Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственное регулирование инновационной деятельности в регионе

Работа №63653

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
544
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Сущность инновации и инновационной деятельности 7
1.2 Методы и виды государственного регулирования инновационной деятельности 14
1.3 Принципы формирования государственной инновационной политики и особенности ее регионализации 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В РФ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ. 29
2.1 Особенности нормативно-правового обеспечение инновационных
процессов в РФ 29
2.2 Анализ государственной поддержки инновационного развития в РФ .. 36
2.3 Анализ инновационного развития регионов в РФ 41
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 48
3.1 Стимулирование инновационных процессов в Республике Татарстан 48
3.2 Способы совершенствования результативности региональной политики регулирования инновационной деятельности в Республике Татарстан 59
3.3 Пути совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне и оценка их эффективности 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

Современные тенденции развития экономики в регионах и в стране в целом входят в нашу жизнь и становятся ее неотъемлемой частью. Научно-технический прогресс давно и плотно вошел в развитие нашей жизни и принимает участие во всех сферах деятельности. Одним из витков развития НТП является использование инноваций и инновационных процессов в любой сфере деятельности, в частности и в экономике.
Инновационная деятельность, ее использование и развитие говорит о развитии страны и ее экономики. Современная Россия и ее экономика нуждается в изменениях, требуется значительный переход к новым технологиям.
Наличие объективных предпосылок (государственная инициатива, создание базовых институтов) инновационного развития позволяет говорить о положительной динамике становления национальной инновационной системы (НИС) России, но ситуация сильно
изменилась ввиду развивающегося уже не первый год мирового экономического кризиса и можно сказать, что РФ так же входит в долговременный экономический кризис, происходит рост дефицита бюджета и «урезание» бюджетных расходов, резкий отток инвестиций.
Таким образом, цель становления НИС РФ - модернизации российской экономики, переход на новую инновационную модель экономического роста, которая увеличит конкурентоспособность российских товаров и услуг на внутреннем и мировом рынке, и позволить России выйти на новый «виток» своего развития.
Финансирование и инвестиции в науку, образование, инновационные технологии в производстве позволят РФ получить конкурентные и сравнительные преимущества по сравнению с другими странами, что в конечном итоге, скажется и на экономическом росте.
Актуальность данной работы заключается в том, что на современном этапе развития экономики России основным условием роста и совершенствования экономики является использование инноваций и инновационных процессов в каждом регионе страны.
Проблемам инноваций и инновационного развития экономики посвящены труды различных как российских, так и зарубежных ученых, таких как: Й. Шумпетер, Н.Д. Кондратьев, П. Сорокин, Г. Менш, М. Портер, С. Кузнец, П.Ф.Дрюкер, Б. Санто, А. И. Анчишкин, С. Ю. Глазьев, Ю. В. Яковец, В. И. Маевский, Б. Н. Кузык, Л.Э. Миндели, Р.А.Фатхутдинов и другие ученые.
Российские ученые А.И. Анчишкин, В.М. Аньшин, И.Т. Б.Ф. Зайцев, И.Ю. Карелин, Д.И. Кокурин, Н.И. Климова, Н.Д. Кондратьев, Д.С. Львов, А.Х. Махмутов, М.Ш. Минасов, Л.Э. Миндели, А.И. Пригожин, А.Р. Фатхутдинов и др. исследовали широкий круг теоретических и практических вопросов развития инновационной деятельности в регионах.
Основоположниками теории инновационных систем и учеными, активно развивающими и продолжающими эти идеи являются: К. Фримен, Н.Н. Нельсон, Б. Лундвалл, Ф. Кук, Г. Ицковиц, К. Галанакис, М. Хирука. Из российской школы можно выделить ученых, занимающихся вопросами инновационных систем: В.М. Полтерович, В.И. Кушлин, Н.И. Иванова, О.Г.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретико-практических подходов к понятию государственное регулирование инновационной деятельности, его оценка и разработка рекомендаций по повышению эффективности регулирования инновационной деятельности в регионе.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- определить содержание и значение понятия инновационной деятельности;
- проанализировать особенности инновационного развития регионов в
РФ;
- провести анализ результативности регулирования инновационной деятельности в Республике Татарстан.
- разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.
Объектом исследования является инновационные предприятия в Республике Татарстан.
Предметом исследования выступает инновационная деятельность субъектов РФ.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения, представленные в научных трудах отечественных и иностранных экономистов, посвященных исследованию проблем регулирования инновационной деятельностью. Работа основывается на законодательных и государственных нормативных документах РФ.
В процессе исследования использовались методы сравнительного анализа, статистические методы, системный и исторический методы научного познания.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность и значимость работы, определены цель и задачи работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности.
Во второй главе проведен анализ создания и функционирования инновационных процессов в РФ.
В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.
В заключении изложены основные выводы по государственному регулированию инновационной деятельности в регионе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение».
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в производстве.
Государственное регулирование инновационной деятельности
осуществляется с применением различных правовых форм и методов. Инновационная политика - это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом следует понимать, что определенная часть предлагаемых нововведений неизбежно окажется нереализованной.
