СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКСИКОНА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ)
|
Введение 3
Глава 1. Лингвистические основы совершенствования лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики) 7
1.1. Понятие о стилистической окраске языковых единиц 7
1.2. Виды стилистической окраски лексики 9
Глава 2. Методические основы совершенствования лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики) 19
2.1. Лексикон младшего школьника и пути его формирования 19
2.2. Стилистически окрашенная лексика в лексиконе младшего
школьника (ход и результаты эксперимента) 31
Заключение 51
Библиографический список 54
Глава 1. Лингвистические основы совершенствования лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики) 7
1.1. Понятие о стилистической окраске языковых единиц 7
1.2. Виды стилистической окраски лексики 9
Глава 2. Методические основы совершенствования лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики) 19
2.1. Лексикон младшего школьника и пути его формирования 19
2.2. Стилистически окрашенная лексика в лексиконе младшего
школьника (ход и результаты эксперимента) 31
Заключение 51
Библиографический список 54
Языковое образование представляет собой целенаправленный процесс развития у школьников способности и готовности к полноценной речевой деятельности. Важнейшим компонентом этого процесса является совершенствование лексикона учащихся, то есть системы знаний о словах, их значениях и правилах употребления в речи. Лексикон ребенка, его формирование - предмет исследования онтолингвистики, психолингвистики, психологии, методики русского языка.
В силу особенностей лексического уровня языка и его отражения в языковом сознании человека процесс совершенствования лексикона детей является менее управляемым по сравнению с обучением другим аспектам языка.
Основная единица лексикона - это слово. Слово играет особую роль в процессе обучения языку как средству общения как основная единица языка, как строевая единица предложения и высказывания. Усвоение новых слов в детском возрасте происходит по различным моделям. В процессе развития текстовой деятельности большая роль принадлежит школе, которая формирует навыки культуры речи, стратегии речевого поведения, определяет словарный запас школьников. Лексика человека определяет показатель его интеллектуальности и духовного развития.
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, в отношении стилистически окрашенной лексики. Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера.
В своей коммуникативной функции язык служит не только для выражения мыслей людей, но и для выражения их чувств, переживаний; слова нашего языка могут не только назвать какие-либо явления действительности, но и выражать субъективное (положительное или отрицательное) отношение говорящего к тем или иным явлениям. Наличие в русском языке значительного количества эмоционально-экспрессивных слов, слов с эмоциональным, оценочным, экспрессивным компонентом в семантике требует, что в процессе обучения родному языку учащиеся освоили этот лексический пласт и научились использовать в своей речи такие слова и выражения.
Как отмечают исследователи деткой речи (С.Н. Цейтлин, М.А. Портняги- на и др.), школьники очень редко используют стилистически окрашенную лексику в своей речи, не умеют выразить свое собственное отношение к описываемому, свою оценку предмета, лица, действия, о которых они говорят. Именно эмоционально-экспрессивная лексика позволяет ярче, образнее выразить чувства, настроение, отношение к тому, о чем говориться. Специальное изучение этого пласта лексики на уроках русского языка будет способствовать совершенствованию речи учащихся, пополнению их словаря стилистически окрашенной лексикой, повышению языковой культуры, а следовательно, и общей культуры учащихся.
В процессе анализа лингвометодической литературы нами было выявлено объективно существующее противоречие, заключающее в следующем. В процессе словарной работы, направленной на обогащение словарного запаса учащихся, необходимо уделять специальное внимание стилистически окрашенной лексике. Однако до настоящего времени нет специальных пособий, дидактического материала, позволяющего на практике организовать на уроках русского языка в начальной школе словарно-семантическую работу по совершенствованию лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики).
Актуальность темы исследования обусловлена:
- необходимостью проведения специальной работы по совершенствованию лексикона учащихся;
- отсутствием до настоящего времени специальных пособий, дидактического материала, дающего учителю возможность расширять словарь учащихся стилистически окрашенной лексикой.
Объект исследования - процесс совершенствования лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики). Предмет исследования - содержание работы по совершенствованию лексикона учащихся (на материале стилистически окрашенной лексики).
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в совершенствовании лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики). Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу, что работа по совершенствованию лексикона младших школьников на материале стилистически окрашенной лексики будет проходить эффективно, если:
- словарная работа будет осуществляться различными методами и приемами, способствующими обогащению словаря младших школьников;
- обучение использованию стилистически окрашенной лексикой будет проходить на основе специально разработанных упражнений, проводимых в определенной последовательности.
Выдвинутая цель и гипотеза предопределили следующие конкретные задачи исследования:
- изучить лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
- разработать систему упражнений, направленных на обогащение речи учащихся начальной школы стилистически окрашенной лексикой;
- экспериментальным путем доказать справедливость выдвинутой гипотезы.
