Введение 3
Глава 1. Литературная рецензия в контексте культурных трансформаций 14
1.1. Литературная рецензия как первичный жанр литературной критики в отечественной прессе: исторический аспект 14
1.2. Предмет литературной рецензии в социокультурном контексте 24
1.3. Современная коммуникативная или коммуникационная культура рецензирования как фактор развития жанра литературной рецензии 33
Глава 2. Сетевая литературная рецензия. Факторы трансформации жанра и журналистского текста в условиях онлайн-пространства 43
2.1. Влияние интернет-коммуникации на жанровые и стилистические характеристики литературного рецензирования 43
2.2. Специфика сетевой рецензии: форматы, типологические особенности, структура 48
2.3. Рецензия и рецензент в свете культурных парадигм арт-журналистики 57
Глава 3. Сравнительный анализ литературных рецензий в сетевых проектах «Литературная газета» и «Г орький» 64
3.1. Рецензионная практика интернет-версии «Литературной газеты», ее системный характер 64
3.2. Зависимость жанра литературной рецензии в сетевом издании «Горький» от типа и формата издания 69
3.3. Структурно-содержательные, ценностно-смысловые, функциональные 76 особенности жанра литературной рецензии в сетевых проектах «Литературная газета» и «Горький»
Заключение 83
Список использованной литературы и источников 87
Актуальность темы исследования. Когда Интернет только еще начал проникать в Россию, с ним связывались большие планы и надежды - именно в области развития литературной критики. Бурное развитие технологий, стремительное их проникновение в Глобальную Сеть, породили к концу ХХ века новый жанр в современной интернет-журналистике. Литературное рецензирование под воздействием сетевых характеристик, стало обладать совершенно иными особенностями и формами, в отличие от того, которое существовало в докомпьютерный период. Под воздействием интернет- технологий трансформируется специфика, основные черты, а также система литературной рецензии. Сеть Интернет, как новая расширяющая медиасреда, и оказывающая существенное влияние на формирование литературной рецензии как новой формы журналистики, создает целый ряд особенностей функционирования литературных рецензий в Глобальной сети. В онлайн- пространстве литературная рецензия, оставаясь более всего традиционным жанром, подвергается влиянию как знаковой системы медиакоммуникаций, информационных скоростей, дефицита информационного времени, что не может не накладывать отпечаток на структуру и основы самого жанра. Ведь на сегодняшний день литературная рецензия - это старый и устоявшийся жанр, со своим способом мышления, предметом и социальной функцией. Изменение формы и содержания (содержательные изменения), введение новых форматов как сиюминутность и клиповость (структурные изменения) - все это и многое другое делает актуальным исследование литературной рецензии, в условиях происходящих онлайн трансформаций. Поэтому столь важно проследить его модификацию, которым он подвергается в условиях онлайн-пространства, так как в данной медиасреде литературная критика адаптируется к современным коммуникационным особенностям и принимает новые специфические формы. Поэтому крайне важно углубленное изучение данной парадигмы, с которым сталкивается сегодня литературная критика, арт-журналистика и культура в целом.
Степень изученности проблемы. Говоря о русской литературной критике, стоит отметить обилие научных трудов, посвященных литературному рецензированию. Наибольший вклад, помимо В.Г. Белинского, в развитие литературно-критической деятельности так же внесли работы Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина. В настоящее время вряд ли найдется классическая аксиома из среза гуманитарных наук, которая, с появлением и развитием Интернета, не подверглась бы более детальному анализу. Современные научные исследования посвящены раскрытию понятия литературной рецензии в интернет-коммуникации, говорят о ее особенности и специфике. А.Г. Бочарова, Т.С. Алексеевой, Е.А. Корнилова, Г.В. Зыкова, Б.Ф Егорова, В.И. Кулешова, В.И. Новикова, В.А. Недзвецкого, М.А. Лифшица, Л.В. Овчинниковой, Н.И. Якушина и др. История отечественной литературной критики и журналистики описана в исследованиях Б.И. Есина, Г.В. Жиркова, А.В. Западова, И.В. Кузнецова, С.Я. Махониной, Р.П. Овсепяна, Л.Е. Татариновой и др. О состоянии современной литературной критики, литературного процесса, книгоиздательского бизнеса говорится в публикациях Н.Б. Ивановой, З. Лёффлер, Б. Менцель В.И. Новикова, В.Е. Пустовой, С.И. Чупринина, А. Шиффрина и др. Литературная рецензия как жанр журналистики рассматривается Г.В. Лазутиной, Л.Е. Кройчиком, С.С. Распоповой, О.А. Сальниковой, А.А. Тертычным. Различным аспектам рецензирования в современной отечественной прессе уделяют внимание Н.В. Вакурова, Н.С. Гаранина, Л.А. Земцова, И.В. Ерофеева, О.В. Кобзеева, Т.Е. Нерсесова. Множество трудов, авторство которых принадлежит вышеуказанным исследователям, касаются зарождения, становлению и развитию жанра литературной рецензии.
