Введение 3
Глава I. Научно-методические основы обучения сочинению 7
1.1 Проблема развития речи учащихся в научной литературе 6
1.2 Степень разработанности в лингвометодике вопроса работы с текстом..12
Глава II. Состояние обучения сочинению-эссе в школьном курсе русского языка 26
2.1 Анализ современных УМК 26
2.2 Эссе как жанр сочинения в школьном курсе русского
языка 32
Глава III. Методические рекомендации к написанию сочинения-эссе 36
3.1 Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию
сочинения-эссе 36
3.2 Методические разработки конспектов уроков по теме «Подготовка к
сочинению-эссе на уроке русского языка» 45
Заключение 51
Библиография
По мнению современных ученых, усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Главными показателями функциональной грамотности можно назвать коммуникативные универсальные учебные действия: владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи, которыми должны овладеть учащиеся.
Для того чтобы провести проверку усвоения учащимися основной школы коммуникативных навыков - написание сочинения-эссе направлены задания в ОГЭ и ЕГЭ. Это изложение своих мыслей на ту или иную тему, анализ основной мысли автора, вычленение и описание важных моментов с позиции учащегося.
Обучение развитию речи - один из важных разделов методики преподавания русского языка, о котором пишут многие ученые-методисты (Т.А. Ладыженская [29], М.Р. Львов [33] А.Ю. Купалова [28], В.И. Капинос [25], Н.А. Пленкин [40]).
Сочинение - это основное упражнение по развитию речи. Но в настоящее время возникло большое количество проблем, связанных с подготовкой и проведением сочинений на уроках русского языка в школе. Это, во-первых, организация мотивации на речевую деятельность. Многие учителя игнорируют этот вопрос, в результате учащиеся отрицательно относятся к написанию сочинений. Это приводит к шаблонным работам, неумению выразить свои мысли, отношение к чему-либо и т.д. Что касается жанров сочинений, то учащиеся в меньшей степени справляются с
написанием сочинения-эссе, в силу сложности жанра и специфики рассуждения. О некоторых трудностях обучения сочинению пишут М.А. Бондаренко [9], Е.В. Бурцева [10], Е.В. Мусницкая [38], Ю.С. Пичугов [41], М.В. Прицепелюк [42], О.С. Трофимова [54]. Однако в меньшей степени отражена методика подготовки учащихся к написанию сочинения-эссе (см.: Н.А. Карнаух [26] и др.)
Для преподавания русского языка актуален переход к целенаправленному развитию речи учащихся, формированию умения: а) рассуждать на предложенную тему, используя различные способы аргументации собственных мыслей; б) делать вывод; в) этически корректно вести любой диалог.
Таким образом, актуальность темы исследовании обусловлена тем, что одной из целей изучения русского языка, которая определена в Федеральном государственном образовательном стандарте, является овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных ситуациях общения (ФГОС [75]).
В ходе педагогической практики в общеобразовательной школе нами были отмечены определенные трудности, с которыми учащиеся сталкивались при написании сочинений, в частности сочинений-эссе.
Результаты нашего исследования имеют непосредственный выход в практику преподавания русского языка.
Таким образом, необходимость более глубокого изучения методики обучения сочинению-эссе в практике школьного преподавания русского языка и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования.
Объект исследования - развитие письменной связной речи учащихся средней школы.
Предмет исследования - методика обучения сочинению-эссе как средству развития письменной связной речи учащихся в 8-9 классе.
Цель дипломной работы - изучение методических основ обучения сочинению-эссе в школьном курсе русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Определить научные основы обучения школьников умению написания сочинения-эссе; проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать возможности различных современных программ и учебников по русскому языку с целью выявления возможностей обучения школьников сочинению-эссе.
3.Определить суть термина «эссе» и выявить основные трудности школьников при написании сочинения-эссе.
4. Разработать методические рекомендации к написанию сочинения- эссе и разработать конспекты уроков по теме исследования.
Методы исследования:
1) анализ лингвистической, психолого-педагогической, методической и учебной литературы в целях сбора информации об умениях создавать развернутый письменный текст;
2) наблюдение за поведением и общением учащихся в процессе обучения русскому языку.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе «Научно-методические основы обучения сочинению» освещаются актуальные теоретические вопросы развития речи учащихся, приводится анализ научной литературы, посвященной развернутому письменному тексту как объекту лингвистических исследований.
Вторая глава «Определение понятия эссе и методические рекомендации к обучению школьников написанию сочинения-эссе» посвящена анализу действующих программ и учебников по русскому языку, вопросам освещения вопросов обучения сочинениям в методической литературе; раскрытию понятия эссе как жанра сочинения на уроках русского языка.
В третьей главе «Методические рекомендации к написанию сочинения- эссе» методическая система обучения написанию сочинения-эссе.
В ходе написания дипломного исследования «Обучение сочинению-эссе в школьном курсе русского языка» были решены все поставленные задачи и получены следующие результаты:
1. Современный мир позволяет учащимся добывать огромное количество информации совершенно разной направленности и из самых различных источников. Для использования этих сведений в своей жизни ученику необходимы не только знания, но и умение обладать грамотной устной и письменной речью для общения и жизни в обществе.
2. Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в связной речи - рассказы, пересказы, сочинения. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни.
3. Несмотря на достаточно богатый опыт развития навыков письменной речи в школе, проблемы обучения сочинениям продолжают существовать. Как показывают многолетние наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в написании письменных работ. Одной из причин этого является то, что практическому овладению письменной речи в школе не уделялось должного внимания. Однако все возрастающее информационное поле современного мира диктуют необходимость увеличения количества письменных жанров для изучения в школе.
4. Ученическое сочинение-эссе на заданную тему - это текст, который включает в себя аргументативный компонент, реализующий коммуникативную задачу пишущего.
Написание эссе можно назвать одной из сложнейших задач школьного курса русского языка. Выпускникам необходимо не только продемонстрировать теоретические знания, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание на основе темы или определенного высказывания. Это сочинение должно соответствовать функционально - смысловому типу речи - рассуждению. Особое внимание уделяется умению выпускника аргументировать свои мысли.
Диалоговый характер опосредованной и неопосредованной вербальной коммуникации опирается на аргументативные характеристики дискурса.
Аргументативная составляющая ученического дискурса состоит в соблюдении нормативных правил построения рассуждения, выборе соответствующих стилистических средств, адекватности подбора аргументов. Аргументативный материал, выстраивающий креативную часть вторичного текста, непосредственно связан с социолингвистической картиной мира языковой личности. Методическая целесообразность анализа
аргументативной части сочинений-эссе состоит в предотвращении характерных ошибок, допускаемых учениками.
5. Важным этапом в подготовке к государственной итоговой аттестации является не только умение создавать текст, но и умение учащихся оценивать его по критериям сочинения - эссе. Это позволяет избежать многих недочетов в создании текста и выполнить все требования, предъявляемые на экзамене по русскому языку.
Целью пишущего сочинение является решение коммуникативной задачи, связанной с установлением вербального контакта, прагматической интерпретацией и доказательством собственного суждения.
Проанализировав написанные учащимися сочинения и выделив характерные ошибки, нами была разработана методическая система, направленная на обучение школьников написанию сочинения-эссе.
Первое сочинение учащиеся прописывают вместе с учителем, работая с пошаговой инструкцией, которая поможет скорректировать сочинение, увидеть ошибки и недочеты.
Считаем, что подобная работа будет способствовать минимизации ошибок в сочинениях-эссе учащихся.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Просвещение, 2009. - 212 с.
2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно - деятельностный подход: Учебное пособие / Е.С. Антонова. - М.: КноРус, 2007. - 464 с.
3. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе: Опыт методики / А.Д. Алферов. - М.: Сотрудник школ, 1998. - 556 с.
4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной
школе. От действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, и др. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
5. Ахбарова Г.Х. Методика обучения деловому стилю речи учащихся 5-11 классов татарской школы: дисс. ... д. пед. наук: 13.00.02, М.: М111У. 2006.
- 413 с.
6. Бабайцева В.В. Русский язык: Сборник заданий. 6-7 классы. Пособие для школ и классов с углубленным изучением русского языка / В.В. Бабайцева.
- М.: Дрофа, 2014. - 320 с.
7. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория: учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2014. - 320 с.
8. Баранов М.Т. Методика обучения русскому языку / М.Т. Баранов. - М.: Академия, 2003. -320 с.
9. Бондаренко М.А. Приемы работы над сочинением-рассуждением // Русский язык в школе. - 2013. - № 10. - С. 9-15.
10. Бурцева Е.В. Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - № 7-2 (7). - С. 42-45.
11. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках / Е.А. Быстрова //Обучение русскому языку в школе. - М.: Дрофа, 2004. - 229 с.
12. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - Л.: Учпедгиз, 1941. - 248 с.
13. Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе / А.И. Власенков. - М.: Просвещение, 1973. - 384 с.
14. Габдулхаков В.Ф. Об изучении языков в школе // Филология и культура (Вестник ТГГПУ). - № 4 (11). - 2007. - С.167-169.
15. Гальперин И. Р Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М: КомКнига, 2006. - 144 с.
16. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка / А.Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2002. - № 3. - С. 105-109
17. Дейкина А.Д. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: пособие для учителя / А.Д. Дейкина, Ф.А.Новожилова. - М.: Флинта: Наука, 1998.-144 с.
18. Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи / Н.И. Жинкин. - М.:Астрель,2005. -351 с.
19. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов // Известия АПН РСФСР. - 1956. - Вып. 78. - С. 141-250.
20. Журавлёва Е.Б., Трофимова О.В. Работа над сочинением-рассуждением в XI классе при подготовке к ЕГЭ // Русский язык в школе. - 2010. - № 9. - С. 8-16.
21. Закирова Р.Ю. Совершенствование русской монологической письменной речи студентов-татар в «Практическом курсе русского языка»: (на материале причастий и синтаксических конструкций с ними): автореф. ... к. пед. н.: 13.00.02, Казань, 1994. - 19 с.
