Введение 3
Глава I. Теоретические основы обучения поисковому чтению в старших классах 7
1.1 Формирование универсальных учебных действий при работе с текстом на уроках английского языка 7
1.2 Особенности обучения английскому языку на старшей ступени в
средне образовательной школе 14
1.3 Современные методы обучения поисковому чтению на английском языке на старшем этапе обучения 29
Глава II. Технология обучения поисковому чтению на уроках английского языка в старших классах с использованием метода проектов 43
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования по выявлению влияния методов проектов на успешность обучения поисковому чтению 43
2.2. Анализ эффективности применения метода проектов на уроках английского языка при обучении поисковому чтению 47
2.3 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы при обучении поисковому чтению (на основе использования метода проектов) 62
Заключение 65
Список использованных источников 69
Актуальность исследования. При обучении иностранным языкам в школе применяют три вида чтения: ознакомительное, поисковое и изучающее. Ознакомительное и поисковое чтение представляют собой быстрые виды чтения и не ставят своей задачей полное понимание читаемого материала.
Ознакомительное чтение характеризуется быстрым просмотром текста с пониманием его основного содержания. Во время ознакомительного чтения следует извлекать максимум информации из прочтения первого и последнего абзацев текста, прочтения первых предложений всех промежуточных абзацев. Следует также обращать внимание на заголовки и подзаголовки, шрифтовое выделение лексики (курсив, жирный шрифт и т.п.) Незнакомая лексика и сложные лексико-грамматические конструкции должны игнорироваться, так как цель ознакомительного чтения - получить представление об общем содержании, основных идеях текста. Следующим этапом может быть поисковое или изучающее чтение.
Поисковое чтение ставит иную задачу - найти в тексте информацию, значимую для читающего: основные, факты, определения, собственные и нарицательные имена, числовые значения, взаимосвязь между ними и т.д. Во время поискового чтения ученик быстро просматривает текст, игнорируя второстепенные детали. Как только необходимая информация найдена, чтение прекращается. Перед началом поискового чтения ученик должен четко представлять себе, в каком виде информация может находиться в тексте: числа, символы, таблицы, графики, слова с заглавными буквами и т.п. При выполнении задания очень часто оказывается полезным прием просмотра текста из конца в начало, когда ученик фактически не читает текст, а только ищет необходимую ему информацию. Это можно сравнить с пролистыванием нового номера журнала, когда мы быстро хотим узнать, какие статьи в нем содержатся.
Изучающее чтение представляет собой медленный вид чтения, часто повторным прочитыванием наиболее трудных отрывков текста и нацелено на полное и точное понимание читающим содержащихся в нем как главных, так и второстепенных фактов. Во время изучающего чтения ученик внимательно прочитывает каждое предложение текста, извлекая из него максимум информации для ответа на поставленный вопрос. Однако, не следует стремиться к максимально точному пониманию значения каждого нового слова в тексте, вполне достаточно угадать его смысл по контексту. Цель изучающего чтения текста - понять более 3/4 изложенного в нем материала.
Очевидно, что навыки чтения не приходят сами собой, а требуют кропотливой и вдумчивой работы по их развитию. Работа по созданию практической системы упражнений велась в двух направлениях. С одной стороны - отбор наиболее эффективных типов заданий для извлечения требуемой информации из текста, с другой отбор и адаптация самого текстового материала по принципу нарастания его языковой сложности.
При обучении просмотровому чтению учащимся предлагаются следующие виды заданий для контроля понимания прочитанного:
• определите, какой из предложенных вариантов составляет основную мысль текста;
• расположите факты в последовательности, изложенной в тексте;
• соотнесите даты с событиями, описанными в тексте;
• найдите в тексте исторические, географические и т.д. названия;
• соотнесите высказывания/поступки с говорящими/действующими лицами;
• установите, какая из перечисленных тем не освещается в тексте;
• найдите в тексте факты, связанные с конкретной темой на основе знакомой лексики по теме;
• опираясь на слова-связки, определите, отражают ли предложенные утверждения факты или мнения;
• найдите в тексте факты, отвечающие на предложенные вопросы;
• разделите текст на части в соответствии с пунктами плана.