Истории отечественной критики и журналистики посвящено множество исследований, многим из которых существенное внимание определено зарождению, развитию и столкновению идей, литературных, эстетических, этических, социально-политических взглядов, идеологических и других направлений, а также организации методов критической и журналистской области. Также история отечественной литературной критики и журналистики описана в исследованиях Ю.А. Говорухиной, М.М. Голубкова, Б. И. Есина, Г.В. Жиркова, А. В.Западова, И. В. Кузнецова, С. Я. Махониной, Р. П. Овсепяна, Л. Е. Татариновой и др. Основное внимание следует уделить исследователю Башкатовой А. Г, и ее работе, посвященной исследованию литературной рецензии в контексте современных тенденций развития культуры.
Немаловажно указать и научные школы литературной критики СССР и России, которые испытывали расцвет в эпоху модернизма. Одной из самых крупных советских школ литературной критики первой половины ХХ века являлась формальная школа. Главными ее исследователями были В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов, настаивающие на автономии литературы. Следом идет «Оттепельная школа критики» 1950-1960-х годов, представленная двумя оппозиционными лагерями. Представителями первого демократического лагеря являлись М. Щеглов, В. Померанцев, М. Лифшиц и другие. А исследователями второго лагеря критики, публиковавшиеся в журнале «Октябрь». Позже в 1970-х годах образуется националистическая школа критики, представленная именами В. Кожиновым, П. Палиевским, В. Чалмаевым и другими. Критика 1990-х годов также создавала свои школы: «школа шестидесятников» - Л. Аннинский, И. Золотусский, В. Кожинов; «школа сорокалетних» - А. Генис, П. Вайль и другие; «школа тридцатилетних» - А. Агеев, А. Архангельский, А. Немзер и другие. В 2009 году была организована литературно-критическая группа «ПоПуГан» во главе Е. Погорелой, В. Пустовой и А. Ганиевой. Участницы этой группы проявляют интерес к литературе «нового реализма». Также с 2005 года в Санкт-Петербурге издается литературно-критический альманах «Транслит»,
объединяющий самых разных теоретиков литературы (Ю. Поляков, Е. Лесин, А. Щербаков-Жуков).
Исследования литературной рецензии как формы и жанра представлены и в научной школе Казанского (Приволжского) федерального университета. Так в работе профессора Е.С. Дорощук «Специфика жанра литературной рецензии в современном культурном интернет-пространстве» (2016) на основе типологического, структурно-функционального и дискурс анализа определены особенности трансформации жанра литературной рецензии в культурном пространстве общероссийского и национального (регионального) сегмента Интернета. В исследованиях профессора В.Н. Крылова «Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры» (2009) и «Теория и история русской литературной критики» (2014) отражены особенности развития литературной рецензии как жанра литературной критики.
Учитывая современные особенности развития жанра литературной рецензии, следует отметить, что позиционирование ее как элемента системы арт-журналистики требует более глубокого комплексного изучения.
Объектом исследования является трансформация современного литературного рецензирования в контексте онлайн-коммуникаций и инновационных сетевых проектов.
Предметом исследования выступают структурно-содержательные, ценностно-смысловые, функциональные особенности жанра литературной рецензии в сетевых версиях «Литературной газеты» и журнала «Горький».