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Россия обладает положительными предпосылками к инновационному развитию, однако, экономическая нестабильность в мире дисбалансирует данную динамику к росту инновационной активности. Анализ реализации региональных программ показал, что они не обеспечивали в достаточной мере формирование устойчивых потоков технологий. Хотя эти программы в определенной степени и содействовали развитию того или иного элемента инновационной системы, однако не учитывали основного фактора (принципа) инновационной экономики - обеспечение эффективного взаимодействия всех ее элементов. По своей сути, программы, несмотря на название «инновационная программа», инновационными не являлись. Статус инновационной программы предполагает обеспечение непрерывности цикла «исследования - разработка - производство - реализация».
В ходе нашей работы нами была достигнута цель оценки и разработки рекомендаций по повышению эффективности регулирования инновационной деятельности в регионе. А также выполнены следующие задачи:
• определены понятия инновационной деятельности;
• проанализированы особенности инновационного развития регионов в РФ, а также Республике Татарстан;
• изложены рекомендации по совершенствованию
государственного регулирования инновационной деятельности на региональном уровне.
Степень экономического развития государства зависит от инвестиционной привлекательности и качественного вливания капитала в инновационную составляющую страны, как от иностранных, так и отечественных инвесторов.
На наш взгляд, сложились довольно сложные взаимосвязи между экономическими отношениями по поводу развития инновационной деятельности и мерами по их регулированию и стимулированию, а также неоднозначностью привлечения капитала в развитие инновационной экономики.
Республика Татарстан - один из таких примеров, где основным механизмом инновационного развития региона выступает взаимодействие промышленного и научно-технического комплексов. Активизацию промышленных секторов экономики республики Татарстан связывают, в первую очередь, с усилением роли инновационной инфраструктуры, которая катализирует развитие инноваций в сферах отраслевых производств.
Из проведенного выше анализа инновационной деятельности регионов и Республики Татарстан в частности можно сделать несколько ключевых выводов.
Во-первых, повышение эффективности государственного управления инновационным развитием предполагает необходимость обеспечения сбалансированности управления
Во-вторых, необходимо скорректировать процедуры взаимодействия государственных органов, принимающих решения по формированию и развитию институциональных условий и инфраструктуры инновационной деятельности, с экспертным сообществом, перепроектировав их в направлении формирования условий создания самообучающихся сообществ социально- экономического взаимодействия.
Реализация предложенных мер позволит, по нашему мнению, сформировать рациональную систему государственного управления формированием и развитием среды наибольшего благоприятствования инновационной активности и повысить вследствие этого эффективность государственных инвестиций в данную сферу.
Поскольку Республика Татарстан обладает значительным
инновационным потенциалом, необходимо его развивать еще больше. Но на сегодняшний момент существуют проблемы в стимулирования и поддержки инновационного сектора экономики, потому что инновационное поведение предприятий и организаций во многом определяется мерами государственной политики в области инноваций.
И одним из главных критериев для реализации инновационной деятельности региона является эффективное использование и создание институциональной среды для притока капитала, чему необходимо уделить особое внимание с целью достижения высоких результатов.



1. Гражданский Кодекс РФ.- М.: Юрист,2014.-571с.
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ( ред. 010.5.2017г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
4. Федеральный закон от 23.09.1992 N 3520-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) «О товарных знаках» (утратил силу) Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
5. Федеральный закон от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу) Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
6. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
7. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 23.05.2016) Доступ из справочно - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
8. Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 254 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
9. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»
(ред. от 12.04.2014г.) Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
10. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред.) Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017) Доступ из справочно - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
11. Федеральный закон от 28.09.2010 г.№ 244 «Об инновационном центре «Сколково». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
12. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
13.Закон № 63-ЗРТ от 08.0.7.2010г. «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» (ред.12.06.2014г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Региональный выпуск. (дата обращения: 20.05.2017)
14. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «О создании фонда содействия развития малых предприятий в научно-технической сфере» (в ред. от 21.06.2013). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
15. Постановление Правительства РФ от 08.04.2009 г № 312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
16. Постановление Правительства от 13.07.2009 г. РФ № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
17. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
18. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 219 «О
государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
19. Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования». Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
20. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 г. № 328-р
«Государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий"». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
21. Указ Президента РФ от 07.10.2008 г. «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» . Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.05.2017).
22. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.03.2017).
23. Указ Президента Российской Федерации 7.05. 2012 года № 596 «О
долгосрочной государственной экономической политике». Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 27.03.2017).
24. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) // Справочно-правовая система Консультант (дата обращения: 25.03.2017).
25. Авдеев П.В. Взаимодействие уровней формирования национальной инновационной системы в процессе интеграции в мировое экономическое пространство: дис. ... канд. экон. наук. - Екатеринбург. 2015. - 163 с.
26. Акаев А. А. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом // Системный мониторинг. Глобальное и региональное развитие. - 2015. -№1. -С. 141 -162.
