Введение 3
ГЛАВА 1. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА РОМАНА «OSMANCIK» 7
1.1. Турецкий роман в XX веке и роль творчества Тарыка Бугры в его развитии 7
1.2. Сюжет и проблематика романа «OSMANCIK» 12
1.3. Художественные особенности романа 21
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ «OSMANCIK» 33
2.1. Образ главного героя Османа 1 34
2.2. Личностные отношения Османа с друзьями и противниками 44
2.3. Становление Османа основателем Османской Империи 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Одним из талантливых турецких писателей, добившихся признания читателей благодаря своим историческим романам и внесший большой вклад в обогащение турецкой исторической романистики, является Тарык Бугра (1918-1994). Особое место в творчестве писателя занимает роман «OSMANCIK» (Осман удалой), написанный на историческую тему. Основной задачей прозаика было не только воссоздание описываемой эпохи, но и создание психологического образа Османа Гази.
Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем, что на сегодняшний день роман с точки зрения выявления художественных, сюжетных и композиционных особенностей не достаточно исследован. В работе мы будем рассматривать сюжетно-композиционную структуру исторического романа.
Исторический роман - это одна из разновидностей исторической прозы. Историческая проза допускает некоторую вольность в обращении с фактами, свободный их отбор, а также введение - для поддержания интереса к повествованию вымышленных персонажей. Основная задача исторической прозы - изобразить цепь реальных событий со всем возможным драматизмом, объединив их при этом некой исторической концепцией, используя для достижения поставленной цели лексики изображаемой эпохи (устаревшую лексику). «Известно, что устаревшие слова, воспринимаемые как архаизмы, историзмы обладают способностью придавать речи торжественную окраску некоторой подчеркнутой книжности, изысканности».
Тарык Бугра внес в турецкую историческую романистику новую проблематику. Писатель подошел к традиционной исторической теме через призму отдельного человека, и благодаря этому смог открыть новые стороны личности Османа Газихана. Он мастерски показал острую борьбу в жизни Османа, его созидательную деятельность, способность полностью мобилизовать свои силы и применить их на пути самосовершенствования и достижения идеалов. Образ Османа Газихана формируется во взаимосвязи с современным ему социальным развитием и твердой верой, что придает роману естественность и жизненность.
Художественное мастерство Тарыка Бугры в создании исторического романа проявляется еще и в том, что к событиям далекого прошлого он подходит с точки зрения высоких идеалов своего времени. Но самое главное то, что образ Османа Газихана полностью национален.
Тема литературных образов, взаимодействия культур эпохи Османской империи не может быть до конца осмыслена без обращения к творческому наследию Тарыка Бугры. Помимо описания жизни основателя османов и его военных побед, автора так же интересуют такие «вечные» темы, как «любовь», «жизнь и смерть», «дружба». Каждая из этих проблем стремится создать свой сюжет. Изучение творчества Тарыка Бугры представляется актуальным в силу того, что Тарык Бугра, воссоздавая сложную ситуацию в жизни отдельно взятых личностей в романе, стремится изобразить османское общество во всем его многообразии, противоречивости мировосприятия, предопределенной нравственных и моральных устоев. Бугра фокусирует внимание на отдельно взятой личности.
Целью нашей работы является изучение сюжетно-композиционной структуры романа Тарыка Бугры «OSMANCIK».
2 http ://www. orienthist. spbu.ru/arhiv/2011 /files/assets/basic-html/page403 .html
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть структуру сюжета и определить художественные особенности романа Тарыка Бугры «OSMANCIK».
2. Раскрыть комплекс образов и определить место образа Османа в романе Тарыка Бугры «OSMANCIK».
Объектом исследования выступает роман Тарыка Бугры «OSMANCIK».
Предметом исследования служат художественный мир и сюжетно-композиционный уровень романа Тарыка Бугры «OSMANCIK».
В ходе данной работы были использованы следующие методы:
1. Эмпирический метод - для сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений;
2. Культурно-исторический метод - в рамках данного метода литература трактуется как продукт общественной жизни и конкретных культурно-исторических условий;
3. Библиографический метод - для обработки литературоведческих материалов.
Теоретической основой исследования являются труды, монографии и статьи известных ученых и ведущих литературоведов в области литературной критики и творчества Тарыка Бугры: Сулейманова А.С., Репенкова М.М, Алькаева Л.О., Давыдова Т.Т., Хализев В.Е., Приймакова Н.А., Ге- ниш Э., Успенский Б.А. и т.д.
Научная новизна исследования заключается в анализе основных уровней структуры произведения и образа героев.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в вузовских курсах, посвященных истории турецкой литературы, в спецкурсах по турецкому языку и на семинарах по практике перевода.
Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из: введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. Глава 1. СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА РОМАНА «OSMANCIK» посвящена художественному анализу романа Тарыка Бугры «OSMANCIK». В нем рассмотрено формирование Тарыка Бугры как писателя, основные проблемы, их идейная и художественная ценность романа «OSMANCIK», проанализирован сюжет данного романа и выявлены художественные особенности. В Главе 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ «OSMANCIK» дана характеристика каждому образу, конкретизированы отношения Османа и его окружения, описано становление и правление Османа Газихана. В заключении дипломной работы сделаны основные выводы по результатам исследования и предоставлен список используемых источников.
В нашем исследовании мы изучили особенности исторического романа Тарыка Бугра «OSMANCIK» (Осман Удалой).
Тарык Бугра, описывая создание Османской Империи с изобретательностью и циничной искренностью, завоевал расположение для своей родины. Впрочем, нельзя сказать «завоевал расположение»: скорее, снабдил всех желающих любопытным набором информации об Османе. В современном мире в бренд превращена даже национальная история: историческое повествование уже не изображает историческое прошлое, оно лишь разыгрывает в образах наши представления и стереотипы о прошлом, которые тут же становятся «популярной историей». Если и есть реалистический эффект, то он возникает от постепенного осознания рамок наших стереотипов и размышлений над современностью, которая диктует нам популярные образы истории. Сама же история остается вне досягаемости.
Роман «OSMANCIK» становится любопытной иллюстрацией к концепциям национальной идентичности. Сюжет и композиция романа, выстроенные по классическому принципу «прошлое-настоящее-будущее», обманывают читателя своей простотой. В этот временной отрезок длиной в одну человеческую жизнь автор сумел вложить множество рассуждений, образов, символов, призванных раскрыть основные идеи произведения. Что же остается у читателя к концу прочтения книги? Роман настолько сложен, что не может быть определенного ответа, пожалуй, и у самого автора. Все зависит от того, какое направление для своих размышлений выбирает читатель. Можно сфокусироваться на сложных сюжетных линиях, показывающих непростые межличностные отношения героев.
Художественный мир Тарыка Бугры можно назвать очень эффектным, вызывающим особые эмоции у читателя. Он точно выражает внешние конфликты, определяющие столкновения героев. Главным сюжетообразующим оказывается авторское стремление воссоздать биографию героя, показать путь его становления, которое отличается неторопливым, постепенным характером.
В романе Тарыка Бугра можно отметить два типа сюжетного движения: центробежный и центростремительный. Центробежный сюжет отличается принципиальным отсутствием целостности, стремлением представить текст как систему фрагментов. Центростремительный сюжет может быть выражен и осмыслен в пересказе, его отличает тенденция к изображению состоявшейся судьбы, конкретной биографии. Жизнь Османа отличается большей ясностью и желанием автора показать движение судьбы, появление цели.
В 20-ом веке мировая литература приближалась к мысли о том, что есть ценности, значительно превышающие значение реальности, - та или иная идея, игра, или бунт, выражающий несогласие с бытием и стремящийся к смерти. У Тарыка Бугры ощущение многообразной жизни и личного счастья противостоит «истории» как самому очевидному способу превращения «жизни» в «знак». Жизнь становится событием, когда герой начинает осознавать ее личностно, пропуская через себя. Герой должен обнаружить в жизни философский уровень, начать мыслить о бытии, о смерти, как о вопросах, на которые нельзя дать «заученные» ответы.
Таким образом, поставленная во введении цель дипломной работы достигнута, а исследовательские задачи выполнены. Можно отметить, что роман Тарыка Бугры в совокупности с художественными приемами, которые он использует, музыкальна и ритмична. «OSMANCIK» - высокохудожественное произведение 20-ого века. Художественной целью и задачей автора является воспроизведение и исследование важнейших характеристик личности Османа, показ взаимосвязи личности и эпохи. В данном историческом романе сочетаются исторический, социальный и гуманистический подходы. Доля вымысла в романе является преобладающей, особенно
в интерпретации исторических событий, предметного мира, характерных, установленных документально черт личности и портрета исторических персонажей. Автор в пределах художественной необходимости и идеи произведения, несомненно, имеет право на вымысел, фантазию, использовать художественные приемы усиления, при этом, не допуская искажения исторической действительности.
Роман отличается четкостью композиции и точным подбором красок. Тарык Бугра исследует эпоху Османа 1 с общечеловеческой, нравственной точки зрения. Исследуя дух эпохи, автор приходит к выводу, что правители- «плоть от плоти народа, нация выплескивает того, кого она достойна». Тарык Бугра рисует полный комплекс нравственных ценностей, религиозных идеалов; рисует эпоху.
Турецкий романист, как известно, при написании романа задавался целью не столько описать какие-либо события, сколько изобразить общий характер целой эпохи и воспроизвести понятия, верования, нравы и традиции тюркского общества в периоды XIII-XIV веков. Это отчасти ему удалось.
«Osmancik» - любимый исторический роман в Турции. Однако не является произведением для широкой аудитории в других странах, так как события, которые происходят в XIII - XIV веках, относятся к основанию Великого Османского государства, расположенного на трех континентах. В XV - XVI веках существовала угроза дальнейшего вторжения османцев в Европу. По этой причине, можно предположить, почему книга не переведена на другие языки.
