МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ И МОДЕЛИРОВАНИЮ ОДЕЖДЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» 8
1.1 Анализ нормативного обеспечения по технологии 8
1.2 Анализ содержания темы «Конструирование и моделирование
швейных изделий» в школьном курсе технологии 15
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ И МОДЕЛИРОВАНИЮ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ 24
2.1 Особенности организации и проведения занятий по
конструированию и моделированию швейных изделий 24
2.2 Дидактическое обеспечение уроков технологии по конструированию
и моделированию одежды 26
2.3 Разработка пособия по конструированию и моделированию швейных
изделий для учащихся 5-7 классов 33
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА I НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ» 8
1.1 Анализ нормативного обеспечения по технологии 8
1.2 Анализ содержания темы «Конструирование и моделирование
швейных изделий» в школьном курсе технологии 15
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КОНСТРУИРОВАНИЮ И МОДЕЛИРОВАНИЮ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ 24
2.1 Особенности организации и проведения занятий по
конструированию и моделированию швейных изделий 24
2.2 Дидактическое обеспечение уроков технологии по конструированию
и моделированию одежды 26
2.3 Разработка пособия по конструированию и моделированию швейных
изделий для учащихся 5-7 классов 33
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание субъективно новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
- обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование технологической культуры и проектнотехнологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;
- овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;
- формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
В последнее время содержание курса «Технология» во многом претерпевает существенные изменения. Этот вызвано объективными причинами, связанными с развитием техники и технологии. По мнению В.М. Казакевича привычное для нас содержание уроков технологии во многом отстало от вызовов 21 века. «...только одни молотки, зубила, напильники, деревянные рубанки, примитивная электрическая цепь карманного фонарика с одной лампочкой и батарейкой, ручная швейная машина времен прапрадедушки Зингера на уроках технологии для детей уже плохо согласуются с сотовыми телефонами, смартфонами, компьютерами, принтерами, с которыми они сталкиваются и даже пользуются уже с дошкольного возраста» [12].
В рамках нового содержания предмета «Технология» в разделе «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов» школьники изучают основы конструирования и моделирования швейных изделий. Изучение данных тем способствует воспитанию эстетической культуры учащихся, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Формирование целостных представлений о профессии конструктора, художника и портного будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления опыта известных модельеров, конструкторов.
Раздел «Конструирование и моделирование одежды» один из наиболее сложных для изучения, требует знаний по материаловедению, по технологии обработки швейных изделий. Для успешного усвоения учебного материала по этому разделу ученики должны обладать основами графической грамотности, развитым пространственным мышлением.
Все это обусловило выбор темы нашего исследования: «Методика обучения школьников конструированию и моделированию одежды на уроках технологии».
Цель исследования: разработка методики обучения школьников конструированию и моделированию одежды на роках технологии.
Объект исследования: технологическая подготовка школьников.
Предмет исследования: обучение школьниковконструированию и моделированию одежды на уроках технологии.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
- о ределить эффективные средства и методы обучения школьников конструированию и моделированию одежды на уроках технологии;
- ра работать пособие по конструированию и моделированию швейных изделий для учащихся 5-7 классов.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по теме исследования, анализ передового педагогического опыта, обобщение, сравнение;
- эмпирические: наблюдение, проект рование.
Практическая значимость: разработанные задания по
конструированию и моделированию швейных изделий могут быть использованы учителями технологии на уроках в школе, а также при подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам по технологии.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
- обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития;
- освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- формирование технологической культуры и проектнотехнологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники;
- овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере;
- формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
В последнее время содержание курса «Технология» во многом претерпевает существенные изменения. Этот вызвано объективными причинами, связанными с развитием техники и технологии. По мнению В.М. Казакевича привычное для нас содержание уроков технологии во многом отстало от вызовов 21 века. «...только одни молотки, зубила, напильники, деревянные рубанки, примитивная электрическая цепь карманного фонарика с одной лампочкой и батарейкой, ручная швейная машина времен прапрадедушки Зингера на уроках технологии для детей уже плохо согласуются с сотовыми телефонами, смартфонами, компьютерами, принтерами, с которыми они сталкиваются и даже пользуются уже с дошкольного возраста» [12].
В рамках нового содержания предмета «Технология» в разделе «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов» школьники изучают основы конструирования и моделирования швейных изделий. Изучение данных тем способствует воспитанию эстетической культуры учащихся, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Формирование целостных представлений о профессии конструктора, художника и портного будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления опыта известных модельеров, конструкторов.
Раздел «Конструирование и моделирование одежды» один из наиболее сложных для изучения, требует знаний по материаловедению, по технологии обработки швейных изделий. Для успешного усвоения учебного материала по этому разделу ученики должны обладать основами графической грамотности, развитым пространственным мышлением.
Все это обусловило выбор темы нашего исследования: «Методика обучения школьников конструированию и моделированию одежды на уроках технологии».
