Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурология Основная образовательная программа: «Культура Италии»

Работа №64028

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КАТЕГОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
1.1. Изучение повседневности в гуманитарном знании. 10
1.2. Проблема источников и методология исследования. 16
2. ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА ИТАЛИИ В ПЕРИОД ОТ ПРАВЛЕНИЯ НАПОЛЕОНА ДО РИСОРДЖИМЕНТО
2.1. Социально-политический контекст развития итальянской экономики и культуры в кон. XVIII – нач. XIX в 22
2.2. Эволюция производства и потребления в Италии пер. пол. XIX в. 29
3. ОБРАЗЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ИТАЛИИ В ТРАНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД
3.1. Кризисы в культуре 36
3.2. Италия – эпоха перемен. 40
3. Изменения в образе повседневности и подготовка итальянского Рисорджименто. 45
Заключение 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 53


В данной дипломной работе понятие повседневности рассматривается как один из элементов системы культуры социума. Неметодологическое понятие «образ жизни» есть отражение цельного образа культуры народа (нации), начиная от трудовой деятельности и участия в общественнополитической жизни и кончая бытом и досугом. Образ жизни представляется нам производным от совокупности социальных, политических, религиозных, архетипических и других форм жизнедеятельности людей, трансформирующихся, в том числе и под влиянием государственных идеологий. Порядки и способы повседневного существования определенных групп людей первыми реагируют на ситуации кризиса в транзитивные периоды, формируя новую образность.
«Каждая историческая эпоха создает представления о нормальном и естественном содержании повседневности», - отмечает исследователь И. П. Полякова Щля понимания исторических реалий, наблюдавшихся в Италии в кон. XVIII - нач. XIX в., необходимо не только рассмотреть исторические факты, но и проанализировать взаимосвязь между событиями и культурой итальянского общества. Немаловажным является влияние на экономическую и социальную сферу жизни устоев и организации традиционных политических типов.
В контексте анализа образов повседневной культуры Италии в исследуемый период, нами не были рассмотрены региональные аспекты итальянской действительности, существенно повлиявшие (и влияющие до сих пор) на культурную идентичность страны, так как не является темой нашего исследования. Хотя, «в Италии все еще присутствует локальные и региональные проявления разобщенности» , изучению которых необходимо уделить больше времени и использовать обширную базу научноисследовательского материала.
Актуальность темы исследования. Повседневность представляет особый интерес для социологии, истории, психологии, культурологи и др. дисциплин социально-гуманитарного цикла. Опыт повседневной культуры Италии как образ сильнейшей трансформации традиций и моделей потребления, производства и «образа жизни» в отечественной культурологии не подвергался глубокому анализу. Тема повседневности все чаще рассматривается в русской и в зарубежной философии культуры уже не просто в качестве важной, но и одним из универсальных условий и исходной предпосылки человеческого бытия и познания вообще, самых разных форм и уровней.
Степень разработанности темы исследования может быть признана удовлетворительной лишь частично. На фоне большого числа исследований, посвященных отдельным частным аспектам и проявлениями повседневности, можно отметить отсутствие полномасштабных комплексных исследований повседневных практик и структуры повседневности. В настоящий момент в дисциплинарном поле социальной философии возрастает интерес к теоретическому осмыслению проблем трансформации и реформирования общества. Проблемы повседневной культуры Италии в транзитивные периоды в отечественной и зарубежной науке исследованы крайне мало.
Таким образом, мы выбрали объектом исследования феномены повседневной культуры в транзитивный период как результат реакции на происходящие изменения, а предметом исследования образы повседневности итальянской культуры XIX века, маркирующего собой переход от многовекового уклада общества к его современному состоянию.
Для этого были определены следующие цели и задачи исследования:
1. Рассмотреть культурфилософские и общегуманитарные основания
категории повседневности, обратив особое внимание на проблему
источников и возможные методологии исследования.
2. Дать описание образов и основных феноменов повседневной культуры Италии в период от правления Наполеона до Рисорджименто , а именно: социально-политического контекста развития итальянской экономики и культуры в кон. XVIII -нач. XIX вв., эволюцию производства и потребления в Италии в первой половине XIX в.
3. Попытаться дать характеристику образу итальянской повседневности в транзитивный (определенный нами как переходный к современному состоянию) период.
