикл (единичный обмен действиями между его участниками). В педагогической литературе выделяет две структурные единицы игрового взаимодействия: первая связана с ориентацией на содержание игры, собственных игровых действий, вторая - с ориентацией на партнера как активного носителя игрового действия.
Особенностью игрового взаимодействия является пространственно-временная обусловленность процесса. Взаимодействие элементов - одно из определяющих условий эффективности процесса функционирования воспитательной системы детских объединений, которое связано с изменениями в содержании деятельности этих объединений и влиянием на социальное становление ребенка.
Таким образом, специфика совместной игры как интегративной деятельности, объединяющей игровые действия и общение ее участников, направленное на согла¬сование действий по решению игровой задачи определяет особенности игрового взаимодействия и обуславливает возможность субъектов вступать во взаимодейст¬вие в разных игровых позициях: игрок, координатор, организатор и др.
Дошкольный возраст является первой ступенью развития взаимодействия ре¬бенка с окружающими людьми (Т.А. Репина и др.) (46, с. 103). Интерес к сверстнику достаточно рано становится одной из важнейших социогенных потребностей ребенка. Вступая в контакт со сверстником, ребенок объективно попадает в ситуацию равноправия партнеров, что обеспечивает моделирование особо¬го типа социального взаимодействия - «субъект - субъектное». Взаимодействие детей в процессе совместной деятельности преломляется через внутреннее отношение к этой деятельности и к партнерам. Отношение к партнерам определяет общение детей в процессе деятельности, и через него регулирует весь процесс совместной деятельности.
В педагогической литературе достаточно широко раскрыты потенциальные возможности различных видов спортивной игровой деятельности в процессе формирования игрового взаимодействия детей дошкольного возраста.
В спортивно-игровом взаимодействии представлены практически все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе организованного спортивно-игрового взаимодействия можно активно формировать сознание и поведение детей в нужном направлении, способствовать присвоению опыта поведения в самые неожиданные, порой не планируемые ситуации.
На развитие игрового взаимодействия старших дошкольников в процессе освоения спортивных игр, оказывают влияние: освоение спортивных игр на основе алгоритма «в парах, в тройках, командах». Стимулирование групповой сплоченности старших дошкольников. Учет возрастных особенностей, физических возможностей и двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста, рациональное использование развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Далее была проведена экспериментальная работа, целью которой было выявить особенности развития игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементам спортивных игр. Полученные результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента свидетельствовали о том, что у детей контрольной и экспериментальной группах понижено стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. У старших дошкольников находятся на низком и среднем уровне сформированности межличностных отношений, а они необходимы для спортивных игр. У дошкольников контрольной и экспериментальной групп находятся на низком и среднем уровне умения спортивно-игрового взаимодействия в парах-тройках-командах, поэтому нами была разработана и апробирована на формирующем этапе программа.
На формирующем этапе нами была разработана и реализована программа «Быстрый мяч» по развитию игрового взаимодействия при обучении элементам спортивных игр. Выбор остановлен на спортивной игре с элементами баскетбола, направленная на развитие игрового взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста при обучении элементам спортивных игр. При реализации программы был реализован алгоритм развития игрового взаимодействия: поэтапное освоение умений спортивно-игрового
взаимодействия в парах, тройках, четверках; стимулирование групповой сплоченности в игре путем введения: кричалок, ритуалов и аксессуаров; реализация индивидуального подхода к дошкольникам с проблемами в общении.
Результаты проведенной повторной диагностики убедительно доказывают, что реализация алгоритма, основанного на специальных упражнениях по развитию игрового взаимодействия в парах, тройках, эстафетных командах, построенного с учётом особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников, в экспериментальной группе способствовало развитию межличностных отношений детей и положительно
58 сказалось на подготовке старших дошкольников к усвоению простейших элементов спортивных игр. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, педагогические условия гипотезы доказаны.


1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 335 с.
2. Адашкявичене, Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду [Текст] / Э.И. Адашкявичене. - М. : Просвещение, 1992. - 159 с.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] : Книга для учителя / Н.П. Аникеева. - М. : Просвещение, 1987. - 86 с.
