ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 7
1.1. Компетентностный подход в системе образования в рамках ФГОС.... 7
1.2. Оценивание знаний в процессе обучения 13
1.3. Способы контроля результатов обучения 19
1.4. Портфолио как способ оценивания знаний 22
1.5. Языковое портфолио 28
ГЛАВА II. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФОЛИО В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 33
2.1. Организация исследования на базе ГАПОУ «Набережночелнинский
политехнический колледж» 33
2.2. Реализация экспериментальной работы по использованию языкового
портфолио в рамках курса «Русский язык» 35
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы
На сегодняшний момент образовательная система Российской Федерации претерпевает крупные изменения: ее особенностью являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем и т.д. Сложившаяся система контроля и оценивания становится ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании, на большинстве рабочих мест и в повседневной жизни.
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение занимает технология портфолио. На западе данный альтернативный способ оценивания называют одним из образовательных трендов последнего десятилетия. Идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру. Портфолио - это не только альтернативный способ оценивания знаний учащихся, но и целая образовательная философия, благодаря которой становится возможным по-новому взглянуть на учебный процесс.
Портфолио как способ оценивания знаний учащихся в нашей стране введен всего несколько лет назад, однако это доказывает, что в области образования Россия становится частью общеевропейского пространства.
Порфолио как альтернативный способ оценивания знаний учащихся набирает все большую популярность. Многие школы уже применяют данный способ в практике.
Актуальность темы исследования заключается в следующем:
во-первых, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) изменились требования к выпускникам профессиональных учреждений. На современном этапе выпускник колледжа рассматривается не как безликий носитель знаний, 4
умений и навыков, а как личность способная творчески преобразовывать действительность, выстраивать свой личный мир в условиях свойственной нашему времени множественности культур и актуализировать его в продуктах своей деятельности;
во-вторых, уже на протяжении нескольких десятилетий проблема личностно-ориентированного образования в России вызывает огромный интерес у педагогической общественности;
в-третьих, на сегодняшний момент образовательный процесс претерпевает существенные изменения: меняются сущность процесса, его содержание и требования.
В ФГОС СПО прописаны основные результаты освоения дисциплины «русский язык», которые должны формироваться у студента. Понятия - «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Проблема данного исследования заключается в повышении эффективности образования обучающихся при помощи использования языкового портфолио как альтернативного метода оценивания знаний.
Цель исследования - проанализировать эффективность использования языкового портфолио как способа оценивания знаний на занятиях по русскому языку.
Объект исследования - оценивание качества результатов обучения в условиях компетентностного подхода.
Предмет исследования - языковое портфолио как способ комплексного оценивания образовательных достижений учащихся по русскому языку в условиях профессионального обучения.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
а) изучить способы оценивания знаний обучающихся;
5
b) рассмотреть языковое портфолио как один из способов оценивания знаний обучающихся;
c) провести эксперимент оценивания знаний обучающихся с помощью языкового портфолио.
d) проанализировать эффективность применения языкового портфолио на занятиях по русскому языку.
Гипотеза данного исследования заключается в следующем: использование языкового портфолио как нетрадиционного способа оценивания знаний, стимулирующего активность обучающихся, на занятиях по русскому языку, способствует повышению качества образования.
В работе были использованы следующие методы:
- изучение и анализ литературы по данной тематике;
- наблюдение;
- эксперимент;
- беседа;
- индивидуальный контакт с обучающимися в группах, которых проводилось исследование.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проводилось исследование эффективности применения именно языкового портфолио как средства оценивания знаний по русскому языку у обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы в образовательном процессе с целью совершенствования системы оценивания на уроках русского языка.
Методологической базой данного исследования являются труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Теоретико-методологическую основу исследования составляют психолого-педагогические положения развития личности (С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин, В.С. Безрукова, Г.М. Коджаспирова и др.); теория и практика личностно-ориентированного обучения (В.К. Дьяченко, М.В.