Цель исследования - выявить структурно-содержательные, ценностно-смысловые, функциональные особенности жанра литературной рецензии в сетевых проектах «Литературная газета» и «Горький» с учетом процессов трансформации жанрообразующих признаков и форм подачи материала.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть литературную рецензию как первичный жанр литературной критики в отечественной прессе, проследить пути ее развития в историческом аспекте;
2. Определить предмет литературной рецензии в социокультурном
контексте, исследовать современную коммуникативную или
коммуникационную культуру рецензирования как фактор развития жанра литературной рецензии;
3. Обозначить факторы влияния интернет-коммуникации на жанровые и стилистические характеристики литературного рецензирования;
4. Выявить специфику сетевой рецензии в современном интернет- пространстве с позиций формата, типологических особенностей, структуры;
5. На основе анализа рецензионной практики интернет-версии «Литературной газеты» и сетевого издания «Горький» определить структурно-содержательные, ценностно-смысловые и функциональные особенности жанра литературной рецензии, описав ее системный характер и выделив факторы, влияющие на трансформацию и развитие жанра.
Теоретическая база исследования. В основу исследования легли работы, обсуждающие основные аспекты литературы Г.П. Выжлецова, П.С. Гуревича, В.В. Ильина, П. Сорокина, Б.А. Успенского; фундаментальные исследования литературы, литературного процесса и СМИ Н.А. Зоркой, Б.В. Дубина, И.Д. Фомичевой; психологические и культурологические исследования литературного творчества В.В. Бычкова, Д.С. Лихачева, К.Б. Соколова, Л.С. Выготского, В.Е. Хализева; коммуникативистские работы, представляющие современные теории коммуникационного развития общества, М. Земляновой, Ф. Уэбстера, Г.М. Маклюэна.
Эмпирической базой служат литературные рецензии сетевых проектов «Литературная газета» и «Горький». В ходе исследования было проанализировано 1500 оригинальных рецензий за 2015-2017 гг. В основу контент-анализа легли семиотический (знаковый, структурный) и аксиологический (ценностно-смысловой) подходы. Задачей анализа стало выявление основных структурно-содержательных, ценностно-смысловых, форматных характеристик литературной рецензии в исследуемых литературных интернет-изданиях.
Гипотеза исследования основывается на том, что структурно-содержательные, ценностно-смысловые, функциональные особенности литературной рецензии будут проявляться, если:
а) будет наблюдена зависимость семиотической организации текста от форматных свойств интернет-канала;
б) будет отмечена опосредованность текста техническими возможностями передающего интернет-канала;
в) будет прослежен динамический характер информирования, интерактивность.
Методологическую основу исследования составляют: диалектико-логический подход, дающий возможность исследования литературного рецензирования, учитывая процессы, оказывающие влияние на его развитие, выделять основные тенденции и обосновывать выводы; эмпирико-системный подход, что предполагает использование системного отбора наиболее важных фактов развития объекта исследования и изучение элементов предмета исследования в неразрывной связи между собой: исторический подход с анализом исторических данных о становлении российской литературной критики, позволяющий увидеть явления в их исторической взаимосвязи и развитии: типологический подход к разнообразным проявлениям сетевой критики, необходимый при их характеристике и классификации по разным основаниям.
Мы используем сравнительно-исторический метод, позволяющий рассмотреть явления в неразрывной связи с историческими этапами развития российского общества в сфере современных технологий; метод сбора- обработки информации, дающий возможность изучить и проработать основные труды, посвященные данной теме; социологический метод при рассмотрении критики как формы общественного сознания, способа познания и осмысления действительности. Необходимость анализа сетевых проектов «Литературная газета» и «Горький» и обращение к литературным рецензиям данных интернет-изданий обусловливают применение метода сравнительного анализа. Кроме того, при изучении проявлений рефлексии на литературные рецензии в условиях интернет-коммуникации, подключены элементы рецептивного анализа, фокусирующие внимание на механизм работы обратных связей между произведением и читателем.
Положения, выносимые на защиту:
1. Литературная рецензия в контексте арт-журналистики на современном этапе развития СМИ представляет собой первичный жанр литературной критики, вобравший в себя особенности своего развития на всех этапах исторического пути. Ключевыми характеристиками литературной рецензии в связи с этим являются: сообщение о произведении, его авторе, названии, мест и времени выхода в свет; сообщение о литературном контексте и месте произведения в творчестве писателя; сообщение о сюжете произведения; интерпретация, разбор, анализ содержания и формы; оценка произведения; рекомендация читателю (иногда писателю).
