Введение 3
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности ресторанного бизнеса 4
1.1 Сущность и основные понятия конкурентоспособности ресторанного бизнеса 4
1.2. Виды конкурентных преимуществ предприятия ресторанного бизнеса 11
1.3. Основные методы оценки конкурентоспособности ресторанного бизнеса 17
2. Оценка конкурентоспособности предприятия на примере ресторана «Туган Авылым» 30
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Туган
Авылым» 30
2.2. Анализ финансового состояния ресторана «Туган Авылым» 41
2.3 Оценка конкурентоспособности ресторана «Туган Авылым» 51
3. Перспективы роста конкурентоспособности ресторана «Туган Авылым» 67
3.1 Прогноз роста конкурентоспособности предприятия путем применения
методов экономико-математического моделирования 67
3.2. Рекомендации по повышению конкурентоспособности ресторана «Туган
Авылым» 74
3.3 Экономическое обоснование предложений по повышению конкурентоспособности ресторана «Туган Авылым» 77
Заключение 84
Список использованной литературы
Приложения
В современных условиях развития экономики конкурентоспособность является важным элементом в экономике многих стран мира. В настоящее время в условиях рынка невозможно добиться стабильного успеха в предпринимательстве, если не рассчитать эффективность его развития, не накапливать постоянно сведения о собственных перспективах и способностях, о состоянии рынков, не оценивать место конкурентов на них и не проводить анализ конкурентоспособности своей фирмы.
Предприятия ресторанного бизнеса вступили в эпоху бурного развития инновационных технологий оказания услуг, а также формирования инновационных бизнес-моделей, неотъемлемой частью которых являются управленческие инновации. Проблема повышения конкурентоспособности в Российской Федерации, понимаемой на различных уровнях обобщения, является острой и актуальной.
Ресторанный бизнес сегодня развивается стремительными темпами. Операторы ресторанного рынка понимают, насколько важно планирование стратегии долгосрочного выживания и гибкой адаптации к быстро меняющейся окружающей среде. Особенности конкурентоспособности ресторанного бизнеса получили особую значимость ввиду появления новых идей для развития ресторанного бизнеса, новых запросов со стороны потребителей, развития современных информационных технологий, применение и развитие которых приведет к успеху предприятие ресторанного бизнеса.
Выше изложенное подтверждает актуальность выбранной темы работы.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе -ООО Национальный комплекс «Туган Авылым».
Предметом выступает совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе управления конкурентоспособностью предприятий ресторанного бизнеса.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в формировании механизма повышения конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса.
В соответствии с данной целью в работе сформулированы и обоснованы следующие задачи:
- рассмотреть сущность и основные понятия конкурентоспособности предприятия ресторанного бизнеса;
- изучить виды конкурентных преимуществ предприятия ресторанного бизнеса;
- рассмотреть основные методы оценки конкурентоспособности предприятия ресторанного бизнеса;
- дать характеристику общего и финансового состояния ресторана «Туган Авылым»
- оценить конкурентоспособность ресторана «Туган Авылым»
- спрогнозировать рост конкурентоспособности предприятия путем применения методов экономико-математического моделирования
- определить рекомендации по повышению конкурентоспособности ресторана «Туган Авылым»
- провести экономическое обоснование предложений по повышению конкурентоспособности ресторана «Туган Авылым»
Информационной основой данного исследования выступают учебная и научная литература, монографии различных зарубежных и российских исследователей различных сторон и проблем конкурентоспособности предприятий, статистические данные ресторана «Туган Авылым», а также публикации СМИ по теме исследования.
Структура исследования включает введение, три главы с параграфами, заключение по окончании работы и список использованной литературы.
В современных экономических условиях конкурентоспособность выступает для предприятия ресторанного бизнеса основной характеристикой эффективности системы управления. Конкурентоспособность предприятия ресторанного бизнеса характеризуется признаками возможности использования и практического применения инноваций, важнейшими направлениями которых применительно к ресторанному бизнесу являются уровень организации деятельности управления, уровень используемой технологии и производительность всей совокупности факторов производства.
