ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
ТЕКСТ РУССКИХ КЛАССИКОВ В
ТВОРЧЕСТВЕ А.ВАСИЛЬЕВА 6
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ В ЛИРИКЕ А.ВАСИЛЬЕВА
§ 1. История и функционирование Петербургского Текста в литературе и культуре 17
§ 2. Петербургский Текст в альбоме группы «Сплин» «Резонанс. Часть 1» и поэме «Павловский парк» 25
ПРИЛОЖЕНИЕ. ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА
А.ВАСИЛЬЕВА В ШКОЛЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 52
Актуальность исследования. Данная работа посвящена изучению интертекстуальных связей между текстами русской классики и творчеством бессменного фронтмена группы «Сплин» и автора текстов их песен Александра Васильева. Творчество группы развивается, а вместе с тем расширяется и материал для изучения, увеличивается количество интертекстуальных связей, которые необходимо обнаружить и изучить. Кроме того, вся русская рок-поэзия в целом как феномен современной литературной ситуации постоянно развивается, принося в современную нам реальность новый материал, требующий изучения и систематизации.
Говоря о степени изученности данной темы, стоит упомянуть такие работы как «Постмодернизм в творчестве А. Васильева (группа «Сплин») Ю.Э. Пилюте [52], в которой автор исследует постмодернистскую природу творчества А.Васильева и способы ее бытования на различных уровнях восприятия в рамках альбома «Реверсивная хроника событий». В работах «Поэзия В.Маяковского в современной рок-культуре: группы “Сансара” и “Сплин”» [44] и «Лирика Иосифа Бродского в современной песенной культуре» [47] Н.М. Матвеевой, “Конец прекрасной эпохи” И. Бродского: анализ кавер-версии» А.В. Смирновой [67] исследователями были проанализированы отдельные композиции на предмет функционирования текста русских классиков в творчестве группы «Сплин». Статьи «Петербургский текст и текст Бродского в творчестве группы “Сплин”» А.Н. Ярко [72]; «Петербургский текст в альбоме «Резонанс» группы «Сплин» П.А. Волошина 11]; «Петербургский текст в лирике Ю. Шевчука (на примере альбома стихов «Сольник»)» Д.Ю. Кондаковой [32]; «Рок-поэзия А.Башлачева, Ю.Шевчука - новая глава Петербургского текста русской литературы» Т.Е. Логачевой [38] посвящены исследованию Петербургского Текста и особенностей его воплощения в рамках современной рок-поэзии, а в статье «Светлана Сурганова: принципы работы с чужими текстами» И.И 3
Валова [10] автор проанализировал способ использования текстов- первоисточников в творчество другого рок-поэта поколения 1990 - 2000г. Светланы Сургановой .
Во всех этих работах исследуются отдельные элементы интертекстуальности в поэтике художественных текстов русского рока самых разных авторов: Ю. Шевчука, А. Башлачева, С. Сургановой и. д.
Научная новизна нашей работы заключается в более подробном исследовании такой черты творчества Александра Васильева как интертекстуальность в рамках всех альбомов группы, детальном рассмотрении характера цитирований в художественных текстах и систематизации полученных результатов.
Целью нашей работы является изучение и систематизация интертекстуальных связей в творчестве Александра Васильева.
Цель обуславливает конкретные задачи:
1. Изучить творчество группы «Сплин» в аспекте использования интертекста;
2. Выявить методы и способы репрезентации интертекста в текстах Александра Васильева;
3. Рассмотреть возможность изучения творчества рок-поэта в школе.
Объектом нашего исследования стало творчество группы «Сплин», бытующее в рамках 15 студийных альбомов, и поэма А. Васильева «Павловский парк».
Предметом исследования стали интертекстуальные связи, которые присутствуют в творчестве группы в достаточном для глубокого изучения количестве.
Ведущими методами нашего исследования стали структурно-семиотический и историко-литературный методы.
Методологическую базу составили литературоведческие работы, посвященные феномену Текста (Р. Барт [2], Ю.Кристева [34]), истории
зарождения и развития Городского Текста (Н.Е. Меднис [48]) и Петербургского Текста в контексте русской литературы (В.Н Топоров [69], Ю.М. Лотман [39], Ю.А. Повх [53]) и работы, посвященные изучению эстетике и поэтике русского рока, в частности, феномену циклизации в русском роке (Ю.В. Доманский [17;18;19;21;23;25).
