Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство развития любознательности у детей дошкольного возраста

Работа №63990

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
320
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретическая изученность понятия любознательности в дошкольном возрасте 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика любознательности в дошкольном возрасте 6
1.2. Теоретические основы особенности любознательности детей старшего
дошкольного возраста 9
1.3. Условия развития любознательности детей дошкольного возраста 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Игра как средство всестороннего развития личности детей 20
2.1. Психолого-педагогическая характеристика игры 20
2.2. Игра как средство развития любознательности детей дошкольного
возраста 22
2.3. Особенности организации игр для развития любознательности детей старшего дошкольного возраста 24
Выводы по второй главе 28
Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности игр в развитии любознательности детей старшего дошкольного возраста 29
3.1. Констатирующий этап эксперимента 29
3.2. Формирующий этап эксперимента 38
3.3. Контрольный этап эксперимента 43
Выводы по третьей главе 56
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения

Актуальность исследования заключается в том, что современное общество требует от воспитательных и образовательных учреждений высококвалифицированных специалистов; личностей, способных пристраиваться к внешним изменениям. Т.к. игра является ведущей деятельностью маленьких детей, и является мощным средством всестороннего развития, в том числе детей постарше, игре в психолого-педагогической литературе придают особое значение в области изучения. Формирование и развитие любознательности детей дошкольного возраста самая актуальная тема в психолого-педагогической науке, поскольку любознательность закладывает основу развития познавательного интереса, что в свою очередь оказывает воздействие на дальнейшее обчение детей.
В современной пекдагогике проблема развития любознаетльности достаточно актуально. Изучению особенностей развития любознательности детей посвящены множество исследований выдающихся педагогов. Акутальность обсуловлено тем, что развитие любознательности создает условия для развития познавательных способностей детей [13].
Любознательность представляет собой проявление познавательной потребности, которая в свою очередь основана на познавательной активности. Развитие любознательности детей необходимо начинать с самого маленького возраста. Особенно важное значение развитие любознательности имеет в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст представляет себя возраст, в котором новообразования оказывают воздействие на дальнейшее развитие детей. Так же любознательность способствует формированию познавательной активности. Любознательность в дошкольном возрасте является условием развития детей. Любознательность дошкольников выражает его отношение к окружающему миру, поэтому, создание условий заинтересованности детей является условием развития любознательности [55].
Развитие детской любознательности не происходит стихийно, а под воздействием целенаправленного обучающего воздействия со стороны взрослых. Предпосылкой развития детской любознательности служит заинтересованность детей окружающим миром. Вопросы детей являются показателем заинтересованности чем-то. Вопросы помогают детям познать этот мир. Задача взрослых поддерживать такую заинтересованность и инициативу детей. Взрослый должен отвечать на вопросы, создавать условия для возникновения новых и уточняющих вопросов [2].
Игра для детей является средством всестороннего развития. Игры для детей интересны, она их привлекает, вызывает положительный отклик, направляет к познанию нового, неизвестного. Поэтому, игра является эффективным средством развития любознательности детей дошкольного возраста [48].
Цель исследования: теоретически выявить путем опытно-экспериментальной работы, проверить эффективность игр как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста, путем использования игр.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия любознательность детей дошкольного возраста;
2. Изучить особенности игр детей дошкольного возраста;
3. Выявить влияние игр на развитие любознательности;
4. Экспериментально проверить влияние игр на развитие любознательности.
Объект исследования: процесс развития любознательности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития любознательности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс развития
любознатаельности детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, если в процессе обучения и воспитания будут использоваться игры.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
- беседа;
- педагогический эксперимент;
- анализ педагогического эксперимента.
Методики исследования:
- Методика «Беседа» (М В. Марусинец);
- Методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич);
- Методика «Волшебный домик» (Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевич).
Методологической основой исследования являются труды педагогов и психологов, раскрывающие проблему развития любознательности детей дошкольного возраста (С.И. Кудинов, К.М. Рамонова, Г.И. Щукина, Г.Н Морозова; Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.).
Практическая значимость исследования: Результаты опытно-экспериментального исследования, и разработанные на ее основе рекомендации, могут быть использованы воспитателями и психологами, а также студентами психолого-педагогических факультетов.
Экспериментальная база исследования: Исследование проходило на базе МБДОУ детский сад №18 «Ласточка», г. Елабуга.
