Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников в период обучения грамоте

Работа №63919

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения грамоте
1.2. Сущность, структура и специфика коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника
1.3. Период обучения грамоте как языковая пропедевтика
Выводы по первой главе
Глава 2. Практика формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника в процессе обучения грамоте
2.1. Оценка состояния формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника в период обучения грамоте.
2.2 Условия и методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников в период обучения грамоте
2.3. Анализ экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Приложения

Актуальность исследования. Одной из особенностью стандарта второго поколения является ориентация не только на предметные, но и на метапредметные результаты. Под метапредметными результатами понимают, прежде всего, универсальные учебные действия, среди которых в том числе выделяют и коммуникативные универсальные действия. Современное общество требует от человека владения
коммуникативными навыками и умениями для ведения равноправного диалога. Важнейшей задачей начальной школы следует признать обучение детей эффективному общению в условиях новой социальной среды. В связи с этим формированию коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника необходимо уделять особое внимание.
Анализу теории и практики общих проблем общения и коммуникации посвящены исследования П.Я. Гальперина, И.А.. Мудрика, A.A. Леонтьева, В.А. Сластенина и др. Общение определяется как один из главных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием, как процесс взаимодействия в системе «учитель - ученик». В то же время исследователи Е.Ю. Кононова [дис 29] отмечают, что вопросы, связанные с коммуникативной деятельностью в системе «ученик - учитель - ученик», остаются недостаточно изученными.
Известно, что первый год обучения в школе для ребенка является самым трудным. Часто это связано, прежде всего, с тем, что они не умеют взаимодействовать и общаться в процессе учебной деятельности. Поэтому одной из задач начальной школы является содействие в организации процесса общения в системе «ученик - учитель - ученик», формирование коммуникативных универсальных учебных действий на этапе обучения грамоте.
Однако вопросы отбора содержания образования в начальной школе с точки зрения формирования коммуникативных навыков недостаточно исследованы. Анализ практики показал, что в начальной школе работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий проводится бессистемно, то есть не учитывается последовательная взаимосвязь в овладении коммуникативными действиями. Учителя испытывают трудности в организации работы по данному направлению, так как в условиях вариативных образовательных технологий сложно найти адекватные методы стимулирования учеников к эффективному взаимодействию.
В связи с этим возникает необходимость изучения проблемы формирования коммуникативных первоклассников в период обучения грамоте.
Это определило тему исследования: «Формирование
коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников в период обучения грамоте».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника в
процессе обучения грамоте.
Объектом исследования является коммуникативная деятельность учащихся в период обучения грамоте.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника.
Гипотеза исследования заключается в следующем: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника будет эффективным, если:
- создать положительно-эмоциональную стимулирующую среду в процессе взаимодействия первоклассников;
- организовать коммуникативную деятельность в процессе решения соответствующих задач и упражнений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную методико-педагогическую и психологическую литературу по исследовательской проблеме.
2. Определить состояние формирования коммуникативных
универсальных учебных действий первоклассника в период обучения
грамоте.
3. Выявить условия эффективного формирования коммуникативных навыков первоклассника в процессе обучения грамоте.
Методологической основой исследования являются: системный подход (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, и др.); деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, и др.); личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.); положение о социальной детерминации развития всех высших психических свойств личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.); психологические и педагогические исследования по теории общения и коммуникации (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, A.A. Леонтьев, и др).
Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивались применением следующих методов исследования: теоретический анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), наблюдение, анкетирование, беседа, методы математической и статистической обработки результатов эксперимента.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:
- определены педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника в процессе обучения грамоте.
- содержащиеся в исследовании методические материалы могут быть применены в обучении грамоте.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Малоелгинская СОШ» Лаишевского района с. Малая-Елга.
Структура работы обусловлена задачами и логикой исследования. Исследование включает введение, две главы, заключение, библиографи-ческий список (55 наименований), приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании изучения, социально-психологической, педагогической литературы и проведения опытно - экспериментальной работы пришли к следующим выводам.
Анализ социально-психологической, педагогической литературы позволил выяснить, что в педагогической теории и практике существует необходимость разработки проблемы межличностного общения в системе «ученик - учитель - ученик». В связи с этим коммуникативные навыки — одни из важных поструктурных элементов личности первоклассника, а их формирование - особая задача начальной школы. Однако недостаточно исследований, посвященных путям формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения грамоте к новой социальной среде, что подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования.
В исследовании два аспекта межличностной коммуникации: теоретический, который научно обосновывает идею формирования коммуникативных универсальных учебных действий, и практический, позволяющий реализовать ее в непосредственной коммуникативной деятельности в системе «ученик - учитель - ученик».
