Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения грамоте
1.2. Сущность, структура и специфика коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника
1.3. Период обучения грамоте как языковая пропедевтика
Выводы по первой главе
Глава 2. Практика формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника в процессе обучения грамоте
2.1. Оценка состояния формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника в период обучения грамоте.
2.2 Условия и методика формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников в период обучения грамоте
2.3. Анализ экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Библиографический список
Приложения
Актуальность исследования. Одной из особенностью стандарта второго поколения является ориентация не только на предметные, но и на метапредметные результаты. Под метапредметными результатами понимают, прежде всего, универсальные учебные действия, среди которых в том числе выделяют и коммуникативные универсальные действия. Современное общество требует от человека владения
коммуникативными навыками и умениями для ведения равноправного диалога. Важнейшей задачей начальной школы следует признать обучение детей эффективному общению в условиях новой социальной среды. В связи с этим формированию коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника необходимо уделять особое внимание.
Анализу теории и практики общих проблем общения и коммуникации посвящены исследования П.Я. Гальперина, И.А.. Мудрика, A.A. Леонтьева, В.А. Сластенина и др. Общение определяется как один из главных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием, как процесс взаимодействия в системе «учитель - ученик». В то же время исследователи Е.Ю. Кононова [дис 29] отмечают, что вопросы, связанные с коммуникативной деятельностью в системе «ученик - учитель - ученик», остаются недостаточно изученными.
Известно, что первый год обучения в школе для ребенка является самым трудным. Часто это связано, прежде всего, с тем, что они не умеют взаимодействовать и общаться в процессе учебной деятельности. Поэтому одной из задач начальной школы является содействие в организации процесса общения в системе «ученик - учитель - ученик», формирование коммуникативных универсальных учебных действий на этапе обучения грамоте.
Однако вопросы отбора содержания образования в начальной школе с точки зрения формирования коммуникативных навыков недостаточно исследованы. Анализ практики показал, что в начальной школе работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий проводится бессистемно, то есть не учитывается последовательная взаимосвязь в овладении коммуникативными действиями. Учителя испытывают трудности в организации работы по данному направлению, так как в условиях вариативных образовательных технологий сложно найти адекватные методы стимулирования учеников к эффективному взаимодействию.
В связи с этим возникает необходимость изучения проблемы формирования коммуникативных первоклассников в период обучения грамоте.
Это определило тему исследования: «Формирование
коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников в период обучения грамоте».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника в
процессе обучения грамоте.
Объектом исследования является коммуникативная деятельность учащихся в период обучения грамоте.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника.
Гипотеза исследования заключается в следующем: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника будет эффективным, если:
- создать положительно-эмоциональную стимулирующую среду в процессе взаимодействия первоклассников;
- организовать коммуникативную деятельность в процессе решения соответствующих задач и упражнений.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную методико-педагогическую и психологическую литературу по исследовательской проблеме.
2. Определить состояние формирования коммуникативных
универсальных учебных действий первоклассника в период обучения
грамоте.
3. Выявить условия эффективного формирования коммуникативных навыков первоклассника в процессе обучения грамоте.
Методологической основой исследования являются: системный подход (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, и др.); деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, и др.); личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.); положение о социальной детерминации развития всех высших психических свойств личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.); психологические и педагогические исследования по теории общения и коммуникации (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, A.A. Леонтьев, и др).
Решение поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивались применением следующих методов исследования: теоретический анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), наблюдение, анкетирование, беседа, методы математической и статистической обработки результатов эксперимента.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:
- определены педагогические условия формирования
коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника в процессе обучения грамоте.
- содержащиеся в исследовании методические материалы могут быть применены в обучении грамоте.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Малоелгинская СОШ» Лаишевского района с. Малая-Елга.
Структура работы обусловлена задачами и логикой исследования. Исследование включает введение, две главы, заключение, библиографи-ческий список (55 наименований), приложений.
На основании изучения, социально-психологической, педагогической литературы и проведения опытно - экспериментальной работы пришли к следующим выводам.
Анализ социально-психологической, педагогической литературы позволил выяснить, что в педагогической теории и практике существует необходимость разработки проблемы межличностного общения в системе «ученик - учитель - ученик». В связи с этим коммуникативные навыки — одни из важных поструктурных элементов личности первоклассника, а их формирование - особая задача начальной школы. Однако недостаточно исследований, посвященных путям формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения грамоте к новой социальной среде, что подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования.
В исследовании два аспекта межличностной коммуникации: теоретический, который научно обосновывает идею формирования коммуникативных универсальных учебных действий, и практический, позволяющий реализовать ее в непосредственной коммуникативной деятельности в системе «ученик - учитель - ученик».