Методология исследования. Феномен повседневности в настоящий момент изучается с позиций междисциплинарного социогуманитарного знания. Это объясняется сложностью и многоаспектностью повседневной жизни. Традиции описания и осмысления структур и процессов повседневности в отечественном социально-гуманитарном знании реализуются в рамках социальной философии, преимущественно с середины XX века. Существенные преобразования общественной жизни в экономической, политической и духовных сферах внесли изменения в повседневное существование личности человека и общества.
Теоретико-методологическая основа изучения повседневности заложена такими исследователями, как Ж. Бодрийяр , Ж.Сарт , Ф. Бродель , М. Фуко , М. Хайдеггер и др. Именно в их трудах появляются первые разработки в области общей теории и методологии исследования повседневности, достаточно полно исследованы и интерпретированы качественные характеристики отдельных проявлений повседневности, ее социальный характер.
В отечественной философской мысли проблема повседневности представлена изучением социально-бытовых, массовых проявлений жизни. Для понимания этих сторон повседневности важны работы: Г. С. Кнабе , Ю.М. Лотмана , Б.В. Маркова , И.В. Сохань и др. В их трудах рассматриваются следующие аспекты повседневности: язык, как возможность коммуникации; мифы, традиции, обычаи и ценности как регуляторы поведения и основа процессов идентификации и самоидентификации.
Научная новизна работы заключается в новой постановке проблемы: попытке рассмотреть культуру определенного периода через ее образы и феномены повседневности с учетом различных методов социологии культуры и философии культуры, а также в привлечении новых источников, заимствованных из других областей и смежных дисциплин, включая итальянские публикации (в том числе и переведенные автором ВКР) не известные, или мало известные ранее.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Повседневность - еще один ракурс рассмотрения жизни общества, пусть и не определяющий для понимания его исторической динамики, но существенно дополняющий, конкретизирующий научные подходы, вскрывающий его сущность.
2. Трансформация социальной жизни в Италии в кон. XVIII - нач. XIX вв., создали иной образ повседневной культуры. Появляется новый культурноантропологический тип общества - буржуазный. Буржуа выступает не только как представитель динамично развивающихся капиталистических отношений, но и как активный участник правозащитных движений в гражданской сфере.
3. В исследуемый исторический период на территории будущей объединенной Италии сложились такие условия для трансформации моделей повседневной культуры, потребления, производства, бытовых традиций, которые во многом определили вектор развития общества в последующие два века.
Возможная теоретическая значимость исследования:
Содержание данной ВКР может использоваться для дальнейших исследований в области культурологии, психологии, социологии, истории. Существенные преобразования общественной жизни: экономической, политической, духовной, правовой, не могут не влиять на повседневное существование личности и общества. Непрекращающиеся кризисы, потрясающие устои общества, и рождение новых множественных реальностей - есть характерная особенность нашего времени. Изучение повседнев ной культуры обще ств в транзитив ные периоды, предшествовавшие сложному XX веку, может дать необходимый исследовательский опыт для более точного описания состояния современного социума.
Практическая значимость. Осмысление социального содержания, типов и форм повседневности, структуры и внутренних элементов в их взаимосвязи на основании доминирования духовности позволяет построить новую социально-философскую теорию повседневной жизни людей с возможностью дальнейшего планирования и проектирования работы в культурных, политических и социальных институтах.
Структура и объем дипломной работы. Исходя из заявленных цели и задач исследования, предлагаемая выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснованы актуальность и новизна исследования, сформулированы его цель и задачи, определена степень изученности проблемы и дан обзор использованных источников.
В первой главе работы представлены культурфилософские основания категорий повседневности. Дается характеристика методологии изучения повседневной жизни в гуманитарном знании. Выдвигается ряд положений, как, например, необходимость расширить круг итальянских источников различных философских концепций, проблематика прикладных аспектов социальной реальности, недостаточных для раскрытия сущностного содержания феномена повседневности.
Вторая глава посвящена изучению повседневной культуры Италии в период правления Наполеона и в середине XIX века. Это было необходимо для формирования общего представления о социально-политическом контексте развития итальянской культуры, что послужило базисом понимания перехода итальянской экономики к современному типу.
Третья, заключительная, глава непосредственно содержит попытку начального исследовательского анализа образов повседневности итальянской культуры в транзитивный период.