2. Историческая ретроспектива становления литературной рецензии и
литературы в целом как социокультурного феномена позволяет определить литературное рецензирование как наиболее оптимальную форму, созданную человеком для хранения социокультурного опыта, функцией которой является многократность воссоздания и передачи во времени и пространстве от человека к человеку, от человека к обществу культурных ценностей. К наиболее важным функциям, исполняемых литературой в обществе, относят рефлексивную, идеологическую, нормативную, социальную, культурную. В культуре современного литературного рецензирования выделяются две основные составляющие: культура текста (языковая политика, для
определения которой выделены: прагмалингвистическая особенность,
использование рецензентами социолекта, языковой формат, авторский стиль, создание новых художественных приемов и оборотов, стилевые черты) и культура оценки (акцент на вынесение оценки, а также выражение реакции аудитории на то или иное художественное явление, присутствие читательских откликов, комментариев).
3. Связанное с проблемой изменения коммуникативных характеристик литературной рецензии в современном медиадискурсе, исследование намечает возможную трансформацию жанра и общие тенденции, характерные для рецензирования в сети: упрощение текстов, расчет на широкую аудиторию, внешнее отсутствие табуированных тем и стилистическая раскованность, рекламный характер повествования, интрига, парадоксальность и эпатаж как следствие поиска новых способов воздействия на читателя, предпочтение рецензентами сложных медиатекстных интертекстуальных связей, нестрогая композиция, нарушение законов логики, фрагментарное, ассоциативное повествование вместо линейного, обыгрывание прецедентных высказываний, заимствования и специальная лексика.
4. Выявляется специфика сетевой рецензии в современном интернет-
пространстве, учитывая логические основы ее организации: формат интернет-текста, типологические характеристики, структура.
Непринужденность изложения, стилистическая многослойность, установка на изобразительность, размытость жанровых границ, выраженная индивидуальность и свобода - это те основы, что формируют литературную рецензию в интернет-среде и придают тексту форму параллельной реальности со своими правилами и законами.
5. Сравнительный анализ рецензионной практики сетевых проектов «Литературная газета» и «Горький» обозначаются функциональные особенности жанра литературной рецензии, ее системный характер, а также факторы трансформации, сформированные под воздействием сетевых технологий: в сфере структурно-содержательных особенностей - характер изложения образов адресанта и адресата, композиционные элементы; со стороны ценностно-смысловых характеристик - парадигмальные сдвиги, источник новых смыслов, способ формирования моделей культуры, средство продвижения и обращения художественной литературы, непосредственно- эмоциональный акт как коммуникативное общение с произведением;с позиций функциональной специфики - информационно-рекомендательная (рекламная), аналитическая и аксиологическая (оценочная) функции, инструмент классификации литературно-критических явлений.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в исследовании впервые предпринята попытка рассмотреть рецензионную практику интернет-версии «Литературной газеты» и сетевого издания «Горький» с позиций трансформации жанра литературной рецензии как первичного жанра литературной критики с опорой на ее системный характер, зависимость от типа и формата издания. Это позволило определить факторы трансформации жанра и журналистского текста в формате литературной рецензии в условиях онлайн-пространства: формат интернет-текста, типологические
характеристики, структура текста и другое. На основе сравнительного анализа литературных рецензий в сетевых проектах показано существенное в жанровых характеристиках, сформированное под воздействием сетевых технологий: в сфере структурно-содержательных особенностей - характер изложения образов адресанта и адресата, композиционные элементы; со стороны ценностно-смысловых характеристик - парадигмальные сдвиги, источник новых смыслов, способ формирования моделей культуры, средство продвижения и обращения художественной литературы, непосредственно¬эмоциональный акт как коммуникативное общение с произведением; с позиций функциональной специфики - информационно-рекомендательная (рекламная), аналитическая и аксиологическая (оценочная) функции, инструмент классификации литературно-критических явлений.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации факторов, влияющих на трансформацию литературной рецензии как первичного жанра литературной критики и специфику их реализации в разных типах изданий, представленных в сети Интернет. Постановка данной проблемы и представленные пути ее решения вносят определенный вклад в разработку вопросов теории жанров в арт- журналистике.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть широко использованы в теоретических и поисковых исследованиях в сфере журналистики, интернет-коммуникаций, коммуникативистики, теории жанров, арт-журналистики. Выводы и результаты данного исследования могут быть использованы также при написании книг и статей по теории литературной рецензии в современной интернет-журналистике, при чтении соответствующих курсов на факультетах и отделениях журналистики высших учебных заведений. Систематизация данных в сфере литературного рецензирования в сети Интернет может быть использована в вузовских курсах по истории журналистики, в спецсеминарах и спецкурсах по анализу журналистского текста, в практике работы литературных критиков. Так же работа может быть полезна для студентов и выпускников факультетов и отделений журналистики, планирующих работать в области литературного рецензирования.
Апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации обсуждались на заседании кафедры теории и практики электронных средств массовой информации КФУ. Содержание диссертационного исследования стало основой для докладов на Международных научно-практических конференциях: «Арт-журналистика в современном медиапространстве» (Казань 21-23 июня 2016 г.);
ХМеждународной научно-практической конференции «Мультимедийная журналистика Евразии - 2016» (Казань, 8-9 декабря, 2016 г.); XI
Международной научно-практической конференции «Мультимедийная журналистика Евразии - 2017» (Казань, 13-14 декабря, 2017 г.).
Результаты исследования также были применены при работе в команде медиапроекта «Г азета XIII Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз»» в мае-июне 2017 года.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и источников
Таким образом, исследование показало, что литературная рецензия определяется как жанр литературной критики с основными аспектными характеристиками: аналитичность, культурно-просветительская
направленность, исследовательская составляющая, семиотические особенности. В литературно-художественной критике рецензия выступает как первичный жанр, так как на его основе создаются более крупные формы: литературный обзор, проблемная статья, портрет и другое. На основе анализа исторических аспектов литературных рецензий была определена периодизация отечественной критики, рассмотрены специфики работы советских школ литературной-критической деятельности.
Обобщены типологические особенности литературной рецензии на основе функций, исполняемых литературой в обществе, к наиболее важным из которых отнесены рефлексивная, идеологическая, нормативная, социальная, культурная функции. Историческая ретроспектива становления литературной рецензии и литературы в целом как социокультурного феномена позволила определить литературное рецензирование как наиболее оптимальную форму, созданную человеком для хранения социокультурного опыта, функцией которой является многократность воссоздания и передачи во времени и пространстве от человека к человеку, от человека к обществу культурных ценностей.
Доказано утверждение, что современная культура рецензирования, и появление ее новых форм и модификаций в сети Интернет, а также расширение ее предметной области трансформируют жанр. В культуре современного литературного рецензирования выделены две составляющие: культура текста и культура оценки. Для культуры текста характерна языковая политика: прагмалингвистическая особенность, использование рецензентами социолекста, языковой формат, авторский стиль, создание новых художественных приемов и оборотов, стилевые черты. Под культурой оценки подразумевается акцент на вынесение оценки, а также выражение реакции аудитории на то или иное художественное явление, присутствие читательских откликов, комментариев. Опираясь на отмеченные тенденции в современном литературном процессе, можно предположить, что в будущем, с развитием литературы и средств массовой информации и коммуникации, не исключено слияние треугольника писатель - читатель - критик в одну общую точку под названием «литературная рецензия в интернет-СМИ».
Рассмотрены наиболее характерные для рецензирования стилистические черты, что предполагает, каким образом актуальные тенденции литературного процесса, формат изданий и прагматические задачи рецензентов проявляются в специфике жанра - в характере изложения, образах адресанта и адресата, структурно-композиционных элементах, типичных стилистических недостатках и удачных языковых решениях. Связанное с проблемой изменения коммуникативных характеристик литературной рецензии в современном медиадискурсе, исследование намечает возможную трансформацию жанра и общие тенденции, характерные для рецензирования в сети.
В ходе исследования, были изучены сферы влияния, в которых пространство интернет-коммуникации оказывает на организацию литературной рецензии в интернет-СМИ. Выявлены характеристики логических основ ее организации: формат интернет-текста, типологические характеристики, структура. Это те основы, что формируют литературную рецензию в интернет-среде и придают тексту форму параллельной реальности со своими правилами и законами.