Выбор методов исследования определялся характером решаемых задач: теоретический анализ лингвистической и методической литературы по избранной теме; тестирование учащихся; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Методологической базой исследования являются труды ученых- лингвистов, в которых представлена характеристика эмоционально - экспрессивной лексики (М.И. Фомина, Н.А. Лукьянова З.Д. Попова, И. А. Стер- нин, Т.Н. Щербакова, В.Н. Цоллер и др.), современные положения методики развития речи учащихся, разработанные в трудах психологов и методистов (М.Р. Львов, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.), работы методистов, в которых рассматриваются проблемы совершенствования учащихся (С.В. Плотникова, М.А. Портнягина, Г.В. Бобровская, О.Н. Левушкина и др.).
Практическая значимость исследования заключается в отборе дидактического материала (стилистически окрашенная лексика) и разработке наиболее эффективных форм и методов работы с ним.
Исследование проводилось на базе 3-го класса МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского р-на Белгородской области.
Цели и задачи исследования определили структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, формулируется научный аппарат (цели, задачи, методы исследования и т.п.).
В первой главе «Лингвистические основы совершенствования лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики) рассмотрены основные лингвистические понятия, являющиеся теоретической основой исследования: понятие о стилистической окраске языковых единиц, способах создания стилистической маркированности языковых единиц, видах стилистической окраски.
Во второй главе «Методические основы совершенствования лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики)» представлена характеристика лексикона младшего школьника и путей его формирования, дан обзор методической литературы по проблеме исследования и описывается содержание опытно-экспериментальной работы, направленной на обогащение словарного запаса младших стилистически окрашенной лексикой.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования
В силу особенностей лексического уровня языка и его отражения в языковом сознании человека процесс совершенствования лексикона детей является менее управляемым по сравнению с обучением другим аспектам языка.
Основная единица лексикона - это слово. Слово играет особую роль в процессе обучения языку как средству общения как основная единица языка, как строевая единица предложения и высказывания. Усвоение новых слов в детском возрасте происходит по различным моделям. В процессе развития текстовой деятельности большая роль принадлежит школе, которая формирует навыки культуры речи, стратегии речевого поведения, определяет словарный запас школьников. Лексика человека определяет показатель его интеллектуальности и духовного развития.
Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным, в частности, в отношении стилистически окрашенной лексики. Выделение этих слов в особую группу в процессе обучения обусловлено рядом причин лингвистического, методического, дидактического и психологического характера.
В своей коммуникативной функции язык служит не только для выражения мыслей людей, но и для выражения их чувств, переживаний; слова нашего языка могут не только назвать какие-либо явления действительности, но и выражать субъективное (положительное или отрицательное) отношение говорящего к тем или иным явлениям. Наличие в русском языке значительного количества эмоционально-экспрессивных слов, слов с эмоциональным, оценочным, экспрессивным компонентом в семантике требует, что в процессе обучения родному языку учащиеся освоили этот лексический пласт и научились использовать в своей речи такие слова и выражения.
Как отмечают исследователи деткой речи (С.Н. Цейтлин, М.А. Портняги- на и др.), школьники очень редко используют стилистически окрашенную лексику в своей речи, не умеют выразить свое собственное отношение к описываемому, свою оценку предмета, лица, действия, о которых они говорят. Именно эмоционально-экспрессивная лексика позволяет ярче, образнее выразить чувства, настроение, отношение к тому, о чем говориться. Специальное изучение этого пласта лексики на уроках русского языка будет способствовать совершенствованию речи учащихся, пополнению их словаря стилистически окрашенной лексикой, повышению языковой культуры, а следовательно, и общей культуры учащихся.
В процессе анализа лингвометодической литературы нами было выявлено объективно существующее противоречие, заключающее в следующем. В процессе словарной работы, направленной на обогащение словарного запаса учащихся, необходимо уделять специальное внимание стилистически окрашенной лексике. Однако до настоящего времени нет специальных пособий, дидактического материала, позволяющего на практике организовать на уроках русского языка в начальной школе словарно-семантическую работу по совершенствованию лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики).
Актуальность темы исследования обусловлена:
- необходимостью проведения специальной работы по совершенствованию лексикона учащихся;
- отсутствием до настоящего времени специальных пособий, дидактического материала, дающего учителю возможность расширять словарь учащихся стилистически окрашенной лексикой.
Объект исследования - процесс совершенствования лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики). Предмет исследования - содержание работы по совершенствованию лексикона учащихся (на материале стилистически окрашенной лексики).