Структура работы: Исследование включает введение; 3 главы
заключение; списка литературы, насчитывает 61 источников, 3 приложений. Работа содержит рисунки, таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Любознательность является объектом изучения многих наук, поэтому, можно сказать, что вопрос изучения особенностей любознательности детей является достаточно актуальным вопросом. Любознательность представляет собой эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферу личности. Благодаря любознательности дети познают окружающий мир. Любознательность позволяет удовлетворить познавательные потребности человека, которые возникают, когда человек встречается с неизвестным для него.
Любознательность представляет собой познавательный интерес детей, которое в свою очередь проявляется в стремлении детей познать новое. Любознательность детей создает условия для познания окружающего мира и овладения способами функционирования в нем. Любознательность является проявление познавательной активности. В свою очередь, познавательная активность является показателем умственных способностей детей. Вопросы детей являются проявление детской любознательности. Развитие любознательности детей достаточно сложный и многогранный процесс, требующий от взрослого целенаправленного обучающего и воспитывающего воздействия.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игровая. Поэтому, весь учебно-воспитательный процесс детей строиться на игре. Исходя из этого, можно сказать, что игра является эффективным средством развития любознательности детей дошкольного возраста. Игра активизирует мыслительную деятельность, направляет на самостоятельное решение задач. Использование на занятиях различных игр, создаёт мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Опытно-экспериментальная работа была направлена на выявление эффективности игр для развития любознательности детей дошкольного возраста. Для осуществления поставленных целей, было организовано исследование, которое проводилось на базе МБДОУ детский сад №18 «Ласточка», г. Елабуга. В ходе исследовательской работы были использованы следующие методики: Методика «Беседа» (М В. Марусинец); Методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич); Методика «Волшебный домик» (Н. И. Ганошенко, В. С. Юркевич).
На формирующем этапе, основываясь на результаты исследования уровня любознательности детей на констатирующем этапе эксперимента, появился запрос в повышении данных показателей. Для этого были подобраны игры, целью которых являлось создание условия для проявления, формирования и развития детской любознательности. Данные игры были проведены с детьми экспериментальной группы.
После проведения игр с детьми, было проведено контрольное исследование уровня развития любознательности детей. Результаты контрольного исследования показали, что в экспериментальной группе произошли качественные изменения уровня любознательности. Таким образом, результаты свидетельствуют об эффективности игр и на развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, которая предполагала, что процесс развития любознатаельности детей страшего дошкольного возраста будет эффективнее, если:
- учтены возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста;
- создана развивающая предметно -пространственная среда в условиях дошкольной образовательной организации, способствующая развитию мелкой моторики;
- задания будут выстраиваться от простых к сложным;
- игры будут соответствовать интересам и запросам детей старшего дошкольного возраста.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология/Г.С. Абрамова. - М: Академ, проект, 2011. - 704 с.
2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев - Л., 2009. - 126 с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии/ Б. Г. Ананьев. — СПб.: СПБГУ, 2007. - 378с.
4. Асеев, В. Г. Возрастная психология/В.Г. Асеева. - М., 2015. - 342 с.
5. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников/ Э.Л. Баранова. - СПб.: Речь, 2015. - 128 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, 2011. - 349 с.
7. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение/Л. П. Буева. - М.:
Просвещение, 2008. - 456с.
8. Буре, Р. С. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада/ Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М.: Просвещение, 2009. - 378с.
9. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение 2009. - 236с.
10. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в
формировании личности / А.Г. Волостникова. — М., 2014. -С.75
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. - М., 2016. - 541с.
12. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций/ Л. С. Выготский. — М.: КноРус, 2011. - 479с.
13. Дошкольная педагогика/Под ред. В.И.Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008.- 345 с.
14. Дусавицкий, А.К. Воспитывая интерес/А.К. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 269с.
15. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает?/О.М. Дьяченко -
М.:Знание, 2013. - 362с.
16. Игра дошкольника /под редакцией С. Л. Новосёловой. - М.: Просвещение, 2009. - 446 с.
17. Кабанова-Меллер, Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности/Е.Н. Кабанова-Меллер. - М., 2013. - 376 с.
18. Капица, О. И. Детский фольклор/О.И. Капица. - М., 2010. - 224с.
19. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/С.А. Козлова. - М., 2008. = 276с.
20. Комарова, Н. В. Развивающие игры как средство развития личности/Н.В. Комарова. - СПб.: Реноме, 2012. - 246 с.
