Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития самосознания детей дошкольного возраста

Работа №63705

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы развития самосознания детей дошкольного возраста 8
1.1 Проблема исследования самосознания в отечественной и зарубежной
научной психолого-педагогической литературе 8
1.2 Развитие самосознания в онтогенезе 12
1.3 Самооценка как компонент самосознания 18
1.4 Особенности самооценки детей в дошкольном возрасте 20
1.5 Особенности становления Я-концепции у детей дошкольного возраста....
Выводы по главе 1 32
2. Эмпирическое исследование самосознания у детей старшего дошкольного
возраста 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 34
2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей
старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 2 43
Заключение 44
Список использованной литературы

В отечественной и зарубежной психологической литературе особое внимание уделяется изучению структуры самосознания, его компонентов в разные возрастные периоды. Разработке данного вопроса посвятили свои работы Р. Бернс, H.JI. Белопольская, И.С. Кон, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон и многие другие [8; 7; 25; 29;34; 38; 36; 42; 43; 46].
Самосознание - это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя. Самосознание характеризуется, прежде всего, своим продуктом - представлением о себе, «Я-образом». Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, и важным фактором детерминации поведения человека. В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д., и эмоциональный - самоотношение, самооценка и т.д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самопознание и самоотношение, интегрируя их в рамках «Я-концепции», адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.
К концу старшего дошкольного возраста у детей возникает первоначальное представление о себе, так называемый «Я-образ», позволяющий ребенку выработать внутреннюю позицию относительно взаимоотношений с другими людьми. На основе внутренней позиции ребенок стремится занять определенное положение среди сверстников и взрослых.
Анализ психологических исследований [7, 9; 12; 36] и практика
воспитания убеждают в важности и необходимости изучения «Я - образа» у детей. Как ребенок приходит к тому или иному представлению о себе, какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается - эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются.
Известно, что процесс становления личности сложен и многогранен. Возраст 5-6 лет является важным периодом в общем психическом развитии ребенка. Именно в этот период закладывается основа его представлений о себе. А в связи с переходом к началу обучения в школе детей с 6 лет особо важное значение приобретает проблема осознания ребенком самого себя, своих сил и возможностей. Это в значительной мере влияет на начало успешного обучения в школе.
В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему, остается все еще малоизученной проблемой.
В дошкольном возрасте возникновение самосознания считается важнейшим достижением в развитии личности. Поэтому определение психологических условий формирования самосознания и выявление основных причин нежелательных отклонений в его развитии становится особенно актуальным для правильного построения основ будущей личности ребенка.
Общепризнано, что самосознание представляет из себя очень сложное психическое образование, состоящее из целого ряда структурных единиц. Однако относительно компонентов, входящих в структуру самосознания, мнение разных исследователей не всегда совпадает.
Большинство работ, посвященных изучению самооценки, анализирует ее в качестве уже сложившегося образования. Эти работы затрагивают в основном школьный возраст, и рассматривают с одной стороны, функции самооценки на разных этапах этого возраста, а с другой - роль различных факторов в ее развитии и совершенствовании. Наиболее характерными в данном направлении являются работы Л. И. Божович, А. В. Захаровой и Т. Ю. Андрющенко, П. М. Якобсона [11; 22; 47].
И.И. Чеснокова отмечает, что самооценка - особое образование в структуре сознания себя, выполняющее функцию оценки возможностей индивида и сопоставления их с требованиями ситуации поведения, на основе чего производится его регуляция [43, с. 16].
Зарубежные исследователи обычно определяют оценку себя как одну из трех составляющих Я- концепции. Самооценка рассматривается в качестве аффективной оценки представлений индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» вызывают более или менее сильные эмоции и потенциальные поведенческие реакции.
Наиболее разработанной можно считать схему «Я-концепция» Р. Бернса. Автор указывает на тесное слияние в структуре личности когнитивного и аффективного компонентов, знаний о себе и отношений к этому знанию.
Таким образом, анализ психологических исследований, посвященных изучению личности, позволяет выделить три варианта интерпретации самооценки и ее представленности в самосознании индивида.
Это противоречие дало возможность выделить из указанной выше проблемы тему: «Особенности развития самосознания детей дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить особенности формирования
самосознания и самооценки, как его компонента, у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития самооценки как компонента самосознания у детей дошкольного возраста .
