ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Анализ типов семейных отношений 6
Е2 Изучение особенностей межличностных отношений подростков в
коллективе сверстников 13
1.3 Факторы, препятствующие формированию межличностных отношений подростков в коллективе сверстников 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1 Выбор методик и организация исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 30
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Анализ типов семейных отношений 6
Е2 Изучение особенностей межличностных отношений подростков в
коллективе сверстников 13
1.3 Факторы, препятствующие формированию межличностных отношений подростков в коллективе сверстников 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1 Выбор методик и организация исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 30
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Семья в воспитании ребёнка играет важнейшую и, пожалуй, основную роль. В семье закладываются основы личности ребёнка. Однако семья в жизни ребёнка может выступать как в качестве положительного, так и отрицательного фактора воспитания в зависимости от типа семейных отношений между родителями и детьми. В подростковом возрасте школьники большую часть времени проводят со сверстниками. Благоприятным возрастным периодом для развития межличностных отношений является подростковый возраст, который является основанием для развития дальнейших отношений. Во многом особенности взаимоотношения в коллективе сверстников зависят от сложившихся взаимоотношений в семье.
Цель исследования - выявить влияние типа семейных отношений на межличностные отношения школьников.
Объектом исследования являются подростки в возрасте 12-13 лет и их родители (от 30 до 45 лет).
Предмет исследования - типы семейных отношений и характер межличностных отношений подростков.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что типы семейного воспитания оказывают влияние на межличностные отношения подростков в коллективе сверстников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния типа семейного отношения на взаимоотношения подростков со сверстниками.
2) Подобрать методы и методики исследования в соответствии с поставленной целью исследования.
3) Подготовить и провести эмпирическое исследование по выявлению влияния типа семейных отношений на межличностные отношения школьников.
5) Провести анализ полученных данных, проинтерпретировать их и сформулировать выводы.
В исследовании были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тест «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири.
3. Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной.
4. Метод математического анализа данных (коэффициент корреляции Пирсона).
В исследовании принимали участие учащиеся 6-ых классов МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ города Елабуга, дети подросткового возраста (от 12 до 13 лет) в количестве 50 человек, а также их родители в возрасте от 30 до 45 лет (50 человек). Сбор эмпирических данных проводился в ноябре 2016 года.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и интерпретация могут быть использованы практическими психологами, оказывающими психологическую помощь подросткам и родителям в воспитании детей, а также при групповом и индивидуальном консультировании.
Цель исследования - выявить влияние типа семейных отношений на межличностные отношения школьников.
Объектом исследования являются подростки в возрасте 12-13 лет и их родители (от 30 до 45 лет).
Предмет исследования - типы семейных отношений и характер межличностных отношений подростков.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что типы семейного воспитания оказывают влияние на межличностные отношения подростков в коллективе сверстников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния типа семейного отношения на взаимоотношения подростков со сверстниками.
2) Подобрать методы и методики исследования в соответствии с поставленной целью исследования.
3) Подготовить и провести эмпирическое исследование по выявлению влияния типа семейных отношений на межличностные отношения школьников.
5) Провести анализ полученных данных, проинтерпретировать их и сформулировать выводы.
В исследовании были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тест «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири.
3. Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной.
4. Метод математического анализа данных (коэффициент корреляции Пирсона).
В исследовании принимали участие учащиеся 6-ых классов МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ города Елабуга, дети подросткового возраста (от 12 до 13 лет) в количестве 50 человек, а также их родители в возрасте от 30 до 45 лет (50 человек). Сбор эмпирических данных проводился в ноябре 2016 года.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и интерпретация могут быть использованы практическими психологами, оказывающими психологическую помощь подросткам и родителям в воспитании детей, а также при групповом и индивидуальном консультировании.
Благополучие подростка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности, является одной из важнейших функций семьи. Ребёнок непосредственно осмысливает семью и себя в ней, устанавливает своё поведение, отношение к семье и к себе самому. Подростки вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. На детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже в большей степени все особенности поведения родителей, типы семейных отношений.
На базе МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ города Елабуга было проведено исследование среди учащихся 6-ых классов, направленное на выявление влияния типа семейных отношений на межличностные отношения школьников.
