ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ 12
1.1 Эволюция взглядов и классическая модель стратегического
планирования 12
1.2 Стратегическое планирование как механизм повышения конкурентоспособности банка в контексте экономической безопасности23
ГЛАВА 2 РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР КАК ГАРАНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 33
2.1 Проблемы и перспективы стратегического планирования в
отечественном банковском секторе 33
2.2 Анализ развития реального и банковского секторов экономики в
контексте экономической безопасности 45
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРИНЦИПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 61
3.1 Риски персонала в системе стратегического планирования банка 61
3.2 Методика оценки готовности персонала к участию в стратегическом
планировании (ГСП) 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Одной из стратегических задач развития российской экономики на современном этапе является повышение эффективности кредитного рынка, расширение спектра банковских услуг с учетом новых продуктов, повышение их качества и доступности для предприятий и населения. Взаимосвязь стратегического планирования макро- и мезоуровней (кредитных организаций) достаточно тесна, так как в масштабах банковского сектора экономики создается капитал, служащий основой финансирования долгосрочных государственных программ и реализации концептуальных задач по развитию экономики.
В свете новаций в законодательстве РФ пристальное внимание уделяется новой платформе стратегического планирования, реализуемого сквозь призму отдельных звеньев институциональной среды. Вопросы стратегического планирования актуализировались в соответствии с принятием ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», действие которого распространяется на сектор государственных, региональных и муниципальных финансов и устойчивое социально-экономическое развитие России.
В мае 2017 года Указом Президента РФ была утверждена Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года, определившая вызовы и угрозы экономической безопасности государства, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В стратегии была юридически определена «экономическая безопасность» как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных
приоритетов РФ. Юридическое толкование получили также такие понятия как «экономический суверенитет Российской Федерации», «национальные интересы», «угроза экономической безопасности», «вызовы экономической безопасности», «риск в области экономической безопасности», «обеспечение экономической безопасности».
В числе основных вызовов и угроз экономической безопасности страны в финансово-кредитной сфере были названы:
- «усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг»;
- подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;
- недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;
- низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам [1].
В качестве целей государственной политики экономической безопасности определены в числе прочих: повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз и обеспечение экономического роста. В числе основных направлений - устойчивое развитие национальной финансовой системы.
Именно финансовая система, обеспечивая каналы экономики финансово-кредитными ресурсами, может обеспечить не только стабильное развитие экономических субъектов, но, прежде всего, сбалансированное пространственное и региональное развитие, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально - экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
Перед экономической безопасностью в финансовой сфере ставятся следующие задачи: улучшение инвестиционного климата, оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки, совершенствование бюджетного планирования и повышение эффективности бюджетных расходов.
Особо выделены задачи по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, среди которых первостепенно следует отметить необходимость:
- развития внутренних (национальных) источников долгосрочных финансовых ресурсов, обеспечение нормы накопления, достаточной для устойчивого развития национальной экономики; механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики, предусматривающей в том числе увеличение нормы накопления, а также привлечение накоплений для реализации инвестиционных проектов;
- совершенствования специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств; регулирования деятельности финансовых организаций, развитие системы пруденциального надзора и методик стресс - тестирования.
- снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках; снижение использования иностранной валюты при осуществлении хозяйственной деятельности в российской юрисдикции.
Вышеуказанное определило выбор темы исследования «Стратегическое планирование в банковской сфере: аспекты экономической безопасности», которая приобретает особую экономическую важность на текущем этапе - в условиях функционирования переходной экономики в период финансово - экономической нестабильности и санкционных ограничений, введенных против России рядом зарубежных стран.
Цель - предложить практические рекомендации по направлениям стратегического планирования развития региональной банковской системы.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения стратегического планирования в банковской сфере.
2. Дать характеристику состояния стратегического планирования в российском банковском секторе.
3. Провести анализ состояния реального и банковского секторов региональной экономики в контексте экономической безопасности.
4. Разработать пакет практических рекомендаций по формированию
стратегий развития регионального банковского сектора с учетом направлений стратегического развития региона и обеспечения экономической безопасности.
Объектом исследования являются кредитные организации.
Предметом исследования является стратегическое планирование в банковской сфере в контексте обеспечения экономической безопасности региона.