Определена характеристика одного из полигонов культурных, ценностных, парадигмальных сдвигов, источника новых смыслов, способа формирования моделей культуры - литературы, роль которой возрастает сегодня и вместе с этим возрастает роль наблюдателя литературного процесса, посредника (литературного критика, рецензента), который обеспечивает потенциальному читателю доступ к произведениям и заложенным в них смыслам. Занимаясь эстетическим, этическим и иным анализом произведения, рецензент преподносит читателю картину мира писателя и одновременно транслирует картину мира свою или издания.
Благодаря сравнительному анализу интернет-версии «Литературная газета», был обозначен ее системный характер, а также представлен теоретический обзор деятельности газеты за основные периоды ее существования, выделены особенности каждого из них, показано влияние ее практики на формирование литературной критики в стране. Особое внимание уделено этапу перехода литературных рецензий в интернет-среду, формированию под этим влиянием новых жанровых форм.
Указаны условия влияния типа и формата сетевого издания «Горький» на видовые и типологические характеристики рецензии и их трансформации. Любое издание стремится транслировать собственную картину мира. Можно говорить о существовании разных форматов одного и того же жанра литературной рецензии. Формат дает о себе знать на парадигмальном уровне рецензирования: на уровне выбора книг и тем для анализа, критериев оценки, оснований для интерпретации. Сказывается формат и на стиле, языковых и выразительных средствах, структуре, композиции. Однако, заметим, что литературная рецензия - это не схематическое воспроизведение тех или иных структурных элементов, а авторский текст, на котором, конечно, лишь до определенного предела сказываются специфика и формат изданий. Рецензия, как и само литературное произведение, - результат творческой работы критика, она зависит в том числе от его индивидуальных черт, мировоззренческой позиции.
Представлены результаты типологического и сравнительного анализа литературных рецензий в исследуемых интернет-изданиях «Литературная газета» и «Горький». На основе анализа в проектах показано существенное в жанровых характеристиках, сформированное под воздействием сетевых технологий: в сфере структурно-содержательных особенностей - характер изложения образов адресанта и адресата, композиционные элементы; со стороны ценностно-смысловых характеристик - парадигмальные сдвиги, источник новых смыслов, способ формирования моделей культуры; с позиций функциональной специфики - средство продвижения и обращения художественной литературы, злободневность как непременный признак рецензии, непосредственно-эмоциональный акт как коммуникативное общение с произведением.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что литературная рецензия в контексте арт-журналистики на современном этапе развития СМИ представляет собой первичный жанр литературной критики, которая под воздействием базовых элементов интернет-пространства создает новые формы и постепенно модифицируется в Интернете, в следствии чего трансформируется в новый жанр. Но несмотря на технические изменения, литературное рецензирование было и остаются неотъемлемой частью истории, культуры и духовной жизни России, её национальным достоянием и на сегодняшний день. А с функционированием и воздействием Интернета на них, обретают характерные особенности и превращаются в новый жанр.
1. Баранов В. И. Литературно-художественная критика. - М., 1982.
2. Барт Р. Mythologies. Мифологии. - М., 2014. - 352с.
3. Башкатова А. Г. Литературная рецензия в контексте современных тенденций развития культуры. дис. канд.филол.наук: 10.01.10. Москва: МГУ им. Н.В. Ломоносова, 2013. - 49с.
4. Бочаров А.Г. Лекции: Жанры литературно-художественной критики. - М., 1982. - 160с.
5. Галкин С.И. Учебное пособие для вузов: Техника и технология СМИ: художественное конструирование газеты и журнала. - М., 2005. 215с.
6. Говорухина Ю.А. Русская литературная критика на рубеже XX¬XXI веков.- Томск., 2012. 359с.
7. Гроссман Л. П. Жанры художественной критики. - М., 1925. 81с.
8. Добренко Е. История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи.- М., 2011. 792с.
9. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. - М., 2005. 257с.
10. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой коммуникации: учебное пособие. - М., 2008. 178с.
11. Дорощук Е.С., Петрова Е.Н. Специфика жанра литературной рецензии в современном культурном интернет-пространстве. Науч. стат. 2016. 132с.
12. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. - М., 1980.
319с.
13. Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов н/Д., 2005. 264с.
14. Жуковский В.А. О критике. - М., 1985. 219с.
15. Замлелова С.В переплете. - М., 2017. 252с.
