Введение 3
Глава 1 Адаптация ребенка к школьному обучению как педагогический феномен 7
1.1. Проблема готовности ребенка к школьному обучению 7
1.2. Особенности, виды и признаки школьной адаптации 12
1.3. Адаптация первоклассников к школьному бучению 18
Выводы по 1 главе 22
Глава 2 Взаимодействие школы и семьи в адаптационный период младшего школьника 23
2.1. Работа классного руководителя с семьей и учащимися 1-ых классов 23
2.2. Профилактика преодоления дезадаптации первоклассников 28
2.3. Помощь родителей в адаптации ребенка к школьному
обучению 31
Выводы по 2 главе 34
Глава 3 Экспериментальное исследование взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению 36
3.1. Констатирующий эксперимент 36
3.2. Результаты констатирующего эксперимента 42
3.3. Профилактика дезадаптации, основанная на сотрудничестве с семьей 46
3.4. Результаты эксперимента 51
Выводы по 3 главе 53
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложения 61
Начальное образование — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
Поступление ребенка в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым и всесторонне подготовленным.
Начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количеством разного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка - новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль «ученика», со своими плюсами и минусами.
Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками [7, с. 116].
Не все дети знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети, поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока школа не станет привычным местом для учебы и общения.
Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.
Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.
Должность ученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя, и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся эти отношения. И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые - учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях [1, с. 206].
Актуальность исследования:
Данная работа посвящена исследованию взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению. Нас интересует, насколько важным является это взаимодействие, а именно, насколько эффективнее проходит процесс адаптации младших школьников, при условии активного применения специальных адаптационных программ, и насколько необходимым условием является активное участие родителей в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка в учебный процесс. А именно, ставится задача дать ответ на вопрос, насколько эффективным является взаимодействие школы и семьи.
Объект исследования: Определение условий успешного
взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации первоклассников к школе.
В исследовании принимали участие ученики двух 1-ых классов (60 человек). Из них 34 ученика, участвовали в исследовании совместно со своими семьями.
Методы исследования:
- анкетный опрос;
- наблюдение;
- формирующий эксперимент;
- контрольный, констатирующий эксперимент.
Предмет исследования: Взаимодействие школы и семьи в
адаптационном периоде младших школьников
Гипотеза исследования: Адаптация учащихся 1-х классов будет более успешной, если профилактические мероприятия будут основаны на сотрудничестве с родителями.
Цель исследования:
Выявить роль взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению; разработка и адаптация адаптационной программы, основанной на взаимодействии с родителями.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по вопросу адаптации ребенка к школьному обучению и характерным чертам семейного воспитания, взаимодействию школы и семьи, как фактору подготовки ребенка к школьному обучению.
2. Разработать программу исследования и методический инструментарий для его проведения.
3. Выявить и проанализировать особенности адаптации ребенка к школьному обучению:
4. Сопоставить результаты исследования, полученные до и после формирующего эксперимента
5. Определить степень эффективности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптационных занятий
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учению в школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего, по тому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предыдущим периодом жизни ребенка. В тоже время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте 6-7 лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе приходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением функциональных систем организма.
Оценка готовности к школе, прежде всего, по уровню интеллектуального развития - наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей. Многие считают, что необходимое условие готовности к школе - объем знаний, которые должен иметь ребенок.
Старания родителей при этом не знают меры: один ребенок знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живет; другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их.
Учителя хорошо знают этих детей. Они приходят в класс читающими и считающими, а проходит полгода, и их обгоняют те, кто не умел ни читать, ни писать. Важен не столько объем тех знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Именно поэтому важно не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев (лепка, рисование, соединение мелких деталей конструктора, мозаики). Необходимо развивать способность слушать, понимать прочитанное, умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление.
Причиной неготовности ребенка к школе может быть не только он сам, особенности развития его организма, но и неблагоприятные условия, в которых он растет и развивается. Особенно неблагоприятно на развитии детей отражается воспитание в обстановке постоянных ссор, конфликтов, страха, безнадзорности, при пьянстве родителей. В подобных семьях не только не обращают внимание на развитие ребенка, но и делают все, чтобы затормозить его. И с первых дней обучения в школе проявляется весь комплекс трудностей.
