Процессуальные и криминалистические аспекты и проблемы передачи лиц и предметов в порядке оказания международно- правовой помощи по уголовным делам
|
ВВЕДЕНИЕ 3-6
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОБЩЕПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫДАЧИ ЛИЦ И ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
1.1. Исторический опыт формирования института экстрадиции в России и за
рубежом 7-12
1.2. Международно-правовые вопросы в сфере
экстрадиции 12-27
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСТРАДИЦИИ В
ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
2.1. Общие положения о выдачи в российском уголовно-процессуальном законодательстве 28-35
2.2 Особенности выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора 36-45
2.3. Правовое регулирование передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является 45-52
2.4 Особенности передачи предметов в порядке экстрадиции 52-55
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ЛИЦ И ПРЕДМЕТОВ В ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ.
3.1 Практика взаимоотношений РФ с другими государствами по вопросам
экстрадиции 56-60
3.2 Проблемы и пути решения в области взаимодействий государств 60-71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71-72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОБЩЕПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫДАЧИ ЛИЦ И ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
1.1. Исторический опыт формирования института экстрадиции в России и за
рубежом 7-12
1.2. Международно-правовые вопросы в сфере
экстрадиции 12-27
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСТРАДИЦИИ В
ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
2.1. Общие положения о выдачи в российском уголовно-процессуальном законодательстве 28-35
2.2 Особенности выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора 36-45
2.3. Правовое регулирование передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является 45-52
2.4 Особенности передачи предметов в порядке экстрадиции 52-55
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ЛИЦ И ПРЕДМЕТОВ В ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ.
3.1 Практика взаимоотношений РФ с другими государствами по вопросам
экстрадиции 56-60
3.2 Проблемы и пути решения в области взаимодействий государств 60-71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71-72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема преступности на сегодняшний день предполагает негативные последствия не только для отдельно выбранного государства, но и для всего человечества в целом.
Рост преступности является одной из самых острых проблем современности. Ежегодно в мире совершается свыше 100 млн. преступлений, из них в РФ, по официальным данным - около 3 млн., по неофициальным (с учетом латентности) - 10-12 млн. Мир становится всё более преступным.1 Высокая доля случаев, при которой злоумышленники совершают правонарушения в одной стране, а в последствии исчезают от правоохранительных организаций ищущего государства в других странах, имеет неизменный характер.
В следствии этого, актуальность рассмотрения проблем института экстрадиции имеет массовый, межэтнический характер в виду срочной борьбы с международной преступностью, а также исполнением ч. 4 ст. 15 Конституции РФ , в которой провозглашается приоритет норм международного права над законами РФ.
Главной формой сотрудничества между государствами, касающийся выдачи лиц другому государству, для уголовного преследования - экстрадиция. Экстрадиция (выдача) (от лат. ех — «из», «вне» и traditio — «передача»). Как правило, выдача осуществляется на основании международного договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняяконвенция,участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство.-Примером такой конвенции является Европейская конвенция о выдаче 1957 г.
При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми иностранными государствами. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет двусторонние соглашения об экстрадиции, всего с 30 государствами. Причём подавляющая часть, этих государств являются - т.н. странами второй, и третьей волны, с достаточно серьёзными экономическими и политическими проблемами, а также не обладающими авторитетом среди стран ассамблеи ООН. Из передовых стран, с которыми у России имеются соглашения о выдаче можно выделить лишь - Китай. В связи с этим, а также напряжённой политической ситуацией в международных отношениях, совершенствование института выдачи выходит на первый план, в части сотрудничества иностранных государств в уголовно-правовой области. Количество резонансных дел, комментируемые самыми высокими должностными лицами стран позволяют сделать вывод о важности данного института, а также изучения его современных проблем. Количество разных подходов к природе экстрадиции в правовом поле, двухуровневая система законодательной базы, которые различным образом решают вопросы выдачи, подталкивают нас к более осмысленному изучению института экстрадиции, а также выявления проблем его применяя.