В работе сущность коммуникативных навыков рассматривается как совокупность информационных, интерактивных, перцептивных действий, в которых отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения. В исследования определили информационные, интерактивные, перцептивные навыки учащихся первых классов:
- информационные - навыки обмена информацией (грамотность по-строения фразы, простота и ясность изложения мыслей, адекватный тон ситуации общения, владение элементами невербального общения);
- интерактивные — навыки взаимодействия в новом коллективе (сотрудничество, содействие в процессе решения учебных задач, овладение навыком участия в дискуссиях, проявление инициативности в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя);
- перцептивные — навыки взаимовосприятия и взаимопонимания сверстников и учителя в новом коллективе (установление обратной связи в процессе эмпатии и рефлексии, критическая оценка своих действий).
Для коммуникативных навыков учащихся первых классов характерны следующие компоненты: мотивационный, обуславливающий эмоциональное восприятие, потребность и интерес к эффективной коммуникативной деятельности; когнитивный, подразумевающий актуализацию и синтез знаний о средствах (вербальных и невербальных), приемах общения; деятельностный, понимаемый как процесс обмена информацией, действиями и операциями, переживаниями между коммуникантами; рефлексивный, предполагающий критическую оценку своих действий и установление об¬ратной связи между участниками коммуникативного процесса.
С учетом этих компонентов выделили критерии сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первых классов: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Выделение этих критериев особенно важно, потому что они позволяют определить уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников (высокий — пассивный, средний - активно-пассивный, низкий - активно-инициативный), что имеет большое практическое значение.
Предложенная модель в теоретической части исследования включает в себя следующие составляющие: содержательную (коммуникативные навыки и их компоненты); организационно-педагогические условия; критерии оценки коммуникативных навыков; дидактические принципы; взаимодействие в системе «ученик - учитель», «ученик - ученик»; результат коммуникативной деятельности - эффективное межличностное общение первоклассников. Особое внимание в модели уделяется коммуникативной компетентности учителя и индивидуально-психологическим особенностям учащихся первых классов.
Согласно полученным результатам исследования, у 42% перво-классников МБОУ «Малоелгинская СОШ» Лаишевсого района с. Малая - Елга уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на начальном этапе их адаптации к школьному обучению не поднимается выше пассивного. 33% учащихся имеют активно-пассивный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, и лишь 25% учащихся первых классов обладают активно¬инициативным уровнем сформированности исследуемых навыков, необходимых для осуществления эффективной коммуникативной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в следующем: процесс
формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника будет эффективным, если:
• создание положительно-эмоциональной стимулирующей среды в процессе взаимодействия первоклассников;
• организация коммуникативной деятельности в процессе решения соответствующих задач и упражнений;
Методика предполагала включение в содержание образования комплекса развивающих занятий по формированию адекватного восприятия и понимания учащимися эмоций, способствующих обогащению эмоционального опыта, комплекса коммуникативных задач и упражнений, направленных на формирование навыков получения, анализа и передачи информации, факультативных занятий по формированию навыков работы в паре, группе, коллективе. Все предложенные занятия и задания были нацелены на формирование компонентов коммуникативных универсальных учебных действий (мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного).
Формирующий эксперимент показал, что в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первых классов произошли существенные изменения в их коммуникативной деятельности. У первоклассников экспериментальных классов значительно расширился эмоциональный опыт, повысился интерес к общению в педагогической системе «ученик - учитель - ученик». Разработанная методика активизировала коммуникативный потенциал учащихся, тем самым способствуя успешной адаптации их к школьному обучению.
Первоклассники экспериментальных классов обнаружили ярко выраженный интерес к взаимодействию в учебной деятельности (мотивационный компонент); 90 % учащихся экспериментальной группы продемонстрировали знания о средствах и приемах общения в процессе решения коммуникативных задач (когнитивный компонент). Учащиеся контрольной группы показали недостаточные знания о средствах и приемах общения и испытывали затруднения при решении коммуникативных задач. 92 % первоклассников владеют навыками эффективного взаимодействия в системе «ученик - учитель», «ученик - ученик» (деятельностный компонент); отличаются положительной установкой на другого человека и адекватной оценкой своих действий (рефлексивный). Результаты опытно - экспериментальной работы позитивно характеризуют методику поэтапного формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников.
В целом, теоретические выводы и эмпирические результаты позволяют подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы.



1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие от-ношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МО- ДЕК»,2000. - 416 с..
2. Айсмонтас, Б. Б. Общая психология [Текст] : схемы / Б. Б. Айсмонтас. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 288 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. - М., 1980. - Т.1. - 225 с.
4. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам
гуманитарных наук [Текст] / М. М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000. - 336 с.
5. Беликов, В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьника [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. / В. А. Беликов. - Магнитогорск, 1995. - 350 с.
6. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн. — М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968.-464 с.
8. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст] : 17 ООО сл. - М.: ООО «Издательство ACT» : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство «Русские словари», 2004. - 957 с.
