ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У
ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Психологическая характеристика понятия «агрессивности» и
специфика ее проявления в подростковом возрасте 6
1.2 Психологическая характеристика личностной тревожности подростков и причины ее
проявления 12
1.3 Анализ теоретических подходов к проблеме взаимосвязи агрессивности и личностной тревожности в подростковом
возрасте 21
Выводы по первой глав 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Организация исследования. Описание методик 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 34
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У
ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Психологическая характеристика понятия «агрессивности» и
специфика ее проявления в подростковом возрасте 6
1.2 Психологическая характеристика личностной тревожности подростков и причины ее
проявления 12
1.3 Анализ теоретических подходов к проблеме взаимосвязи агрессивности и личностной тревожности в подростковом
возрасте 21
Выводы по первой глав 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Организация исследования. Описание методик 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 34
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время тема агрессивности и тревожности подростков вызывает серьезные волнения со стороны родителей, учителей и особенно психологов. Недостаток времени у взрослого поколения, дефицит общения, деформация семейных отношений, жестокое обращение, принуждение к послушанию создает условия для увеличения уровня агрессивности и тревоги у подростков.
Подростковый возраст является переходным от детства к взрослости. Данный период развития считается «сложным» как для подростка, так и для его социального окружения. Совершается перестройка прежде сформировавшихся психологических структур, и появляются новые образования, закладываются основы осознанного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. В поведение подростков можно пронаблюдать негативизм, эмоциональную грубость, агрессивные поступки, раздражительность, обиду. Также для детей приемлемо копирование определенных стереотипов поведения в обществе, которые представляются разнообразными средствами информации, инициирующих агрессивные формы поведения подростка. Это выражается в желании занять лидирующее место в референтной группе, презентации себя как взрослого, демонстрации собственной значимости, осознания себя человеком, которого нельзя принизить, оскорбить. Все эти признаки сочетаются с повышенной тревогой и страхом не быть признанным сверстниками и не состоятся как личность в своем окружении.
Под агрессивностью понимают мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [11, с. 26].
Тревожность предполагает, индивидуальную психологическую особенность, выражающаяся в предрасположенности человека к активным и интенсивным переживаниям состояния волнения, либо характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [17, с. 187].
Актуальность данного исследования обусловлена увеличением агрессивности в обществе у подростков, а с другой стороны недостаточностью эмпирических исследований в специфики агрессивного подростка. Агрессивности отведено большое количество работ, но они неполно раскрывают суть этого явления в связи с такой особенностью, как чувство тревожности. В ситуации социальной неясности, когда на первый план выходит проблема взаимоотношений в обществе, когда проявления насилия, высокого уровня агрессивности, отдаленность подрастающего поколения являются очевидными, особое внимание необходимо уделять задаче развития принятия, терпимости в поведение и отношении других. Это невозможно без изучения агрессивности и тревоги у подрастающего поколения.
Проблемами агрессивности и личностной тревожности у подростков занимались такие ученые как А.Басс-Дарки [47], Лоренц К. [21], Кауфма X., Фромм Э., Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. [2], Прихожан А. М. [32], Столяренко Л.Д. [31], Имедадзе И.В. [32], Ричардсон Д. и Бэрон Р. [7].
Цель исследования: определить взаимосвязь показателей
агрессивности и личностной тревожности подростков.
Объект: ученики 8 А и 8 Б класса, МБОУ СОШ №2, г. Елабуги, количество испытуемых составляет 55 человек.
Предмет исследования: агрессивность и личностная тревожность подростков.
Задачи:
1. Проанализировать понятие агрессивности и специфику ее проявления в подростковом возрасте.
2. Проанализировать личностную тревожность подростков и причины ее проявления.
3. Провести анализ литературы по проблеме взаимосвязи агрессивности и личностной тревожности в подростковом возрасте.
4. Проанализировать взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков.
При реализации поставленных задач был использован метод математической обработки данных коэффициент корреляции Пирсона, диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки и шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханни.
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение, что существует прямая взаимосвязь между агрессивностью и личностной тревожности подростков.
В процессе работы были изучены литературные источники по теме исследования, рассмотрены основные аспекты агрессивного поведения и личностной тревожности подростков.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при проведении тренингов и разработке подходов профилактике и коррекции по снижению уровня агрессивности у учащихся, опирающихся на особенности подростков.
Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Апробация. Материалы исследования были апробированы в научной статье «Взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков» и представлены в Международном научно-практическом журнале, в основном разделе «Современная наука: теория и практика» [45].
Подростковый возраст является переходным от детства к взрослости. Данный период развития считается «сложным» как для подростка, так и для его социального окружения. Совершается перестройка прежде сформировавшихся психологических структур, и появляются новые образования, закладываются основы осознанного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. В поведение подростков можно пронаблюдать негативизм, эмоциональную грубость, агрессивные поступки, раздражительность, обиду. Также для детей приемлемо копирование определенных стереотипов поведения в обществе, которые представляются разнообразными средствами информации, инициирующих агрессивные формы поведения подростка. Это выражается в желании занять лидирующее место в референтной группе, презентации себя как взрослого, демонстрации собственной значимости, осознания себя человеком, которого нельзя принизить, оскорбить. Все эти признаки сочетаются с повышенной тревогой и страхом не быть признанным сверстниками и не состоятся как личность в своем окружении.
Под агрессивностью понимают мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [11, с. 26].
Тревожность предполагает, индивидуальную психологическую особенность, выражающаяся в предрасположенности человека к активным и интенсивным переживаниям состояния волнения, либо характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [17, с. 187].