Теоретическая значимость нашей работы обуславливается возможностью использования наших разработок для теоретических построений, связанных с феноменом интертекстуальности в современной литературе.
Практическая значимость связывается с перспективой разработки на материалах нашего исследования спецкурса для общеобразовательных и профильных школ и при подготовке студентов.
Логика исследования обусловила его структуру: работа включает в себя введение, содержащее основную цель и задачи исследования, его актуальность, научную новизну, методологическую базу, теоретическую и практическую значимости работы; основная часть состоит из двух глав: в I главе речь идет об интертекстуальных связях творчества А. Васильева с текстами русских классиков. Во II главе содержатся результаты нашего исследования альбома группы «Сплин» «Резонанс. Часть 1» и поэмы «Павловский парк» на предмет наличия Петербургского Текста и особенностей его выражения. В приложении дан конспект урока, а в заключении представлены основные выводы и результаты, полученные в ходе исследования; список использованной литературы содержит источники, художественную и научную литературу, послужившую основой работы.
Подводя итоги нашей работы, хотелось бы обобщить выводы, к которым мы пришли в ходе нашего исследования. Творчество Александра Васильева - одного из главных рок-поэтов поколения 1990 - 2000гг - безусловно, нуждается в глубоком литературоведческом анализе, который мы в этой работе и попытались провести. Наполненные интертекстуальными связями, стихи фронтмена группы «Сплин» представляют большой научный интерес.
В ходе нашей работы мы выяснили, что природа интертекстуальных связей в творчестве поэта связана в большей мере с текстами русской классики, которая поэтом переосмысливается и интерпретируется, находя новые грани в композициях группы «Сплин». Источниками этих интретекстуальных связей стали классические произведения признанных гениев русской литературы, в том числе А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, С. Есенина, В. Маяковского, В. Высоцкого и, конечно же, И. А. Бродского. Последнего вполне можно назвать «любимым» источником Васильева в аспекте интертекста: большинство интертекстуальных связей, обнаруженных нами и предыдущими исследователями данного аспекта творчества Васильева, отсылают нас именно к текстам Бродского. Это такие композиции как «Конец прекрасной эпохи», «Новые люди», «Частушки», «Окраины» и др. Работая с текстами-источниками, поэт использует различные виды трансформации классического текста: начиная с наложения полного текста-первоисточника на музыку, заканчивая использованием отдельных знаковых словосочетаний и строк. Исходя из этого, мы предложили небольшую классификацию, помогающую структурировать отмеченные нами тексты.
Также мы пришли к выводам, что одним из наиболее частотных видов интертекста в стихотворениях А. Васильева является Городской Текст, а именно Петербургский Текст. Находя истоки этого явления у русских классиков, Васильев модифицирует его, с одной стороны, продолжая традиции классической литературы, а с другой стороны, принося в этот феномен свое, индивидуальное видение Городского Текста. Как коренной житель Санкт - Петербурга, Васильев, отчетливо понимает всю специфику города во всех ее проявлениях и мастерски вписывает ее в сложившуюся веками традицию.
Проведя исследование с рабочих программ по литературе для общеобразовательных школ, мы пришли к выводу, что рок-поэзия, как феномен русской литературы конца XX - начала XIX в., в школе рассматривается в крайне ограниченном объеме и нуждается в более глубоком изучении в учебных заведениях. На примере нашего урока мы показали, что творчество Александра Васильева органично вписывается в сложившуюся литературную традицию и вполне может использоваться для изучения и закрепления знаний о классических текстах русских писателей, таких как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и Ф.М Достоевский. Но этот список можно многократно расширить ввиду разнообразия интертекстуальных связей в творчестве Александра Васильева.
В целом, творчество А.Васильева и группы «Сплин» - это обширный и благодатный материал для изучения в различных аспектах литературоведческой теории. Но самый главный фактор, который позволяет нам делать выводы о перспективности нашего исследования - это то, что материал со временем увеличивается, так как группа много и плодотворно работает: только в течение последних 4-х лет музыканты выпустили 3 студийных альбома. Надеемся, что в будущем наше исследование будет продолжено, так как, к счастью для нас, поэт довольно постоянен в своих предпочтениях, которые нас и заинтересовали, но вместе с тем он активно привносит в свое творчество и новые черты, мотивы и образы.
