Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
|
Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические основы изучения интеграции 7
Раздел II. Специфика исторического развития интеграции на постсоветском пространстве 19
Раздел III. Причины создания интеграционных проектов на постсоветском пространстве 33
Раздел IV. Проблемы интеграции на постсоветском пространстве 43
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Раздел I. Теоретико-методологические основы изучения интеграции 7
Раздел II. Специфика исторического развития интеграции на постсоветском пространстве 19
Раздел III. Причины создания интеграционных проектов на постсоветском пространстве 33
Раздел IV. Проблемы интеграции на постсоветском пространстве 43
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Актуальность выбранной темы бесспорна, т.к. для нашей страны становится крайне важным понимание проблем интеграции. Взаимоотношения Российской Федерации и её соседей занимают особое место. В условиях кризиса, кризиса экономического и кризиса внешнеполитического данная проблема выходит на первый план. В недавнем прошлом «постсоветское» пространство было «советским», и центростремительные интенции, казалось бы, должны преобладать, но как мы видим, этого не происходит в полной мере. В современных условиях приоритет во внешней политике, по моему мнению, должен быть отдан именно этому направлению т.к. выгоды от данного процесса вполне очевидны и представляют немалый интерес для Российской Федерации.
Процесс интеграции является общемировой тенденцией, и Россия, желая реализовать свой потенциал, не оставляет попыток примкнуть к разного рода союзам, например ВТО. Как можно заметить, вышеупомянутая организация не относится к «постсоветской» и носит межконтинентальный характер. Организация деятельности России в подобных объединениях пришлась на «тучные» годы, то есть на период относительной стабильности и благополучного развития. Но в условиях системного экономического кризиса Россия вновь обращается к бывшим союзным республикам с предложением о взаимовыгодном сотрудничестве.
Исследователями предлагается множество моделей интеграции на постсоветском пространстве. Но наиболее высокой степенью научной разработанности отличаются как минимум три модели: 1)Конфедеративная модель СНГ, 2)Евразийский концепт, 3)Альтернативные модели.
Конфедеративная модель СНГ представляется большинству исследователей наиболее предпочтительной формой интеграции. Т.к. в данной теории не существует предпосылок для унификации и уничтожения суверенного в новообразованных государствах. Консенсусная форма принятия решений не способствует установлению гегемонии. Также конфедеративная модель является открытой по своей сущности и создаёт условия для безболезненного перехода к новому типу интеграционных отношений. Приверженцами данной модели являются такие учёные-теоретики, как: С. Абгарян ; Е. Пивоваров ; А. Лебедев и М. Крук . Данная модель показала свою несостоятельность в рамках работы Содружества Независимых Государств и её дальнейшее применение в условиях, существующих на постсоветском пространстве политических режимов, представляется весьма затруднительным.
Евразийский концепт, теоретиками которого являются Н. Назарбаев ; А. Дугин ; И. Панарин ; Е. Винокуров ; Г. Кулагин представляет собой не сколько теорию о интеграции государств, сколько идею об исторической привязанности народов проживающих на территории бывшей Российской Империи. Вследствие такой трактовки евразийской идеи выстраивание научной теории интеграции не представляется возможным. Т.к. сама идея отличается излишней политизированностью, конъюнктурностью . И направлена прежде всего на поддержание мессианского имиджа народов проживающих на территории бывшей Российской Империи.
Модели альтернативной интеграции, исследуемые в работах А. Либмана ; Л. Дегтярь ; З. Гулиева предполагают образование союзов на постсоветском пространстве без участия Российской Федерации (ГУАМ). Сами модели носят исключительно прикладной характер и не имеют теоретического обоснования. Учёными данные интенции рассматриваются как негативные . При этом, по мнению теоретиков, данные союзы носят временный характер. На мой взгляд, союзы подобного типа неконкурентоспособны т.к. будут находиться в тени союзов где присутствует Россия, по крайней мере из-за объёмов рынка.
Объектом данного исследования является интеграция на постсоветском пространстве.
Предмет исследования - это особенности развития интеграционных проектов на постсоветском пространстве.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление причин образования подобных проектов; явлений, препятствующих развитию подобных объединений.