4. Берн, Э. За пределами игр и сценариев [Текст] / сост. Клод М. Штайнер и Кармен Керр; пер. с англ. Ю. И. Герасимчик. - 2-е изд. - Минск : Попурри, 2008. - 464 с. - ISBN 978-985-15-0352-6. (Перевод книги «Berne Eric Lennard Beyond Games and Scripts. - 1976»).
5. Блумер, Г. Коллективное поведение [Текст] / Г. Блумер // Американская социологическая мысль: тексты. - М., 1994. - С. 168-215.
6. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляции поведения [Текст] / М.И. Бобнева. - М. : Наука, 1978. - 311 с.
7. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / А.И. Божович. - М. : Педагогика, 1978. - 236 с.
8. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] / Л.П. Буева. - М. : Мысль, 1978. - 216 с.
9. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технологии физического воспитания детей 5-7 лет [Текст] / Л.Н. Волошина. - М. : АРКТИ, 2004. - 144 с.
10. Волошина, Л.Н. Игровые проблемы и технологии физического воспитания малышей [Текст] / Л.Н. Волошина. - Белгород, 2002. - 120 с.
11. Волошина, Л.Н. Спортивные игры и упражнения [Текст] / Л.Н. Волошина. - Белгород, 1997. - 132 с.
12. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / В.Я. Воронова. - М. : Просвещение, 1981. - 93 с.
13. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
14. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики; Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. Соч. в 6 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 3. - 367 с.; Т. 4. - 283 с.
15. Высоцкая, Л.А. Организация работы по физическому воспитанию со старшими дошкольниками [Текст] / Л.А. Высоцкая // Начальная школа до и после плюс. - 2005. - №10. - С. 17-19.
16. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство -Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
17. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума) [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М. : Просвещение, 1966. - С. 5-10.
18. Зинковский, А.В. Динамическая модель техники спортивных движений [Текст] / А.В. Зинковский // Теория и практика физической куль - туры. - 1977. - № 2. - С. 19-21.
19. Истоки [Текст] : Примерная образовательная программа
дошкольного образования. - 5-е изд. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
20. Каган, М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений [Текст] / М.С. Каган. - М. : Политиздат, 1988. - 315 с.
21. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельности. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.В. Клюева. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
22. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск : Тера Системе, 2001. - 431 с.
23. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М. : Педагогика, 1991. - С. 50¬68.
24. Кравчук, О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников [Текст] / О.П. Кравчук. - Белгород, 2002. - 24 с.
25. Култыгин, В.П. Концепция социального обмена в современной социологии [Текст] / В.П. Култыгин // Вопросы психологии. - 1997. - С. 85-99.
26. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. - М. : Смысл : Academia, 2005. - 365 с.
27. Леонтьев, А.Н. Деятельность и общение [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1979. - №1. - С. 121 -132.
28. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А.Н. Леонтьев // Советская педагогика. - 1944. - №8-9. - С. 33-49.
29. Леонтьев, А.Н. Становление психологии деятельности
[Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. - М. : НПФ Смысл, 2003. -
Цифровая книга
30. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М. : Педагогика. 1986. - 324 с.
31. Ломов, Б.Ф. Психологические исследования общения [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М. : Наука, 1985. - 344 с.
32. Мид, Д.Г. Социальное сознание и сознание смысла [Текст] / Пер. с англ. Р.Э. Бараш; Д.Г. Мид // Эпистемология & философия науки. - 2013. - Т. XXXV. - № 1. - С. 219-227.
33. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч.1). - Ст. 7598. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
34. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25 нояб. - № 265.
35. Обозов, Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия [Текст] / Н.Н. Обозов // Психология межличностного познания. - М. : Педагогика, 1981. - С. 80-92.
36. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М. : Изд-во МГУ, 1987. - 301 с.
37. Опыт Лавриненко О.В. Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в процессе подвижных игр. Центр развития ребенка. - ДОУ № 69 «Сказка». - Белгород, 2005. - 98 с.
38. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина.- М. : Просвещение, 1986. - 304 с.
39. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс ; под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и А. Белановского. - М. : Академический Проект, 2002. - 831 с.
40. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Психология человека [Текст] / Л.А. Петровская. - М. : ГУМАНИТ, 1999. - 320 с.
41. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология[Текст] / А.В. Петровский. - М. : Педагогика, 1975 . - 93 с.
42. Пиаже, Ж. Психология ребенка [Текст] / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер; пер. кн. «La psychologic de 1'enfant». - СПб. : Питер, 2003. - 160 с.
