Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания заботливого отношения к природе в процессе трудовой деятельности старших дошкольников 8
1.1. Воспитание заботливого отношения к природе как приоритетная
задача в работе со старшими дошкольниками 8
1.2. Педагогические требования к организации трудовой деятельности в
природе старших дошкольников 13
1.3. Методика воспитания заботливого отношения к природе в процессе
трудовой деятельности старших дошкольников 19
1.4. Педагогические условия воспитания заботливого отношения к
природе в процессе трудовой деятельности старших дошкольников 24
Глава 2. Практическая работа по воспитанию заботливого отношения к природе у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности 32
2.1. Показатели и уровни сформированности заботливого отношения к
природе у старших дошкольников 32
2.2. Система работы по воспитанию заботливого отношения к природе в
процессе трудовой деятельности старших дошкольников 42
2.3. Динамика воспитания заботливого отношения к природе в процессе
трудовой деятельности старших дошкольников 48
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения 65
Природа - источник человеческой деятельности. За последнее десятилетие наблюдается жизнетворческих основ, а это представляет угрозу не только человеку, но и всему живому на Земле.
С развитием цивилизации воздействие людей на природу становится все более мощным и к началу двадцать первого приобрело планетарный характер Природа уже не в состоянии самостоятельно исцелить, причиненные ей раны. Большие надежды возлагаются на 2017 год. В соответствии с указом президента Российской Федерации 2017 год объявлен годом экологии, поэтому на федеральном и муниципальных уровнях рассматриваются меры , предусматривающие заботу о природе и окружающей мире. В плане мероприятий в дошкольных учебных заведениях год экологии в 2017 подчиняется федеральному плану, который условно делится на два направления: защита и улучшение заповедных комплексов, комплексных проблем экологии.
Самое время изменить экологическую ситуацию в России: проявлять заботу о заповедниках, оздоровлять водные ресурсы, воздух, начать пользоваться системой возобновляемой энергии, водоснабжения и местных сточных отходов. Можно сказать, что все современные образовательные комплексные, базисные программы в своих разделах рассматривают экологическое образование дошкольников, разработан ряд дополнительных программ. Этому способствует проведение всероссийских, региональных, городских конференций, специальных курсов, которые преподаются в педагогических вузах и колледжах. В ряде дошкольных учреждений появились ставки педагогов -экологов.
Значение природы в воспитательном процессе трудно переоценить. Общаясь с природой человек ощущает её положительное влияние на своё развитие. В нём просыпаются лучшие чувства, он становится добрее, мягче. Большое влияние оказывает природа на воспитание детей. В своей статье
« Экологическое воспитание в детском саду: история становления и
универсальный статус в современном образовании» С. Николаева раскрывает научные основы новой методики, международные процессы на пути к устойчивому развитию человечества на планете Земля, показывает значение экологического образования как его основы.
Экологическое воспитание дошкольников - это процесс по ознакомлению детей с природой, в основе которого заложен подход опоры педагогического процесса на основополагающие идеи и понятия экологии. В основе содержания экологического воспитания рассматривается формирование осознанно - правильного отношения к природе, её явлениям и объектам, окружающим ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В работах выдающихся учёных и педагогов прошлого мы прослеживаем, что экологическая проблема была всегда актуальна. Они считали природу средством воспитания: Я.А. Коменский отмечал, что природа - это источник знаний, она способствует развитию ума, чувств и воли (Коменский , 9).
В.Г. Белинский, А.И. Герцен считали, что ребёнка необходимо приобщать к природе, чтобы она возбуждала у него стойкий и глубокий интерес к ней. Великий русский педагог К.Д. Ушинский (Ушинский, 9) считал, что детей необходимо вести в природу, сообщая им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
В проблеме исследования отмечается то, в современном обществе присутствуют негативные тенденции, характерные для современного российского общества, которые оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего наблюдается формирование прагматичного и антигуманного отношения ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения.
Сложность составляет формирование у ребенка таких нравственных качеств, как заботливость, бережливость , так как эти качества являются интегративными, т.е. зависят от многих составляющих: трудолюбия,
альтруизма, ответственности, настойчивости, оперативности, эмпатии.
Под заботливым отношением к природе подразумевается проявление добрых дел и поступков при необходимости, а для этого дети должны получить знания по уходу за животными и растениями, какие условия необходимы для их благоприятного роста и развития. Дети должны самостоятельно, выполнять трудовые действия, осуществлять уход за животными и растениями.