9. Бондарёвская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностного ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондарёвская // Педагогика. - 1997.-№4.-С. 11¬
10. Бондарёвская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность [Текст] / Е. В. Бондарёвская // Педагогика. - 1999. - №3. - С. 3-7.
11. Вербовская, Е. В. Развивающее педагогическое обеспечение
адаптационных способностей младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Вербовская. - Н. Новгород : НГАСУ, 2004. - 200 с.
12. Всемирная энциклопедия: Философия XX век [Текст] / А. А. Грицанов. - М.: ACT, 2002. - 976 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Вы-готский ; под ред. В. В. Давыдова. - М., 1991. - 480 с.
14. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления то- ф лерантности [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. - М. : Академический Проект, 2004.
15. Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. -№ 3.
16. Данюшенков, В. С. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно-ориентированного обучения [Текст] : монография / В. С. Данюшенков, С. А. Барамзина. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2005. - 160 с.
17. Дубровицкая, Т. Д. Контексты содержания и образования и их дидактическая интерпретация [Текст] / Т. Д. Дубровицкая // Педагогика. - 2003.-№10.-С. 35-40.
18. Дусавицкий, А. К. Развивающее образование: теория и
практика [Текст] / А. К. Дусавицкий // Статьи. - Харьков, 2002.
19. 3агвязинский, В. И. Теория обучения: Современная
интерпретация [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 192 с.
20. Зимняя, А. И. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / А. И. Зимняя. - М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. - 384 с.
21. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. - М.: Педагогика, 1983. - 210 с.
22. Ильин, Е. Н. Искусство общения [Текст] / Е. П. Ильин. - М. :
Педагогика, 1982. - 157 с.
23. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учеб. для студ. образовав учреждений сред. проф. образования / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 352 с.
24. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджас¬пирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
25. Коллектив. Личность. Общение [Текст] : Словарь социально-психологических понятий / Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. - Л. : Лениздат, 1987.- 144 с.
26. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] : учеб. пособие / Я. Л. Коломинский. - 2-е изд., доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.
27. Коломинский, Я. Л. Психология общения [Текст] / Я. Л. Коломинский.-М., 1974.
28. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Бюллетень Мин-ва образования. - 2002. - № 2. - С. 331.
29. Кононова Е.Ю. «Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению» [Текст]: дис. канд. пед. наук. Киров 2006.
30. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонть¬ев. -М. : Нальчик, 1979.
31. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997.-365 с.
32. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] : в 2-х т. / А. Н. Леонтьев ; под ред. В. В. Давыдова и др. - М. : Пе¬дагогика, 1983. - Т. 1.-391 е.: ил.; Т. 2. -318 е.: ил.
33. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Ле¬онтьев. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.
34. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Ле¬онтьев. - М., 1972. - 292 с.
35. Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте [Текст] / Ю. А. Миславский / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. - М. : Педагогика, 1991.- 152 с
36. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] учеб. по¬собие / А. В. Мудрик. - М. : Пед. общ-во России, 2001. - 320 с.
37. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: Совре-менный литератор, 2003.
38. Овсейчик, О. Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы [Текст] : дис. ...канд. пед. наук. -М., 2002. - 146 с.
39. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Большая Российская энциклопедия, 2002. Дрофа, 2003.
40. Петровский, В. А. К психологии активности личности [Текст] / В. А. Петровский // Вопросы психологии. - 1975. - №3. - С. 26-38.
41. Практический интеллект [Текст] / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
42. Родионова, Е. А. Общение как условие развития личности [Текст] / Е. А. Родионова // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.-С. 177-197.
43. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. [Текст] /
B. В. Давыдов. - М. : Большая российская энциклопедия, 1993 - 608 е., ил. Т. 1 - А - М - 1993.
44. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. [Текст] / В. Давыдов. - М. : Большая российская энциклопедия, 1998 - 672 е., ил. Т. 2 - М-Я - 1999.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
11. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 720с.
46. Рубинштейн, С. JL Проблемы общей психологии [Текст] / С. JL Рубинштейн. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
47. Ситаров, В. А. Дидактика [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
48. В. А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 386 с.
49. В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М. : ИЦ «Академия», 2001.¬480 с.
50. Сурнин, А. А., Антонова, М. С., Фишман, Б. Е. Проблемно-ориентированная дисциплина «Эволюция семьи и брака» в национально-региональном компоненте программы педагогического образования [Текст] / А. А. Сурнин, М. С. Антонов, Б. Е.Фишман // Педагогическое образование и наука. - 2003. - №3 - С. 45-51.
51. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлин- ф ский. - М . : Политиздат, 1982. - 266с.
52. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова, 2003.
53. Ушинский, К. Д. Собр. соч. [Текст] : в 11 т. / К. Д. Ушинский. Т. 2.-М. - Л., 1948.-452 с.
54. Якиманская, И. С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения в школе [Текст] / И. С. Якиманская. - М. : Высш. школа, 1979. - 88 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