Важно понимать насколько ценно верное и здоровое развитие института выдачи, т. к. увеличение соглашений и взаимоотношений в части выдачи лиц будут способствовать, во-первых искоренению преступности, а также плацдармом для предупреждения преступления, т. к. на сегодняшний день преступники уверенные в том, что страна в которую они перебрались, не произведёт выдачу просимой стране, в виду отсутствия соглашений между государствами, вызванное зачастую биполярным видением политических проблем в мире. Бартер между всеми странами в этой области принёс бы неоценимую пользу по началу государствам просимых экстрадицию, а затем в итоге принёс бы всему сообществу стран международный правопорядок, вызванный отсутствием беглых преступников.
Дискуссионность вопросов о выдаче в правовой литературе, множество правовых актов, которые не единообразно решают вопросы выдачи, приводят к необходимости рассмотрения проблем института экстрадиции, а также к определению места института экстрадиции в системе международного уголовного права и дальнейшего его развития во внутригосударственном праве.
Расширение и развитие отношений по поводу экстрадиции будут способствовать повышению действенности мер, принимаемых государствами против преступности. Обмен знаниями и опытом в этой области принёс бы пользу всем странам, расширяя для государств возможности выдачи лиц, совершивших преступление из других государств, таким образом укрепляя международный правопорядок.
Целью магистерской работы является исследование института экстрадиции в современном уголовно-процессуальном законодательстве, как в отечественном, так и в международном ключе. Предписанная задача, конкретизируется в ряде исследовательских задач, такие как: анализ понятия и природы института выдачи; рассмотрение истории формирования института экстрадиции; рассмотрение основных международно-правовых вопросов экстрадиции; обзор практики выдачи преступников иностранных государств России, и наоборот; рассмотрение нюансов выдачи, согласно отечественному законодательству, в частности по УПК РФ 2001 года , выявление основных проблем института экстрадиции на 2017 год.
Объектом исследования магистерской работы являются институт о выдаче (экстрадиции) преступников в части отечественного уголовно-процессуального производства.
Предметом исследования являются нормативные акты, в которых закрепляются основные положения, регулирующие объект исследования это статья 15 Конституции РФ; Европейская Конвенция о выдаче 1957 года , глава 54 УПК РФ "Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора и глава 55 УПК РФ "Передача лица, осуждённого к лишению свободы для отбывания наказания в государстве гражданином, которого оно не является"; статья 13 УК РФ ; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 г. "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания", различные международные договоры, в которых рассматривается институт экстрадиции.
Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно- научных методов, такие как: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Использовались и социологические методы в том числе - изучались материалы судебной практики.
Рост преступности является одной из самых острых проблем современности. Ежегодно в мире совершается свыше 100 млн. преступлений, из них в РФ, по официальным данным - около 3 млн., по неофициальным (с учетом латентности) - 10-12 млн. Мир становится всё более преступным.1 Высокая доля случаев, при которой злоумышленники совершают правонарушения в одной стране, а в последствии исчезают от правоохранительных организаций ищущего государства в других странах, имеет неизменный характер.
В следствии этого, актуальность рассмотрения проблем института экстрадиции имеет массовый, межэтнический характер в виду срочной борьбы с международной преступностью, а также исполнением ч. 4 ст. 15 Конституции РФ , в которой провозглашается приоритет норм международного права над законами РФ.
Главной формой сотрудничества между государствами, касающийся выдачи лиц другому государству, для уголовного преследования - экстрадиция. Экстрадиция (выдача) (от лат. ех — «из», «вне» и traditio — «передача»). Как правило, выдача осуществляется на основании международного договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняяконвенция,участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство.-Примером такой конвенции является Европейская конвенция о выдаче 1957 г.