21. Кудинов, С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты/С.И. Кудинов. - Бийск, 2009. - 273 с.
22. Купарадзе, Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста/Н.Ц. Купарадзе. - М., 2011, - 121 с.
23. Лобова, Т. Н. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя/Т.Н. Лобова. - М., 2011, - 192 с.
24. Люблинская, А. А. Детская психология/А.А. Люблинская. - М., 2011. - 416 с.
25. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре/ Д.В. Менджерицкая. - М., Просвещение, 2008. - 256 с.
26. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком/Н. Я. Михайленко, Н.
А. Короткова. - М.: Педагогика, 2010. - 245с.
27. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М.. 2011. - 156с.
28. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе/Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 2007. - 95 с.
29. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье/Н.Г. Морозова. - М., 2011. - 369с.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 456 с.
31. Павелко, Р. В. Детская психология/Р.В. Павелко. - М.: Академ- выдал, 2011. -373 с
32. Песталоцци, И.Г. Книга для матерей/И.Г. Песталоцци. - М., 2009. - 389 с.
33. Плеханов, Г. В. Эстетика и социология искусства/Г.В. Плеханов. - М., 2010. - 569 с.
34. Поддъяков, Н. Н. Очерки психического развития дошкольников/Н.Н. Поддъяков. - М., 2012. - 341с.
35. Подласатый, И.П. Педагогика/И.П. Подласатый. - М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2015.-420с.
36. Покровский, Е.А. Русские детские подвижные игры/Е.А. Покровский. - М., 2009. - 234с.
37. Программа. От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы [и др.]. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
38. Прокофьева, Т.В. Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по развитию изобразительного творчество/Т.В. Прокофьева. - М.: ГДкОвШ, 2008. -54с.
39. Рамонова, К.М. О психологических особенностях
любознательности детей дошкольного возраста / К.М. Рамонова. — М., 2011. — 85 с.
40. Рамонова, К. М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста/К.М. Рамонова. - СПб, 2007, - 187 с.
41. Реан, А.А. Психология и педагогика/А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2008.-175с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2010. - 256 с.
43. Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском саду/А.И. Сорокина.- М.: Просвещение, 2015. - 368с.
44. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред Поддьякова Н.Н. - М.: Просвещение, 2014. - 276с.
45. Усова, А.П. Обучение в детском саду/А.П. Усова.- М.:
Просвещение, 2010. - 456с.
46. Ушинский, К.Д Избранные педагогические сочинения/К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 2008. - 439с.
47. Фребель, Г. О воспитании человека/Г. Фребель. - М., 2006. - 356с.
48. Харламов, И.Ф. Педагогика/И.Ф, Харламов. - М.: Высш. шк., 2011. - 576с.
49. Щукина, Г.И Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2008.-239с.
50. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/ Г.И. Щукина - М., 2011. - 351с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин. - М.:
Издательский центр «Академия» 2015. - 384 с.
52. Эльконин, Д. Б. Психология игры/Д.Б. Эльконин. — М.:
Педагогика, 2008. - 456с.
Диссертации и авторефераты диссертаций
53. Сирбиладзе, П. Г. Познавательные интересы дошкольников (от 3-х до 7-ми лет): автореф. дис. канд. пед. наук./П. Г. Сирбиладзе- Тбилиси, 2014. - 22 с.
Современные периодические издания
54. Аржанова, А. И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся/ А. И. Аржанова // Учебные записи Андижанского пединститута. - 2005. - № 2. 3.
55. Берлайн, Д. Е. Любознательность и поиск информации/Д.Е. Берлайн// Вопр. психол. 2006. №3. С. 54-60.
56. Буркова, Л. Воспитываем почемучек/Л.Буркова//Дошкольное воспитание. 2013. - № 1.- С.4.
57. Власова, Т. В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования/Т.В. Власова//Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 45-47.
58. Гризик, Т. Методологические основы познавательного развития детей/Т. Гризик // Дошкольное воспитание. 2008.- № 10.
59. Ладывир, С.О. Воспитываем исследователей и мудрых мыслителей/С.О. Ладывир// Дошкольное воспитание. - М., 2014.- № 5.- С.3-6.
Электронные ресурсы
60. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. - Режим доступа URL: http://ozhegov.textologia.ru/
61. Танхаева Е. Р. Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста/Е.Р. Танхаева // Молодой ученый. 2017. - №3. - С. 596¬599. - Режим доступа URL: http://moluch.ru/archive/137/38444/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