Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты феномена мотивации при занятиях спортом.
1.1 Феномен мотивации и особенностей ее проявления в
спорте 5
1.2 Мотивация в спорте 13
1.3 Анатомо-физиологические особенности и влияние занятий спортом
на организм подростков на примере легкой атлетики 19
Выводы по 1 главе 33
Глава II. Эмпирическое исследование мотивации подростков к занятиям спортом
2.1 Описание выборки и методов исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 26
2.3 Рекомендации по формированию мотивации к занятиям легкой
атлетикой 28
Выводы по 2 главе 30
Заключение 31
Список литературы
В течении последних лет объемы учебных нагрузок учащихся общеобразовательных школ возросли настолько, что малоподвижность и ограниченность мышечных усилий вызванные этим стали причиной приводящей к заболеваниям различных систем организма. В период обучения в школе от первого до одинадцатого класса в 2-3 раза возрастает количество больных детей, а количество детей, имеющих нарушения осанки, достигает 80-90% от общего количества учащихся.
Физическая культура и спорт , которые являются важным фактором сохранения и укрепления здоровья, всестороннего развития, улучшения работоспособности и снижения утомляемости, повышения сопротивляемости организма к различным заболеваниям в период обучения так же являются противодействием для негативных последствий ограничения двигательного режима для детей и подростков.
Улучшение физического состояния детей, а как следствие, и уровня здоровья, возможно лишь в случае проведения систематических целенаправленных занятий физическими упражнениями, наличия тренировочных режимов и развивающего характера. Во время школьного обучения такими формами могут являються уроки физкультуры, занятия в секциях и выполнения самостоятельных домашних заданий.
По данным социологических опросов учащихся выявлено что систематически занимаются спортом всего 20-25%, выполняют домашние задания по физкультуре порядка 7%. Результаты подобных исследований свидетельствуют, что количество учеников, систематически занимающихся физическими упражнениями организовано и самостоятельно, может увеличиваться только при условии повышения мотивации к подобным занятиям.
Проблема мотивации является одной из наиболее сложных проблем. Она заслуживает особого внимания, поскольку ее исследование
непосредственно сопряжено с поиском источников деятельности и сил, побуждающих человека к осуществлению какой-либо деятельности, определяющих направленность поведения человека.
Вопрос оставления содержательных характеристик мотивации в спорте является одним из наиболее актуальных вопросов в психологии. Разрешение данной проблемы подразумевает изучение элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимосвязи, установление роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида.
Объект исследования - процесс мотивации в при занятих спортом.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия для формирования мотивов занятиями спортом у подростков.
Цель исследования - изучить мотивационный компонент занятий спортом.
В работе нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования;
2. Определить особенности мотивационной сферы подростков;
3. Выявить основные виды мотивов занятием спортом у подростков на примере занятий легкой атлетикой.
4. Выявить условия формирования мотивов занятием спортом, на примере занятий легкой атлетикой
5. Разработать комплекс рекомендаций направленных на организацию и повышение мотивации подростков к занятиям легкой атлетикой
Гипотеза: Возрастные особенности занимающихся и организационно-педагогические условия образовательного процесса по физической культуре и спорту являются определяющими факторами при формировании мотивации к занятиям спортом.
Методологические основы исследования: Вопросы о физическом воспитании школьников раскрываются в трудах К.Алаас, Аткинсон Дж, А.Н.Варламова, В.П.Кочнева, Н.Н.Курилова, М.И.Лыткина,
М.С.Мартыновой, В.К.Павлова, Д.Н.Платонова, И.И.Портнягина, Г.В.Роббека, Н.К.Шамаева труды Иванова В.Х., Якобсон П.М.,. теории Маслоу А., Мясищев В.Н., Годфруа Ж., Мадсен К., Платонов К.К.,
Методы исследования: Для определения адекватных методов исследования нами осуществлялся обзор литературы, связанной с методологией познания. Ведущим методом исследования в ходе проделанной исследовательской работы стал анализ литературы по мотивации и по другим отраслям знания, связанным с заявленной темой исследования. Так же при исследовании были использованы методы анкетирования и диагностики
Методики исследования: Мотивы занятий спортом - автор методики Шаболтас А. В.; анкета, направленная на выявление мотивов занятия спортом.
Эмпирическая база исследования: 7 класс средней
общеобразовательной школы г. Альметьевск. Выборку составили 25 человек.
Структура курсовой работы: курсовая работа включает в состав первую главу, посвященную исследованию теоретической изученности, вторую главу, посвященную эмпирическому исследованию, заключение, список литературы, приложения
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования в реальном учебном процессе, и на уроках физической культуры, и на спортивных тренировках. Данная работа будет представлять интерес для молодых учителей физической культуры или начинающих тренеров.
Проведённая нами исследовательская работа и анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что проблема мотивации в спорте остается актуальной.
Мотивационная сфера личности предполагает интерес в связи с попаданием в ходе исследования во внутренний план действий развивающегося человека, его приобщения к пониманию своего внутреннего мира и отработки умений в саморегуляции, самовоспитании и самоуправлении своим поведением. Развитие мотивационной сферы находится в зависимости от особенностей целенаправленной деятельности и различных социально-психологических контактов самопознания и самосовершенствования.
Основными мотивами занятиями спортом (помимо интереса к самому виду спорта) на начальном этапе в силу возрастных особенностей подросткового возраста являются общение с товарищами, вне тренировочные факторы (досуговая деятельность), положительное отношение к тренеру.
Так же многое зависит и от самого учителя или тренера от его личностных особенностей.
В ходе проведения исследования было проделано следующее: Проведен теоретический анализ литературных источников по теме
исследования; определены особенности мотивационной сферы подростков; выявлены основные виды мотивов занятием спортом и условия
формирования мотивов занятием спортом, на примере занятий легкой атлетикой; разработан комплекс рекомендаций направленных на организацию и повышение мотивации подростков к занятиям легкой атлетикой.
Подводя итоги следует отметить, что в ходе проведенного нами исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась: мотивация к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью зависит от возрастных особенностей занимающихся и организационно-педагогических условий образовательного процесса по физической культуре и спорта.