При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми иностранными государствами. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет двусторонние соглашения об экстрадиции, всего с 30 государствами. Причём подавляющая часть, этих государств являются - т.н. странами второй, и третьей волны, с достаточно серьёзными экономическими и политическими проблемами, а также не обладающими авторитетом среди стран ассамблеи ООН. Из передовых стран, с которыми у России имеются соглашения о выдаче можно выделить лишь - Китай. В связи с этим, а также напряжённой политической ситуацией в международных отношениях, совершенствование института выдачи выходит на первый план, в части сотрудничества иностранных государств в уголовно-правовой области. Количество резонансных дел, комментируемые самыми высокими должностными лицами стран позволяют сделать вывод о важности данного института, а также изучения его современных проблем. Количество разных подходов к природе экстрадиции в правовом поле, двухуровневая система законодательной базы, которые различным образом решают вопросы выдачи, подталкивают нас к более осмысленному изучению института экстрадиции, а также выявления проблем его применяя.
Важно понимать насколько ценно верное и здоровое развитие института выдачи, т. к. увеличение соглашений и взаимоотношений в части выдачи лиц будут способствовать, во-первых искоренению преступности, а также плацдармом для предупреждения преступления, т. к. на сегодняшний день преступники уверенные в том, что страна в которую они перебрались, не произведёт выдачу просимой стране, в виду отсутствия соглашений между государствами, вызванное зачастую биполярным видением политических проблем в мире. Бартер между всеми странами в этой области принёс бы неоценимую пользу по началу государствам просимых экстрадицию, а затем в итоге принёс бы всему сообществу стран международный правопорядок, вызванный отсутствием беглых преступников.
Дискуссионность вопросов о выдаче в правовой литературе, множество правовых актов, которые не единообразно решают вопросы выдачи, приводят к необходимости рассмотрения проблем института экстрадиции, а также к определению места института экстрадиции в системе международного уголовного права и дальнейшего его развития во внутригосударственном праве.
Расширение и развитие отношений по поводу экстрадиции будут способствовать повышению действенности мер, принимаемых государствами против преступности. Обмен знаниями и опытом в этой области принёс бы пользу всем странам, расширяя для государств возможности выдачи лиц, совершивших преступление из других государств, таким образом укрепляя международный правопорядок.
Целью магистерской работы является исследование института экстрадиции в современном уголовно-процессуальном законодательстве, как в отечественном, так и в международном ключе. Предписанная задача, конкретизируется в ряде исследовательских задач, такие как: анализ понятия и природы института выдачи; рассмотрение истории формирования института экстрадиции; рассмотрение основных международно-правовых вопросов экстрадиции; обзор практики выдачи преступников иностранных государств России, и наоборот; рассмотрение нюансов выдачи, согласно отечественному законодательству, в частности по УПК РФ 2001 года , выявление основных проблем института экстрадиции на 2017 год.
Объектом исследования магистерской работы являются институт о выдаче (экстрадиции) преступников в части отечественного уголовно-процессуального производства.
Предметом исследования являются нормативные акты, в которых закрепляются основные положения, регулирующие объект исследования это статья 15 Конституции РФ; Европейская Конвенция о выдаче 1957 года , глава 54 УПК РФ "Выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора и глава 55 УПК РФ "Передача лица, осуждённого к лишению свободы для отбывания наказания в государстве гражданином, которого оно не является"; статья 13 УК РФ ; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 г. "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания", различные международные договоры, в которых рассматривается институт экстрадиции.
Методология и методика исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно- научных методов, такие как: историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие. Использовались и социологические методы в том числе - изучались материалы судебной практики.
Итак, в заключении можно сделать вывод, что новизна работы заключается в рассмотрении института выдачи под призмой законодательного аспекта, и его связью с действительной реальностью на практике. Были рассмотрены основные международные и внутригосударственные источники права, которые определяют функционирование института выдачи. В работе была поднята проблема взаимодействия России с иностранными государствами по вопросам выдачи лиц и предметов. Рассматривались самые громкие и резонансные дела последних лет, связанных с выдачей лиц.
В настоящее время институт экстрадиции в России регулируется двухуровневой системой.