В работе сущность коммуникативных навыков рассматривается как совокупность информационных, интерактивных, перцептивных действий, в которых отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения. В исследования определили информационные, интерактивные, перцептивные навыки учащихся первых классов:
- информационные - навыки обмена информацией (грамотность по-строения фразы, простота и ясность изложения мыслей, адекватный тон ситуации общения, владение элементами невербального общения);
- интерактивные — навыки взаимодействия в новом коллективе (сотрудничество, содействие в процессе решения учебных задач, овладение навыком участия в дискуссиях, проявление инициативности в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя);
- перцептивные — навыки взаимовосприятия и взаимопонимания сверстников и учителя в новом коллективе (установление обратной связи в процессе эмпатии и рефлексии, критическая оценка своих действий).
Для коммуникативных навыков учащихся первых классов характерны следующие компоненты: мотивационный, обуславливающий эмоциональное восприятие, потребность и интерес к эффективной коммуникативной деятельности; когнитивный, подразумевающий актуализацию и синтез знаний о средствах (вербальных и невербальных), приемах общения; деятельностный, понимаемый как процесс обмена информацией, действиями и операциями, переживаниями между коммуникантами; рефлексивный, предполагающий критическую оценку своих действий и установление об¬ратной связи между участниками коммуникативного процесса.
С учетом этих компонентов выделили критерии сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первых классов: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Выделение этих критериев особенно важно, потому что они позволяют определить уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников (высокий — пассивный, средний - активно-пассивный, низкий - активно-инициативный), что имеет большое практическое значение.
Предложенная модель в теоретической части исследования включает в себя следующие составляющие: содержательную (коммуникативные навыки и их компоненты); организационно-педагогические условия; критерии оценки коммуникативных навыков; дидактические принципы; взаимодействие в системе «ученик - учитель», «ученик - ученик»; результат коммуникативной деятельности - эффективное межличностное общение первоклассников. Особое внимание в модели уделяется коммуникативной компетентности учителя и индивидуально-психологическим особенностям учащихся первых классов.
Согласно полученным результатам исследования, у 42% перво-классников МБОУ «Малоелгинская СОШ» Лаишевсого района с. Малая - Елга уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на начальном этапе их адаптации к школьному обучению не поднимается выше пассивного. 33% учащихся имеют активно-пассивный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, и лишь 25% учащихся первых классов обладают активно¬инициативным уровнем сформированности исследуемых навыков, необходимых для осуществления эффективной коммуникативной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в следующем: процесс
формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассника будет эффективным, если:
• создание положительно-эмоциональной стимулирующей среды в процессе взаимодействия первоклассников;
• организация коммуникативной деятельности в процессе решения соответствующих задач и упражнений;
Методика предполагала включение в содержание образования комплекса развивающих занятий по формированию адекватного восприятия и понимания учащимися эмоций, способствующих обогащению эмоционального опыта, комплекса коммуникативных задач и упражнений, направленных на формирование навыков получения, анализа и передачи информации, факультативных занятий по формированию навыков работы в паре, группе, коллективе. Все предложенные занятия и задания были нацелены на формирование компонентов коммуникативных универсальных учебных действий (мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного).
Формирующий эксперимент показал, что в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первых классов произошли существенные изменения в их коммуникативной деятельности. У первоклассников экспериментальных классов значительно расширился эмоциональный опыт, повысился интерес к общению в педагогической системе «ученик - учитель - ученик». Разработанная методика активизировала коммуникативный потенциал учащихся, тем самым способствуя успешной адаптации их к школьному обучению.
Первоклассники экспериментальных классов обнаружили ярко выраженный интерес к взаимодействию в учебной деятельности (мотивационный компонент); 90 % учащихся экспериментальной группы продемонстрировали знания о средствах и приемах общения в процессе решения коммуникативных задач (когнитивный компонент). Учащиеся контрольной группы показали недостаточные знания о средствах и приемах общения и испытывали затруднения при решении коммуникативных задач. 92 % первоклассников владеют навыками эффективного взаимодействия в системе «ученик - учитель», «ученик - ученик» (деятельностный компонент); отличаются положительной установкой на другого человека и адекватной оценкой своих действий (рефлексивный). Результаты опытно - экспериментальной работы позитивно характеризуют методику поэтапного формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников.
В целом, теоретические выводы и эмпирические результаты позволяют подтвердить правомерность выдвинутой гипотезы.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие от-ношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МО- ДЕК»,2000. - 416 с..
2. Айсмонтас, Б. Б. Общая психология [Текст] : схемы / Б. Б. Айсмонтас. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 288 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. - М., 1980. - Т.1. - 225 с.
4. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам
гуманитарных наук [Текст] / М. М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000. - 336 с.
5. Беликов, В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьника [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук. / В. А. Беликов. - Магнитогорск, 1995. - 350 с.
6. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн. — М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968.-464 с.
8. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст] : 17 ООО сл. - М.: ООО «Издательство ACT» : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство «Русские словари», 2004. - 957 с.
9. Бондарёвская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностного ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондарёвская // Педагогика. - 1997.-№4.-С. 11¬
10. Бондарёвская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность [Текст] / Е. В. Бондарёвская // Педагогика. - 1999. - №3. - С. 3-7.