Актуальность данного исследования обусловлена увеличением агрессивности в обществе у подростков, а с другой стороны недостаточностью эмпирических исследований в специфики агрессивного подростка. Агрессивности отведено большое количество работ, но они неполно раскрывают суть этого явления в связи с такой особенностью, как чувство тревожности. В ситуации социальной неясности, когда на первый план выходит проблема взаимоотношений в обществе, когда проявления насилия, высокого уровня агрессивности, отдаленность подрастающего поколения являются очевидными, особое внимание необходимо уделять задаче развития принятия, терпимости в поведение и отношении других. Это невозможно без изучения агрессивности и тревоги у подрастающего поколения.
Проблемами агрессивности и личностной тревожности у подростков занимались такие ученые как А.Басс-Дарки [47], Лоренц К. [21], Кауфма X., Фромм Э., Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. [2], Прихожан А. М. [32], Столяренко Л.Д. [31], Имедадзе И.В. [32], Ричардсон Д. и Бэрон Р. [7].
Цель исследования: определить взаимосвязь показателей
агрессивности и личностной тревожности подростков.
Объект: ученики 8 А и 8 Б класса, МБОУ СОШ №2, г. Елабуги, количество испытуемых составляет 55 человек.
Предмет исследования: агрессивность и личностная тревожность подростков.
Задачи:
1. Проанализировать понятие агрессивности и специфику ее проявления в подростковом возрасте.
2. Проанализировать личностную тревожность подростков и причины ее проявления.
3. Провести анализ литературы по проблеме взаимосвязи агрессивности и личностной тревожности в подростковом возрасте.
4. Проанализировать взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков.
При реализации поставленных задач был использован метод математической обработки данных коэффициент корреляции Пирсона, диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки и шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханни.
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение, что существует прямая взаимосвязь между агрессивностью и личностной тревожности подростков.
В процессе работы были изучены литературные источники по теме исследования, рассмотрены основные аспекты агрессивного поведения и личностной тревожности подростков.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при проведении тренингов и разработке подходов профилактике и коррекции по снижению уровня агрессивности у учащихся, опирающихся на особенности подростков.
Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Апробация. Материалы исследования были апробированы в научной статье «Взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков» и представлены в Международном научно-практическом журнале, в основном разделе «Современная наука: теория и практика» [45].
В дипломной работе, тема которой «Взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков» была рассмотрена в теоретической части личностная тревожность - это черта характера, которая свидетельствует об стабильной склонности воспринимать огромный круг ситуаций как угрожающие, и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
В целом личностная тревожность характеризуется как достаточно устойчивая личностная черта, выражающаяся в устойчивой склонности к переживаниям в всевозможных жизненных ситуациях, эта черта может проявляться в тех обстановках, которые объективно к этой ситуации не располагаются.
В рамках данной работы так же был рассмотрен вопрос о проявлении агрессивности. С одной стороны, агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее правилами сосуществования в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее моральный, физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. А с другой стороны, агрессия обозначает открытую неприязнь, вызывающую враждебность.
На основании изученных материалов, в соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза, что существует прямая взаимосвязь между агрессивностью и личностной тревожности подростков.
В практической части выявлены уровни личностной тревожности с помощью шкалы реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханни. Также при помощи теста на определении агрессивного поведения Баса- Дарки был выявлен индекс агрессивности.
В результате проведённого исследования выяснилась, что у испытуемых преобладает средний уровень личностной тревожности и средний уровень агрессивности. Это говорит о том, что у подростков отсутствуют выраженные конфликтные ситуации и инциденты между сверстниками и взрослыми, они находятся в комфортной психологической обстановке в школе и в сфере семьи, а также не испытывают недостка в общении. Следовательно, агрессивное поведение в подростковом возрасте проявляется при наличии тревожности в определенных ситуациях.
Таким образом, мы исследовали взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков. Поставленные задачи были успешно выполнены, поставленная цель была достигнута. Исследования показали, что гипотеза подтвердилась, существует прямая взаимосвязь между агрессивностью и личностной тревожности подростков.
В целом личностная тревожность характеризуется как достаточно устойчивая личностная черта, выражающаяся в устойчивой склонности к переживаниям в всевозможных жизненных ситуациях, эта черта может проявляться в тех обстановках, которые объективно к этой ситуации не располагаются.
В рамках данной работы так же был рассмотрен вопрос о проявлении агрессивности. С одной стороны, агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее правилами сосуществования в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее моральный, физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. А с другой стороны, агрессия обозначает открытую неприязнь, вызывающую враждебность.
На основании изученных материалов, в соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза, что существует прямая взаимосвязь между агрессивностью и личностной тревожности подростков.
В практической части выявлены уровни личностной тревожности с помощью шкалы реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханни. Также при помощи теста на определении агрессивного поведения Баса- Дарки был выявлен индекс агрессивности.
В результате проведённого исследования выяснилась, что у испытуемых преобладает средний уровень личностной тревожности и средний уровень агрессивности. Это говорит о том, что у подростков отсутствуют выраженные конфликтные ситуации и инциденты между сверстниками и взрослыми, они находятся в комфортной психологической обстановке в школе и в сфере семьи, а также не испытывают недостка в общении. Следовательно, агрессивное поведение в подростковом возрасте проявляется при наличии тревожности в определенных ситуациях.
Таким образом, мы исследовали взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков. Поставленные задачи были успешно выполнены, поставленная цель была достигнута. Исследования показали, что гипотеза подтвердилась, существует прямая взаимосвязь между агрессивностью и личностной тревожности подростков.
Подобные работы
- Личностные особенности тревожных подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Деятельность учителя начальных классов по профилактике агрессивного поведения младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С УРОВНЕМ
ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Депривированность психологического пространства как фактор высокой личностной тревожности у подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Личностные особенности подростков, ведущих здоровый образ жизни
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2022 - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2015 - ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ КАК ФАКТОРА КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2013