Стремление ребенка идти в школу может быть обусловлено мотивами, не имеющими прямого отношения к учению. Так интерес к школе часто стимулируется тем, что все его сверстники туда идут; потому, что он слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно; потому, что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки - детей привлекает все новое.
Ребенок может стремиться в школу, т.к. хочет узнавать что-то новое; иметь определенные права (на тот же ранец или тетрадки), а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Пусть он еще полностью не осознает, что для того, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, в принципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать - тогда, мы говорим о наличии позиции школьника.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебник, тетрадь), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
В ходе настоящего исследования были поставлены задачи, которые решались при помощи изучения литературы по данной теме и применения соответствующих методик.
Проведенный анализ литературы по вопросу адаптации ребенка к школьному обучению, характерным чертам семейного воспитания и взаимодействию школы и семьи, свидетельствует об актуальности проводившегося исследования. Разработанная программа исследования и методический инструментарий, позволил выявить и проанализировать особенности адаптации ребенка к школьному обучению, но данный вопрос, в связи со своей актуальностью, требует продолжения исследований в этой области.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект,
2001. - 340 с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 2000. - 120 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 435 с.
4. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? - М: ЮНИТИ, 2003. - 174 с.
5. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Инфра-М, 2004. - 127 с.
6. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. -М.: АСА, 2001. - 280 с.
7. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2004. - 358 с.
8. Бацын В.К. Обсуждение концепций. Преподавание в школе, - 2000. -№6.
- С.31.
9. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. - Киев: Крещатик, 2001. - 236 с.
10. Березина Т.А., Галкина Э.Е., Негода Т.П., Ромашкина А.В. Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: Метод. рекомендации / Под ред.Т.А. Березиной. - СПб.: НЕВА, 2000. - 180 с.
11. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 2006. - 146 с.
12. Воликова Т. В. Учитель и семья. - М.: ПРИОР, 2004. - 312 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. - М.: Издательский дом БЕК, 2005.
- 459 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В.
Давыдова. - М.; АСА, 2000. - 300 с.
15. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной
деятельности. - М.: Просвещение, 2003. - 380 с.
16. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов. // Начальная школа, - №3, - 2004, - С. 60-61.
17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс- Центр, 2001. - 200 с.
18. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 190 с.
19. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения -М.: Редакционно-издательский цент Консорциума Социальное здоровье России, 2004. - 100 с.
20. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 228 с.
21. Зимняя И.А.Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. И перераб. - М.: издательская корпорация Логос, 2007. - 515 с.
22. Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. - 2002, - №10. - С. 57-60.
23. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания. - М.: Россия, 2000. - 114 с.
24. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М.: Просвещение,
2002. - 226 с.
25. Коренева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! - Ярославль: АСА, 2003. - 150 с.
26. Коломинский Я.Л, Панько А.А. Психологическая готовность к школе. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 255.
27. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М. Щипицыной. - СПб.: НЕВА, 2006. - 174 с.
28. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2006. - 386с.
29. Лернер П. О жизненном самоопределении школьника. // Домашнее воспитание, - №5, - 2002, - С.2
30. Немов Р.С. Психология. - М.: Центр ВЛАДОС, 2000. - 420 с.
31. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 300 с.
32. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй ,школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю./ Под ред. Пилипко Н.В. - М.: УЦ Перспектива, 2002. - 275 с.
33. Подласый И. П. Педагогика т. 2 - М.: Инфра-М, 1999. - 499 с.
34. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 590 с.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 297 с.
36. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, - № 9. - С. 19-21.
37. Соколова Н.Г. Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. - М.: УЦ Перспектива, 2007. - 360 с.
38. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 360 с.
39. Фуллер Ч. Подберите ключ к обучению своего ребенка. - Минск: АСА, - 190 с.
40. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига: 2008.
- 214 с.