22.Замуруева Н.А. Опыт обучения письменной речи в отечественной науке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т 15. - № 2. - С. 257-261.
23. Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н.Д. Зарубина. - М.: Русский язык, 1981. - 113 с.
24. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н.А. Ипполитова. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 176 с.
25. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: кн. для
учителя/В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М.:
Просвещение, 1991. - 342 с.
26. Карнаух Н.А. Учимся писать эссе / Н.А. Карнаух. - М.: Генжер, 2001. - 98 с .
27. Котельникова С.А. Аннотация - отзыв - рецензия - эссе / С.А. Котельникова // РЯШ. - 1998. - № 1. - С. 12-18.
28. Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком: Сборник задач и упражнений для 5-6 классов / А.Ю. Купалова. - М.: Флинта, Наука,2006. - 272 с.
29. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / ТА. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1980. - 156 с.
30. Ладыженская ТА. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка / Т.Р. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2009. - 358 с.
31. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева.
- М.: Акад. проект, 2006. - 590 с.
32. Лысова О.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка // Русский язык в школе. -2013. - № 5.
- С. 32-35.
33. Львов М.Р. Некоторые вопросы обучения языку в свете теории речевой деятельности // Лингвистические основы преподавания языка. - М.: Наука, 1983. - С.79-86
34. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: пособие для учителей, студентов педвузов и колледжей / М.Р. Львов. - М.: Изд. центр Академия: Высш. шк., 1999. - 271 с.
35. Лосева Л. М. Как строится текст / Л.М. Лосева. - М.: Просвещение, 1980.
- 126 с.
36. Метликина Л.С. Особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках русского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 7-2 (18).
- С. 117-120.
37. Москальская О. И. Грамматика текста / О.И. Москальская. - М.: Наука, 2009. - 174 с.
38. Мусницкая Е.В. Обучение письму: Общая методика обучения
иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. - М.: Рус. яз., 1991. - 360 с.
39. Нарметова Н.Н. Методика работы над сочинением-рассуждением на уроках русского языка // Язык и культура (Новосибирск).- 2012. - № 1-1.
- С. 61-64.
40. Пленкин Н.А. О работе над сочинением // Русский язык в школе. - 1980. - № 3. - С. 48-50.
41. Пичугов Ю.С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах. / Ю.С. Пичугов - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
42. Причепелюк В.М. Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
- 2010. - № 6. - С. 88-90.
43. Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы по программе под редакцией В.В. Бабайцевой. - М.: Дрофа, 2008. - 125с.
44. Рождественский Н.С. К проблеме развития. В книге: Речевое развитие младших школьников / Н.С.Рождественский. - М.: Просвещение, 2009. - 422 с.
45. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
46. Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. -13-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 316 с.
47. Русский язык. 6-7 классы. Сборник заданий / Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. - М.: Дрофа, 2011. - 320 с.
48. Русский язык. Теория, 5-9 классы / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2014. - 365 с.
49. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для учителя. - 4-е изд., испр. - М,: Просвещение, 1985. - 288 с.
50. Саяхова Л.Г. Связная речь как учебная единица на уроках русского языка.
- Уфа: Изд-во БГУ, 1988. - 120 с.
51. Скиргайло ТО. Методика обучения сочинениям разных жанров в 8-11 классах татарской школы: дисс. ... д. пед. наук: 13.00.02. М., МПГУ, 2006.
- 360с.
52. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. - М.: URSS, 2010. - 120 с.
53. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. - М.: Высшая школа, 1991. - 182 с.
54. Трофимова О.С. Подготовка к сочинению как результат работы с общеучебными умениями и навыками // Педагогические науки.- 2012. - № 2. - С. 40-47.
55. Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков. - М.: Астрель, 2000 - 960 с.
56. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / Ред. коллегия: А.М. Егоров, Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский. Т. 1-11. - М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952. - Т. 5. Методические статьи и материалы. - 1949. - 591 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (5-9 кл.), 2013 // www.минобрнауки.рф (дата
обращения 30.05.2016 г.)
58. Фигуровский И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. - М.: Просвещение, 1961. - 171с.
59. Харитонова Е.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. 10-11 классы. Сборник программ / Е.И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2011. - 224 с.
60. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка: Теория и методические разработки уроков. - М.: Флинта, 2001. - 135 с.
61. Хуторской А.В. Проектирование нового содержания // Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С. 74-80.
62. Шакирова Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе / Л.З. Шакирова. - Казань: Магариф, 1999. - 351с.
63. Шакирова Л.З. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ) / Л.З.Шакирова, Р.Б.Сабаткоев. - Казань: Магариф, 2003. - 351 с.
64. Шакирова Л.З. Педагогическая лингвистика. - Казань: Магариф, 2008. - 271 с.
65. Шанский Н.М. Школьный курс русского языка (Актуальные проблемы и возможные решения) / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 1993. - № 2. - С. 3-8.