Современные «толстые» театральные журналы: традиции и новаторство
|
Введение 3
Глава 1. Сущностная характеристика театральной журналистики 8
1.1. Театральная критика: принципы и особенности 8
1.2. Жанровая структура театральной критики 22
Глава 2. Толстые театральные журналы вчера и сегодня 30
2.1. «Петербургский театральный журнал» - наследник «Театра и
искусства» А. Р. Кугеля 30
2.2. Журнал «Театр»: от советской традиции театральной критики к
комплексному исследованию театра 38
2.3. Сравнительная характеристика современных толстых театральных
журналов 44
Заключение 57
Список источников и литературы 59
Глава 1. Сущностная характеристика театральной журналистики 8
1.1. Театральная критика: принципы и особенности 8
1.2. Жанровая структура театральной критики 22
Глава 2. Толстые театральные журналы вчера и сегодня 30
2.1. «Петербургский театральный журнал» - наследник «Театра и
искусства» А. Р. Кугеля 30
2.2. Журнал «Театр»: от советской традиции театральной критики к
комплексному исследованию театра 38
2.3. Сравнительная характеристика современных толстых театральных
журналов 44
Заключение 57
Список источников и литературы 59
Бурное развитие театральной периодики приходится на рубеж XIX и XX вв., когда растет количество театров, складываются кружки театралов- любителей, а также интерес общества к проблемам сценического искусства создает предпосылки для увеличения количества театральных изданий, расширения их качественного и типологического разнообразия. В 1990-х гг. система театральной периодики претерпевает серьезные изменения: театральные издания встают на путь коммерческого развития. К настоящему времени типологическая и жанровая структура современной театральной периодики уже сложилась, и особое место в ней занимают «толстые» театральные журналы. Важную роль эти издания играют потому, что на их страницах традиционно обсуждаются не только проблемы театрального искусства, но и вопросы театральной критики, проблемы взаимодействия театра и зрителя, театра и критиков, театра и общества в целом. Именно сочетание в нынешних «толстых» театральных журналах традиционного подхода и инноваций, являющихся требованием времени, становится темой данного исследования.
Изучение толстых театральных журналов, как и отдельно творчества их авторов, позволяет определить их место в современном театральном процессе, выявить подходы к театральной критике, увидеть особенности развития театрально-критической мысли, проследить связь изданий с предшествующими традициями. Особенно актуальным это становится в условиях существенной перестройки театрального процесса, который происходит в данный момент, что, в свою очередь, катализирует процессы трансформации «толстых» театральных журналов и использование ими новаторских средств обратной связи с аудиторией.
Степень разработанности темы, на наш взгляд, недостаточна, так как «толстый» театральный журнал как тип издания рассматривался в предшествующей научной литературе лишь наряду с другими типологическими формами изданий о театре. Преимущественно существуют работы, исследующие страницы истории театральной критики. Можно выделить труд В. В. Борзенко, который рассмотрел русские театральные журналы с момента зарождения театральной прессы в 1818 году до окончания советского периода . Работа представляет собой историкотипологическое исследование, направленное на выявление лишь типологических аспектов изданий. В ней не находит отражение типология современных театральных изданий, а также отсутствует сравнение журналов разных эпох.
Современный театральный журнал подвергался изучению в
Л
диссертации Ю. Е. Шур . Объектом данного исследования является отечественный театральный журнал со времени его появления в начале XIX века и до десятых годов XXI века. В исследовании выявлены особенности эволюции отечественного театрального журнала и его предметной, функциональной, адресно-целевой специфики.
Также следует отметить сборник «Очерки истории русской
-5
театральной критики» под редакцией А. Я. Альтшуллера , в котором был проведен анализ театрально-критической литературы конца XIX-начала ХХ века. В книге рассматриваются работы известных критиков, анализируется их вклад в театральное искусство. Однако на сегодняшний день это издание несколько устарело, и многие суждения требуют переоценки.
Существуют и более современные исследования. Обширный материал об истории театральной периодики дает монография Д. Г. Королева . Это первое комплексное исследование театрально-издательского дела в России. В нем описана судьба наиболее значительных театральных изданий. Среди прочих рассматривается «Театр и искусство» А. Р. Кугеля, ставший образцом для создателей «Петербургского театрального журнала».
Среди работ по театральной критике явно недостает исследований театральной критики второй половины XX века, особенно периода 80-90 годов. Заслуживает внимания монография В. Н. Дмитриевского , исследующая взаимодействие театра и зрителя, в том числе посредством театральной критики. В одной из глав работы делается анализ современного этапа развития театральной критики, а также предлагается классификация критики по содержательным признакам.