Гипотеза: мы предполагаем, что становление самосознания у детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей, что выражено в определении самооценки детей.
Исходя из цели, были сформированы следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему исследования самосознания в отечественной и зарубежной психологии.
2. Проанализировать проблему развития самосознания в онтогенезе .
3. Изучить развитие самооценки как компонента самосознания.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению особенности формирования самооценки у детей 5-6 лет;
5. Проанализировать результаты проведённого исследования.
Методологические основы исследования:
- Положение С.Л.Рубинштейна о том, что самосознание выступает как компонент личности и включается в процесс развития;
- Положение А.Г. Спиркина о том, что самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание;
- Положение Е.Е.Кравцовой о том, что в старшем дошкольном возрасте позиция близости реального и идеального «Я» является наиболее благоприятной, ибо служит пусковым механизмом актуализации одной из важнейших потребностей личности - потребности в саморазвитии.
Для решения поставленной цели и задач, в соответствии с объектом, предметом и гипотезой были использованы методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические: изучение самооценки ребенка с помощью методики В.Г. Щур «Лесенка»; методика А.М. Прихожан, З. Василяускайте «Нарисуй себя».
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что могут использоваться в практике психологов и педагогов ДОУ по формированию самосознания у детей дошкольного возраста .
База исследования: МБДОУ № 4, г. Чистополь, РТ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Самосознание - сложный психический процесс, который проявляется, прежде всего, в восприятии человеком многочисленных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и общения. Эти «образы» первоначально возникают на основе осознания данным человеком оценок его другими людьми, далее на основе соотнесения оценок других и своих собственных. Иными словами, они - всегда результат социального взаимодействия индивида и его окружения. Первичные, богатые чувственным содержанием образы самого себя интегрируются в единое целостное образование - в представление, а затем и в понятие собственного Я как субъекта, отличного от других. В движении от единичных, ситуативных образов самого себя к выявлению в себе существенного и неповторимого осуществляется процесс самопознания.
Исследование самосознания в качестве психического процесса не ставит его в один ряд с другими психическими процессами - восприятием, мышлением, памятью, хотя оно может существовать только на их основе и проявляться через них. Психологический «механизм» самосознания имеет интегративную природу. В каждый акт самосознания вовлекаются не только отдельные психические процессы в различной их комбинации, но также и вся личность в целом - система ее психологических свойств, особенности мотивации, приобретенный опыт на разных уровнях обобщения, наконец, эмоциональное состояние личности в данный момент. В психической жизни личности, в ее структуре самосознание наряду с сознанием является как бы центральным образующим. Это - необходимое условие целостности и преемственности формирования внутреннего мира личности.
Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих. Всё что чему учиться ребёнок, каждое его возрастное изменение, каждый поступок, новые знания и умения приобретенные ребенком, оценивается окружающими. По мере взросления ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.
Знать оценочные и самооценочные действия дошкольника очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое ребёнок включается. С возрастом ребенок все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и детскому саду. Кроме осознания своих качеств старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.
При анализе научных работ, посвященных самооценке, мы установили, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе нет единственного определения самооценки, каждый автор представляет ее в своем понимании. Но разработано достаточно много методик, позволяющих вывить уровень развития самооценки. В процессе нашего исследования мы придерживались следующего понимания самооценки, данного А.Г. Спиркиным: самооценка есть отношение к себе, которое наряду с познанием себя входит в самосознание.
В ходе выполнения работы были мы смогли выделить линии развития самооценки в дошкольном возрасте:
а) возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;
б) переход от общей самооценки к частной, дифференцированной;
в) возникновение оценки себя во времени, которая проявляется как в элементарном самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале исследования, решены, гипотеза доказана.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Агарева М.В. Образ телесного Я - одна их составляющих Я-концепции ребенка // Известия Волгоградского ГПУ. Сер.: Пед. науки. - 2012. - № 5. - С. 45-49.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения - 2-е изд - СПб.: Питер, 2000. - 384 с.
4. Архипова К.А. Становление образа себя у детей // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 39-47.
5. Архиреева Т.В. Развитие критического самоотношения у младших школьников // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 97-101.