Адаптация текстов для чтения включает в себя следующие этапы:
• (при необходимости) сокращение текста до требуемого объема;
• восстановление логичности изложения материала. Это было особенно актуально при использовании газетных текстов, которые часто характеризуются непоследовательностью изложения фактов и неоднократными повторами с целью увеличения их «степени сенсационности». Использовалось на среднем и в начале старшего этапа обучения.
Объект исследования - школьники на старшем этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования - проблема обучения поисковому чтению.
Цель исследования - проанализировать проблему обучения поисковому чтению на старшем этапе обучения английскому языку
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1) Рассмотреть формирование универсальных учебных действий при работе с текстом на уроках английского языка;
2) Выявить особенности обучения английскому языку на старшей ступени в средне образовательной школе;
3) Провести экспериментальное исследование по выявлению эффективности применения метода проектов на уроках английского языка при обучении поисковому чтению;
4) Разработать методические рекомендации по организации самостоятельной работы при обучении поисковому чтению (на основе использования метода проектов).
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что применение метода проектов в качестве основного способа организации обучения поисковому чтению в самостоятельной работе является средством повышения мотивации учащихся старших классов к изучаемому предмету и способствует повышению эффективности самостоятельной работы. В связи с этим, нами был проведен эксперимент по применению метода проектов в качестве способа организации самостоятельной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые разрабатываются методические рекомендации по организации самостоятельной работы при обучении поисковому чтению (на основе использования метода проектов).
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации данных по теме работы, а также в том, что полученные конкретные выводы дают основания для уточнения некоторых положений обучения поисковому чтению.
Практическая ценность данного исследования заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы при обучении поисковому чтению на старшем этапе школы.
Апробация работы:практические данные проверялись в ходе проведения экспериментального исследования на базе старших классов средней школы.
Структура работы - состоит из введения, основной части из 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Результативность любой деятельности, в том числе учебной, зависит от определения ее смысла как значения для себя, рационального планирования и оценки. Но ведь познавательная инициатива как интерес и мотивация, определение последовательности действий, проявление волевого усилия для ее осуществления, осознание качества и необходимая коррекция входят в блок регулятивных универсальных учебных действий. (14, с. 165)
Таким образом, чтение в целом и работа с текстом в частности могут стать опорой для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
2) Основной целью обучения иностранному языку на старшем этапе является совершенствование одновременно всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, что является доминирующим условием реализации межкультурной коммуникации.
Именно на старшем этапе обучения, по мнению методистов, в частности, В. В. Гузеева, целесообразно использовать такую педагогическую технологию внедряющую учеников в процесс познания, нацеливающую их на поиск знаний, способствующую развитию вторичной языковой личности (при совершенствовании первичной), формирующую коммуникативную, социокультурную и межкультурную компетенции. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре, способность и умение участвовать в диалоге культур. Речь идет не просто о знании языка, но об умении использовать его в реальном общении, т. е. о практическом владении языком.
Таким образом, перед учителем иностранного языка стоит достаточно глобальная задача по формированию личности, способной участвовать в коммуникации межкультурного уровня.
3) Использование мультимедийных средств обучения — закономерный этап развития педагогических технологий.
В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками, как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.
Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Можно проводить различные игры, пре¬зентации и т. д. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим.
4) Цель нашего экспериментального исследования заключалась в разработке методических рекомендаций по организации обучения поисковому чтению у учащихся старших классов с использованием метода проектов. Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:
- Разработать систему самостоятельных работ, основываясь на рекомендациях, приведенных в теоретической части нашего исследования;
- Определить уровень эффективности самостоятельной работы контрольной группы на основе анализа результатов, полученных при выполнении учащимися предложенных заданий;
- Организовать самостоятельною работу с использованием метода проектов в экспериментальной группе.
- Определить эффективность самостоятельной работы учащихся старших классов экспериментальной группы.
- Проанализировать полученные результаты.