Суть театральной критики осмыслялась самими критиками. Анализу особенностей профессии театрального критика посвящена первая глава книги А. А. Якубовского . В ней он называет профессиональные требования к театральному критику, определяет задачи, которые стоят перед ним, говорит о мере субъективности в критических работах. Однако большую часть книги составляют критические работы автора разных жанров и разных лет.
Объектом нашего исследования являются «толстые» театральные журналы.
Предмет исследования - тематические, композиционные и
изобразительные особенности «толстых» театральных журналов на современном этапе их развития.
Эмпирическую базу исследования составили выпуски за 2015-2016 гг. двух «толстых» журналов, представляющих разные школы театральной критики: московскую школу - журнал «Театр», петербургскую -
«Петербургский театральный журнал».
Целью работы является выявление роли «толстых» театральных журналов в формировании подходов к сути театральной критики.
Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1. выявить особенности и принципы театральной критики как особого вида литературной и журналистской деятельности;
2. рассмотреть жанровую структуру театральной критики;
3. изучить этапы становления русской театральной критики, уделяя особое внимание изучаемым изданиям и их предшественникам;
4. рассмотреть «Петербургский театральный журнал» и журнал «Театр» как тип издания;
5. исследовать публикации ведущих авторов изданий, выделяя особенности их подхода к театральной критике;
6. провести сравнительную характеристику изданий.
Новизна данного исследования заключается в том, что в работе делается прогноз возможных векторов развития «толстых» журналов на фоне активных трансформационных процессов как в самом театре, так и в театральной журналистике.
Нами использованы следующие методы: исторический анализ при изучении развития театральной журналистики в России, сравнительный анализ для установления сходств изучаемых изданий с предшественниками, а также при сравнении журнала «Театр» и «Петербургского театрального журнала». Тексты публикаций «толстых» театральных журналов исследовались путем композиционного и семантического анализа. Также в работе применялся метод прогнозирования.
Практическое применение. В данном исследовании поставлены актуальные проблемы существования «толстого» театрального журнала как особого типа СМИ о сценическом искусстве. Результаты работы могут быть учтены в практике современных театральных периодических изданий.
Изучение толстых театральных журналов, как и отдельно творчества их авторов, позволяет определить их место в современном театральном процессе, выявить подходы к театральной критике, увидеть особенности развития театрально-критической мысли, проследить связь изданий с предшествующими традициями. Особенно актуальным это становится в условиях существенной перестройки театрального процесса, который происходит в данный момент, что, в свою очередь, катализирует процессы трансформации «толстых» театральных журналов и использование ими новаторских средств обратной связи с аудиторией.
Степень разработанности темы, на наш взгляд, недостаточна, так как «толстый» театральный журнал как тип издания рассматривался в предшествующей научной литературе лишь наряду с другими типологическими формами изданий о театре. Преимущественно существуют работы, исследующие страницы истории театральной критики. Можно выделить труд В. В. Борзенко, который рассмотрел русские театральные журналы с момента зарождения театральной прессы в 1818 году до окончания советского периода . Работа представляет собой историкотипологическое исследование, направленное на выявление лишь типологических аспектов изданий. В ней не находит отражение типология современных театральных изданий, а также отсутствует сравнение журналов разных эпох.
Современный театральный журнал подвергался изучению в
Л
диссертации Ю. Е. Шур . Объектом данного исследования является отечественный театральный журнал со времени его появления в начале XIX века и до десятых годов XXI века. В исследовании выявлены особенности эволюции отечественного театрального журнала и его предметной, функциональной, адресно-целевой специфики.
Также следует отметить сборник «Очерки истории русской
-5
театральной критики» под редакцией А. Я. Альтшуллера , в котором был проведен анализ театрально-критической литературы конца XIX-начала ХХ века. В книге рассматриваются работы известных критиков, анализируется их вклад в театральное искусство. Однако на сегодняшний день это издание несколько устарело, и многие суждения требуют переоценки.
Существуют и более современные исследования. Обширный материал об истории театральной периодики дает монография Д. Г. Королева . Это первое комплексное исследование театрально-издательского дела в России. В нем описана судьба наиболее значительных театральных изданий. Среди прочих рассматривается «Театр и искусство» А. Р. Кугеля, ставший образцом для создателей «Петербургского театрального журнала».
