ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА 8
1.1. История развития детско-юношеского туризма в России 8
1.2. История становления детско-юношеского туризма в Татарстане 17
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
2.1. Система дополнительного образования 21
2.2. Структура организаций детско-юношеского туризма 34
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА 48
3.1. Перспективы развития детско-юношеского туризма 48
3.2. Предложения и рекомендации по развитию детско-юношеского 56 туризма в Казани
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
В научно-популярной и учебной литературе к существительному «туризм» можно обнаружить множество разных прилагательных - дальний, местный, зарубежный, иностранный, пешеходный, горный, лыжный, водный, плановый, самодеятельный, детский, пролетарский, спортивный, семейный, коммерческий, социальный, познавательный, экскурсионный, спелеологический, автомобильный, охотничий и т.д. Уже само это обилие прилагательных говорит о разнообразных видах туризма. В связи с этим затруднительно дать исчерпывающее определение термину «туризм».
Возьмем за основу следующее определение данному понятию. «Туризм — это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника». Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т.е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей. Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма. Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы. В зависимости от возрастной категории туристов различают следующие виды туризма: детский и детско-юношеский; молодежный и студенческий; лиц среднего возраста; лиц «третьего» возраста. Всемирная туристская организация предложила следующуюградацию туристов по возрастному признаку: дети, путешествующие с родителями (до 15 лет), молодежь (15-24 года), экономически активные молодые туристы (25-44 года), экономически активные туристы среднего возраста (45-64 года), туристы
третьего возраста (от 65 лет). В практике работы предприятий туристской индустрии для целей статистики выделяют следующие возрастные категории: 0-2 года - инфант (грудной ребенок);3-12 лет - ребенок; 14-18 лет - школьник; 18-25 лет - молодежь (студенты);26-45 лет - взрослые; 46-65 лет - взрослые; 65 лет и старше - пенсионеры (третий возраст).
Детско-юношеский туризм является самым массовым видом путешествий. В последние более чем полувека он вышел на одно из первых мест по популярности. Большую роль в этом сыграла популяризация активного образа жизни в образовательных учреждениях.
Одной из главных целей туристкой деятельности является активное физическое развитие, патриотическое и эстетическое воспитание и эту важную работу выполняют учреждения дополнительного образования, школы, лицеи и различные общественные организации.
Объектом исследования в работе является детско-юношеский туризм.
Предмет исследования - туризм в системе дополнительного образования г. Казани.
Необходимо отметить недостаточную разработанность данной темы на сегодняшний день. Об этом свидетельствует достаточно ограниченный объем литературы по данному вопросу об учреждениях, которые участвуют в организации детско-юношеского туризма в Казани. Данный факт может служить одной из причин недостаточного развития детского туризма в г. Казани. Население не информировано, родители не знают о существовании таких организаций.
Основной метод исследования - библиографический. Нами изучалась литература и источники, в числе которых нормативно-правовые документы, учебно-методические пособия, монографии, статьи, энциклопедии, словари, сайты интернета и другие источники. При изучении литературы мы столкнулись с проблемой наличия изданий по исследуемому вопросу, что подтверждает недостаточную изученность рассматриваемой темы. Нами также были использованы следующие методы - беседы с руководителями учреждений, педагогов (инструкторов). Работа с локальными документами образовательных учреждений.
Цель работы - определение современного состояния детско-юношеского туризма в Казани и разработка рекомендаций по его развитию.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по данному направлению;
- дать определения и основные понятия детско-юношеского туризма и учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого направления;
- рассмотреть историю развития детско-юношеского туризма;
- выявить учреждения, которые занимаются данным видом туризма;
- выявить Казанскиетуристские объединения, их формы и направления работы;
- проанализировать современное состояние детско-юношеского туризма в г. Казани;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития детско-юношеского туризма в г. Казани.
К сожалению, за годы экономических реформ разрушительному удару подверглась система социального туризма, в том числе и детско-юношеского. На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов - экскурсионно-туристских, спортивных,
оздоровительных и т.д. Закрывались и перепрофилировались учреждения дополнительного образования - Станции юных туристов, Центры детскоюношеского туризма, кружки и секции юных туристов, юных краевед юных натуралистов, юных экологов и т.д. Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных и уникальных маршрутов.
Тем не менее, специалисты считают, что в перспективе детскоюношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России. Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило,
организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.
Еще более важен детский туризм с социальной точки зрения. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.
Велика роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.