1. Алексеев А. Кто есть кто в советском роке: Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки / Алексеев А. - М.: Останкино, 1991. -320 с.
2. Барт. Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
3. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.
4. Белый А. Петербург / А. Белый. - М.: Наука, 1981. - 696 с.
5. Бломберг С. «Петербургский миф» в наши дни. Попытка обзора. // URL: http://www.netslova.ru/blomberg /petermifhtml. (дата обращения: 17.03.14)
6. Блок А. Собрание сочинений в 6т. / А. Блок. - СПб.:
Художественная литература, 1980. - С. 346-400.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 3 класс: Учебное пособие. - М.: БАЛАСС. - 4-е изд., перераб. - М.: 2015 - Ч.1. - 208 с.
8. Бурдина С.В. Архитектурный пейзаж Петербурга в зеркалах «Поэмы без героя» А.Ахматовой. / С.В. Бурдина // Вестник Московского университета. - 2003. - Вып. 5. - С. 148-158.
9. Буровский А. М. Величие и проклятие Петербурга. Три Петербурга: метафизика второй столицы. - М.: Эксмо, 2009. - С. 82.
10. Валов И.И. Светлана Сурганова: принципы работы с чужими текстами / И.И. Валов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 14, - Тверь, 2013. - С. 286-292.
11. Волошин П.А. Петербургский текст в альбоме «Резонанс» группы «Сплин»/ П.А. Волошин// Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - Вып. 5(14), - Москва, 2016. -
С. 103-114.
12. Гавриков В.А. «Убежать от филологии»: проблема
литературоведческого инструментария к синтетическому тексту / В.А. Гавтриков // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 1, - Тверь, 2010. -
С. 6-14.
13. Горбачев. А. Александр Васильев - о новом альбоме «Сплина»,
38-м годе, юморе, рэпе и грибах // URL:
http://volna.afisha.ru/heroes/aleksandr-vasilev-o-novom-albome-splina-38m- gode-yumore-repe-i-gribah/ (дата обращения: 13.03.2014).
14. Давыдов Д.М. О статусе и границах русской рок-культуры и месте рок-поэзии в ней / Д.М. Давыдов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 6. - Тверь, 2002. - С. 130-139.
15. Данилова Н.К. Рок-поэзия - русская классика современности / Н. К. Данилова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 13. - Тверь, 2002. - С. 14-22.
16. Дидуров А. Золотое десятилетие рок-поэзии / А. Дидуров. - М.: Мол. Гвардия, 1992. - 160 с.
17. Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: текст и контекст / Ю.В. Доманский - М: Intrada - Издательство Кулагиной, 2010. - 230 с.
18. Доманский Ю.В. Рок-поэзия: текст филологический ракурс / Ю.В. Доманский - М: Intrada - Издательство Кулагиной, 2015. - 272 с.
19. Доманский Ю.В.. Циклизация в русском роке. / Ю.В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 3. - Тверь, 2000. - С. 99-122.
20. Доманский Ю.В.“Провинциальный текст” ленинградской рок- поэзии / Ю.В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 1. - Тверь, 1998. - С. 76-93.
21. Доманский Ю.В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения / Ю.В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 2. - Тверь, 1999. - С. 65-80.
22. Доманский Ю.В. Вместо заключения. О культурном статусе русского рока / Ю.В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 3. - Тверь, 2000. - С. 215-225.
23. Доманский Ю.В. Нетрадиционные способы циклизации в русском роке / Ю.В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 4. - Тверь, 2000. - С. 217-232.
24. Доманский Ю.В. Вариативность в песенных текстах Андрея Макаревича / Ю.В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 11. - Тверь, 2010. - С. 69-77.
25. Доманский Ю.В. Рок-поэзия: перспективы изучения / Ю.В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 14. - Тверь, 2013.
- С. 7-36.
26. Жуков К. О пользе и вреде петербургской мифологии. // URL: www.ingermanland.narod.ru/chpi4.htm (дата обращения: 13.03.2014).
27. Зайнетдинов А. Пусть играет музыка! О чем новый альбом «Резонанс» группы «Сплин»? / А. Зайнетдинов // ROLLING STONE . - 2014.
- 13 марта. // URL: http://www.rollingstone.ru/music/almost_star/19195.html (дата обращения: 15.04.14)
28. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - М.: Русское слово. Вып. 6. - 2009. - 200 с.