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Он способствует формированию заботливого и бережного отношения к природе, проявлению ответственности к своим обязанностям. Уход за растениями и животными, убеждает детей в его необходимости.
Проанализировав программы Н.Н. Кондратьевой "Мы" (Кондратьева,
17) , С.Н. Николаевой (Николаева, 31) «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Прохоровой Л.Н. (Прохорова, 37) «Экологическое воспитание дошкольников», можно отметить, что бережное отношение к природе - это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях трудовая деятельность будет эффективным средством воспитания заботливого отношения к природе у старших дошкольников
Объект исследования: процесс воспитания заботливого отношения старших дошкольников к природе дошкольного возраста
В качестве предмета исследования выступают педагогические условия организации трудовой деятельности как средства воспитания заботливого отношения к природе старших дошкольников
Цель исследования: определить, при каких педагогических условиях трудовая деятельность будет выступать эффективным средством воспитания заботливого отношения к природе у старших дошкольников
Гипотеза исследования: воспитание заботливого отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:
-формирование системы экологических представлений;
-постановка ребёнка в позицию субъекта деятельности по реализации заботы об окружающей природе;
-реализации системы мероприятий по трудовой деятельности старших дошкольников.
Поставленная нами цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач:
-изучить теоретические основы воспитания заботливого отношения к природе как приоритетного направления в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
-дать обоснование наиболее эффективным формам и методам работы, способствующих наиболее эффективному воспитанию у детей заботливого отношения к природе в трудовой деятельность;
-разработка и апробация экспериментальной методики воспитания заботливого отношения к природе у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности.
В основу теоретико-методологического исследования вошли важнейшие положения об экологическом воспитании, эстетическом отношении человека к природе; о роли экологического воспитания в осознанно-правильном отношении к природе и в формировании личности.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в исследованиях проблемы, методов и средств организации работы по воспитанию заботливого отношения старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в процессе трудовой деятельности.
В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования:
-изучение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы;
-педагогическое наблюдение, беседа, тестирование;
-статистические методы обработки материалов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 г. Алексеевка Белгородской области».
В данной работе мы ориентировались на воспитание заботливого отношения к природе детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.
В первой главе нашего исследования мы ориентировались на поставленную нами цель и рассмотрели сложившуюся сегодня экологическую обстановку в мире. Отношение к ней нашего государства и правительства..Общепринятое положение гласит, что перед человечеством стоит важная задача по сохранению экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим мы рассматривали вопрос о воспитании бережного отношения к природе человека, его экологической грамотности и экологической культуры нынешнего и будущего поколений.
Проблема воспитания заботливого отношения к природе в своих трудах рассматривали известные ученные (И.Н. Глушковой., С.Н. Николаевой., П.Г. Саморукавой и др.). Данная проблема нашла своё понимание на государственном уровне - 2017 год объявлен Годом экологии.
В работе определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание воспитания заботливого отношения к природе в процессе трудовой деятельности с опорой на рекомендации вариативных и парциальных образовательных программ, используемых в детских садах. Однако систематическая работа по воспитанию заботливого отношения к природе в процессе трудовой деятельности детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях ведётся недостаточно полно.
Проанализировав теоретические положения и методические выводы, мы представили результаты исследовательской работы нашего исследования мы отмечаем динамику изменения уровня сформированности заботливого отношения к природе по результатам труда в процессе формирующего этапа.
Результаты, полученные в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах экспериментах свидетельствует о том, что разработанная нами методика, апробированная на формирующем этапе эффективна. В экспериментальной группе результаты улучшились: высокий уровень развития возрос с 20% до 40%, показатели среднего уровня также незначительно возросли, с 50% до 60%, а низкого уровня не наблюдается.
В процессе работы у детей заметно расширились экологические представления, дети научились устанавливать причинно-следственные связи; объекты природно-предметного мира вызывают у дошкольников неподдельный интерес, желание заботится о них; стала проявляться эмоциональная реакция на «непорядки», желание их устранение; появились оценочные суждения, желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос воспитания заботливого отношения к природе в трудовой деятельности - длительный во времени. Однако, наличие, разработанной нами методики, используемой на формирующем этапе эксперимента и предусматривающей воспитание заботливого отношения к природе детей седьмого года жизни через трудовую деятельность, позволяет продолжить работу в дальнейшем. В основу этой методики легли переработанные известные методические аспекты, которые адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения. Формированию заботливого отношения к природе способствовали знания, которые были получены детьми на занятиях по трудовой деятельности. Также нами использовались и другие формы работу по трудовому воспитанию: наблюдениях во время повседневных прогулок, беседах, чтении художественной литературы , во время дежурств в уголке природы. Мы давали задания родителям изготовить кормушки для птиц, собрать природный материал для ручного труда. полученные как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (труде в природе,.). Данная работа опиралась на следующие основные принципы:
-опора на материалы, соответствующие программным требованиям; - во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- активизация детей;
- использование личного примера взрослых.