Факторами, определяющими конкурентоспособность предприятия ресторанного бизнеса, являются: потенциальные возможности предприятия, определяемые его стратегическим потенциалом; степенью удовлетворения требований рынка конкурентоспособными услугами, которая с методической точки зрения может быть оценена через индекс удовлетворенности потребителя (CSI) либо через темпы роста объемов реализуемых услуг; результатами хозяйственной деятельности предприятия, которые оцениваются преимущественно показателями эффективности использования совокупности ресурсов и финансовыми показателями.
Оптимальными для применения для предприятия ресторанного бизнеса являются параметрические методы оценки конкурентоспособности, где в качестве параметров конкурентоспособности могут быть выбраны: цена услуги, издержки на ее оказание; совокупность характеристик технологических систем оказания услуг, эффективность подбора и расстановки кадров, система скидок постоянным клиентам, условия оплаты, эффективность организации закупочной деятельности, процессов разработки и реализации сервисных продуктов, мастерство исполнителя услуги, соотношение ее себестоимости и конечной цены, соответствие международным, государственным и региональным требованиям и стандартам.
В процессе работы проведено исследование конкурентоспособности ресторана ООО «Туган Авылым».
Ресторан «Туган Авылым» за многолетнюю историю своей работы зарекомендовал себя как рестораны с татарской кухней, имеет соответствующий интерьер, располагается в историческом центре Казани.
Исследование финансового состояния показало, что авансированный капитал используется недостаточно эффективно, растет финансовая зависимость от заемных источников. Исследование показало, что в анализируемый период деятельности предприятие использовало кредиторскую задолженность для финансирования своей текущей деятельности, что является признаком доверия со стороны заказчиков и перспективности направления деятельности. Вместе с тем снизилась доля собственных средств и, соответственно, выросла доля заёмных (за счёт кредиторской задолженности), что увеличило долговую нагрузку на предприятие. В связи с этим, анализируемому предприятию необходимы мероприятия для повышения финансовой устойчивости, а также для повышения эффективности управления финансами.
Анализ конкурентоспособности ООО «Туган Авылым» показал сильные и слабые стороны деятельности.
Сильные стороны заключаются в наличие договоров с поставщиками продовольственных товаров и сырья; наличии опытного технолога при разработке ассортимента предоставляемых блюд; наличии квалифицированного управленческого персонала; предложении высококачественных блюд, соответствующих потребностям выбранной целевой аудитории; выгодном месторасположение ресторана, большой проходимости, обеспеченной также комплексом «Туган Авылым», имеющим, кроме ресторана множество достопримечательностей, привлекающих туристов и жителей города.
Слабые стороны заключаются в росте конкуренции, именно в местоположении ресторана (центр города), ухудшении финансового состояния, недостаточных навыках продаж у персонала.
Исходя из проведенного SWOT-анализа сформулируем направления роста конкурентоспособности ООО «Туган Авылым».
1) проведение обучения персонала контактной зоны навыкам продаж приведет к возможному увеличению объему продаж на 1% и экономическому эффекту в размере 65 тыс.руб.
2) мониторинг качества обслуживания путем регулярного контроля результатов деятельности всех работников, за счет чего прогноз роста прибыли составит 24 тыс.руб. в год
3) изменение порядка стимулирования официантов, осуществляющих продажи, за счет чего себестоимость услуг вырастет на 50 тыс.руб.
4) проведение маркетинговых акций, программ лояльности для привлечения и удержания клиентов, за счет чего прогноз эффективности отрицательный в размере -30 тыс.руб.
5) повышение среднего чека с 950 руб. до 1100 руб. за счет введения авторских блюд, за счет чего прогноз роста объема продаж составит 62 тыс.руб.
6) снижение арендной платы на 5%, за счет чего прогноз роста прибыли составит 29 тыс.руб. в год
Приведенные расчеты наглядно подтверждают экономическую эффективность предлагаемых мероприятий. Общий эффект от внедрения всех мероприятий составит 100 тыс.руб.