Цель исследования: разработка методики обучения школьников конструированию и моделированию одежды на роках технологии.
Объект исследования: технологическая подготовка школьников.
Предмет исследования: обучение школьниковконструированию и моделированию одежды на уроках технологии.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
- о ределить эффективные средства и методы обучения школьников конструированию и моделированию одежды на уроках технологии;
- ра работать пособие по конструированию и моделированию швейных изделий для учащихся 5-7 классов.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по теме исследования, анализ передового педагогического опыта, обобщение, сравнение;
- эмпирические: наблюдение, проект рование.
Практическая значимость: разработанные задания по
конструированию и моделированию швейных изделий могут быть использованы учителями технологии на уроках в школе, а также при подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам по технологии.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
Учебный предмет «Технология» направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание субъективно новых ценностей. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.
На изучение предметной области «Технология» в базисном учебном плане образовательной организации на этапе основного общего образования отводится 242 учебных часа для обязательного изучения: из расчёта в 5-7 классах - 2 часа в неделю, в 8 классе - 1 час. Дополнительно рекомендуется выделить за счёт резерва учебного времени и внеурочной деятельности в 8 классе - 1 час в неделю и в 9 классе - 2 часа.
Каждый компонент примерной программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной про рамме направлены на освоение различных технологий.
2. В рамках нового содержания предмета «Технология» в разделе «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов» школьники изучают основы конструирования и моделирования швейных изделий. Раздел «Конструирование и моделирование одежды» один из наиболее сложных для изучения.
В арсенале учителя технологии для раздела «Конструирование и моделирование одежды» должны быть разнообразные дидактические средства: модели, макеты, плакаты, инструкционные и технологические карты, рабочие тетради, методические пособия, разнообразный демонстрационный и раздаточный материал. Для разного уровня обучения необходимо изготовить карточки-задания, контрольно-оценочные задания разной сложности. Наиболее значительная роль принадлежит поэтапным образцам, демонстрирующим последовательность и технологию проработки узлов и изделий, технологическим и инструкционным картам, обеспечивающим дифференциацию и индивидуализацию обучения.
При изучении конструирования и моделирования в современной школе широко применяются различные компьютерные программы по конструированию швейных изделий: Redcafe, «ЛЕКО», Lectra, Gerber, PADSystem, Assyt и др.
3. В рамках нашего исследования были разработаны практические задания по моделированию поясных и плечевых швейных изделий. Задания предусматривают моделирование базового чертежа изделия на основе анализа эскиза и технического описания модели, а также подготовку выкройки изделия к раскрою.
Данные задания можно использовать на уроках при проведении контрольных срезов, как индивидуальное задание для более сильных учащихся. Отдельные элементы задания можно использовать при выполнении творческих проектов.
Разработанные нами задания учитель технологии может использовать и при подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам по технологии.
Учебный предмет «Технология» направлен на овладение обучающимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание субъективно новых ценностей. В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.
На изучение предметной области «Технология» в базисном учебном плане образовательной организации на этапе основного общего образования отводится 242 учебных часа для обязательного изучения: из расчёта в 5-7 классах - 2 часа в неделю, в 8 классе - 1 час. Дополнительно рекомендуется выделить за счёт резерва учебного времени и внеурочной деятельности в 8 классе - 1 час в неделю и в 9 классе - 2 часа.
Каждый компонент примерной программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторнопрактические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной про рамме направлены на освоение различных технологий.
2. В рамках нового содержания предмета «Технология» в разделе «Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов» школьники изучают основы конструирования и моделирования швейных изделий. Раздел «Конструирование и моделирование одежды» один из наиболее сложных для изучения.
В арсенале учителя технологии для раздела «Конструирование и моделирование одежды» должны быть разнообразные дидактические средства: модели, макеты, плакаты, инструкционные и технологические карты, рабочие тетради, методические пособия, разнообразный демонстрационный и раздаточный материал. Для разного уровня обучения необходимо изготовить карточки-задания, контрольно-оценочные задания разной сложности. Наиболее значительная роль принадлежит поэтапным образцам, демонстрирующим последовательность и технологию проработки узлов и изделий, технологическим и инструкционным картам, обеспечивающим дифференциацию и индивидуализацию обучения.
При изучении конструирования и моделирования в современной школе широко применяются различные компьютерные программы по конструированию швейных изделий: Redcafe, «ЛЕКО», Lectra, Gerber, PADSystem, Assyt и др.
3. В рамках нашего исследования были разработаны практические задания по моделированию поясных и плечевых швейных изделий. Задания предусматривают моделирование базового чертежа изделия на основе анализа эскиза и технического описания модели, а также подготовку выкройки изделия к раскрою.
Данные задания можно использовать на уроках при проведении контрольных срезов, как индивидуальное задание для более сильных учащихся. Отдельные элементы задания можно использовать при выполнении творческих проектов.
Разработанные нами задания учитель технологии может использовать и при подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам по технологии.



