Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения жизненного успеха как регулятора профессионального выбора старшеклассников 5
1.1. Анализ понятия «жизненный успех» в психолого-педагогических
исследованиях 5
1.2. Жизненный успех в профессиональном самоопределении личности... 12
1.3. Жизненный успех в профессиональном выборе старшеклассников 25
Выводы по первой главе 31
Глава II. Эмпирическое исследование представлений о жизненном успехе как регуляторе профессионального выбора старшеклассников 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение
Данная работа актуальна тем, что для многих людей, находящихся на стадии профессионального и жизненного самоопределения, важную роль играет образ жизненного успеха, который в настоящее время часто определяет выбор профессии. Образ жизненного успеха зачастую представляется в достижении каких-либо материальных благ, где профессия выступает в качестве одного из средств, одного из путей к привлекательному образу жизни, что в свою очередь нередко становится одним из важнейших критериев подбора профессии. В этом случае мало учитываются способности и задатки к определенному виду деятельности, что в дальнейшем может привести к неудовлетворенности и малым достижениям в профессиональной и личностной сферах. Поэтому, необходим осознанный профессиональный выбор со знанием данной профессии и реально- адекватное представление об образе успешного профессионального и жизненного самоопределения.
Цель - исследовать представление о жизненном успехе как регуляторе профессионального выбора старшеклассников.
Объект исследования -старшеклассники.
Предмет исследования - представление о жизненном успехе старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить представленность понятия «жизненный успех» в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Обобщить материал по формированию профессионального самоопределения у старшеклассников.
3. Провести эмпирическое исследование представленности о жизненном успехе и профессиональном выборе старшеклассников.
4. Обобщить полученные результаты и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: стремление достижения успехавлияет на конструирование жизненных планов, в том числе и напрофессиональный выбор старшеклассников.
Теоретико-методологическую основу исследования определили концепция самоопределения Н.С. Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой, типология профессий Е.А.Климова; подходы психологической сущности успеха Л.В. Бороздина, У. Джеймс, Т. Дембо, К. Левин и др.
Методы и методики исследования. В работе использовались как теоретические (анализ и систематизация научной литературы), так и эмпирические методы исследования (тестирование); методы обработки данных (вычисление среднего значения, корреляционный анализ Пирсона).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы психологами при организации занятий и составлении программ, направленных на формирование профессионального самоопределения старшеклассников.
Большинство исследователей рассматривают процесс профессионального самоопределения как существенную содержательную сторону развития личности в целом, важнейшей частью жизненного самоопределения.
На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В юности этот процесс является ведущей деятельностью, благодаря которой, происходит бурное развитие личности.
В психологической науке накопленный опыт, позволяющий оценить осложнения, возникающие в процессе профессионального самоопределения, осознанного выбора профессии.
Успешное профессиональное самоопределение играет существенную роль в формировании и развитии личности.
Разновидностью жизненного успеха выступает самоопределение личности.
Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием следующих методик: анкета «Жизненный успех» (А.Д. Галюк), диагностика мотивации достижения и избегания неудач с помощью опросника А. Мехрабиана, Опросник профессиональных предпочтений (Голланда), Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д.А. Леонтьев.
Эмпирическое исследование показало, что стремление достижения успеха влияет на конструирование жизненных планов, в том числе и на профессиональный выбор старшеклассников.
Профессиональный выбор старшеклассников обусловлен ориентацией на материальный достаток и престижность профессии.
Стремление к успеху обеспечивается за счет качеств, присущих социальному, артистическому и интеллектуальному типу, таких как, ориентированность на труд, активность, умение понять эмоциональное состояние другого человека; уверенность, независимость в принятии решений, гибкость и скорость мышления; аналитичность, рационализм. Также для достижения успеха необходимо иметь цель в жизни и контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь.
Цель исследования была достигнута. Гипотеза подтверждена.