Среди задач предпринимаемого исследования можно выделить:
1. Провести анализ структуры интеграционных процессов;
2. Выявить специфику исторического развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
3. Дать оценку потенциала развития тех или иных интеграционных сообществ, состоящих из бывших союзных республик;
4. Определить роль отдельных государств, участниц интеграционных объединений постсоветского пространства;
5. Установить этапы постсоветской интеграции;
6. Рассмотреть причины создания интеграционных проектов на постсоветском пространстве;
7. Выявить ключевые проблемы в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
8. Дать рекомендации по выработке устойчивой политики Российской Федерации по отношению к государствам постсоветского пространства.
Для всестороннего изучения данной проблемы были использованы следующие методы:
1. Структурно-функциональный анализ, с помощью которого были рассмотрены наиболее значимые акторы процесса постсоветской интеграции;
2. Исторический подход позволил выявить особенности становления интеграционных объединений на постсоветском пространстве;
3. Анализ документов помог определить степень регламентации тех или иных форм взаимоотношений на постсоветском пространстве;
4. Case study был использован для изучения конкретных объединений, с целю рассмотрения практической составляющей данного вопроса.
Научно-практическая значимость данной работы обусловлена важностью такого явления как постсоветская интеграция. В данной работе будут рассмотрены как теоретические, так и практические стороны данной сферы, что позволит сделать выводы относительно современного состояния постсоветской интеграции.
Процесс интеграции является общемировой тенденцией, и Россия, желая реализовать свой потенциал, не оставляет попыток примкнуть к разного рода союзам, например ВТО. Как можно заметить, вышеупомянутая организация не относится к «постсоветской» и носит межконтинентальный характер. Организация деятельности России в подобных объединениях пришлась на «тучные» годы, то есть на период относительной стабильности и благополучного развития. Но в условиях системного экономического кризиса Россия вновь обращается к бывшим союзным республикам с предложением о взаимовыгодном сотрудничестве.
Исследователями предлагается множество моделей интеграции на постсоветском пространстве. Но наиболее высокой степенью научной разработанности отличаются как минимум три модели: 1)Конфедеративная модель СНГ, 2)Евразийский концепт, 3)Альтернативные модели.
Конфедеративная модель СНГ представляется большинству исследователей наиболее предпочтительной формой интеграции. Т.к. в данной теории не существует предпосылок для унификации и уничтожения суверенного в новообразованных государствах. Консенсусная форма принятия решений не способствует установлению гегемонии. Также конфедеративная модель является открытой по своей сущности и создаёт условия для безболезненного перехода к новому типу интеграционных отношений. Приверженцами данной модели являются такие учёные-теоретики, как: С. Абгарян ; Е. Пивоваров ; А. Лебедев и М. Крук . Данная модель показала свою несостоятельность в рамках работы Содружества Независимых Государств и её дальнейшее применение в условиях, существующих на постсоветском пространстве политических режимов, представляется весьма затруднительным.
Евразийский концепт, теоретиками которого являются Н. Назарбаев ; А. Дугин ; И. Панарин ; Е. Винокуров ; Г. Кулагин представляет собой не сколько теорию о интеграции государств, сколько идею об исторической привязанности народов проживающих на территории бывшей Российской Империи. Вследствие такой трактовки евразийской идеи выстраивание научной теории интеграции не представляется возможным. Т.к. сама идея отличается излишней политизированностью, конъюнктурностью . И направлена прежде всего на поддержание мессианского имиджа народов проживающих на территории бывшей Российской Империи.
Модели альтернативной интеграции, исследуемые в работах А. Либмана ; Л. Дегтярь ; З. Гулиева предполагают образование союзов на постсоветском пространстве без участия Российской Федерации (ГУАМ). Сами модели носят исключительно прикладной характер и не имеют теоретического обоснования. Учёными данные интенции рассматриваются как негативные . При этом, по мнению теоретиков, данные союзы носят временный характер. На мой взгляд, союзы подобного типа неконкурентоспособны т.к. будут находиться в тени союзов где присутствует Россия, по крайней мере из-за объёмов рынка.
Объектом данного исследования является интеграция на постсоветском пространстве.
Предмет исследования - это особенности развития интеграционных проектов на постсоветском пространстве.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление причин образования подобных проектов; явлений, препятствующих развитию подобных объединений.