По результатам опытно-экспериментальной работы, мы сделали следующие выводы: выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что воспитание заботливого отношения детей к природе через трудовую деятельность будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях подтвердилась.
1. Бобылева Л.О. программе экологического воспитания старших
дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 36-42.
2. Варивода В.С. Диагностика экологической воспитанности детей
дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений,
обеспечивающих получение дошкольного образования / В.С. Варивода. - Мозырь: 2009г-129с.
3. Варивода В.С. Экологическое воспитание дошкольников / В.С.
Варивода. - 3-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. - 122 с.
4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А.
Веретенникова. - 3-е изд., перераб. и доп., - М.: Просвещение, 1980. - 269 с.
5. Гиляров А.М. Популяционная экология: Учеб. пособие.—М.: Изд-во МГУ, 1990.— 191 с.
6. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию
дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.
7. Глушкова И.Н. Развитие гуманистической направленности отношения
детей к миру природы, их социальной активности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме,
2012. — С. 101-104.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. - 321 с.
9. Джуринский А.Н. История педагогики и образования : учебник для
бакалавров / А.Н. Джуринский. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 676 с.
10. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
11. Зайцева Н.В. Войди в мир природы другом / Н.В. Зайцева [и др.]; под общ.ред. Н.В. Зайцевой. - Мозырь: Содействие, 2006. - 116 с.
12. Зайцева Н.В. Этот чарующий мир природы / Н.В. Зайцева [и др.]; под общ.ред. Н.В. Зайцевой. - Мозырь: Содействие, 2006. - 79 с.
13. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 3-9.
14. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера,2004. - 56 с.
15. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. -
С. 10-14.
16. Ковинько Л.В. Секреты природы - это так интересно! Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
17. Кондратьева Н.Н., Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова Библиотека программы «Детство», «МЫ» - программа экологического образования детей. М. -2014 г.- 141 с.
18. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева [и др.]; под общ. ред. Н.Н. Кондратьевой. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: «Детство-пресс», 2001. - 240 с.
19. Кучина С. Давайте любить Землю / С. Кучина, С. Гецевич // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С. 54-59.
20. Литвин Л.Н. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Л.Н. Литвин [и др.]; под общ.ред. Л.Н. Литвина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,1989. - 352 с.
21. Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита - Русь, 2008. - 256 с.
22. Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.
23. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологичесике проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2009. - 232с..
24. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 224с.
25. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-метод. пособие для воспитателей начальной школы / Л.П. Молодова. - Минск: «Асар», 1997. - 128 с.
26. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада / С.Н Николаева. - М.: Новая школа, 1995. - 160 с.
27. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении / С.Н Николаева. - М.: Новая школа, 1993. - 64 с.
28. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / С.Н Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 184 с.
29. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
30. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н Николаева.- Пермь: Пермский областной совет ВООП, 1992. - 216 с.
31. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду / С.Н Николаева. - М.: Мозаика - Синтез,1999. - 257 с
32. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
33. Николаева С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.
34. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.
35. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.-368 с.
36. Панько Е.А. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации / Е.А. Панько [и др.]; под общ. ред Е.А. Панько. - 3-е изд. - Минск: НМ Центр,2000. - 471 с.
37. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/Под ред. Л.Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — м.: аркти, 2010.- 72 с.
38. Римашевская Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская,
Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического
образования, 2008. - 128с.
39. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа»:Блок занятий «Я и Природа» /Текст публикуется в авторской редакции. — М.: «Карапуз- дидактика», 2005. — 192 с.: ил.
40. Саморукава П.Г. Ознакомление дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1978. - 223 с.
41. Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова; под. ред. В.В. Смирновой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ»,2001. - 208 с.
42. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных
учреждениях: информационно-методические материалы,
экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с.
43. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384