Государственное регулирование инновационной деятельности в регионе
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Сущность инновации и инновационной деятельности 7
1.2 Методы и виды государственного регулирования инновационной деятельности 14
1.3 Принципы формирования государственной инновационной политики и особенности ее регионализации 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В РФ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ. 29
2.1 Особенности нормативно-правового обеспечение инновационных
процессов в РФ 29
2.2 Анализ государственной поддержки инновационного развития в РФ .. 36
2.3 Анализ инновационного развития регионов в РФ 41
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 48
3.1 Стимулирование инновационных процессов в Республике Татарстан 48
3.2 Способы совершенствования результативности региональной политики регулирования инновационной деятельности в Республике Татарстан 59
3.3 Пути совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне и оценка их эффективности 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Сущность инновации и инновационной деятельности 7
1.2 Методы и виды государственного регулирования инновационной деятельности 14
1.3 Принципы формирования государственной инновационной политики и особенности ее регионализации 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В РФ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ. 29
2.1 Особенности нормативно-правового обеспечение инновационных
процессов в РФ 29
2.2 Анализ государственной поддержки инновационного развития в РФ .. 36
2.3 Анализ инновационного развития регионов в РФ 41
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 48
3.1 Стимулирование инновационных процессов в Республике Татарстан 48
3.2 Способы совершенствования результативности региональной политики регулирования инновационной деятельности в Республике Татарстан 59
3.3 Пути совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне и оценка их эффективности 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
Современные тенденции развития экономики в регионах и в стране в целом входят в нашу жизнь и становятся ее неотъемлемой частью. Научно-технический прогресс давно и плотно вошел в развитие нашей жизни и принимает участие во всех сферах деятельности. Одним из витков развития НТП является использование инноваций и инновационных процессов в любой сфере деятельности, в частности и в экономике.
Инновационная деятельность, ее использование и развитие говорит о развитии страны и ее экономики. Современная Россия и ее экономика нуждается в изменениях, требуется значительный переход к новым технологиям.
Наличие объективных предпосылок (государственная инициатива, создание базовых институтов) инновационного развития позволяет говорить о положительной динамике становления национальной инновационной системы (НИС) России, но ситуация сильно
изменилась ввиду развивающегося уже не первый год мирового экономического кризиса и можно сказать, что РФ так же входит в долговременный экономический кризис, происходит рост дефицита бюджета и «урезание» бюджетных расходов, резкий отток инвестиций.
Таким образом, цель становления НИС РФ - модернизации российской экономики, переход на новую инновационную модель экономического роста, которая увеличит конкурентоспособность российских товаров и услуг на внутреннем и мировом рынке, и позволить России выйти на новый «виток» своего развития.
Финансирование и инвестиции в науку, образование, инновационные технологии в производстве позволят РФ получить конкурентные и сравнительные преимущества по сравнению с другими странами, что в конечном итоге, скажется и на экономическом росте.
Актуальность данной работы заключается в том, что на современном этапе развития экономики России основным условием роста и совершенствования экономики является использование инноваций и инновационных процессов в каждом регионе страны.
Проблемам инноваций и инновационного развития экономики посвящены труды различных как российских, так и зарубежных ученых, таких как: Й. Шумпетер, Н.Д. Кондратьев, П. Сорокин, Г. Менш, М. Портер, С. Кузнец, П.Ф.Дрюкер, Б. Санто, А. И. Анчишкин, С. Ю. Глазьев, Ю. В. Яковец, В. И. Маевский, Б. Н. Кузык, Л.Э. Миндели, Р.А.Фатхутдинов и другие ученые.
Российские ученые А.И. Анчишкин, В.М. Аньшин, И.Т. Б.Ф. Зайцев, И.Ю. Карелин, Д.И. Кокурин, Н.И. Климова, Н.Д. Кондратьев, Д.С. Львов, А.Х. Махмутов, М.Ш. Минасов, Л.Э. Миндели, А.И. Пригожин, А.Р. Фатхутдинов и др. исследовали широкий круг теоретических и практических вопросов развития инновационной деятельности в регионах.