6. Архиреева Т.В. Системный подход к пониманию структуры Я - концепции и закономерностей ее развития в детском возрасте // Культурно¬историческая психология. - 2008. - № 4. - С. 48-55.
7. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика
исследования детского самосознания - изд. 2-е испр. - М.: Когито-
Центр,1998. - 24 с.
8. Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание - М.: Просвещение, 1986. - 212 с.
9. Богатырева В.В. Формирование образа Я ребенка как психолого-педагогическая проблема // XXII региональная конф. молодых исследователей Волгоградской области. Направление «Педагогика и психология», г. Волгоград, 13-16 ноября 2007 г.: сб. науч. материалов. - Волгоград, 2008. - С. 32-36.
10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М.: Директ-Медиа, 2008. - 612 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детские годы //Психология развития / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М: ЧеРо, 2005. - С. 436-446
13. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. - 2006. - №2. - С. 116 - 126.
14. Волков Б.С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов - изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007.- 287с.
15. Валлон А. Истоки характера у детей // Вопросы психологии.-1990. - №6. - С.121-133.
16. Выготский Л.С. Психология - М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002.
- 1008 с.
17. Гангнус Н. Развитие благоприятной Я-концепции младших школьников в процессе учебной и внеучебной музыкально-творческой деятельности // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 69-71.
18. Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. - 2004.- № 2. - С. 103-111.
19. Демиденко С.О. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как структурное личностное образование // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - Т. 1. - № 3 (4). - С. 112-113.
20. Джемс У. Психология (К столетию «Принципов психологии» У. Джемса) / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991.-368 с.
21. Жиляев А.Г. Становление «Я-концепции» в детском, подростковом и юношеском возрасте // СОТИС - социал. технологии, исследования. - 2008. - № 5.- С. 43-53.
22. Захарова А.В. Психология формирования самооценки - М.: «Прогресс», 1998. - 100 с.
23. Иващенко А.В. Проблемы Я - концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. - 2012. - №2. - С. 17-29.
24. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
25. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии: Хрестоматия по социальной психологии личности / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007. - С. 45-96.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Смысл,
Академия, 2005. - 352 с.
27. Лисина М.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев, 1983 - 205 с.
28. Люблева Е.Ю. Экспериментальное исследование самооценки как составляющей эмоционально-оценочного компонента самосознания детей старшего дошкольного возраста // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010. - № 3. - С. 132-135.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений - 14 изд, стер. - М.: Издательский Центр «Академия», 2012. - 656 с.
30. Палачева Т.И. Формирование «Я - концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах // Молодой ученый. - 2010. - № 1/2, т.
2. - С. 208-215
31. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система - М.: Наука, 1991. - 238 с.
32. Реан А.А. Бордовская Н.В. Розум С.И. Психология и педагогика - СПб: ЗАО Изд-во «Питер», 2000. - 432с.
33. Реан А.А. Социальная педагогическая психология - СПб.: Питер, 2005.-416с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
35. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. Собр. соч.: в 2-х т. Т 2. - М: : Педагогика, 1989. - 328 с.
36. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности - М.: Изд- во МГУ, 1987. - 90 с.
37. СпиркинА.Г. Сознание и самосознание. - М.: Издательство «ЭКСМО- Пресс», 2002. - 303с.
38. Столин В.В. Самосознание личности - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.
39. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений. - 6-еизд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
40. Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье: Методические указания.- М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. - 224 с.
41. Чернова Т.А. Подходы к изучению Я-концепции в психологии // Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи: Материал ы Международной научно-практической конференции; под ред. Р.В. Бисалиева
- Краснодар, 2012. - 418 с.
42. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности - СПб.: Питер, 2008. - 228 с.
43. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии - М.: ЧеРо, 2005.
- 136 с.
44. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе - М.: Издательство Юрайт, 2007. - 162 с.
45. Чернова Т.А. Теоретические аспекты исследования я-концепции // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно - практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012. - Выпуск 1. Том 12. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2012. - С. 39-52.
46. Эриксон Э. Идентичность: Хрестоматия по социальной психологии личности / под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007. - С. 493-533.
47. Якобсон С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии. - 1993. - № 8. - С. 55 - 61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