1. О защите прав потребителей: федеральный закон от 07.02.1992г.№2300-1 (ред. от 13.07.2015г.)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Арманская, О.В. Развитие ключевых компетенций как основа современного подхода к обеспечению конкурентоспособности предприятий в инновационной экономике / О.В. Арманская // Вестник АГТУ. 2009. - - №1. С. 39-41.
3. Березин, И.С. Маркетинговые исследования рынков / И.С.Березин. М.: РДЛ, 2013. - 416 с.
4. Волкова, И.В., Миропольский, Я.И., Мумрикова, Г.М. Ресторанный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть / И.В.Волкова, Я.И.Миропольский, Г.М.Мумрикова. - М: Флинта, 2013.- 184 с.
5. Ворожбит, О.Ю., Зубова, Н.В. Структура предпринимательской среды / О.Ю.Ворожбит, Н.В.Зубова //Вестник ТОГУ. - 2015. - №4. - С.22-29.
6. Воронов, Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий / Д.С.Воронов // Конкурентоспособность социально-экономических систем. 2014. - С. 371-409
7. Гельвановский, М.И. Конкурентоспособность: макро-, мезо- и
микроуровни. Вопросы методологии / М.И.Гельвановский // Высшее образование в России. - 2014. - №10. - С. 32-40
8. Гурков, И.Е.Стратегический менеджмент организации / И.Е.Гурков. - М.:ТЕИС, 2015.- 126с.
9. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка/В.И. Даль. - М.: ЭКСМО,
2010. - 896 с.
10. Друкер, П. Бизнес и инновации: пер с англ / П.Друкер. - М.: Вильямс,
2011. - 432 с.
11. Дьяков, С.А., Шаталова, Е.Н. Маркетинг в ресторанном бизнесе / С.А.Дьяков, Е.Н.Шаталова // Символ науки. - 2016. - №6-1.
12.Забелин, П.В. Основы стратегического управления: Учебное пособие /П.В.Забелин. - М.: Маркет, 2011. - 195 с.
13. Ибрагимова, М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений / М.Х.Ибрагимова //Проблемы современной экономики. - 2012. - №2. - С.12-16.
14. Казань лидирует среди городов РФ по приросту баров и ресторанов // БИЗНЕС Online [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/news/129815
15. Ковалева, В.Д. Управление инновациями как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности / В.Д.Ковалева // Креативная экономика. - 2014. - № 9. - С. 9-15.
16. Конкурентоспособность: теория, методология, практика. Экономические исследования / под ред. Л.С. Бляхмана, А.А.Абишева. - Алматы: Экономика, 2014. - 640 с.
17. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. - 2-е европ. изд. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сонерс. и др. М.: Спб.; К.; Вильямс, 2012. - 144 с.
18. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф.Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 221 с.
19. Клюкин, П.Н., Маликова, О.И. Россия в системе международного разделения труда - взгляд с позиций экономической теории / П.Н.Клюкин, О.И.Маликова. - М., 2010.
20. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П.Крысин. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.
21. Лабмен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг / Ж.Ж.Лабмен. - С.Петербург: Питер, 2010. - 800 с
22. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь
современной экономической науки. - 5-е изд., перераб. и доп /
Л.И.Лопатников. - М.: Дело, 2013. - 520 с.
23. Мазилкина, Е.А. Управление конкурентоспособностью / Е.А.Мазилкина. - М.: Омега-Л, 2015. - 514 с.
24. Маркетинг ресторана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://restoranbiznes.blogspot.ru/2012/08/blog-post.html
25. Маркетинговые исследования как основа обеспечения
конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6395
26. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ / М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хелдоури. - М: Дело, 2012. - 704 с.
27. Минцберг Г., Альстренд Б., Лемпел Дж. Школы стратегий/Г.Минцберг, Б.Альстренд, Дж.Лемпел. - СПб.:Питер, 2012.
28. Михайлов, К.Л. Концептуальные аспекты конкурентоспособности и ее оценки / К.Л.Михайлов // Вестник Чувашского университета. - 2014. - №2. - С.19-25.