В заключении сформулированы выводы и итоги в соответствии с целями работы.
Список использованной литературы насчитывает 45 наименований. Из них 39 на русском языке и 6 на итальянском.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование социальной жизни человека позволяет выявить особенности взаимосвязи основных сфер жизнедеятельности индивидов. Сущность феномена повседневности в данном случае характеризуется динамичной сменой образов повседневности, которые репрезентируют культурные особенности в данный исторический период. Политические, экономические и социальные сферы общества выступают в качестве движущей силой процесса трансформации повседневной жизни транзитивных периодов.
В ходе проведенного исследования, основанного на анализе источников, выполнения поставленных в выпускной квалификационной работе задач, мною были сделаны определенные выводы относительно возможности дальнейших исследований по выбранной теме. Выводы, которые, конечно, не являются окончательными и представляют еще интерес для рассмотрения, могут быть представлены следующим образом:
Во-первых, рассмотренные культурфилософские и общегуманитарные исследовательские работы позволяют говорить о дискуссионных вопросах и возможных методологиях исследования феноменов повседневности. Специфика данного феномена требует корректировки с учетом постоянно трансформирующихся ценностных ориентиров в различные исторические эпохи. Очевидно, что проблемное поле сюжетов социальной реальности не сразу привлекло внимание мыслителей, рассматривалось ими как дополнение и не подвергалось ранее серьезному анализу. Однако, мы отмечаем, что с течением времени исследование проблем повседневности прочно вошло в традицию философии, социологии и культурологии.
Возникают трудности в определении повседневности (как понятия), которые приводят к неоднозначности подходов к ее изучению и оценок значимости: большое количество дефиниций не дает целостного представления о сущности данного явления, а проведенные исследования повседневности касаются, прежде всего ее прикладных аспектов, в то время как ее сущностное содержание остается вне поля зрения большинства исследователей.
Во-вторых, транзитивный период в Италии в кон. XVIII - нач. XIX в характеризуется активными процессам реформирования, которые затронули не только политический, экономический и социальный секторы, но и аграрный, способствующий развитию крестьянского капитализма. Внедрялись новые способы производства, развивались торговые, преимущественно обменные, отношения между областями, увеличивались темпы выращивания новых видов культур. Решающую роль в ускоренном развитии капиталистических отношений сыграли события Великой французской революции, ликвидировавшие феодальные порядки. Французское господство имело двойственный характер. С одной стороны, в этот период произошло заметное продвижение в капиталистическом развитии Италии, активно проводились буржуазные реформы. На территорию Италии распространялось действие Кодекса Наполеона, утверждавшего право частной собственности. Отмеченные мероприятия способствовали развитию итальянской промышленности: традиционной шелковой отрасли, становлению хлопчатобумажного производства, широкому строительству дорог и каналов.
В-третьих, первоначальные попытки анализа некоторых особенности трансформации повседневности в Италии, таких как социальный фон, земледелие и землевладение, питание, техническое развитие, элементы денежных отношений, демографические особенности, развитие городов и сельскохозяйственных территорий, позволяет говорить о динамичном изменении в моделях производства и потребления. Государство, земледельцы и буржуазия крупных городов, в духе идей Просвещения, насаждали новые предприятия, привлекали иностранный капитал, пытались использовать новую экономическую науку. Эта политика способствовала расширению ряда видов производства, в котором появились крупные централизованные мануфактуры и отдельные предприятия фабричного типа, использовавшие сотни рабочих. Установление свободных и тесных экономических связей между отдельными областями страны, между представителями различных сословий, а также устранение иноземцев из экономики становилось объективной необходимостью. Последовавшие в стране революционные движения, призывавшие общество к объединению против австрийского правления, открыли дорогу к зарождающемуся движению Рисорджименто.



На русском языке.
1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1996.
2. Богемская К.Г. Опыт повседневности. М., 2005.
3. БодрийярЖ. Система вещей. М.,1995.
4. Бродель. Ф. Материальная цивилизации, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. // Структура повседневности: возможное и невозможное. Т.1. М.,
2006.
5. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб., 2005.
6. Валъденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1. М., 1991
7. Дмитриев А. С. История зарубежной литературы XIX века. М., 2000.
8. Исдейл Чарльз Дж. Наполеоновские войны. М., 1997.
