Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Работа №63855

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
701
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У
ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Психологическая характеристика понятия «агрессивности» и
специфика ее проявления в подростковом возрасте 6
1.2 Психологическая характеристика личностной тревожности подростков и причины ее
проявления 12
1.3 Анализ теоретических подходов к проблеме взаимосвязи агрессивности и личностной тревожности в подростковом
возрасте 21
Выводы по первой глав 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 31
2.1 Организация исследования. Описание методик 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 34
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В настоящее время тема агрессивности и тревожности подростков вызывает серьезные волнения со стороны родителей, учителей и особенно психологов. Недостаток времени у взрослого поколения, дефицит общения, деформация семейных отношений, жестокое обращение, принуждение к послушанию создает условия для увеличения уровня агрессивности и тревоги у подростков.
Подростковый возраст является переходным от детства к взрослости. Данный период развития считается «сложным» как для подростка, так и для его социального окружения. Совершается перестройка прежде сформировавшихся психологических структур, и появляются новые образования, закладываются основы осознанного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. В поведение подростков можно пронаблюдать негативизм, эмоциональную грубость, агрессивные поступки, раздражительность, обиду. Также для детей приемлемо копирование определенных стереотипов поведения в обществе, которые представляются разнообразными средствами информации, инициирующих агрессивные формы поведения подростка. Это выражается в желании занять лидирующее место в референтной группе, презентации себя как взрослого, демонстрации собственной значимости, осознания себя человеком, которого нельзя принизить, оскорбить. Все эти признаки сочетаются с повышенной тревогой и страхом не быть признанным сверстниками и не состоятся как личность в своем окружении.
Под агрессивностью понимают мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [11, с. 26].
Тревожность предполагает, индивидуальную психологическую особенность, выражающаяся в предрасположенности человека к активным и интенсивным переживаниям состояния волнения, либо характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [17, с. 187].
Актуальность данного исследования обусловлена увеличением агрессивности в обществе у подростков, а с другой стороны недостаточностью эмпирических исследований в специфики агрессивного подростка. Агрессивности отведено большое количество работ, но они неполно раскрывают суть этого явления в связи с такой особенностью, как чувство тревожности. В ситуации социальной неясности, когда на первый план выходит проблема взаимоотношений в обществе, когда проявления насилия, высокого уровня агрессивности, отдаленность подрастающего поколения являются очевидными, особое внимание необходимо уделять задаче развития принятия, терпимости в поведение и отношении других. Это невозможно без изучения агрессивности и тревоги у подрастающего поколения.
Проблемами агрессивности и личностной тревожности у подростков занимались такие ученые как А.Басс-Дарки [47], Лоренц К. [21], Кауфма X., Фромм Э., Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. [2], Прихожан А. М. [32], Столяренко Л.Д. [31], Имедадзе И.В. [32], Ричардсон Д. и Бэрон Р. [7].
Цель исследования: определить взаимосвязь показателей
агрессивности и личностной тревожности подростков.
Объект: ученики 8 А и 8 Б класса, МБОУ СОШ №2, г. Елабуги, количество испытуемых составляет 55 человек.
Предмет исследования: агрессивность и личностная тревожность подростков.
Задачи:
1. Проанализировать понятие агрессивности и специфику ее проявления в подростковом возрасте.
2. Проанализировать личностную тревожность подростков и причины ее проявления.
3. Провести анализ литературы по проблеме взаимосвязи агрессивности и личностной тревожности в подростковом возрасте.
4. Проанализировать взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков.
При реализации поставленных задач был использован метод математической обработки данных коэффициент корреляции Пирсона, диагностика агрессивности по тесту Басса-Дарки и шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханни.
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение, что существует прямая взаимосвязь между агрессивностью и личностной тревожности подростков.
В процессе работы были изучены литературные источники по теме исследования, рассмотрены основные аспекты агрессивного поведения и личностной тревожности подростков.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при проведении тренингов и разработке подходов профилактике и коррекции по снижению уровня агрессивности у учащихся, опирающихся на особенности подростков.
Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Апробация. Материалы исследования были апробированы в научной статье «Взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков» и представлены в Международном научно-практическом журнале, в основном разделе «Современная наука: теория и практика» [45].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе, тема которой «Взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков» была рассмотрена в теоретической части личностная тревожность - это черта характера, которая свидетельствует об стабильной склонности воспринимать огромный круг ситуаций как угрожающие, и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
В целом личностная тревожность характеризуется как достаточно устойчивая личностная черта, выражающаяся в устойчивой склонности к переживаниям в всевозможных жизненных ситуациях, эта черта может проявляться в тех обстановках, которые объективно к этой ситуации не располагаются.
В рамках данной работы так же был рассмотрен вопрос о проявлении агрессивности. С одной стороны, агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее правилами сосуществования в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее моральный, физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. А с другой стороны, агрессия обозначает открытую неприязнь, вызывающую враждебность.
На основании изученных материалов, в соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза, что существует прямая взаимосвязь между агрессивностью и личностной тревожности подростков.
В практической части выявлены уровни личностной тревожности с помощью шкалы реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханни. Также при помощи теста на определении агрессивного поведения Баса- Дарки был выявлен индекс агрессивности.
В результате проведённого исследования выяснилась, что у испытуемых преобладает средний уровень личностной тревожности и средний уровень агрессивности. Это говорит о том, что у подростков отсутствуют выраженные конфликтные ситуации и инциденты между сверстниками и взрослыми, они находятся в комфортной психологической обстановке в школе и в сфере семьи, а также не испытывают недостка в общении. Следовательно, агрессивное поведение в подростковом возрасте проявляется при наличии тревожности в определенных ситуациях.