Среди работ по театральной критике явно недостает исследований театральной критики второй половины XX века, особенно периода 80-90 годов. Заслуживает внимания монография В. Н. Дмитриевского , исследующая взаимодействие театра и зрителя, в том числе посредством театральной критики. В одной из глав работы делается анализ современного этапа развития театральной критики, а также предлагается классификация критики по содержательным признакам.
Суть театральной критики осмыслялась самими критиками. Анализу особенностей профессии театрального критика посвящена первая глава книги А. А. Якубовского . В ней он называет профессиональные требования к театральному критику, определяет задачи, которые стоят перед ним, говорит о мере субъективности в критических работах. Однако большую часть книги составляют критические работы автора разных жанров и разных лет.
Объектом нашего исследования являются «толстые» театральные журналы.
Предмет исследования - тематические, композиционные и
изобразительные особенности «толстых» театральных журналов на современном этапе их развития.
Эмпирическую базу исследования составили выпуски за 2015-2016 гг. двух «толстых» журналов, представляющих разные школы театральной критики: московскую школу - журнал «Театр», петербургскую -
«Петербургский театральный журнал».
Целью работы является выявление роли «толстых» театральных журналов в формировании подходов к сути театральной критики.
Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1. выявить особенности и принципы театральной критики как особого вида литературной и журналистской деятельности;
2. рассмотреть жанровую структуру театральной критики;
3. изучить этапы становления русской театральной критики, уделяя особое внимание изучаемым изданиям и их предшественникам;
4. рассмотреть «Петербургский театральный журнал» и журнал «Театр» как тип издания;
5. исследовать публикации ведущих авторов изданий, выделяя особенности их подхода к театральной критике;
6. провести сравнительную характеристику изданий.
Новизна данного исследования заключается в том, что в работе делается прогноз возможных векторов развития «толстых» журналов на фоне активных трансформационных процессов как в самом театре, так и в театральной журналистике.
Нами использованы следующие методы: исторический анализ при изучении развития театральной журналистики в России, сравнительный анализ для установления сходств изучаемых изданий с предшественниками, а также при сравнении журнала «Театр» и «Петербургского театрального журнала». Тексты публикаций «толстых» театральных журналов исследовались путем композиционного и семантического анализа. Также в работе применялся метод прогнозирования.
Практическое применение. В данном исследовании поставлены актуальные проблемы существования «толстого» театрального журнала как особого типа СМИ о сценическом искусстве. Результаты работы могут быть учтены в практике современных театральных периодических изданий.
В ходе проведенного исследования были установлены особенности функционирования современных «толстых» театральных журналов, которые на данный момент находятся на стадии трансформации.
Исследуя принципы и особенности театральной критики как вида журналистской деятельности, мы выяснили, что театральная критика работает в тесном взаимодействии как с театром, так и со зрителем. Критика выполняет следующие главные задачи: быть зеркалом театра, отражая тенденции и изменения, происходящие в театральном искусстве, а также вести диалог со зрителем, стремясь передать ему конкретно-чувственный образ спектакля. Анализируя в своем тексте ткань спектакля, воссоздавая многочисленные элементы сценического действия, критик представляет собственное видение постановки. Этим объясняется субъективность данного вида журналистской деятельности. Однако субъективность не должна сменяться ангажированностью. Следствием зависимости критика от чужого мнения становится недоверие к критике, в результате чего может произойти разрыв критики с искусством и зрителем.
Рассматривая жанровую природу театральной критики, мы выделили в качестве метажанра рецензию, так как оценочная природа критики заставляет автора воспроизводить в своих работах черты этого жанра. Основные коммуникативные задачи рецензии - оперативное информирование и воздействие на реципиента, а жанрообразующей и текстообразующей категорией является оценка. В силу того, что рецензия представляет собой вторичный текста, она становится связующим звеном между потребителем и создателем произведения искусства. А в силу своей двухадресности она направлена на то, чтобы помочь аудитории понять смысл и значение нового произведения, и на то, чтобы подтолкнуть процесс рефлексии у создателей спектакля. Важной тенденцией функционирования жанра рецензии является переход от проблем искусства к насущным общественным проблемам.
На фоне раскола в театрально-критической среде «толстые» театральные журналы становятся местом борьбы за отстаивание профессиональных принципов. Наиболее остро сегодня стоит вопрос о критериях соотношения субъективности и строгого научного анализа в критических разборах.