Проблема исследования: каковы возможности уроков русского языка в совершенствовании лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики). Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
В начале нашего исследования мы выдвинули гипотезу, что работа по совершенствованию лексикона младших школьников на материале стилистически окрашенной лексики будет проходить эффективно, если:
- словарная работа будет осуществляться различными методами и приемами, способствующими обогащению словаря младших школьников;
- обучение использованию стилистически окрашенной лексикой будет проходить на основе специально разработанных упражнений, проводимых в определенной последовательности.
Выдвинутая цель и гипотеза предопределили следующие конкретные задачи исследования:
- изучить лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
- разработать систему упражнений, направленных на обогащение речи учащихся начальной школы стилистически окрашенной лексикой;
- экспериментальным путем доказать справедливость выдвинутой гипотезы.
Выбор методов исследования определялся характером решаемых задач: теоретический анализ лингвистической и методической литературы по избранной теме; тестирование учащихся; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Методологической базой исследования являются труды ученых- лингвистов, в которых представлена характеристика эмоционально - экспрессивной лексики (М.И. Фомина, Н.А. Лукьянова З.Д. Попова, И. А. Стер- нин, Т.Н. Щербакова, В.Н. Цоллер и др.), современные положения методики развития речи учащихся, разработанные в трудах психологов и методистов (М.Р. Львов, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.), работы методистов, в которых рассматриваются проблемы совершенствования учащихся (С.В. Плотникова, М.А. Портнягина, Г.В. Бобровская, О.Н. Левушкина и др.).
Практическая значимость исследования заключается в отборе дидактического материала (стилистически окрашенная лексика) и разработке наиболее эффективных форм и методов работы с ним.
Исследование проводилось на базе 3-го класса МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского р-на Белгородской области.
Цели и задачи исследования определили структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, формулируется научный аппарат (цели, задачи, методы исследования и т.п.).
В первой главе «Лингвистические основы совершенствования лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики) рассмотрены основные лингвистические понятия, являющиеся теоретической основой исследования: понятие о стилистической окраске языковых единиц, способах создания стилистической маркированности языковых единиц, видах стилистической окраски.
Во второй главе «Методические основы совершенствования лексикона младших школьников (на материале стилистически окрашенной лексики)» представлена характеристика лексикона младшего школьника и путей его формирования, дан обзор методической литературы по проблеме исследования и описывается содержание опытно-экспериментальной работы, направленной на обогащение словарного запаса младших стилистически окрашенной лексикой.
В Заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу, намечены перспективы исследования
Вопросы развития речи являются наиболее актуальными в современном обучении русскому языку. Одна из ведущих задач начальной школы - совершенствование лексикона учащихся, выработка практических навыков изложения мыслей в устной и письменной форме. Актуальность этой задачи диктуется жизнью: словарный запас учащихся начальной школы продолжает оставаться ограниченным, уровень развития навыков связной речи - низким. Исследователи речи младших школьников отмечают, что следствием несовершенства их словаря являются: частая повторяемость одних и тех же слов; неадекватность слова и понятия, неточность употребления слова в речи, неумение стилистически дифференцировать отбор лексики при конструировании текста, неумение использовать тропы и другие изобразительные средства языка (О.Н. Левушкина, М.Р. Львов, С.В. Плотникова и др.). Одна из причин - недостаточная разработка методики совершенствования лексикона младших школьников.
В лексическом составе русского языка содержится значительное количество слов, которые не только выполняют номинативную функцию, но и служат для выражения субъективного (положительного или отрицательного) отношения говорящего к тем или иным явлениям. Наличие в русском языке значительного количества слов с коннотативной семантикой, слов с эмоциональным, оценочным, экспрессивным компонентом в семантике требует, что в процессе обучения родному языку учащиеся освоили этот лексический пласт и научились использовать в своей речи такие слова и выражения. Анализ работ методистов, опыт учителей, наш собственный практический опыт свидетельствует о том, что школьники очень редко используют стилистически окрашенную лексику в своей речи, не умеют выразить свое собственное отношение к описываемому, свою оценку предмета, лица, действия, о которых они говорят. Между тем в методической литературе, действующих программах и учебных пособиях для начальной школы не уделяется должного внимания словарной работе, направленной на обогащение словаря младших школьников стилистически окрашенной лексикой.
Проведенный констатирующий эксперимент помог выявить типичные ошибки учащихся в употреблении слов, относящихся к стилистически маркированной лексике, а также описательно и статистически доказал необходимость организации специальной работы с такими словами на уроках русского языка в начальных классах. Анализ программ и учебных пособий для начальной школы, изучение и обобщение передового учительского опыта, результаты констатирующего эксперимента доказали целесообразность и необходимость специальной словарной работы по обогащению словаря младших школьников стилистически маркированной лексикой.