Основоположниками теории инновационных систем и учеными, активно развивающими и продолжающими эти идеи являются: К. Фримен, Н.Н. Нельсон, Б. Лундвалл, Ф. Кук, Г. Ицковиц, К. Галанакис, М. Хирука. Из российской школы можно выделить ученых, занимающихся вопросами инновационных систем: В.М. Полтерович, В.И. Кушлин, Н.И. Иванова, О.Г.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретико-практических подходов к понятию государственное регулирование инновационной деятельности, его оценка и разработка рекомендаций по повышению эффективности регулирования инновационной деятельности в регионе.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- определить содержание и значение понятия инновационной деятельности;
- проанализировать особенности инновационного развития регионов в
РФ;
- провести анализ результативности регулирования инновационной деятельности в Республике Татарстан.
- разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.
Объектом исследования является инновационные предприятия в Республике Татарстан.
Предметом исследования выступает инновационная деятельность субъектов РФ.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения, представленные в научных трудах отечественных и иностранных экономистов, посвященных исследованию проблем регулирования инновационной деятельностью. Работа основывается на законодательных и государственных нормативных документах РФ.
В процессе исследования использовались методы сравнительного анализа, статистические методы, системный и исторический методы научного познания.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность и значимость работы, определены цель и задачи работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности.
Во второй главе проведен анализ создания и функционирования инновационных процессов в РФ.
В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.
В заключении изложены основные выводы по государственному регулированию инновационной деятельности в регионе.
Инновационная деятельность, ее использование и развитие говорит о развитии страны и ее экономики. Современная Россия и ее экономика нуждается в изменениях, требуется значительный переход к новым технологиям.
Наличие объективных предпосылок (государственная инициатива, создание базовых институтов) инновационного развития позволяет говорить о положительной динамике становления национальной инновационной системы (НИС) России, но ситуация сильно
изменилась ввиду развивающегося уже не первый год мирового экономического кризиса и можно сказать, что РФ так же входит в долговременный экономический кризис, происходит рост дефицита бюджета и «урезание» бюджетных расходов, резкий отток инвестиций.
Таким образом, цель становления НИС РФ - модернизации российской экономики, переход на новую инновационную модель экономического роста, которая увеличит конкурентоспособность российских товаров и услуг на внутреннем и мировом рынке, и позволить России выйти на новый «виток» своего развития.
Финансирование и инвестиции в науку, образование, инновационные технологии в производстве позволят РФ получить конкурентные и сравнительные преимущества по сравнению с другими странами, что в конечном итоге, скажется и на экономическом росте.
Актуальность данной работы заключается в том, что на современном этапе развития экономики России основным условием роста и совершенствования экономики является использование инноваций и инновационных процессов в каждом регионе страны.
Проблемам инноваций и инновационного развития экономики посвящены труды различных как российских, так и зарубежных ученых, таких как: Й. Шумпетер, Н.Д. Кондратьев, П. Сорокин, Г. Менш, М. Портер, С. Кузнец, П.Ф.Дрюкер, Б. Санто, А. И. Анчишкин, С. Ю. Глазьев, Ю. В. Яковец, В. И. Маевский, Б. Н. Кузык, Л.Э. Миндели, Р.А.Фатхутдинов и другие ученые.
Российские ученые А.И. Анчишкин, В.М. Аньшин, И.Т. Б.Ф. Зайцев, И.Ю. Карелин, Д.И. Кокурин, Н.И. Климова, Н.Д. Кондратьев, Д.С. Львов, А.Х. Махмутов, М.Ш. Минасов, Л.Э. Миндели, А.И. Пригожин, А.Р. Фатхутдинов и др. исследовали широкий круг теоретических и практических вопросов развития инновационной деятельности в регионах.
