ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Анализ типов семейных отношений 6
Е2 Изучение особенностей межличностных отношений подростков в
коллективе сверстников 13
1.3 Факторы, препятствующие формированию межличностных отношений подростков в коллективе сверстников 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1 Выбор методик и организация исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 30
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Семья в воспитании ребёнка играет важнейшую и, пожалуй, основную роль. В семье закладываются основы личности ребёнка. Однако семья в жизни ребёнка может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания в зависимости от типа семейных отношений между родителями и детьми. В подростковом возрасте школьники большую часть времени проводят со сверстниками. Благоприятным возрастным периодом для развития межличностных отношений является подростковый возраст, который является основанием для развития дальнейших отношений. Во многом особенности взаимоотношения в коллективе сверстников зависят от сложившихся взаимоотношений в семье.
Цель исследования - выявить влияние типа семейных отношений на межличностные отношения школьников.
Объектом исследования являются подростки в возрасте 12-13 лет и их родители (от 30 до 45 лет).
Предмет исследования - типы семейных отношений и характер межличностных отношений подростков.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что типы семейного воспитания оказывают влияние на межличностные отношения подростков в коллективе сверстников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния типа семейного отношения на взаимоотношения подростков со сверстниками.
2) Подобрать методы и методики исследования в соответствии с поставленной целью исследования.
3) Подготовить и провести эмпирическое исследование по выявлению влияния типа семейных отношений на межличностные отношения школьников.
5) Провести анализ полученных данных, проинтерпретировать их и сформулировать выводы.
В исследовании были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тест «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири.
3. Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной.
4. Метод математического анализа данных (коэффициент корреляции Пирсона).
В исследовании принимали участие учащиеся 6-ых классов МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ города Елабуга, дети подросткового возраста (от 12 до 13 лет) в количестве 50 человек, а также их родители в возрасте от 30 до 45 лет (50 человек). Сбор эмпирических данных проводился в ноябре 2016 года.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и интерпретация могут быть использованы практическими психологами, оказывающими психологическую помощь подросткам и родителям в воспитании детей, а также при групповом и индивидуальном консультировании.
Благополучие подростка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности, является одной из важнейших функций семьи. Ребёнок непосредственно осмысливает семью и себя в ней, устанавливает своё поведение, отношение к семье и к себе самому. Подростки вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже в большей степени все особенности поведения родителей, типы семейных отношений.
На базе МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ города Елабуга было проведено исследование среди учащихся 6-ых классов, направленное на выявление влияния типа семейных отношений на межличностные отношения школьников.
Для достижения цели исследования использовались следующие методики: тест «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири, а также методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной.
В исследовании принимали дети подросткового возраста (от 12 до 13 лет) в количестве 50 человек, а также их родители в возрасте от 30 до 45 лет (50 человек). Исследование проводилось в ноябре 2016 года.
Для большинства семей характерен авторитетный стиль воспитания, что наталкивает на мысль о том, что такие родители осознают свою значимую роль в развитии своего ребёнка и становлении его как личности. Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными.
Среди школьников подросткового возраста, принявших участие в исследовании, преобладающим типом в межличностных отношениях
является авторитарный тип, характеризующий упорных, настойчивых и уверенных в себе людей.
В результате проведённого исследования оказалось, что действительно, типы семейных отношений влияют на межличностные отношения школьников, что было подтверждено коэффициентом корреляции Пирсона, рассчитанным с помощью программы «Excel».
Таким образом, исследуя влияние типа семейных отношений на межличностные отношения школьников, было выявлено, что:
1) индифферентный стиль порождает эгоистические черты характера, а именно, отсутствие внимания родителей к потребностям ребёнка способствует развитию у него эгоистических черт характера, проявляющихся во взаимоотношениях с социальным окружением;
2) авторитарный стиль способствует проявлению агрессии, те. чрезмерное требование полного подчинения со стороны родителей способствует частому проявлению агрессии в отношениях с окружающими людьми;
3) авторитетный стиль содействует формированию дружеских отношений, что даёт возможность предположить, что в семьях, где преобладает взаимоуважение всех членов семьи, в межличностных отношений ребёнка проявляется дружелюбность, сотрудничество в коллективе одноклассников;
4) либеральный стиль пробуждает желание помогать окружающим людям, а именно, свободное самовыражение ребёнка в семье порождает желание помогать другим людям.
1. Абарамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с.
2. Аграшева О.В. Особенности межличностных взаимоотношений в группе подростков / Проблемы и перспективы развития образования. — Пермь: Меркурий, 2015. - С. 128-134.
3. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи / Э. Арутюнянц // Отец в современной семье. - Вильнюс, 2005. - 558 с.
4. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. М., 2003,- 116 с.
5. Булгаков А.В., Сыромятников И.В. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М.: Академия, 2008. - 204 с.
6. Волков Б.С. Психология подростка/ Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160с.
7. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. СПб.: Речь, 2009. - С. 187-189.
8. Грейс К. Психология развития// Издательство «Питер» Спб,- 2000г,- С. 132-134.
9. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 264 с.
10. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
11. Захарова ГИ. Психология семейных отношений: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. - 63 с.
12. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб, пособие. - Череповец: ЧТУ, 2002. - 150 с.
13. Калинин А.Ю. Факторы формирования нового типа семьи в современной России//Социально-экономическое развитие России в XXI веке: материалы 9 Всероссийской научно-практической конференции: сборник статей. Пенза, 2010. С. 58-64.
14. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика 2007. - 159 с.
15. Колесов Д.В.; Сальверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. - М., 2013. - 222с.
16. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Аст - Пресс, 1999. - 397 с.
17. Корецкая И.А. Психология семейных отношений: учебно-практическое пособие. - М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2010. - 64 с.
18. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. - Красноярск: РИО КЕЛУ им. В.П. Астафьева, 2004. - 156 с.
19. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 360 с.
20. Крутых Е.В. Влияние стиля воспитания в семье на развитие эмоциональной сферы ребенка / Семейная политика на Кубани: содержание, проблемы и перспективы. - Краснодар: ИЭиУМиСС, 2014. - 376 с.
2Е Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л Кузьмишина, Е.С Амелина, А.А Пермякова, Е.А Хохлова // Современная зарубежная психология. - 2014. - №1.-С. 16-25.
22. Кукаркина С.К. Влияние типа семейных отношений на межличностные отношения школьников / Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «молодёжная наука в развитии регионов». Том 2. - Березники: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета. - 2017. - С. 340-34Е
23. Кукаркина С.К. Взаимосвязь типов семейных и межличностных отношений школьников». Электронный научный журнал «Теория и практика современной науки №4(22) - 2017.
24. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. - Либроком, 2010. - 216 с.
25. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми СПб.: 2007. - 176 с.
26. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых СПб.: Питер 2011.- 133 с.
27. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь.//Издательство «Олма-пресс». Спб,-2004г- 173 с.
28. Моисеева А.А. Влияние особенностей семейного воспитания на формирование альтруистической тенденции поведения// Известия РГПУим.А.И.Герцена.-2007-№43-2- С. 178-180.
29. Мухатаева Ж.А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания // Проблемы и перспективы развития образования. — Пермь: Меркурий, 2012. - С. 179-182.
30. Мухина В.С. Возрастная психология/ В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
31. Немов Р.С. Психология/ PC. Немов. В 3 кн. - Кн.2: Психология образования. - М.: Просвещение, 1997. - 608 с.
32. Николаев Е.В., Николаева И.И. Исследование межличностных отношений детей подросткового возраста // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 7. - С. 91-94.
33. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов-ЮОответов: учебное пособие для вузов// Издательство «Владос Пресс» М.-2006г. - 269 с.
34. Попова Н.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии / Н.В. Попова. - М.: ТЦ, Сфера, 2002. - 128 с.
35. Психология подростка для учителя и родителей: Учеб,- методическое пособие / Авт.-сост. А.Н. Панфилов, ЕМ. Льдокова и др.: Науч. ред. Г.М. Льдокова. - Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2013.-410 с.
36. Разумихина Г.П. Мир семьи: книга для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». - М.: Просвещение, 1980. - 208 с.
37. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Райе. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 624с.
38. Регуш Л.А. Психология современного подростка: учеб, пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
39. Седова Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций /Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких. - М.: Высшее образование, 2006. - 45 с.
40. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / Отв. ред. В. А. Кольцова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 956 с.
41. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ / Д.В. Зайцев, О.В. Зайцева // Вестник психосоциальной и коррекционно - реабилитационной работы. - 2005. - №4. - С. 55-57.
42. Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева, А.Г. Лидере // Семейная психология и семейная терапия. - 2001. - № 4. - С. 32 - 34.
43. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста/ Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка// Под ред.Г.В. Бурменской. - М.: МПСИ, 2004,- 412с.
44. Холостова Е. И.,Черняк Е. М. , Стрельникова Н. Н. Семейное воспитание и социальная работа. - М. : Дашков и Ко, 2010. - 147 с.
45. Эйдемиллер. Э. Г, Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2003. - 225 с.
Ссылки на электронные ресурсы
1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс].
URL: http://psychology, academic, ru/2198/%D 1 %81 %D0%B0%D0%BC%D0 %BE%D0%BE%D 1 %86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0 (дата
обращения: 5.03.17).
2. Ерёмкина И.А. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности ребёнка // I РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Проблемы теории и практики психологии развития» [Электронный ресурс]. URL: http://econf.rae.ru/article/8004 (дата обращения: 24.04.2017).
3. Кугдарова А. В., Андросова М. И. Актуальные проблемы семейного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 26. - [Электронный ресурс]. URL: http://e- koncept.ru/2017/770715.htm (дата обращения: 7.04.17).
4. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. URL: http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar/semja (дата обращения: 7.03.17).
5. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.lvcO.ru/enciklopediya/psixologiya/otrasli-psixologii/socialnaya- psixologiya/psixologiya-mezhlichnostnyx-otnoshenij .html (дата обращения: 20.03.17).