Кроме того, детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский и молодежный туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.
Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского и юношеского туризма и развивать его во всех формах и видах.
Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей стране, обострили проблемы в детско-юношеском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма. Если до начала 90-х годов вопросами детского туризма занималась только система образования, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. В качестве субъектов, развивающих детский туризм, появились коммерческие фирмы и общественные объединения. Поэтому возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детско-юношеского туризма не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и с позиций экономической эффективности этого направления.
В данной работе мы рассмотрели деятельность системы дополнительного школьного образования в г.Казани и проанализировали состояние системы детско-юношеского туризма в Республике Татарстан в целом.
Целью работы было определение современного состояния дополнительного школьного образования в г.Казани.
В соответствии с целью нами были выдвинуты задачи: изучение литературы, дать определения и основные понятия детско-юношеского туризма и учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого направления, рассмотреть историю развития детско-юношеского туризма, выявить учреждения, которые занимаются данным видом туризма, выявить Казанские туристские объединения и их формы и направления работы, проанализировать современное состояние детско-юношеского туризма в г. Казани, рассмотреть проблемы и перспективы развития детско-юношеского туризма в г. Казани.
В процессе работы нами была проанализирована различная литература по вопросам изучаемой темы - литература и электронные ресурсы по истории зарождения дополнительного образования, законы об учреждениях дополнительного школьного образования, методические рекомендации по организации работы в системе дополнительного школьного образования.
Даны определения детско-юношеского туризма в системе дополнительного образования, классификация учреждений дополнительного школьного образования.
Проанализировав современное состояние детско-юношеского туризма в системе дополнительного школьного образования в г. Казани можно сделать вывод, что Правительство Татарстана считает, что существуют проблемы в системе дополнительного школьного образования, которые необходимо решать.
Решением коллегии министерства образования и науки РФ в 2014 году была разработана Стратегия дальнейшего развития дополнительного образования в соответствие с Концепцией модернизации дополнительного образования детей РФ от 2014 года.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года подчеркивалось, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Современные российские учреждения дополни-тельного образования отличаются многообразием учредительных форм, форм собственности, множеством форм работы. Г лавная задача учреждений дополнительного образования - духовное и физическое развитие своих членов, укрепление их здоровья, организация спортивного отдыха.
Республика Татарстан имеет все необходимые ресурсы для развития детско-юношеского туризма в г. Казани. К этим ресурсам можно отнести плановые маршруты многодневных походов, походов выходного дня, а также постоянно разрабатываемые новые маршруты.
Главными проблемами развития детско-юношеского туризма в г. Казани являются недостаточность финансирования, малое количество квалифицированных кадров, слабо разработанное законодательство, напряженная экологическая обстановка.
Но в то же время в г. Казани имеются большие перспективы развития детско-юношеского спортивного туризма. Детско-юношеский спортивный туризм крайне важен с точки зрения социализации личности, он является одной из наиболее эффективных технологий по формированию здорового образа жизни детей и подростков.
Учреждения дополнительного образования имеют большое значение в вопросах объединения большого количества детей и подростков, подготовки квалифицированных туристских кадров, организации массовых спортивных туристских мероприятий, широкой пропаганды спортивного туризма.
Мы рассмотрели перспективы развития и на основании этого сделали свои предложения: создание действующей модели центров, баз и лагерей детского и молодежного туризма в регионах России; объединение ведомств и организаций, занимающихся проблемами туризма, проведение совместных мероприятий под эгидой госкомитета по делам молодежи; повышение имиджа г. Казани как объекта туризма; привлечение к работе людей профессионально разбирающихся в проблемах туризма.
Кроме этого нами разработан план работы в г. Казань для развития детско-юношеского туризма:
1. Создание отдела детско-юношеского туризма при управлении молодежной политикой;
2. Создание общественных организаций, ориентированных на развитие детско-юношеского туризма в Казани;
3. Создание туристских клубов при общественных организациях г.Казани;
4. Открытые в Республике молодежные турбазы;
5. Проведение в летний период 2016 года молодежного туристского лагеря не менее, чем на 1000 человек силами созданных общественных организаций;
6. Проведение в регионе конференции по проблемам детско-юношеского туризма с участием органов власти, бизнеса и туристской общественности;
7. Открытие и проведение республиканского отделения Всероссийской школы инструкторов не менее чем на 100 человек;
Нам кажется, что детско-юношеский туризм и его развитие основываются на людях, искренне болеющих за свое дело, не представляющих без туризма своей жизни. А взрастить таких людей могут только учреждения дополнительного образования, в которых общий командный дух способствует становлению «туристского характера» с самого детства. Именно поэтому, мы считаем, что без наличия как можно большего числа детско-юношеских туристских клубов невозможно развитие спортивного туризма.