27. Алоян Г.К. Теоретико-методологические подходы к исследованию
инновационного развития экономики // Вопросы экономики и права. - 2015.- № 7. - С. 44 - 48.
28. Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики. - 2014. - № 7. - С. 104-114.
29. Волынкина М.В. Правовой механизм инновационного
предпринимательства: Автореф. ... к.ю.н. - Екатеринбург, 2012.- 25с.
30. Галкин М.А., Родионова И.А. Национальные инновационные системы в условиях интернационализации научно-исследовательской деятельности / под ред. проф. И.А. Родионовой. - М.: Экон-информ, 2013. - 164 с.
31. Голиченко О. Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. - М.: Наука, 2016. - 396 с.
32. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014-2020 годы». [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://tatarstan.ru/
33. Гохберг Л.М. Инновации как основа экономического роста и укрепления позиций России в глобальной экономике // Вестник международных организаций. -2012. -№2. -С.101 -117.
34. Григорьев А.Д. Теории инноваций: формирование и развитие // Агентство по инновациям и развитию [Электронный ресурс]. URL: http://www.innoros.ru/publications/ (дата обращения: 28.03.2017).
35. Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 3.- С.26-32.
36. Дынкин А., Иванова Н. Наука и технологии: мировые тенденции // Общество и экономика. - 2013. - №3-4. - С.292 - 304.
37. Емельянов О.О. Разработка инструментов исследования и оценки
эффективности национальной инновационной системы: дис. ... канд. экон. наук. - Великий Новгород . 2015. - 164 с.
38.Завлин П.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие / П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели. - СПб.: Наука, 2013. - 475 с.
39.Заркович А.В. Теории инновационного развития: концепция
региональных инновационных систем // Гуманитарные научные исследования. 2013. №6 [Электронный ресурс]. URL:
http://human.snauka.ru/2013/06/3404 (дата обращения: 21.03.2017).
40. Игнатовская П. Инновации и экономический рост // Российский
экономический интернет-журнал. - 2014. - № 1.- С.12-18.
41. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов // Под ред.
С.Д.Ильенковой. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2012.- 299с.
42. Индикаторы инновационной деятельности: 2016. Статистический
сборник. -М.: ГУ-ВШЭ, 2016.- 299с.
43. Кирсанов М.Ю. Формирование национальной инновационной системы для развития регионов: дис. ... канд. экон. наук. - Спб. 2015. - 159 с.
44. Краюхин Г.О.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. -СПб: СПб. ГИЭА, 2013.-345с.
45. Краснова Н.А. Инновации в экономических теориях разных школ //
Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. №12
[Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3476 (дата обращения: 02.04.2017).
46. Медынский В.Г.О., Скамай Л.Г.О. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов.- М.: Юнити-Дана, 2011.- 401с.
47. Миронова Н.Б. Инновационное развитие России: анализ основных индикаторов // Современные научные исследования и инновации. 2016. №5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/ (дата обращения: 31.03.2017).
48. Николаева И.П. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный. - М.: ЮНИТИ, 2013.- 357с.
49. Непесов Д.А. Национальная инновационная система России. Проблемы и перспективы развития // Креативная экономика.- 2016.- № 3. -С .69-75.
50. Официальная статистика. Наука, инновации и информационное общество.
Наука и инновации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_a nd_innovations/science/# (датаобращения 20.02.2017)
51. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 4.-С. 15-21.
52. Родионова Я.А. Анализ опыта инновационного развития США и его использование в РФ // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/ (дата обращения: 29.03.2017).
53. Регионы России. Социально-экономические показатели: 2015.
Статистический сборник. М.: Росстат, 2016.- 199с.
54. Сафронов И.В. Понятие «инновация» и «инновационная деятельность»: сущность и содержание // Ун-т им. В.И. Вернадского. - 2016. - №4. - С. 217- 226.
55. Советова О.С. Инновации. Трудности и возможности адаптации. - СПб.: Издательство СпбГУ, 2013.- 288с.
56. ТОП-10 российских инновационных компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rb.ru/news/top-10-rossijskih-inno/ (дата обращения: 15.05.2017).
57. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012.- 296с.
58.Черковец В.Н. К вопросу об институциональной среде инновационного развития // Инновационное развитие экономики России: институциональная среда [Электронный ресурс]. URL:
https://istina.msu.ru/collections/2073219/style/gost/ (дата обращения:
21.02.2017)
59. Шленов Ю.В. Управление инновациями: В 3 книгах. Книга. 2: Управление финансами в инновационных процессах. - М.: Высшая школа, 2013.- 941с.
60. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития: пер. с англ.- М.: Директ- медиа Паблишинг, 2008. - 400 с.
61. «Эксперт» - инновации: Сборник аналитических материалов
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://raexpert.ru/docbank/4fa/380/811/15ed507434 a06deee64174d.pdf (дата обращения: 15.05.2017).
62. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http: //www.gks.ru.
63.Официальный сайт Республики Татарстан «Официальный Татарстан» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http: //tatarstan.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