11. Вербовская, Е. В. Развивающее педагогическое обеспечение
адаптационных способностей младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Вербовская. - Н. Новгород : НГАСУ, 2004. - 200 с.
12. Всемирная энциклопедия: Философия XX век [Текст] / А. А. Грицанов. - М.: ACT, 2002. - 976 с.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Вы-готский ; под ред. В. В. Давыдова. - М., 1991. - 480 с.
14. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления то- ф лерантности [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е. О. Галицких. - М. : Академический Проект, 2004.
15. Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. -№ 3.
16. Данюшенков, В. С. Активизация учебной деятельности школьников в условиях личностно-ориентированного обучения [Текст] : монография / В. С. Данюшенков, С. А. Барамзина. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2005. - 160 с.
17. Дубровицкая, Т. Д. Контексты содержания и образования и их дидактическая интерпретация [Текст] / Т. Д. Дубровицкая // Педагогика. - 2003.-№10.-С. 35-40.
18. Дусавицкий, А. К. Развивающее образование: теория и
практика [Текст] / А. К. Дусавицкий // Статьи. - Харьков, 2002.
19. 3агвязинский, В. И. Теория обучения: Современная
интерпретация [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 192 с.
20. Зимняя, А. И. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / А. И. Зимняя. - М. : Издательская корпорация «Логос», 1999. - 384 с.
21. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. - М.: Педагогика, 1983. - 210 с.
22. Ильин, Е. Н. Искусство общения [Текст] / Е. П. Ильин. - М. :
Педагогика, 1982. - 157 с.
23. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учеб. для студ. образовав учреждений сред. проф. образования / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 352 с.
24. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджас¬пирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
25. Коллектив. Личность. Общение [Текст] : Словарь социально-психологических понятий / Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. - Л. : Лениздат, 1987.- 144 с.
26. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] : учеб. пособие / Я. Л. Коломинский. - 2-е изд., доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.
27. Коломинский, Я. Л. Психология общения [Текст] / Я. Л. Коломинский.-М., 1974.
28. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Бюллетень Мин-ва образования. - 2002. - № 2. - С. 331.
29. Кононова Е.Ю. «Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению» [Текст]: дис. канд. пед. наук. Киров 2006.
30. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонть¬ев. -М. : Нальчик, 1979.
31. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997.-365 с.
32. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] : в 2-х т. / А. Н. Леонтьев ; под ред. В. В. Давыдова и др. - М. : Пе¬дагогика, 1983. - Т. 1.-391 е.: ил.; Т. 2. -318 е.: ил.
33. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Ле¬онтьев. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.
34. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Ле¬онтьев. - М., 1972. - 292 с.
35. Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте [Текст] / Ю. А. Миславский / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. - М. : Педагогика, 1991.- 152 с
36. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] учеб. по¬собие / А. В. Мудрик. - М. : Пед. общ-во России, 2001. - 320 с.
37. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: Совре-менный литератор, 2003.
38. Овсейчик, О. Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы [Текст] : дис. ...канд. пед. наук. -М., 2002. - 146 с.
39. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Большая Российская энциклопедия, 2002. Дрофа, 2003.
40. Петровский, В. А. К психологии активности личности [Текст] / В. А. Петровский // Вопросы психологии. - 1975. - №3. - С. 26-38.
41. Практический интеллект [Текст] / Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
42. Родионова, Е. А. Общение как условие развития личности [Текст] / Е. А. Родионова // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.-С. 177-197.
43. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. [Текст] /
B. В. Давыдов. - М. : Большая российская энциклопедия, 1993 - 608 е., ил. Т. 1 - А - М - 1993.
44. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. [Текст] / В. Давыдов. - М. : Большая российская энциклопедия, 1998 - 672 е., ил. Т. 2 - М-Я - 1999.
45. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
11. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 720с.
46. Рубинштейн, С. JL Проблемы общей психологии [Текст] / С. JL Рубинштейн. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
47. Ситаров, В. А. Дидактика [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
48. В. А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 386 с.
49. В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - М. : ИЦ «Академия», 2001.¬480 с.
50. Сурнин, А. А., Антонова, М. С., Фишман, Б. Е. Проблемно-ориентированная дисциплина «Эволюция семьи и брака» в национально-региональном компоненте программы педагогического образования [Текст] / А. А. Сурнин, М. С. Антонов, Б. Е.Фишман // Педагогическое образование и наука. - 2003. - №3 - С. 45-51.
51. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлин- ф ский. - М . : Политиздат, 1982. - 266с.
52. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова, 2003.
53. Ушинский, К. Д. Собр. соч. [Текст] : в 11 т. / К. Д. Ушинский. Т. 2.-М. - Л., 1948.-452 с.
54. Якиманская, И. С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения в школе [Текст] / И. С. Якиманская. - М. : Высш. школа, 1979. - 88 с.