29. Иванов Д.И. Синтетическая модель рок-текста: структура и взаимоотношения компонентов / Д.И. Иванов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 11. - Тверь, 2010. - С. 14-23.
30. Казанский текст: проблемы и перспективы изучения.
Коллективная монография по итогам Всероссийской научной конференции «Казанский текст в литературе» (3-6 октября 2012 года) / Под ред. Т.Г. Прохоровой. - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. - 140 с.
31. Кожевникова Т.С. Бытийная тематика в альбоме «Ключ к шифру» группы «Сплин» / Т.С. Кожевникова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 17. - Тверь, 2017. - С. 112-120.
32. Кондакова Д.Ю. Петербургский текст в лирике Ю. Шевчука (на примере альбома стихов «Сольник») / Д.Ю. Кондакова // Русская рок- поэзия: текст и контекст. - Вып. 11. - Тверь, 2010. - С. 64-69.
33. Кондакова Д.Ю. Оппозиция «Москва - Петербург» в тексте песни «Мой город» К. Кинчева и Рикошета в контексте петербургского текста русской литературы / Д.Ю. Кондакова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 12. - Тверь, 2011. - С. 220-228.
34. Конкина А.Ю. «Выхода нет», или специфика хронотопа в раннем творчестве А. Васильева (гр. «Сплин») / А.Ю. Конкина // Русская рок- поэзия: текст и контекст. - Вып. 13. - Тверь, 2014. - С.265-271 .
35. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция / И. Кормильцев, О. Сурова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 1. - Тверь, 1998. - С. 11-39.
36. Коровина В.Я. Программа по литературе для
общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (базовый уровень). 10-11 классы (профильный уровень) / В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
37. Крылова Н.В., Михайлова В.А.Литературные реминисценции в «Петербургских» текстах Юрия Шевчука / Н.В. Крылова, В.А Михайлова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 2. - Тверь, 1999. - С. 77-89.
38. Логачева Т.Е. Рок-поэзия А.Башлачева, Ю.Шевчука - новая глава Петербургского текста русской литературы. / Т.Е. Логачева // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 2. - Тверь, 1999. - С. 100-119.
39. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры / Ю.М. Лотман - СПб.: Искусство - СПб, 2002. - 768 с.
40. Лурье Л. Пять мифов Петербурга / Л. Лурье. // URL:
http://www.bestreferat.ru/referat-97973.html (дата обращения: 13.03.14)
41. Майорова Ю.М. Зачем «Сказкам» Бродский? Об одном клипе группы «Нефть» / Ю.М. Майорова // Русская рок-поэзия: текст и контекст.
- Вып. 14. - Тверь, 2013. - С. 334-350.
42. Марочкин В.В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта /
В.В. Марочкин. - М.: Мол. Гвардия, 2003. - 403 с.
43. Марченко Н. А. Литературный миф Петербурга. // URL: http://lib.lseptember.rU/2003/02/4.htm. (дата обращения: 17.03.14)
44. Матвеева Н.М. Поэзия В. Маяковского в современной рок- культуре: группы «Сансара» и «Сплин» / Н.М. Матвеева // Русская рок- поэзия: текст и контекст. - Вып. 11. - Тверь, 2010. - С. 188-193.
45. Матвеева Н.М. Стихотворения Владимира Маяковского в песне Владимира Рекшана «Парикмахер / Наш марш» / Н.М. Матвеева // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 12. - Тверь, 2011. - С. 104-110.
46. Матвеева Н.М. Лирика русских поэтов ХХ века в творчестве рок- групп «Ночные Снайперы» и «Сурганова и Оркестр» / Н.М. Матвеева // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 14. - Тверь, 2013. - С. 271-280.
47. Матвеева Н.М. Лирика Иосифа Бродского в современной песенной культуре / Н.М. Матвеева // Русская рок-поэзия: текст и контекст.
- Вып. 15. - Тверь, 2014. - С. 95-103.
48. Меднис Н. Е. Городские тексты. // URL:
http: //kniga.websib. ru/text.htm?book=3 5&chap=5 (дата обращения: 7.04.2014)
49. Назиров Р. Г. Петербургская легенда и литературная традиция / Р. Г. Назиров // Назиров Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно¬исторический подход. Исследования разных лет : сб. ст. Уфа : РИО БашГУ, 2005. - С. 58-70.
50. Нежданова Н.К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения поколения 70-80-х годов / Н.К. Нежданова // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 1. - Тверь, 1998. - С. 33-49.