Среди задач предпринимаемого исследования можно выделить:
1. Провести анализ структуры интеграционных процессов;
2. Выявить специфику исторического развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
3. Дать оценку потенциала развития тех или иных интеграционных сообществ, состоящих из бывших союзных республик;
4. Определить роль отдельных государств, участниц интеграционных объединений постсоветского пространства;
5. Установить этапы постсоветской интеграции;
6. Рассмотреть причины создания интеграционных проектов на постсоветском пространстве;
7. Выявить ключевые проблемы в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
8. Дать рекомендации по выработке устойчивой политики Российской Федерации по отношению к государствам постсоветского пространства.
Для всестороннего изучения данной проблемы были использованы следующие методы:
1. Структурно-функциональный анализ, с помощью которого были рассмотрены наиболее значимые акторы процесса постсоветской интеграции;
2. Исторический подход позволил выявить особенности становления интеграционных объединений на постсоветском пространстве;
3. Анализ документов помог определить степень регламентации тех или иных форм взаимоотношений на постсоветском пространстве;
4. Case study был использован для изучения конкретных объединений, с целю рассмотрения практической составляющей данного вопроса.
Научно-практическая значимость данной работы обусловлена важностью такого явления как постсоветская интеграция. В данной работе будут рассмотрены как теоретические, так и практические стороны данной сферы, что позволит сделать выводы относительно современного состояния постсоветской интеграции.
В рамках данного исследования были рассмотрены теоретико-методологические основы интеграции, был проведен анализ исторического развития постсоветской интеграции, описаны причины создания интеграционных проектов на территории бывшего СССР и выявлены проблемы интеграции на постсоветском пространстве.
В процессе рассмотрения теоретической основы изучения интеграционных процессов было дано несколько понятий интеграции в рамках функционального и системного подходов. Были даны следующие понятия: интеграция — это механизм сближения, взаимного слияния сходных субъектов и формирования в ходе этого процесса общих экономических, политических, общественных и ценностных пространств; интеграция — это процесс объединения одной системы с другой, направленный на межнациональное и межгосударственное сотрудничество с целью привлечения материальных и интеллектуальных ресурсов.
Описано современное состояние интеграции как процесса тесно связанного с глобализацией. Также выявлена тенденция к институированию регионов, созданию союзов с элементами наднациональной функциональности, предполагающей полную включенность государства в союз, его мотивированность.
Определены типы и виды интеграции на основании макроэкономических, политических, корпоративных и культурных процессов. Были выделены такие типы интеграции как: институциональный, экономический,
частнокорпоративный, культурный. Как можно наблюдать интеграционные процессы затрагивают все сферы общественной жизни общества. Среди видов институциональной интеграции были выделены: принимающая и вступающая интеграция, когда сильное государство тянется к слабому, а слабое к сильному; интеграция государств, отличающаяся политизированностью и идеологическим сопровождением процесса объединения. Среди видов экономической интеграции были выделены: международная экономическая интеграция, традиционная региональная интеграция и двойная интеграция, что интересно два первых вида «встречаются» в третьем, который наиболее часто встречается в современном мире. Частнокорпоративный тип включает в себя горизонтальную и вертикальную интеграцию, характеризующую процесс объединения каких-либо частных компаний и образование ТНК. Среди видов культурного типа интеграции были выделены внутренняя и внешняя интеграции, характеризующие дифференциацию этнических групп проживающих в каком-либо регионе.
В разделе, связанном с исторической спецификой описываемой постсоветской интеграции была дана оценка потенциала Евразийского Союза, определена роль Украины в развитии Содружества Независимых Государств, в частности утверждении «украинской концепции» СНГ, как площадки для сотрудничества, а не наднационального объединения. Также были определены шесть этапов постсоветской интеграции, которые характеризуются сменой направления в области межгосударственного взаимодействия:
1. Декабрь 1991 — 1994/95 гг.: период становления новых государств; этап дезинтеграции.
2. 1995 — 1999 гг.: период относительной стабильности; начало выработки самостоятельной политики в области интеграционных проектов.
3. 2000 — 2004 гг.: период восстановительного развития; возникновение идеи Таможенного Союза и вовлечения Украины в интеграционное объединение.
4. 2005 — 2008 гг.: этап инвестиционного развития; период цветных революций, ужесточение внутренней политики в РФ.
5. 2008 — 2013 гг.: этап оттока капитала; период увеличения напряженности в области внешней политики, в частности, война с Грузией и последующие события.