1. Закон «Об образовании» // ИПС «Консультант-плюс».
2. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 3 декабря 1996г. // ИПС «Консультант-плюс».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». // ИПС «Консультант-плюс».
4. Азар, В.И. Экономика и организация туризма. Методологические вопросы. - М.: Экономика.- 2012. - 184 с.
5. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебник.- М.:Экономика.- 2011.
6. Бабкин А.В. Специальные виды туризма - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 252 с.
7. Балабанов, В.С. Экономика туризма: Учебник.- М.:ЭКМОС.- 2010. - 426 с.
8. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М.- 2011. - 222 с.
9. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2013. - 320 с.
10. Венедин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. - М.: Наука, 1982. - 223с.
11. Версан, В.Г., Коломнин, А.Г. Информация и качество.-М.: Экономика. - 2013. - 79 с.
12. Ветитнев, A. M., Боков, М. А., Угрюмов, Е. С. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. - Сочи: РИО СГУТиКД.- 2012. - 95 с.
13. Винокуров, Б.Л., Леонов, В.А. Индустрия туризма: теоретические, методологические и практические аспекты. - Сочи: СГУТиКД.- 2013.
14. Гильмутдинов И.И. Правовые аспекты развития детско-юношеского,
студенческого,массового спорта в субъектах российской федерации. Официальный сайт Госдумы РФ [Эл.ресурс]
http: //iam.duma.gov .ru/node/2/4516/15208
15. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. - М.: Профиздад, 2010. - 135с.
16. Джанджугазов, Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства / М.: Academia.- 2013. - 187 с.
17. Дрогов И.А., Смирнов Д.В. Проблемы организации оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - С.113.
18.Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник / И.В.Зорин,
В.А.Квартальнов; Рос.междунар.акад.туризма. - М.: Финансы и
статистика, 2010. - 358с.
19. Информационный портал Правительства РТ [Эл.ресурс] http: //g2p. tatarstan.ru/rus/info .php?id=6581
20. Кашаверский А.И. Сто лет скаутскому движению России // Официальный сайт радио «Свобода» [Эл.ресурс] www.svobodanews_ru
21. Квартальнов В.А.Туризм. - М.: Физкультура и спорт. - 2011. - 215с.
22. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 173с.
23. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуен, Дж. Мейкенз /Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 787 с.
24. Кусков, А.С., Джаладян, Ю.А. Основы туризма. Учебник для ВУЗов.- М.: Кнорус.- 2015. - 398 с.
25. Малахова, Н.Н., Ушаков, Д.С. Инновации в туризме и сервисе. - М.: МарТ.- 2015. - 224 с.
26.Об истории туризма, путешествий и экскурсионной деятельности в России [Эл.ресурсы]: СВ-Астур турфирма, 2015. -
http: //www.svastour.ru/tour-info. htm
27. Пасечный П.С., Фадеев Б.Г. Основы организации и управления самодеятельным туризмом. - М.: Центральный совет по туризму и экскурсиям, 1980. - 294с.
28. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. - М.: Произдат, 1987. - 224c.
29. Порядок организации туристского клуба и планирование его работы: Методические рекомендации. М.: Центральный совет по туризму и экскурсиям, 1978. - 213с.
30. Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ. Портал Правительства РТ [Эл.ресурс] http: //mdmst.tatarstan.ru/rus/info. php?id=6431 &department_id= 17964http: //gd dtalish.kros.ru/general .php
31. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. . - М. : Ось-89. -
2014. - 160с.
32. Соколова С.А. Скауты идут! // Газета «Вестник». - 2014, №50. - 14с.
33. Туризм, гостеприимство, сервис: словарь-справочник / Г.А.Аванесова, Л.П.Воронкова, В.И.Маслов, Ф.И.Фролов; под ред. Л.П.Воронковой. - М.: Аспект-пресс, 2012. - 365с.
34.Энциклопедия туриста / Ред. кол.: В.И. Талим (гл.ред.), А.Х. Абухов, Ю.Н. Александров и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. - 607с.
35. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 7-е изд. - М.: Добросвет, 2013. - 596 с.