Позиция «толстых» театральных журналов, ранее бывших флагманами театроведения, усложняется в силу рыночных причин. Издания экономически нерентабельны и вынуждены бороться за выживание, лавируя между решением творческих задач и поисками финансирования, что осложняется и тем, что основными грантодателями и спонсорами «толстых» журналов являются государственные организации. Можем предположить, что при условии критического урезания или даже прекращения дотаций «толстые» журналы могут прекратить свое существование, а ведущие критики предпочтут работе в «толстяках» ведение рубрик о театре в общеполитических изданиях.
Условием сохранения своего влияния в русле отраслевых СМИ может стать типологическая трансформация, перенаправленность от типа «толстого» журнала к формату научно-популярного издания, что уже происходит сейчас. Роль «толстых» театральных журналов на современном этапе их развития, как нам представляется, состоит не в ведении внутрицеховых дискуссий, а в воспитании искушенного зрителя, разбирающегося в тонкостях театральной жизни. Для этого «толстым» театральным журналам следует искать баланс между академической критикой и аналитической театральной журналистикой, близкой широкой аудитории.
Исследуя принципы и особенности театральной критики как вида журналистской деятельности, мы выяснили, что театральная критика работает в тесном взаимодействии как с театром, так и со зрителем. Критика выполняет следующие главные задачи: быть зеркалом театра, отражая тенденции и изменения, происходящие в театральном искусстве, а также вести диалог со зрителем, стремясь передать ему конкретно-чувственный образ спектакля. Анализируя в своем тексте ткань спектакля, воссоздавая многочисленные элементы сценического действия, критик представляет собственное видение постановки. Этим объясняется субъективность данного вида журналистской деятельности. Однако субъективность не должна сменяться ангажированностью. Следствием зависимости критика от чужого мнения становится недоверие к критике, в результате чего может произойти разрыв критики с искусством и зрителем.
Рассматривая жанровую природу театральной критики, мы выделили в качестве метажанра рецензию, так как оценочная природа критики заставляет автора воспроизводить в своих работах черты этого жанра. Основные коммуникативные задачи рецензии - оперативное информирование и воздействие на реципиента, а жанрообразующей и текстообразующей категорией является оценка. В силу того, что рецензия представляет собой вторичный текста, она становится связующим звеном между потребителем и создателем произведения искусства. А в силу своей двухадресности она направлена на то, чтобы помочь аудитории понять смысл и значение нового произведения, и на то, чтобы подтолкнуть процесс рефлексии у создателей спектакля. Важной тенденцией функционирования жанра рецензии является переход от проблем искусства к насущным общественным проблемам.
На фоне раскола в театрально-критической среде «толстые» театральные журналы становятся местом борьбы за отстаивание профессиональных принципов. Наиболее остро сегодня стоит вопрос о критериях соотношения субъективности и строгого научного анализа в критических разборах.
Позиция «толстых» театральных журналов, ранее бывших флагманами театроведения, усложняется в силу рыночных причин. Издания экономически нерентабельны и вынуждены бороться за выживание, лавируя между решением творческих задач и поисками финансирования, что осложняется и тем, что основными грантодателями и спонсорами «толстых» журналов являются государственные организации. Можем предположить, что при условии критического урезания или даже прекращения дотаций «толстые» журналы могут прекратить свое существование, а ведущие критики предпочтут работе в «толстяках» ведение рубрик о театре в общеполитических изданиях.
Условием сохранения своего влияния в русле отраслевых СМИ может стать типологическая трансформация, перенаправленность от типа «толстого» журнала к формату научно-популярного издания, что уже происходит сейчас. Роль «толстых» театральных журналов на современном этапе их развития, как нам представляется, состоит не в ведении внутрицеховых дискуссий, а в воспитании искушенного зрителя, разбирающегося в тонкостях театральной жизни. Для этого «толстым» театральным журналам следует искать баланс между академической критикой и аналитической театральной журналистикой, близкой широкой аудитории.
Подобные работы
- Современные «толстые» театральные журналы: традиции и новаторство
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - ЭСТЕТИКО-НРАВСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ РУБЦОВА
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Эволюция женского вечернего костюма эпохи модерна в Петербурге в период с 1870 по 1914 гг
Курсовые работы, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2014 - Рецепция романа Дж. Свифта «Путешествия Гулливера» в России
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - Ф. Ницше и ницшеанцы в восприятии А.П. Чехова
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Рецепция романа Дж. Свифта «Путешествия Гулливера» в России
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕС Т.Л. ЩЕПКИНОЙ-КУПЕРНИК «ОДНА ИЗ НИХ», «СЧАСТЛИВАЯ ЖЕНЩИНА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