6. Конец 2013 — по настоящее время: этап стагнационного развития; период относительного торможения в области постсоветской интеграции, выход Украины из евразийских интеграционных объединений.
В рамках исследовательских разделов были рассмотрены причины и проблемы интеграции на постсоветском пространстве.
Так среди причин были отмечены следующие:
1. Экономические причины, связанные с удовлетворением интересов российского бизнеса;
2. Политические причины, связанные с усилением позиций Российской Федерации на постсоветском пространстве;
3. Внутриполитические причины, связанные с запросом общества на «величие державы».
Выявлены проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Во- первых, проведение самостоятельной экономической политики, что способствует дифференциации экономических систем, которым всё труднее сосуществовать. Во-вторых, проблема прозрачности границ, связанная с нелегальной миграцией, интернациональной преступностью и бестаможенным перемещением грузов. В-третьих, отстраивание новой национальной государственности, где суверенитет самостоятельная ценность. В-четвёртых, этнократический характер власти бывших союзных республик. В-пятых, эскалация межэтнических конфликтов и «малодержавный шовинизм». В- шестых, проблемы русского языка и русской диаспоры. Также была дана оценка потенциала некоторых интеграционных объединений в частности Евразийского Союза, который представляет собой наиболее крупный из реально действующих объединений постсоветского пространства. Вышеупомянутый союз обладает наибольшим потенциалом относительно иных объединений на постсоветском пространстве т.к. владеет несравненно большим объёмом рынка, природными ресурсами, человеческим потенциалом, а также нацелен на «глобализацию» своей деятельности, что доказывают заявления Египта и Туниса о желании присоединиться к ТС. Определение роли некоторых государств в интеграционных процессах также нашло отражение в данном исследовании. Акцент по данному вопросу был сделан на роли, которую играет Российская Федерация. Роль России как правопреемницы СССР в интеграционных процессах постсоветского пространства невозможно переоценить, т.к. большинство сколько-нибудь удачных союзов на территории бывшего СССР не состоялось без участия России.
Также были даны рекомендации по выработке политики Российской Федерации по отношению к бывшим союзным республикам:
1. Создание программного документа-стратегии;
2. Увеличение взаимодействия с различными НКО;
3. Чередование государственной и общественной дипломатии;
4. Приведение законодательства к единым стандартам;
5. Расширение полномочий субъектов в области межгосударственного взаимодействия;
6. Создание единого информационного пространства
7. Поддержка российских образовательных программ за рубежом.
Дальнейшая разработка данной проблемы представляет ценность ввиду постоянно меняющейся динамики развития политических отношений на постсоветском пространстве.
В процессе рассмотрения теоретической основы изучения интеграционных процессов было дано несколько понятий интеграции в рамках функционального и системного подходов. Были даны следующие понятия: интеграция — это механизм сближения, взаимного слияния сходных субъектов и формирования в ходе этого процесса общих экономических, политических, общественных и ценностных пространств; интеграция — это процесс объединения одной системы с другой, направленный на межнациональное и межгосударственное сотрудничество с целью привлечения материальных и интеллектуальных ресурсов.
Описано современное состояние интеграции как процесса тесно связанного с глобализацией. Также выявлена тенденция к институированию регионов, созданию союзов с элементами наднациональной функциональности, предполагающей полную включенность государства в союз, его мотивированность.
Определены типы и виды интеграции на основании макроэкономических, политических, корпоративных и культурных процессов. Были выделены такие типы интеграции как: институциональный, экономический,
частнокорпоративный, культурный. Как можно наблюдать интеграционные процессы затрагивают все сферы общественной жизни общества. Среди видов институциональной интеграции были выделены: принимающая и вступающая интеграция, когда сильное государство тянется к слабому, а слабое к сильному; интеграция государств, отличающаяся политизированностью и идеологическим сопровождением процесса объединения. Среди видов экономической интеграции были выделены: международная экономическая интеграция, традиционная региональная интеграция и двойная интеграция, что интересно два первых вида «встречаются» в третьем, который наиболее часто встречается в современном мире. Частнокорпоративный тип включает в себя горизонтальную и вертикальную интеграцию, характеризующую процесс объединения каких-либо частных компаний и образование ТНК. Среди видов культурного типа интеграции были выделены внутренняя и внешняя интеграции, характеризующие дифференциацию этнических групп проживающих в каком-либо регионе.