9. Козлова Н.Н. Повседневность и социальное измерение: автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1992.
10. Козлова О.Н. Повседневность как источник и итог социального бытия // Социально-гуманитарные знания. 2004.
11. Лелеко В.Д. Повседневность в исторических исследованиях // Историзм в культуре: мат. междунар. науч. конф. - СПб., 1998.
12. Линтнер. В. Италия. История страны. СПб., 2007.
13. Марков Б.В. Культура повседневности. СПб., 2008.
14. Марков Б.В. Понятие повседневности в гносеологии и антропологии // Научная реальность и структура повседневности. СПб., 1999.
15. Марков Б.В. Теория познания и структуры повседневности. СПб., 1995.
17..Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб, 1999.
18. Магомедова А.А. Феномен повседневности: социально-философский анализ:Автореф. дис. ...канд.философ.наук. - СПб., 2000http:// www.dissercat.com/content/fenomen-povsednevnosti-sotsialno-filosofskii- analiz [Доступен 10.05.2016].
19. Марковцева О.Ю. Повседневность и рациональное: (на примере философии М. Хайдеггера). Ульяновск, 2000.
20. Марковцева О. Ю.Повседневность как бытие человека в мире. Вестник Оренбургского государственного университета. Т.1. Сер. «Гуманитарные науки». 2006. - № 6.
21. Марковцева О. Ю. Повседневность как момент бытия человека. // Современная социальная онтология: Итоги и перспективы: мат. науч. конф. Уфа: БашГУ 2000.
22. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. М., 1988.
23. Монтанари. М. Голод и изобилие. История питания в Европе. СПб., 2007.
24. Новикова Н.Л. Повседневность как феномен культуры. Саранск, 2003.
25. Ноговицын О.Н. Феноменология повседневности: Теория социального конструирования реальности: текст лекции. СПб., 2006.
26. Ойзерман Т.Н.Философия и обыденное сознание. М., 1967.
27. Ольшанская Н.М. Наполеоновский двор эпохи Империи в характеристике
Стендаля. // Вест. Волг.гос. ун-та. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2009. №1 https://cyberleninka.ru/article/n/ napoleonovskiy-dvor-epohi-imperii-v-harakteristike-stendalya [Доступен
10.05.2016] .
28.Ольшанская Н.М. Стендаль как историк наполеоновской эпохи: Автореф. дис. ...канд.истор.наук. Волгоград., 2008.http://www.dissercat.com/content/ stendal-kak-istorik-napoleonovskoi-epokhi [Доступен 10.05.2016].
29. Прокаччи Дж. История итальянцев. М., 2012.
30. Пушканская Б.Я. Обыденное знание. Опыт и философское осмысление. Л., 1987.
31. Пушкарева Н.И. «История повседневности» и «История частной жизни»: содержание и соотношение понятий. // Социальная история. Ежегодник. М., 2005.
32. Равель Ж.-Ф. Кухня и культура: Литературная история гастрономических удовольствий от Античности до наших дней. М., 2004.
33. Стендаль. Пармская обитель. М., 2001.
34. Тарле Е.В. «Наполеон» Стендаля // Наполеон. М., 1972.
35. Франк В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
36. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2000.
37. ХайдеггерМ. Время и бытие: Статьи и вступления. М., 1993.
38. Щербакова Л.В. Культура повседневности: материальная структура.// Вестник Астраханского государственного технического университета. № 1 (55), 2013. https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-astrahanskogo- gosudarstvennogo-tehnicheskogo-universiteta [Доступен 10.05.2016].
39. Яковлев В.Д. Италия. Письма из Венеции, Рима и Неаполя. СПб., 2012.
На итальянском языке.
40. Belpoliti M. L’identita in cucina. http://www.doppiozero.com/dossier/disunita- italiana/lidentita-cucina. [Доступен 7.05.2016].
41. Montanari M., Capatti A. La cucinaitaliana. Storia di una cultura. Roma, 1999.
42. Montanari M. L’identita’ italiana in cucina. Roma; Bari, 2010.
43.Salvadori M. L. Storiadell'etacontemporanea. Torino, 1990.
44. Villani P. L'eta contemporanea. Bologna, 1998.
45. Clemente A.Consumi e domandatra XVIII e XIX secolo. // Storiaeconimica. Edizioni scentifiche italiana. AnnoVII - 2004.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