Для достижения цели исследования использовались следующие методики: тест «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири, а также методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной.
В исследовании принимали дети подросткового возраста (от 12 до 13 лет) в количестве 50 человек, а также их родители в возрасте от 30 до 45 лет (50 человек). Исследование проводилось в ноябре 2016 года.
Для большинства семей характерен авторитетный стиль воспитания, что наталкивает на мысль о том, что такие родители осознают свою значимую роль в развитии своего ребёнка и становлении его как личности. Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными.
Среди школьников подросткового возраста, принявших участие в исследовании, преобладающим типом в межличностных отношениях
является авторитарный тип, характеризующий упорных, настойчивых и уверенных в себе людей.
В результате проведённого исследования оказалось, что действительно, типы семейных отношений влияют на межличностные отношения школьников, что было подтверждено коэффициентом корреляции Пирсона, рассчитанным с помощью программы «Excel».
Таким образом, исследуя влияние типа семейных отношений на межличностные отношения школьников, было выявлено, что:
1) индифферентный стиль порождает эгоистические черты характера, а именно, отсутствие внимания родителей к потребностям ребёнка способствует развитию у него эгоистических черт характера, проявляющихся во взаимоотношениях с социальным окружением;
2) авторитарный стиль способствует проявлению агрессии, те. чрезмерное требование полного подчинения со стороны родителей способствует частому проявлению агрессии в отношениях с окружающими людьми;
3) авторитетный стиль содействует формированию дружеских отношений, что даёт возможность предположить, что в семьях, где преобладает взаимоуважение всех членов семьи, в межличностных отношений ребёнка проявляется дружелюбность, сотрудничество в коллективе одноклассников;
4) либеральный стиль пробуждает желание помогать окружающим людям, а именно, свободное самовыражение ребёнка в семье порождает желание помогать другим людям.
На базе МБОУ «СОШ №8» ЕМР РТ города Елабуга было проведено исследование среди учащихся 6-ых классов, направленное на выявление влияния типа семейных отношений на межличностные отношения школьников.
Для достижения цели исследования использовались следующие методики: тест «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири, а также методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной.
В исследовании принимали дети подросткового возраста (от 12 до 13 лет) в количестве 50 человек, а также их родители в возрасте от 30 до 45 лет (50 человек). Исследование проводилось в ноябре 2016 года.
Для большинства семей характерен авторитетный стиль воспитания, что наталкивает на мысль о том, что такие родители осознают свою значимую роль в развитии своего ребёнка и становлении его как личности. Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными.
Среди школьников подросткового возраста, принявших участие в исследовании, преобладающим типом в межличностных отношениях
является авторитарный тип, характеризующий упорных, настойчивых и уверенных в себе людей.
В результате проведённого исследования оказалось, что действительно, типы семейных отношений влияют на межличностные отношения школьников, что было подтверждено коэффициентом корреляции Пирсона, рассчитанным с помощью программы «Excel».
Таким образом, исследуя влияние типа семейных отношений на межличностные отношения школьников, было выявлено, что:
1) индифферентный стиль порождает эгоистические черты характера, а именно, отсутствие внимания родителей к потребностям ребёнка способствует развитию у него эгоистических черт характера, проявляющихся во взаимоотношениях с социальным окружением;
2) авторитарный стиль способствует проявлению агрессии, те. чрезмерное требование полного подчинения со стороны родителей способствует частому проявлению агрессии в отношениях с окружающими людьми;
3) авторитетный стиль содействует формированию дружеских отношений, что даёт возможность предположить, что в семьях, где преобладает взаимоуважение всех членов семьи, в межличностных отношений ребёнка проявляется дружелюбность, сотрудничество в коллективе одноклассников;
4) либеральный стиль пробуждает желание помогать окружающим людям, а именно, свободное самовыражение ребёнка в семье порождает желание помогать другим людям.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООЦЕНКУ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Работа педагога с семьёй по предупреждению нарушений межличностного взаимодействия младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Влияние стиля семейного воспитания на тревожность в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Семейное взаимодействие в формировании отклоняющегося поведения подростков
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2019 - СВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2013 - ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ(19,00,07)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ В
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018