В разделе, связанном с исторической спецификой описываемой постсоветской интеграции была дана оценка потенциала Евразийского Союза, определена роль Украины в развитии Содружества Независимых Государств, в частности утверждении «украинской концепции» СНГ, как площадки для сотрудничества, а не наднационального объединения. Также были определены шесть этапов постсоветской интеграции, которые характеризуются сменой направления в области межгосударственного взаимодействия:
1. Декабрь 1991 — 1994/95 гг.: период становления новых государств; этап дезинтеграции.
2. 1995 — 1999 гг.: период относительной стабильности; начало выработки самостоятельной политики в области интеграционных проектов.
3. 2000 — 2004 гг.: период восстановительного развития; возникновение идеи Таможенного Союза и вовлечения Украины в интеграционное объединение.
4. 2005 — 2008 гг.: этап инвестиционного развития; период цветных революций, ужесточение внутренней политики в РФ.
5. 2008 — 2013 гг.: этап оттока капитала; период увеличения напряженности в области внешней политики, в частности, война с Грузией и последующие события.
6. Конец 2013 — по настоящее время: этап стагнационного развития; период относительного торможения в области постсоветской интеграции, выход Украины из евразийских интеграционных объединений.
В рамках исследовательских разделов были рассмотрены причины и проблемы интеграции на постсоветском пространстве.
Так среди причин были отмечены следующие:
1. Экономические причины, связанные с удовлетворением интересов российского бизнеса;
2. Политические причины, связанные с усилением позиций Российской Федерации на постсоветском пространстве;
3. Внутриполитические причины, связанные с запросом общества на «величие державы».
Выявлены проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Во- первых, проведение самостоятельной экономической политики, что способствует дифференциации экономических систем, которым всё труднее сосуществовать. Во-вторых, проблема прозрачности границ, связанная с нелегальной миграцией, интернациональной преступностью и бестаможенным перемещением грузов. В-третьих, отстраивание новой национальной государственности, где суверенитет самостоятельная ценность. В-четвёртых, этнократический характер власти бывших союзных республик. В-пятых, эскалация межэтнических конфликтов и «малодержавный шовинизм». В- шестых, проблемы русского языка и русской диаспоры. Также была дана оценка потенциала некоторых интеграционных объединений в частности Евразийского Союза, который представляет собой наиболее крупный из реально действующих объединений постсоветского пространства. Вышеупомянутый союз обладает наибольшим потенциалом относительно иных объединений на постсоветском пространстве т.к. владеет несравненно большим объёмом рынка, природными ресурсами, человеческим потенциалом, а также нацелен на «глобализацию» своей деятельности, что доказывают заявления Египта и Туниса о желании присоединиться к ТС. Определение роли некоторых государств в интеграционных процессах также нашло отражение в данном исследовании. Акцент по данному вопросу был сделан на роли, которую играет Российская Федерация. Роль России как правопреемницы СССР в интеграционных процессах постсоветского пространства невозможно переоценить, т.к. большинство сколько-нибудь удачных союзов на территории бывшего СССР не состоялось без участия России.
Также были даны рекомендации по выработке политики Российской Федерации по отношению к бывшим союзным республикам:
1. Создание программного документа-стратегии;
2. Увеличение взаимодействия с различными НКО;
3. Чередование государственной и общественной дипломатии;
4. Приведение законодательства к единым стандартам;
5. Расширение полномочий субъектов в области межгосударственного взаимодействия;
6. Создание единого информационного пространства
7. Поддержка российских образовательных программ за рубежом.
Дальнейшая разработка данной проблемы представляет ценность ввиду постоянно меняющейся динамики развития политических отношений на постсоветском пространстве.
Подобные работы
- Политические аспекты интеграционных процессов на постсоветском пространстве
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Республика Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском пространстве
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Экономическая интеграция на постсоветском пространстве
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Особенности развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА
ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА С. А. САРГСЯНА
THE PARTICIPATION OF ARMENIA IN THE POST-SOVIET INTEGRATION UNDER THE
PRESIDENCY OF SERZH SARGSYAN
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Экономическое сотрудничество в рамках ШОС: основные направления и перспективы развития
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ FEATURES OF POLITICAL REGIMES AS A FACTOR OF REGIONAL INTEGRATION ON THE POST-SOVIET SPACE
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