Первый уровень составляет международное законодательство, которое представляет, во-первых, конвенции. Особняком для России стоят две конвенции - Европейская Конвенция о выдаче 1957 г. и Минская Конвенция СНГ о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1993 г., а во- вторых многосторонние и двусторонние соглашения, коих подписанных Россией с другими странами не так много, в частности нет соглашений о выдачи с подавляющим числом стран Европейского Союза, США и других наиболее экономически развитых стран. Проблемы отсутствия консенсуса в вопросах о выдаче уходят в области вопросов политики, что неблагоприятно сказывается на объединении мировых сообществ по борьбе с международной преступностью.
Второй уровень составляет внутригосударственное право, к которому можно отнести уголовно-процессуальное, уголовное и конституционное. Основным источником является УПК РФ 2001 г., где закреплены основные положения по вопросам экстрадиции и описан порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, и международными организациями. Важную практическую ценность имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года № 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания" в нём упорядочены основные моменты, влияющие на итоговые решения, а также содержание принятого судебного акта по жалобам лиц, подлежащих экстрадиции. Также в данном Постановлении имеются приложения в виде полного перечня официально опубликованных международных договоров РФ, предусматривающих возможность выдачи лица для уголовного преследования, исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого такое лицо является.
Институт выдачи лиц продолжает развиваться. Несмотря на определённые различия в правовых системах о выдаче, следует отметить, что развитие этого института происходит в демократическом направлении. Выдача лица признаётся возможной при гарантии, что выданному будет обеспечено право на справедливое судебное разбирательство с соблюдением прав и свобод лица. Именно поэтому, институт выдачи представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о выдаче — суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и национального права, включая и те, что относятся к правам человека.
В настоящее время институт экстрадиции в России регулируется двухуровневой системой.
Первый уровень составляет международное законодательство, которое представляет, во-первых, конвенции. Особняком для России стоят две конвенции - Европейская Конвенция о выдаче 1957 г. и Минская Конвенция СНГ о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1993 г., а во- вторых многосторонние и двусторонние соглашения, коих подписанных Россией с другими странами не так много, в частности нет соглашений о выдачи с подавляющим числом стран Европейского Союза, США и других наиболее экономически развитых стран. Проблемы отсутствия консенсуса в вопросах о выдаче уходят в области вопросов политики, что неблагоприятно сказывается на объединении мировых сообществ по борьбе с международной преступностью.
Второй уровень составляет внутригосударственное право, к которому можно отнести уголовно-процессуальное, уголовное и конституционное. Основным источником является УПК РФ 2001 г., где закреплены основные положения по вопросам экстрадиции и описан порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, и международными организациями. Важную практическую ценность имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 года № 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания" в нём упорядочены основные моменты, влияющие на итоговые решения, а также содержание принятого судебного акта по жалобам лиц, подлежащих экстрадиции. Также в данном Постановлении имеются приложения в виде полного перечня официально опубликованных международных договоров РФ, предусматривающих возможность выдачи лица для уголовного преследования, исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого такое лицо является.
Институт выдачи лиц продолжает развиваться. Несмотря на определённые различия в правовых системах о выдаче, следует отметить, что развитие этого института происходит в демократическом направлении. Выдача лица признаётся возможной при гарантии, что выданному будет обеспечено право на справедливое судебное разбирательство с соблюдением прав и свобод лица. Именно поэтому, институт выдачи представляет собой сочетание суверенных прав государства с правами человека. Решение вопроса о выдаче — суверенное право государства, но осуществляется оно в соответствии с нормами международного и национального права, включая и те, что относятся к правам человека.
Подобные работы
- ИНСТИТУТ ВЫДАЧИ ПРЕСТУПНИКОВ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - Проблемные аспекты взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при использовании в доказывании результатов ОРД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2021 - ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ СЛЕДСТВИИ
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Порядок и способы проверки сообщений о преступлениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Взаимодействие органов следствия и дознания в процессе расследования уголовно наказуемых нарушений авторских прав в области распространения контрафактной продукции
Диссертация , криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНО НАКАЗУЕМЫХ НАРУШЕНИЙ АВТОРСКИХ ПРАВ В ОБЛАСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Допрос в уголовном судопроизводстве Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