Основоположниками теории инновационных систем и учеными, активно развивающими и продолжающими эти идеи являются: К. Фримен, Н.Н. Нельсон, Б. Лундвалл, Ф. Кук, Г. Ицковиц, К. Галанакис, М. Хирука. Из российской школы можно выделить ученых, занимающихся вопросами инновационных систем: В.М. Полтерович, В.И. Кушлин, Н.И. Иванова, О.Г.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретико-практических подходов к понятию государственное регулирование инновационной деятельности, его оценка и разработка рекомендаций по повышению эффективности регулирования инновационной деятельности в регионе.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- определить содержание и значение понятия инновационной деятельности;
- проанализировать особенности инновационного развития регионов в
РФ;
- провести анализ результативности регулирования инновационной деятельности в Республике Татарстан.
- разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.
Объектом исследования является инновационные предприятия в Республике Татарстан.
Предметом исследования выступает инновационная деятельность субъектов РФ.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения, представленные в научных трудах отечественных и иностранных экономистов, посвященных исследованию проблем регулирования инновационной деятельностью. Работа основывается на законодательных и государственных нормативных документах РФ.
В процессе исследования использовались методы сравнительного анализа, статистические методы, системный и исторический методы научного познания.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность и значимость работы, определены цель и задачи работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности.
Во второй главе проведен анализ создания и функционирования инновационных процессов в РФ.
В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.
В заключении изложены основные выводы по государственному регулированию инновационной деятельности в регионе.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение».
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в производстве.
Государственное регулирование инновационной деятельности
осуществляется с применением различных правовых форм и методов. Инновационная политика - это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом следует понимать, что определенная часть предлагаемых нововведений неизбежно окажется нереализованной.
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Россия обладает положительными предпосылками к инновационному развитию, однако, экономическая нестабильность в мире дисбалансирует данную динамику к росту инновационной активности. Анализ реализации региональных программ показал, что они не обеспечивали в достаточной мере формирование устойчивых потоков технологий. Хотя эти программы в определенной степени и содействовали развитию того или иного элемента инновационной системы, однако не учитывали основного фактора (принципа) инновационной экономики - обеспечение эффективного взаимодействия всех ее элементов. По своей сути, программы, несмотря на название «инновационная программа», инновационными не являлись. Статус инновационной программы предполагает обеспечение непрерывности цикла «исследования - разработка - производство - реализация».
В ходе нашей работы нами была достигнута цель оценки и разработки рекомендаций по повышению эффективности регулирования инновационной деятельности в регионе. А также выполнены следующие задачи:
• определены понятия инновационной деятельности;
• проанализированы особенности инновационного развития регионов в РФ, а также Республике Татарстан;
• изложены рекомендации по совершенствованию
государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.
Степень экономического развития государства зависит от инвестиционной привлекательности и качественного вливания капитала в инновационную составляющую страны, как от иностранных, так и отечественных инвесторов.
На наш взгляд, сложились довольно сложные взаимосвязи между экономическими отношениями по поводу развития инновационной деятельности и мерами по их регулированию и стимулированию, а также неоднозначностью привлечения капитала в развитие инновационной экономики.
Республика Татарстан - один из таких примеров, где основным механизмом инновационного развития региона выступает взаимодействие промышленного и научно-технического комплексов. Активизацию промышленных секторов экономики республики Татарстан связывают, в первую очередь, с усилением роли инновационной инфраструктуры, которая катализирует развитие инноваций в сферах отраслевых производств.
Из проведенного выше анализа инновационной деятельности регионов и Республики Татарстан в частности можно сделать несколько ключевых выводов.
Во-первых, повышение эффективности государственного управления инновационным развитием предполагает необходимость обеспечения сбалансированности управления
Во-вторых, необходимо скорректировать процедуры взаимодействия государственных органов, принимающих решения по формированию и развитию институциональных условий и инфраструктуры инновационной деятельности, с экспертным сообществом, перепроектировав их в направлении формирования условий создания самообучающихся сообществ социально- экономического взаимодействия.
Реализация предложенных мер позволит, по нашему мнению, сформировать рациональную систему государственного управления формированием и развитием среды наибольшего благоприятствования инновационной активности и повысить вследствие этого эффективность государственных инвестиций в данную сферу.