43. Прописнова, Е.П. Прыгаем, играем - речь мы развиваем [Текст] / Е.П. Прописнова // Начальная школа до и после плюс. - 2005. - №10. - С. 19-21.
44. Психология. Словарь [Текст] / Под ред. А.В. Летровского, М.Г. Лрошевского. - 2 изд. - М. : Политическая литература, 1990. - 494 с.
45. Радионова, Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе
[Текст] / Н.Ф. Радионова. - СПб., 1998. - 142 с.
46. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина. - М. : Педагогика, 1988. - 230 с.
47. Родионова, Е.А. Общение как условие развития личности (психология формирования и развития личности) [Текст] / Е.А. Родионова.
- М., 1981. - 188 с.
48. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 1999. - 720 с.
49. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения // Основы социально-генетической психологии [Текст] / В.В. Рубцов. - М. : Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж : МОДЭК, 1996. - С. 58 -172.
50. Руденский, Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Руденский.
- М. : ИНФРА-М; Новосибирск : НГАЭиУ, 1998. - 224 с.
51. Сенько, Т.В. Успех и признание в группе: старший дошкольный возраст [Текст] / Т.В. Сенько. - Мн., 1991. - 109 с.
52. Совместная деятельность: Методология, теория, практика [Текст] / под ред. АЛ. Журавлева и др. - М. : Наука, 1988. - 208 с.
53. Современный философский словарь [Текст] / Под ред. В.Е. Кемерова. - 2-е изд. - Лондон, Франкфурт на Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск : Панпринт, 1998. - С. 135-136.
54. Социальная психология: История. Теория. Эмпирические
исследования [Текст] / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.С. Семенова. - Л. : Изд- во ЛГУ, 1979. - 288 с.
55. Спортивные игры и методика преподавания [Текст] : учебник для пед. фак. / под ред Портных Ю.И. - М., 1986. - 126 с.
56. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М. : изд. Центр «Академия», 2001. - 368 с.
57. Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 144 с.
58. Тедровицкий, Г.П. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Г.П. Тедровицкий. - М., 1966. - 232 с.
59. Третьяк, А.В. Педагогические условия формирования взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в играх с правилами [Текст] / А.В. Третьяк. - СПб, 2006. - 211 с.
60. Троицкий, К.Е. Этические идеи Макса Вебера [Текст] / К.Е. Троицкий ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2016. - 130 с.
61. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности дошкольников [Текст] / Л.И. Уманский. - М. : Просвещение, 1980. - 160 с.
62. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Просвещение, 1976. - 96 с.
63. Усаков, В.И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников [Текст] / В.И. Усаков. - Красноярск : Изд-во КГПИ, 1989. - 190 с.
64. Фришман, И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях [Текст] / И.И. Фришман. - Ярославль, 2002. - 312 с.
65. Хрестоматия по истории педагогики [Текст] / Сост. : Беленчук Л.Н., Никулина Е.Н.; В 2 -х томах. - М. : Фонд сохранения духовно - нравственной культуры «Покров», 2016. - Т. 1. - 360 с.; Т. 2. - 720 с.
66. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников [Текст] : практическое пособие для педагогов и психологов ДОУ / Л.В. Чернецкая. - Ростов н./Д. - Феникс, 2005. - 256 с.
67. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
68. Шипицина, Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками и взрослыми (Для детей от 3 до 6 лет) [Текст] / Л.М. Шипицина. - СПб. : «ДЕСТВО-ПРЕСС», 1998. - 384 с.
69. Шишкина, В.А. Движение - движения : кн. для воспитателя детского сада [Текст] / В.А. Шишкина. - М. : Академия, 1992. - 96 с.
70. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии [Текст] / Я. Щепаньский. - М. : Прогресс, 2003. - 238 с.
71. Эльконин, Д.Б. Основные вопросы теории детской игры [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология и педагогика игры дошкольника : Материалы симпозиума / Под ред. А.Б. Запорожца, А. Л. Усовой. - М. : Просвещение, 1966. - С. 11-37.
72. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. - М. : Просвещение, 1989. - 123 с.
73. Якобсон, С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности [Текст] / С.Г. Якобсон // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. - М. : НИИ ОП, 1976. - С. 41-59.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