5) Высокие результаты (в сравнении с контрольной группой) самостоятельной работы учащихся старших классов экспериментальной группы свидетельствуют не только о высоком уровне активности учащихся, но также и о наличии устойчивой мотивации, способности к самоорганизации, умении работать в команде.
Выполнение проектного задания стимулирует проявление творческого потенциала у учащихся старших классов, что является одной из главных задач самостоятельной работы.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что работа над проектом является эффективным средством развития учащегося, расширения языковых знаний, способствует формированию самостоятельной, творческой личности. Это также реальная возможность средствами иностранного языка использовать знания, полученные на других предметах.
Все сказанное выше свидетельствует о эффективности применения метода проектов на уроках иностранного языка.
6) На основе анализа теоретических основ метода проектов, а также результатов его применения при организации самостоятельной работы мы разработали соответствующие методические рекомендации. При работе над проектом следует учитывать некоторые требования:
- Работа над проектом должна быть направлена на решение конкретной проблемы (например, создание путеводителя по городу);
- Наиболее важной частью плана проекта является его пошаговая разработка с указанием промежуточных результатов (необходимо поставить перед учащимися четкие задачи, которые необходимо решить на каждом этапе работы);
- Обязательная составляющая работы над любым проектом -
исследовательская деятельность (поиск, отбор и анализ
информации);
- Результатом работы над проектом является готовый продукт (например, брошюра, плакат, газета и др.);
- На завершающем этапе проводится презентация проекта, где старшеклассники рассказывают о достигнутых результатах и представляют продукт своей деятельности.
Таким образом, нами были достигнуты цели исследования.
1. Ариян М.А. Особенности взаимодействия учителя и учебника по иностранным языкам // Иностранные языки в школе : науч. - метод. журн. -2015.
- N 10. - С. 14-18.
2. Ахраменко Е. В. Проект на уроке английского языка /Е. В. Ахраменко // Молодой ученый. — 2013. — №12. — с. 404-406.
3. Барышников Н. В. Коммуникативно - когнитивный подход к чтению // Когнитивная методика обучения иностранным языкам в разных усло - виях: тезисы Всероссийской конференции. - Пятигорск, 2016. - С. 5-8.
4. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования// Методист, №2. - 2015. -С.2-6.
5. Варшавская Ф. Г. Проект как мотивационный стимул в изучении английского языка / Ф. Г. Варшавская // Молодой ученый. — 2015. — №20. — с. 433-435.
6. Войтович И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т.И. Зелениной. - Ижевск: Из-во «Уд-муртский университет», 2016. - 212 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова М.: АРКТИ, 2015. - 192 с.
8. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя.
- М.: Из-во Вита-Пресс, 2015. - 112 с.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. 2-е изд. / Гальскова Н.Д. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.
10. Гордеева, Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности, или мотивация обучения: пять условий успеха // Психология в вузе. - 2005. - № 4. - с. 3 - 27.
11. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка/ Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе. - 2003. - №5
12. Дьяченко В.К. Новая дидактика/В.К.Дьяченко. - М.: Народное образование,2001.-96с.
13. Жуков А.С. Дидактические исследования повышения эффективности самостоятельной работы в условиях модернизации образования: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08/ Жуков А.С. - Брянск, 2004.
14. Зубов А.В., Зубова И.И. Методика применения информационных
технологий в обучении иностранным языкам: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - М.: Издательский центр
«Академия», 2015. - 144 с.
15. Загидуллина О. М. Электронные обучающие ресурсы для самостоятельной работы учащихся при изучении английского языка / О. М. Загидуллина, Л. В. Байшукурова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 260-263.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология/ Зимняя И.А.- М.: Логос, 2000. - 384с
17. Зимняя И.А., Сахаров Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку //Иностранные языки в школе.1999. №3. С.9-15.
18. Иванов И.А. Теоретико-множественный подход к определению понятия «модель обучения» и его применение в практике педагогического исследования // Вестник СГУТиКД, 2015. - Вып. №1 (19). - С.127-130.
19. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О.В. Калимулина // Иностр. яз. в школе, 2015. №3. - С. 17 - 20.
20. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. - Минск: ТетраСистемс, 2016. - 352 с.
21. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии.
Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. университет. — М.: Academia,
2015. — 256 с.
22. Ковалева Г.Е. Организация самостоятельной работы учащихся старших классов га основе деятельностной теории обучения /Г.Е.Ковалева.- Спб,1995.-с.38
23. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - Учеб. пособие. — М.: Академия, 2000. — 264 с.
24. Коноводова Ю.А.Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся//Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. T.I. - Пермь:Меркурий, 2011. С.173-176
25. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках
английского языка.- Москва, 2003.-317с.
26. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках
английского языка: Методическое пособие. - 2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,
2004. - 96 с.
27. Мазур И.И. Управление проектами/ Мазур И.И. - М.: Омега- Л ,
2005. -655с.
28. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие для учащихся старших классов. - М.: Академия, 2002. - 256с.
29. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках
английского языка // Иностранные языки в школе. 1999. №4. С.19-21.
30. Матиенко А.В. Методическая концепция коммуникативно-когнитивного контроля в системе обучения иностранному языку студентов лингвистического вуза: дис. Д-ра пед. наук: 13.00.02. - Нижний Новгород, 2015. - 353 с.
31. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. М.: Гардарики, 2005. С. 266-267
32. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Ступени, 2002. - 448 с.
33. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования учебник для студ.высш.учебных заведений: в 2 т. Т.1: Дидактика /Н.А.Морева.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 280
34. Морозова М.М. Метод проектов в истории отечественной и
зарубежной педагогики/ М.М.Морозова// Интеграция образования.- 2007. -
№3/4. - с. 36-41.
35. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие. / Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф.Будько, С.И.Петрова. - 6-е изд., стереотип. - МН.: Высшая школа, 2000. - с. 256-269
36. Нефедова К.А., Шаманова Т.И. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. - 103 с.
37. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. - 2000. - №7.
38. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. современные способы активизации обучения. 4-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 176 с.
39. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и учащихся старших классов пед. вузов/ Н.Ю.Пахомова. - М., 2003
40. Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы учащихся старших классов технического вуза// Молодой ученый. - 2011. - №4. Т.2. - с.115-117.
41. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2000. №2,3. С.17-19,23-24.
42. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе.- 2000.-№1-С.4-11.
43. Полетаева, М.И. К вопросу о разработке модели обучения с использованием современного вузовского учебника иностранного языка / М.И. Полетаева // Преподаватель XXI век. - 2015. - №4. - Часть 1. - С. 101-105.
44. Полетаева, М.И. О поиске оптимальной технологии работы с совре¬менным учебником иностранного языка в вузе / М.И. Полетаева // Наука и школа. - 2016. - № 5. - С. 95-97.
45. Практический курс английского языка. 1 курс: учеб. для студентов вузов / [В. Д. Аракин и др.]; под ред. В.Д. Аракина. - 6-е изд., доп. и испр. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2016. - 280 с.
46. Потанин С.П. Самосовершенствование личности. - СПб: Изд-во ВМА им. Н.Г.Кузнецова, 2002. - 165 с.
47. Самсикова Н.А. Повышение эффективности самостоятельной работы учащихся старших классов// Вектор науки ТГУ. 3(6). 2011. с.285-287
48. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология
обучения. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.
49. Сидоренко А.С. Теория и практика организации учебного
процесса// Журнал «Завуч». - 2003. - №6.
50. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. 2-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 400с.
51. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС,
2016. - 431с.
52. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н. Соловова. - 2-е изд. - М.: АСТ: Астрель, 2015. - 271 с.
53. Цегельная Н.В. Формирование профессиональной адаптации учащихся старших классов в воспитательном процессе среднего профессионального образования // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 9-й Межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции с участием ближнего и дальнего зарубежья. - Санкт-Петербург, 2008. с.138 - 140
54. Шаповалова К.Н. Самостоятельная работа как фактор формирования инициативности учащихся старших классов// Соврем. исследования социальных проблем. -2012. №1 (09)
55. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и учащихся старших классов. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.