В процессе экспериментального исследования была разработана система упражнений, направленная на обогащение словаря учащихся стилистически маркированной лексикой и предусматривающая последовательное ознакомление младших школьников с лексическими средствами выражения оценки, эмоций в русском языке.
Словарная работа по проблеме исследования включала следующие этапы: работа с лексикой, в которой коннотативность выражается либо в лексическом значении самого слова, либо при помощи специальных словообразовательных средств; знакомство с эмоционально-экспрессивной функцией слов, коннота- тивность которых обусловлена наличием переносного значения.
В ходе формирующего эксперимента словарная работа по обогащению словаря младших школьников проводилась в двух направлениях. Во -первых, на специальных уроках, на которых учащимся сообщаются сведения об эмоционально-экспрессивных словах и их роли в разных сферах применения языка. Во-вторых, на уроках изучения морфологии использовались специальные упражнения, направленные на обогащение словаря младших школьников эмоционально-экспрессивной лексикой.
В процессе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза о том, что работа по обогащению словаря младших школьников эмоциональноэкспрессивной лексикой будет проходить эффективно, если: словарная работа будет проводиться систематически; словарная работа будет осуществляться современными методами и приемами, способствующими речевому развитию младших школьников; обучение использованию эмоционально-экспрессивной лексики будет проходить на основе специально разработанных упражнений, проводимых в определенной последовательности. Проведенная экспериментальная работа не только подтвердила мнение ведущих методистов о необходимости начинать работу со стилистически окрашенной лексикой в начальных классах. Цели и задачи, заявленные во введении, были выполнены.
В лексическом составе русского языка содержится значительное количество слов, которые не только выполняют номинативную функцию, но и служат для выражения субъективного (положительного или отрицательного) отношения говорящего к тем или иным явлениям. Наличие в русском языке значительного количества слов с коннотативной семантикой, слов с эмоциональным, оценочным, экспрессивным компонентом в семантике требует, что в процессе обучения родному языку учащиеся освоили этот лексический пласт и научились использовать в своей речи такие слова и выражения. Анализ работ методистов, опыт учителей, наш собственный практический опыт свидетельствует о том, что школьники очень редко используют стилистически окрашенную лексику в своей речи, не умеют выразить свое собственное отношение к описываемому, свою оценку предмета, лица, действия, о которых они говорят. Между тем в методической литературе, действующих программах и учебных пособиях для начальной школы не уделяется должного внимания словарной работе, направленной на обогащение словаря младших школьников стилистически окрашенной лексикой.
Проведенный констатирующий эксперимент помог выявить типичные ошибки учащихся в употреблении слов, относящихся к стилистически маркированной лексике, а также описательно и статистически доказал необходимость организации специальной работы с такими словами на уроках русского языка в начальных классах. Анализ программ и учебных пособий для начальной школы, изучение и обобщение передового учительского опыта, результаты констатирующего эксперимента доказали целесообразность и необходимость специальной словарной работы по обогащению словаря младших школьников стилистически маркированной лексикой.
В процессе экспериментального исследования была разработана система упражнений, направленная на обогащение словаря учащихся стилистически маркированной лексикой и предусматривающая последовательное ознакомление младших школьников с лексическими средствами выражения оценки, эмоций в русском языке.
Словарная работа по проблеме исследования включала следующие этапы: работа с лексикой, в которой коннотативность выражается либо в лексическом значении самого слова, либо при помощи специальных словообразовательных средств; знакомство с эмоционально-экспрессивной функцией слов, коннота- тивность которых обусловлена наличием переносного значения.
В ходе формирующего эксперимента словарная работа по обогащению словаря младших школьников проводилась в двух направлениях. Во -первых, на специальных уроках, на которых учащимся сообщаются сведения об эмоционально-экспрессивных словах и их роли в разных сферах применения языка. Во-вторых, на уроках изучения морфологии использовались специальные упражнения, направленные на обогащение словаря младших школьников эмоционально-экспрессивной лексикой.
В процессе экспериментальной работы нашла подтверждение гипотеза о том, что работа по обогащению словаря младших школьников эмоциональноэкспрессивной лексикой будет проходить эффективно, если: словарная работа будет проводиться систематически; словарная работа будет осуществляться современными методами и приемами, способствующими речевому развитию младших школьников; обучение использованию эмоционально-экспрессивной лексики будет проходить на основе специально разработанных упражнений, проводимых в определенной последовательности. Проведенная экспериментальная работа не только подтвердила мнение ведущих методистов о необходимости начинать работу со стилистически окрашенной лексикой в начальных классах. Цели и задачи, заявленные во введении, были выполнены.