Таким образом, мы исследовали взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков. Поставленные задачи были успешно выполнены, поставленная цель была достигнута. Исследования показали, что гипотеза подтвердилась, существует прямая взаимосвязь между агрессивностью и личностной тревожности подростков.



1. Авдулова, Т. И. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. И. Авдулова. - М., 2017. - 394 с.
2. Антье Э. Агрессивность. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 192 с.
3. Аракелов Е.Е., Н.Е. Лысенко., Е.К. Шотт Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. - 1997. - №2. -С. 102-113.
4. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. // Сост. и общая редакция В.М. Астапова. - М: ПЕРСЭ, 2008. - 256 с.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия - М., 2000. - 512 с.
6. Берковиц Л. Агрессия: приемы, последствия и контроль. СПб.: Питер, 2001. - 430 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
8. Бачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий. // Школьный психолог. - 2004. - № 8. - С. 9.
9. Волков Б.С. Психология подростка/ Б.С. Волков. - М.:
Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.
Ю.Востокнутов Н.В., Василевский В.Е. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психического развития // Российский психиатрический журнал. -2000. -№2,- С. 12-19.
П.Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии.// Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-72.
12.3авражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - С. 43-49.
13.3имелева З.Л. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование. 2001.-№4,- С. 22
27.
14. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. - 288 с.
15. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности/ Л.М. Костина. - СПб.: Речь, 2002.-200 с.
16. Кочу бей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 2006. - 80 с.
17. Кьеркегор С., Фрейд 3., Ранк О. Тревога и тревожность: Хрестоматия // Сост.и общ.ред. В.М.Астапова. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
18. Левитов Н.Д. Психологические состояния агрессии // Вопросы психологии,- 2002. - № 6. - С. 168-173.
19. Левченко А. Психологические особенности подросткового возраста // Психолог. - 2003. - № 2. - С. 41-58.
20. Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков. Вопросы психологии - 2005. - №4. - С. 117-124.
21. Лоренц К.З. Агрессия. -М.: Римис, 2013. - 352 с.
22. Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 24-32.
23. Мещеряков Б.Е., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - 4-е изд., дополн. и испр. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.
24. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии
(практикум): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., допол,-
Елабуга: ЕЕПУ, 2011.-115 с.
25. Молчанов С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 351 с.
26. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Еуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
27.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
27. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. - Спб.: Речь, 2006. - 336 с.
28. Подольский А.И., Идобаева О.А., Идобаев Л.А. Подросток в современном мире.// Заметки психолога. - Спб.: Питер, 2007. - 272 с.
29. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность // под ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.
30. Прихожан А. М., Психология тревожности: дошкольный и
школьный возраст 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
31. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: МПСИ, 2000. - 304с.
32. Райс Ф., Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012.-816с.
33. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие / Л.М. Семенюк. - 2-е изд. - М.: МПСИ, 2003. - 96 с.
Зб.Сушкова Ф. Уровень тревожности растет // Воспитание школьников. -2006. -№ 9. С. 12-14.
36. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность. Причины, следствия и профилактика. - М., 2016. - 144 с.
37. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. - М., 2004. - 480 с.
38. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007. - 480 с.
39. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 806 с.
40. Шэффер Д. Дети и подростки: психология развития. - СПб., 2003. - 976 с.
41. Агрессивное поведение.// Wikipedia ® - зарегистрированный
товарный знак некоммерческой организации Wikipedia Foundation.
Inc. - последнее изменение 19.10.2013, 23:32. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Агрессивноеповедение (дата обращения 01.02.2017).
42. Агрессивность.// Wikipedia ® - зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikipedia Foundation. Inc. - последнее изменение 19.09.2015, 12:59. - [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 01.02.2017).
43. Агрессивность детей и подростков. Литрес. - [Электронный ресурс].
- URL: https://www.litres.ru/uriy-mozhginskiy/agressivnost-detey-i-
podrostkov/chitat-onlayn/ (дата обращения 20.03.2017).
44. Дмитриева Л.И. Гендерные особенности эмоциональных отклонений
у старших подростков // Таврический научный обозреватель. URL: http: //tavr, science/stat/2016/12/53 -Dmitrieva, pdf дата обращения:
21.03.17) .
45.Зотова Т.И. Взаимосвязь агрессивности и личностной тревожности подростков. // © Теория и практика современной науки. [Электронный ресурс]. URL: http://modern-
i. ru/domains data/files/23/Zotova%20T.I.pdf (дата обращения
10.05.2017) .
46.Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявления тревожности у школьников // Возрастная и педагогическая психология. URL: http://clinicpsv.ucoz.ru/docs/publikation/MalkovaStatva.pdf (дата
обращения: 21.03.17).
47.Опросник Басс-Дарки.// Тестотека. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/l 19.pdf (дата обращения 03.02.2017).
48. Подходы к определению агрессии.// Wikipedia ® -
зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikipedia Foundation. Inc. - последнее изменение 22.04.2017, 21:11. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://ru. wikipedia. org/wiki/Агрессивноеповедение (дата обращения
18.02.2017) .
49. Психология отклоняющегося поведения.// ЮРАЙТ. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/C4AE4608-A4C7- 43Cl-8848-D242A9CCD382#page/l (дата обращения 19.03.2017).
50. Психология подросткового возраста.// ЮРАЙТ. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/3AAA2B8D-FlC3- 42BB-8B3D-340A7D371567#page/13 (дата обращения 17.03.2017).
51. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков.// ЮРАЙТ. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/F45625A5-79CF-4FFA-9BBl- C91A0E93AF0A#page/l (дата обращения 20.03.2017).
52. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).// Тестотека. - [Электронный ресурс]. - URL: http://testoteka.narod.rU/lichn/l/48.html (дата обращения 03.02.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