Систему управления рисками банка целесообразно рассматривать в виде фрактальной матрицы, в которой для каждого уровня иерархии банка (Admin-office, Back-office, Middle-office, Front-office) определены: масштаб риска, уровень компонент, уровни и цели управления; разграничены компетенции и доступ к информации; распределены объекты и субъекты управления риском, их права и ответственность; выявлены «действующие лица» и их интересы; определены взаимосвязи и взаимовлияние рисков и т.д. В этой связи объективно обусловленным становится ее формирование на основе когнитивно - компетентностного подхода, предполагающего высокую интегративную и функциональную обеспеченность профессиональной компетентности банковского специалиста, объединяющего в единое целое соответствующие знания, умения, навыки, личностные и моральные качества, ценностные ориентиры субъекта профессиональной деятельности.
Всесторонний анализ процесса стратегического планирования позволил раскрыть особую роль потенциала персонала кредитных организаций и готовности банковского персонала к стратегическому планированию и работе в условиях динамичной внешней среды и высокой неопределенности. На основе идентификации и выделения основных параметров готовности банковского персонала к стратегическому планированию и работе в условиях динамичной внешней среды и высокой неопределенности по уровням базовой (риск-возможности) и переменной (риск-способности) составляющих, появляется возможность ввести дифференцированный подход, обеспечивающий снижение излишних расходов на подготовку персонала за счет снижения фактора случайности.
[1] «Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года», утверждена Указом Президента РФ 13 мая 2017 г. № 208.
[2] Согласно ст. 34 Конституции РФ, «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию».
[3,4] Зобнин Ю.А., Линг В.В. Проблемы стратегического планирования развития банковской системы Российской Федерации. //Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 107-113.
Бадалов Л.А. Ошибки в стратегическом планировании банков как фактор нестабильности банковской системы России. //Банковские услуги. 2016. № 3. С. 22-25.
[5,6] Старикова Л.И. Стратегическое планирование устойчивого развития коммерческих банков России. // Ямальский вестник. 2016. № 1 (6). С. 30-34.
Коростылев Н.Г. Организационно-методологическое обеспечение стратегического планирования в коммерческом банке. //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2012. № 8. С. 112-115.
[7,8] Самойлов Ю.В. Развитие планирования в региональных банках России. //Банковское дело. 2009. № 7. С. 84-86.
Хасси Д. Стратегия и планирование. СПб: Питер, 2004. 384с.
[9] Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер, 1999. 416с.
[10] Крымов С.М. Стратегический менеджмент. М.: ИЦ «Академия», 2011. 208 с.
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2001. 288с.
[11] Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб: Питер, 2012. 368с.
[12] Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Стратегиче-ское сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента. СПб: Питер, 2012. 368с.
[13] Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. Избранное. / Авторский сборник. М.: Эксмо, 2008. - 1200 с.
[14] Фридман М., Фридман Р. Свобода выбирать: наша позиция. М.: Новое издательство, 2007. 356 с.
[15] Крымов С.М. Стратегический менеджмент. М.: ИЦ «Академия», 2011. 208 с.
[16] Дафт Р.Л. Менеджмент, 2-е изд. СПб.: Питер, 2001. 832с.
Крымов С.М. Стратегический менеджмент.
М.: ИЦ «Академия», 2011. 208 с.
Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб: Питер, 2001. 688с.
[17] Дафт Р.Л. Менеджмент, 2-е изд. СПб.: Питер, 2001. 832с.
Портер М. Конкурентные преимущества. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
705 с.
[18] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер, 2006. 464с.
[19] Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454с.
Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. СПб: Изд.
«Спецлитература», 2006. 230с.
[20] Карлофф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. 284с.
[21] Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Инструменты и методы менеджмента предприятий промышленности и сферы услуг при формировании реляционных стратегий. // Экономика и предпринимательство. 2013. №12. Ч.4. С.422-429.
Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организациях. М., 2002. 264с.
[22] Айзенштат Р., Бир М. Стратегические изменения как
преобразовать организацию для реализации стратегии. // В кн. Курс МВА по стратегиче-скому менеджменту. М.: Альпина Паблишер, 2002.
[23] Айзенштат Р., Бир М. Стратегические изменения: как
преобразовать организацию для реализации стратегии. // В кн. Курс МВА по стратегиче-скому менеджменту. М.: Альпина Паблишер, 2002.
Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Современные подходы к реализации стратегии предприятия промышленности. // Современные проблемы менедж-мента, организации производства, и маркетинга: кол. монография; под. ред. профессора С.М. Крымова. - Ростов н/Д: ДГТУ, 2013. - С. 133-146.
[24] КрейнерС. Ключевые идеи менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2002. 347с.
[25] Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 308с.
[26] Глухих Л.В. Теория и методология разработки и реализации конкурентных стратегий промышленных предприятий. Дисс. докт. экон. наук. СПб, 2013. 349с.
Попытка противопоставления каждого из подходов другим, нами не поддерживается. Как и Глухих Л.В.28, мы убеждены, что на многих российских предприятиях имеют место элементы каждого из трех подходов.
[27] Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 308с.
[28] Воронов А.А., Глухих Л.В., Сенюк С.А. Стратегический менеджмент конкурентоспособности: монография. Краснодар, КубГУ, 2007.
[29] Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конку-рентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454с.
[30] Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Современные подходы к реализации страте-гии предприятия промышленности. // Современные проблемы менедж-мента, организации производства, и маркетинга: кол. монография; под. ред. профессора С.М. Крымова. - Ростов н/Д: ДГТУ, 2013. - С.133-146.
[31] Крымов С.М. Маркетинговые аспекты развития организаций: информационная модель. //Предпринимательство. 2010. № 4. С. 114-117.
Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Инструменты и методы менеджмента предприятий промышленности и сферы услуг при формировании реляционных стратегий. // Экономика и предпринимательство. 2013. №12. Ч.4. С.422-429.
[32] «Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года», утверждена Указом Президента РФ 13 мая 2017 г. № 208.
[33] Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. Монография.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -239 с.
[34] Зике Р.В., Главацкий В.Б. Основные факторы развития российской банковской системы // Российское предпринимательство. 2014. - № 1 (247). - С. 68.
[35] Слагода В.Г. Основы экономической теории / В.Г. Слагода. - 3-е изд. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 272
[36] Пашков Р., Юденков Ю. Стратегический риск и стратегия развития банка: влияние и взаимосвязи // Бухгалтерия и банки. 2015. - № 12. - С. 42.
[37] Введение в стратегический менеджмент: предпосылки
стратегического управления. Электронный ресурс:
http: //do .gendocs.ru/docs/index-215062.html
[38] Шацкая И.В. От государственного стратегического планирования к стратегическому управлению // Российское предпринимательство. 2014. - № 1 (247). - С. 50.
[39] История и развитие банковской системы России до 1917 г. Электронный ресурс. — Режим доступа : http://www.banki-delo.ru/2011/01.
[40] 80 Сохранена орфография оригинала.
[41] История развития банковской системы России Электронный ресурс. - Режим доступа : http://www.bibhotekar.ru/finance-7/2.htm.
[42] Существует позиция, согласно которой данная функция обусловлена объективными проблемами самоорганизации, а не наличием конкуренции. Вместе с тем необходимость постоянного поиска внутренних резервов хозяйствующим субъектом во многом определена функционированием конкуренции. В ином случае деятельность конкурентов окажется более эффективной, что может привести к отрицательным коммерческим последствиям для рассматриваемого хозяйствующего субъекта.
[43] Материалы Банка России Электронный ресурс - Режим доступа: http: //www.cbr.ru.
[44] Материалы Банка России Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.cbr.ru.
[45] Из «Доклада о денежно-кредитной политике» Банка России // Деньги и кредит. 2016. - № 1. - С. 34
[46] Пашков Р. Система менеджмента качества банка. Руководство по качеству // Бухгалтерия и банки. 2015. -№ 11. - С. 46.
[47] Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - Санкт- Петербург. - 2005. - 168 с.
[48] Дзансолова Б.С. Стратегическое планирование развития банковской системы России //Вестник Института дружбы народов Кавказа. 2016. - 181 с.
[49] Дзансолова Б.С. Стратегическое планирование развития банковской системы России //Вестник Института дружбы народов Кавказа. 2016. - 181 с.
[50] Верников А.В. Доля государственного участия в банковской системе // Деньги и кредит. 2009. №11. С.8-9.