29. Назарова, А.П. Свойства и характеристики услуги / А.П.Назарова // [Электронный ресурс] Экономический интернет-журнал Nota Bene Режим доступа: http://www.nbene.narod.ru/market/fmarket10.htm
30. Нурова, А.Р. Конкурентоспособность предприятий общественного
питания / А.Р.Нурова [Электронный ресурс] // Экономика и социум. - 2016. - №6(25). Режим доступа: www.iupr.ru
31. Обзор рынка ресторанного бизнеса: http://www.reste.ru/
32. Панов, О.И., Коробейников, А.И.Стратегический менеджмент. Учебное пособие / О.И.Панов, А.И.Коробейников. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2014. - 384с.
33. Пичурин, И.И., Обухов, О.В., Эриашвили, Н.Д. Основы маркетинга. Теория и практика /И.И.Пичурин, О.В.Обухов, Н.Д.Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 383 с.
34. Портер, М. Конкурентное преимущество или Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Портер. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2009. - 715 с.
35. Портер, М. Конкуренция / М.Портер. - М.: Вильямс, 2010. - 608 с
36. Прохоров, А.П. Русская модель управления / А.П.Прохоров. - М.:
Эксперт, 2012. - 376 с
37. Радаев, В.В. Социология рынков: к формированию нового направления / В.В.Радаев. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 127 с.
38. Райзберг, А.Б., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный
экономический словарь / А.Б.Райзберг, Л.Ш.Лозовский,
Е.Б.Стародубцева. - М.: Инфра-М., 2012. - 512 с.
39. Родионова, В.Е., Федоркова, Н.В., Чекменев, А.Н.Стратегический менеджмент / В.Е.Родионова, Н.В.Федоркова, А.Н.Чекменев. - М:РИОР, 2015. - 384с.
40. Рождественская, Л.Н., Чередниченко, Л.Е. Креатив в системах общественного питания: границыдопустимого / Л.Н.Рождественская, Л.Е.Чередниченко // Креативная экономика. - 2011. - № 7 (55). -С. 136-144.
41. Рябинина, Е.П.Стратегический менеджмент / Е.П.Рябинина. - СПб.:Питер, 2014. - 204с.
42. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А.Смит. - М.: Эксмо, 2010. - 960 с.
43. Сханова, С.Э. Пути повышения конкурентоспособности в рыночных условиях//Российское предпринимательство. - 2012. - №10. - С.12-14.
44. Таджимова, З.К. Конкуренция / З.К.Таджимова [Электронный
ресурс]//Программа «Энциклопедический фонд России» [Офиц. сайт]. Ррежим доступа: http://www.russika.ru/ef.php?s=4854
45. Туватова, В.Е. Повышение конкурентоспособности предприятий
ресторанного бизнеса, за счет внедрения инноваций / В.Е.Туватова // Инновационная наука. - 2016.- №4-2 (16).
46. Услуги - понятие, свойства, классификация // Вопросы маркетинга
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dl5.ru/41-
uslugiponyatie-svojstvaklassifikaciya.html
47. Фасхиев, Х.А. Определение конкурентоспособности предприятия / Х.А.Фасхиев. - М., 2012. - 265 с.
48. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А.Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2012.
49. Фатхутдинов, Р.А. Стратегическая конкурентоспособность/
Р.А.Фатхутдинов. - М.:Экономика, 2015. - 504 с.
50. Флит, А.Л. Особенности оценки конкурентоспособности предприятия в сфере услуг / А.Л.Флит // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 2 (50). С.98- 105.
51. Шонберг, Р. Японские методы управления предприятием / Р.Шонберг. М.: Экономика, 2011.
52. Яроменко, Н.Н. Экономико-статистический анализ эффективности
использования основных средств предприятия /Н.Н. Яроменко, М.Ю. Власова. В сборнике: Исследование различных направлений
современной науки VIII Международная научно-практическая конференция. - 2016. - С. 1403-1410.
53. EuropeanManagementForum[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.worldcat.org/identities/lccn-n85263398/
54. Dornbusch, R., Fischer, S., Startz, R. Macroeconomics. N. Y.: McGraw-Hill Education, 2013
55. Flanagan, R.J. Globalization and Labor Conditions: Working Conditions and Worker Rights in a Global Economy. Oxford: OxfordUniversityPress, 2009