1. Алькаева Л.О. «Сюжеты и герои в турецком романе конца XIX - начала XX века»,. Ин-т народов Азии, издательство Наука СССР, г. Москва , 1966 г.- 186 с.
2. Гениш Эйюп. «Турецкая литература: Биография самых известных поэтов и писателей, направления их творчества и примеры произведений. Хрестоматия на турецком языке», издательство ЛКИ, г. Москва, 2014. - 464 с.
3. Репенкова М.М. Статья Пала «Легенда. Роман о Барбароссе» журнал: филологические науки. Вопросы теории и практики, издательство: Грамота, г. Москва , 2013. - 51с.
4. Сулейманова А. С. «Предпосылки формирования образа постмодернистского героя в турецкой литературе XX века // Вопросы тюркской филологии», вып. 6: материалы Дмитриев чтений., Акад. гуманитар. ис- след., г. Москва, 2006. - 177 с.
Сециальная литература:
5. Варфоломеев И.П. «Типологические основы жанров исторической романистики», издательство: фан, г. Ташкент 1979. - 168 с.
6. Гвоздев А.Н. «Современный русский литературный язык», издательство: Учпедгиз, г. Москва 1958. - 406 с.
7. Гегель Г.В. Эстетика: в 4 т. Т. 3., издательство: Искусство, г. Москва - 1973. - 667 с.
8. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Методическое руководство по изучению дисциплины "Теория литературы" издательство: Логос, г.Москва, 2003. - 235 с.
9. Добренко Е. «Соцреализм в поисках «исторического прошлого» // Вопросы литературы.» - № 1, журнал «Вопросы литературы», г. Москва,
1997. -57 с.
10. Емельянова Е. «Литература. Практикум» , издательство: ИГУ, г. Иркутск, 2004 - 177с.
11. Ключевский В. «Исторические портреты», издательство: Эксмо, г. Москва, 1988.- 368с.
12. Приймакова Н.А. Жанрово-стилевое богатство современного адыгского романа об историческом прошлом (поэтика сюжета). Майкоп, издательство: МГТИ Карачаево-черкес. Гос. Пед. Ун-т., г. Майкоп, 2003. - 115 с.
13. Тамарченко Н.Д. «Капитанская дочка» и судьбы исторического романа в России, издательство: Известия, Серия литературы и языка, г. Москва - 1999. -53 с.
14. Успенский Б.А. «Семиотика искусства» - издательство: Школа «Языки русской культуры», г. Москва, июль 1995. - 360 с.
15. Финкель, Кэролайн. «История Османской империи: Видение Османа», издательство: АСТ, г. Москва, 2014,- 345 с.
16. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. - 3-е изд., испр., и доп., издательство: Высш. Шк., г. Москва, 2002.- 378 с.
17. Юркина, Л.А. «Литературное произведение: основные понятия и термины» под ред. Л.В. Чернец, издательство: Высшая школа, Академия, г. Москва, 1997. - 556 с.
18. «The Fall of Constantinople 1453, Steven Runciman» by Cambridge University Press/Paperback- 272 с.
Электронные ресурсы:
19. http://www.orienthist.spbu.ru/arhiv/2011/files/assets/basichtml/page403.html
20. http://mysoch.ru/sochineniya/mandzoni/_self/_razvitie_zhanra_istoricheskog o romana v italianskoi literature xix veka/
21. http://www.aquarun.ru/community/krivtsun/krivtsun3.html
22. http://istanbul-tity.ru/2016/01/sultanyi-turtsii-tabHtsa-pravleniya-i- zvaniy.html
23. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=812743
24. http://www.libma.ru/literaturovedenie/o_bednom_romane_zamolvite_slovo/p
3. php
25. https://tr.wikipedia.org/wiki/G%C3%BCnd%C3%BCz_Alp
Словари:
26. Жюлиа, Дидье Философский словарь / Дидье Жюлиа. Перевод с франц. С. Зенкина ,М: Международные Отношения, 2000. - 544 с.
27. Зунделович Я. Сюжет // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. Издательство Л.Д. Френкель, г.Москва, 1925. - 900 с.
28. Ивина А.А. Философия: энциклопедический словарь / под редакцией
А.А. Ивина, издательство: Гардарики., г. Москва, 2004. - 1072 с.
29. Скляревская Г.Н., Ваулина Е.Ю. «Новейшие и наиболее распространенные заимствования в современном русском языке», издательство филол. Фак. СПбГУ, Академия, 2004.- 224 с.
30. Хализев В.Е. Композиция // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. Кожевникова, П. Николаева. Издательство: Художественная литература, г. Москва, 1987. - 674 с.
Источники:
31. Tank Bugra «OSMANCIK» yayinevi adi: otuken kitabevi, Istanbul, 2004.350 с.