Поскольку Республика Татарстан обладает значительным
инновационным потенциалом, необходимо его развивать еще больше. Но на сегодняшний момент существуют проблемы в стимулирования и поддержки инновационного сектора экономики, потому что инновационное поведение предприятий и организаций во многом определяется мерами государственной политики в области инноваций.
И одним из главных критериев для реализации инновационной деятельности региона является эффективное использование и создание институциональной среды для притока капитала, чему необходимо уделить особое внимание с целью достижения высоких результатов.
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в производстве.
Государственное регулирование инновационной деятельности
осуществляется с применением различных правовых форм и методов. Инновационная политика - это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом следует понимать, что определенная часть предлагаемых нововведений неизбежно окажется нереализованной.
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Россия обладает положительными предпосылками к инновационному развитию, однако, экономическая нестабильность в мире дисбалансирует данную динамику к росту инновационной активности. Анализ реализации региональных программ показал, что они не обеспечивали в достаточной мере формирование устойчивых потоков технологий. Хотя эти программы в определенной степени и содействовали развитию того или иного элемента инновационной системы, однако не учитывали основного фактора (принципа) инновационной экономики - обеспечение эффективного взаимодействия всех ее элементов. По своей сути, программы, несмотря на название «инновационная программа», инновационными не являлись. Статус инновационной программы предполагает обеспечение непрерывности цикла «исследования - разработка - производство - реализация».
В ходе нашей работы нами была достигнута цель оценки и разработки рекомендаций по повышению эффективности регулирования инновационной деятельности в регионе. А также выполнены следующие задачи:
• определены понятия инновационной деятельности;
• проанализированы особенности инновационного развития регионов в РФ, а также Республике Татарстан;
• изложены рекомендации по совершенствованию
государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.
Степень экономического развития государства зависит от инвестиционной привлекательности и качественного вливания капитала в инновационную составляющую страны, как от иностранных, так и отечественных инвесторов.
На наш взгляд, сложились довольно сложные взаимосвязи между экономическими отношениями по поводу развития инновационной деятельности и мерами по их регулированию и стимулированию, а также неоднозначностью привлечения капитала в развитие инновационной экономики.
Республика Татарстан - один из таких примеров, где основным механизмом инновационного развития региона выступает взаимодействие промышленного и научно-технического комплексов. Активизацию промышленных секторов экономики республики Татарстан связывают, в первую очередь, с усилением роли инновационной инфраструктуры, которая катализирует развитие инноваций в сферах отраслевых производств.
Из проведенного выше анализа инновационной деятельности регионов и Республики Татарстан в частности можно сделать несколько ключевых выводов.
Во-первых, повышение эффективности государственного управления инновационным развитием предполагает необходимость обеспечения сбалансированности управления
Во-вторых, необходимо скорректировать процедуры взаимодействия государственных органов, принимающих решения по формированию и развитию институциональных условий и инфраструктуры инновационной деятельности, с экспертным сообществом, перепроектировав их в направлении формирования условий создания самообучающихся сообществ социально- экономического взаимодействия.
Реализация предложенных мер позволит, по нашему мнению, сформировать рациональную систему государственного управления формированием и развитием среды наибольшего благоприятствования инновационной активности и повысить вследствие этого эффективность государственных инвестиций в данную сферу.
Поскольку Республика Татарстан обладает значительным
инновационным потенциалом, необходимо его развивать еще больше. Но на сегодняшний момент существуют проблемы в стимулирования и поддержки инновационного сектора экономики, потому что инновационное поведение предприятий и организаций во многом определяется мерами государственной политики в области инноваций.
И одним из главных критериев для реализации инновационной деятельности региона является эффективное использование и создание институциональной среды для притока капитала, чему необходимо уделить особое внимание с целью достижения высоких результатов.
Подобные работы
- Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионах уральского федерального круга
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2017 - Внешнеэкономическая деятельность региона как объект государственного регулирования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование инновационной деятельности в регионе на основе
международного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПФО И ЦФО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНАХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