16. Зельдович М.Г. История и теория: Русская литературная
критика. Саратов. - 1988. 125с.
17. Зинова Е.А. Методика обучения студентов-журналистов
рецензии как жанру современной медиасферы. - М., 2012. 65с.
18. Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года. - Лондон. 1988. 922с.
19. Калмыков А.А. Медиалогия в Интернете. - М., 2013. 272с.
20. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000. 608с.
21. Клушина Н.И. Непрямое информирование в современных СМИ. - Минск. 2012. 320с.
22. Кокшенева К. Русская критика.- М., 2007. 321с.
23. Колядич Т.М. Русская проза XXI века в критике: рефлексия, оценки, методика описания. - М., 2010, 360с.
24. Кройчик Л.Е. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб., 2000. 213с.
25. Крылов В.Н. История русской литературной критики. - М., 2009. 124с.
26. Крылов В.Н. Критика и критики в зеркале серебряного века. - М., 2014. 440с.
27. Кульпина Л.Ю. Функции литературной рецензии. - Хабаровск., 2002. 94с.
28. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Учебное пособие для студентов вузов: Жанры журналистского творчества. - М., 2011. 320с.
29. Ленкова Т.А. Медиатекст в свете текстообразующих стратегий. - М., 2011. 136с.
30. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема. - Таллинн. 1992. 172с.
31. Лукина М.М. Интернет-СМИ: теория и практика. - М., 2010.348с.
32. Мальчевская Е.А. Прагматика современной литературной рецензии как разновидности медийного текста. - М., 2011. 75с.
33. Муромский В.П. Русский литературный портрет и рецензия. - СПб., 2000. 76с.
34. Набиева Е.А. Рецензия как публицистический жанр. - М., 2015. 160с.
35. Немировский Е.Л. Книга в современном мире. - М., 1996. 104с.
36. Новиков В.И. Жанр литературной рецензии в современной отечественной прессе. - М., 2012. 154с.
37. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994. 480с.
38. Пигров К.С. Социальная философия. - СПб., 2005. 296с.
39. Плотникова А. А. Объем текста лирической интернет-миниатюры как ключевой признак жанра. Томск. - 2012. 98с.
40. Плотников С.Н. Проблемы социологии художественной культуры. - М., 1980. 57с.
41. Прозоров В. В. Введение в литературоведение. - М., 2012. 224с.
42. Прозоров В.В. История русской литературной критики.- М., 2009. 463с.
43. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М., 2011. 351с.
44. Савельева O.O. Integrated promo-communication: need of the postpost-modern. - Pyatigorsk. 2014. 452р.
45. Самыгин С.И. Социология: 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для студентов вузов. - М., 2006. 192с.
46. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. - М., 1998. 283с.
47. Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М., 2007, 256с.
48. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., 2005. 701с.
49. Стадников Г.В. Литературная критика и художественное творчество. - М., 1987. 99с.
50. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, социальная эволюция. - М., 2000. 744с.
51. Сухоруков К.М. Книга в будущем: зарубежные оценки,
тенденции, прогнозы. - М., 2013. 126с.
52. Тертычный А.А. Учебное пособие: Жанры периодической печати. - М., 2000. 312с.
53. Т ошович Б. Интернет-стилистика. - М., 2015, 229с.
54. Хаанк Д. Будущее электронных публикаций. Научные и технические библиотеки. - М., 2003. 215с.
55. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2002. 432с.
56. Цветова Н.С. Дискурс искусства в современной российской журналистике. - СПб., 2012. 238с.
57. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. - М., 2003. 208с.
Источники:
1. Сетевой проект «Горький» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gorky.media/ (дата обращения: период с января 2015 по декабрь 2017 года).
2. Интернет-версия газеты «Литературная газета» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lgz.ru/ (дата обращения: период с января 2015 по декабрь 2017 года).
3. Александров А. Отторгая правду // Литературная газета. - Режим доступа: http: //www.lgz.ru/article/1-6399-2013-01-16/ottorgaya-pravdu/ (дата обращения: 01.12.2017).
4. Баранов Ю. Все теряем и никак не можем потерять // Литературная газета. - Режим доступа: http://lgz.ru/article/-8-6498-25-02-2015/vsye-teryaem-i- nikak-ne-mozhem-poteryat/ (дата обращения: 01.12.2017).