51. Парнок С. (Андрей Полянин). Петербург // URL:
http://az.lib.rU/p/parnok_s_j/text_0130.shtml (дата обращения: 15.05.2014)
52. Пилюте Ю. Э. Постмодернизм в творчестве А. Васильева (группа «Сплин»). На примере альбома «Реверсивная хроника событий» / Ю.Э. Пилюте // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 9. - Тверь, 2007. - С. 194-201.
53. Повх Ю.А. Петербургский миф в русской прозе 1990-2000-х
годов: автореферат диссертации / Ю.А. Повх; [Место защиты:
Астраханский государственный университет]. - Астрахань, 2012. - 18 с.
54. Полещук Л.З. «Петербургский текст» и петербургский миф в концепции В. Н. Топорова / Л.З. Полещук // Вестник КГУ. - Вып. 1. - Казань, 2008. - С. 98-101.
55. Прохоров Г.С. Меняется ли сумма от перестановки слагаемых? Принцип циклизации в рок-альбомах / Г.М. Прохоров // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 7. - Тверь, 2003. - С. 45-49.
56. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
57. Романовский А.В. Петербургский технократический урбанизм и рок-н-ролльная традиция: социальные и архетипические мотивы / А.В. Романовский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 5. - Тверь,
2001. - С. 206-214.
58. Свиридов С.В. Рок-искусство и проблема синтетического текста /
С. В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 6. - Тверь,
2002. - С. 5-32.
59. Свиридов С.В. Альбом и проблема вариативности синтетического текста / С.В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 7. - Тверь, 2003. - С. 13-44.
60. Синдаловский Н. А. Петербург в фольклоре : монография / Н. А. Синдаловский. СПб. : Журнал «Нева»: Летний сад, 1999. - 384 с.
61. Синдаловский Н. А. Легенды и мифы пригородов Петербурга /Н. А. Синдаловский. СПб. : Норинт, 2001. - 208 с.
62. Синдаловский Н. А. Санкт Петербург. История в преданиях и легендах / Н. А. Синдаловский. СПб. : Норинт, 2002. - 480 с.
63. Синдаловский Н. А. Мифология Петербурга. Очерки / Н. А. Синдаловский. СПб. : Норинт, 2006. - 448 с.
64. Синдаловский Н. А. Призраки Северной столицы. Легенды и
мифы питерского Зазеркалья / Н. А. Синдаловский. М.: ЗАО
Центрполиграф, 2007. - 267 с.
65. Синдаловский Н. А. Петербург: От дома к дому. От легенды к легенде. Путеводитель / Н. А. Синдаловский. СПб.: Норинт, 2008. - 400 с.
66. Синдаловский Н. А. Пороки и соблазны Северной столицы. Светская и уличная жизнь в городском фольклоре / Н. А. Синдаловский. М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. - 379 с.
67. Смирнова А.В «Конец прекрасной эпохи» И. Бродского: анализ кавер-версии / А.В. Смирнова // Лингвокультурология. - 2012. - Вып. 6. - С.53-62.
68. Снигирева Т.А., Снигирев А.В. О некоторых чертах рок-поэзии как культурного феномена / А.Т. Снегирев, А.В. Снегирева // Русская рок- поэзия: текст и контекст. - Вып. 2. - Тверь, 1999. - С. 45-71.
69. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) / В.Н. Топоров. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 - С. 259 - 367.
70. Хуттунен Т. «Сердце моё пахнет, как Невский Проспект»: к петербургской теме русской рок-поэзии / Т. Хуттунен // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 11. - Тверь, 2010. - С. 59-64.
71. Щербенок А.В. Слово в русском роке / А.В Щербенок // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 2. - Тверь, 1999 - С. 3-9.
72. Ярко А.Н. Петербургский текст и текст Бродского в творчестве группы «Сплин» / А.Н. Ярко // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып.
16. - Тверь, 2016. - С. 94-104.
73. Ярко А.Н. Контекст как фактор вариантообразования: «Под сурдинку» Саши Чёрного, Александра Градского и Александра Васильева / А.Н. Ярко // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 11. - Тверь, 2010. - С. 177-188.
74. Ярко А.Н. Интертекст в современной культуре: Александр Башлачёв и Алексей Иванов / А.Н. Ярко // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Вып. 14. - Тверь, 2013. - С. 89-99.