5. Баранов Ю. И всё-то вытерпит бумага // Литературная газета. - Режим доступа: http://lgz.ru/article/-11-6 vsye-to-vyterpit-bumaga/ (дата обращения: 01.12.2017).
6. Баранов Ю. Не побираться у чужих окон // Литературная газета. - Режим доступа: http://l 5-6411-10-04-2013/ne-pobiratsya-u-chuzhikh-okon/ (дата обращения: 01.12.2017).
7. Баранов Ю. Свобода для саморазрушения // Литературная газета. -
Режим доступа: http://www.lgz.ru/article/1 -6399-2013-01-16/svoboda-dlya-
samorazrusheniya/ (дата обращения: 01.12.2017).
8. Воеводина Т. Загадки подсознания // Литературная газета. - Режим
доступа http://www.lgz.ru/article/1-6399-2013-01-16/zagadki-podsoznaniya/
(дата обращения: 01.12.2017).
9. Галкина В. Почему люди не летают // Литературная газета. - Режим доступа: http://www.lgz.ru/article/-7-6497-18-02-2015/pochemu-lyudi-ne-letayut/ (дата обращения: 02.12.2017).
10. Ким С. Я достаю из широких штанин // Горький. - Режим доступа: https://gorky.m views/ya-dostayu-iz-shirokih-shtanin/ (дата обращения: 03.12.2017).
11. Космарский А. Я твой государство шатал // Горький. - Режим доступа: https://gorky.media/reviews/ya (дата обращения: 03.12.2017).
12. Курчатова Н. Флаг на далеком берегу // Горький. - Режим доступа: https://gorky.media/reviews/flaggu/ (дата обращения: 28.11.2017).
13. Мякинькова Ю. Яд и пламень // Литературная газета. - Режим доступа: http://lgz.ru/article/-7-64 015/yad-i-plamen/ (дата обращения: 02.12.2017).
14. Никандров Н.Д. Глобализация и глобальная культура: один миф порождает другой // http://www.lihachev.ru/p hcht/2010 Sbornik/Tom 1 2010 (дата обращения: 21.10.2017).
15. Поляринов А. Преподаватель внимательности // Горький. - Режим доступа: https://gorkyprepodavatel-vnimatelnosti/ (дата обращения: 28.11.2017).
16. Сдобнов С. Эксцентричный, вспыльчивый и чудесный дядя // Горький. - Режим доступа: https://gorky.media//ekstsentrichnyj -vspylchivyj-i-chudesnyj- dyadya/ (дата обращения: 29.11.2017).
17. Сенчин Р. Рано расставаться с прошлым // Горький. - Режим доступа: https://gorky.media/reviews/rano-rasstavatsya-s-proshlym/ (дата обращения:
30.11.2017) .
18. Яковлева Ю. Укрощение красного коня // Горький. - Режим доступа: https://gorky.media/fragments/ukroshhenie-krasnogo-konya/ (дата обращения:
29.11.2017) .
Авторские публикации по теме магистерской диссертации:
Публикация в журнале, входящем в систему Scopus:
1. Doroschuk E.S., Petrova E.N., Staroverova T.S. Communication tools of the Internet social space // Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. Volume 20, Special Issue 2, 2016. - Pp. 126-131.
Публикации в научных сборниках:
2. Дорощук Е.С., Петрова Е.Н. Специфика жанра литературной рецензии в современном культурном интернет-пространстве // Арт- журналистика в современном медиапространстве: сборник научных статей / под науч. ред. Е.С. Дорощук. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 119¬126.
3. Петрова Е.Н. Литературная критика в интернет-версии «Литературной газеты» в контексте развития арт-журналистики // Арт- журналистика в современном медиапространстве: сборник научных статей / под науч. ред. Е.С. Дорощук. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 179¬184.
4. Петрова Е.Н. Языковая политика литературных рецензий интернет-издания «Литературная газета» // Мультимедийная журналистика Евразии - 2017: журналистская деятельность и ее трансформации в цифровой среде Востока и Запада. Сборник научных статей и материалов XI Международной научно-практической конференции. Казань, 13-14 декабря 2017 года / Науч. редактор Е.С. Дорощук. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 5 с.