6
Кларин, Н.Ф. Коряковцеваи т.д.); современная концепция компетентностного подхода (А.С. Белкин и др.);концепция влияния образовательной среды на развитие, становлении и воспитание личности обучающегося (И.Р. Калмыкова, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петухов и др.); исследования, посвященные формированию личности компетентного специалиста посредством языкового портфолио (Н.Д. Гальскова, О.Г. Мишанова, Н.Г. Новикова и пр.).
База проведения исследования - опытно-поисковая работа проводилась на базе ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» г.Набережные Челны.
Процесс обучения невозможен без контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль необходим для того чтобы на разных этапах обучения преподаватель смог объективно оценить уровень усвоения знаний обучающихся, проверить, как они применяют полученный материал для решения практических задач. Наиболее популярными традиционными способами контроля являются следующие: повседневное наблюдение за учебной работой, устный опрос, контрольные работы, проверка домашних работ, тестовый контроль, письменный экзамен.
Модернизация образования позволила выявить имеющиеся противоречия между необходимостью адекватного оценивания компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины, и набором методов и форм контроля и оцениванием традиционно применяемых учителем
Одним из наиболее эффективных инновационных способов является портфолио, которое в рамках данного исследовании понимается как своеобразная выставка работ обучающегося, задачей которой является отслеживание его личностного роста.
Эксперимент показал, что в результате использования портфолио в качестве средства оценивания,
во-первых, улучшилась успеваемость, повысилось качество знаний учащихся;
во-вторых, повысилась активность учащихся, увеличилось количество участников различных предметных конкурсов;
в-третьих, развивает умение рефлексии и способность к самоанализу учащихся;
в-четвертых, позволяет оценить не только знания, умения и навыки, но и целый ряд общекультурных и специальных компетенций формируемых у учащихся.
Таким образом, языковое портфолио выступает как технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Подобный альтернативный метод, на наш взгляд, дает простор для творческой инициативы обучающихся и преподавателя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию учащихся к учебе.
Использование языкового портфолио как альтернативного способа оценивания знаний ценно тем, что в ходе его заполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, они получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать полученную информацию, обобщать её, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Благодаря всему этому обучающиеся в силу более высокого образовательного уровня легче будут адаптироваться в дальнейшей жизни.
1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1981. - 367 с.
2. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 329 с.
3. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2004. - 171 с.
4. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем: монография. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. - 304 с.
5. Бозванова Е.И. Компетентностный подход в подготовке современного специалиста // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 174-176.
6. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. - 2006. - №10. - С. 4-5.
7. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков // ИЯШ. - 2006. - №5. - С. 6-11.
8. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2009. - 384 с.
9. Дахин А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре //Школьные технологии. - №5. - 2006. - С. 7-9.
10. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения. - М.: 5 за знания,
2008. - 149 с.
11. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2001. - 496 с.
12. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. - Иркутск,
2009. - 218 с.
13. Информационный ресурс «Разъяснения ФИРО по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО» [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.firo.ru
14. Казакова Э.С. Развиваем коммуникативную компетентность // Национальный проект «Образование». - №2. - 2007. - С. 4-6.
15. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самообразования и саморазвития личности // Образование в современной школе. - 2002. - № 5. - С. 23-25.
16. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. - Рига: Эксперимент, 1999. - 180 с.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Юрайт, 2016. - 719 с.
18. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранные языки. - М.: АРКТИ, 2012. - 176 с.
19. Ксензова Л.Ю. Оценочная деятельность учителя. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.
20. Липканская К.Л. «Папки достижений» учащихся как отражение результатов создания собственных образовательных программ. - М.: Центр «Школьная книга», 2006. - 296 с.
21. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. - №5. - 2004. - С. 3-5.
22. Мишанова О.Г. Портфолио по русскому языку как средство контроля личностно значимого социально-коммуникативного опыта школьников // Педагогическая наука и практика. - №5. - 2015. - С. 12-14.
23. Модель «портфолио» выпускника основной школы МОС Крапивинского района Кемеровской области // Управление школой. - 2004. - № 31. - С. 45-47.
24. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику? // Методист. - 2004. - № 5. - С. 56-59.
25. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио» // Директор школы. - 2004. - № 7. - С. 45-48.
26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петухов. - М.: Академия, 2012. - 185 с.
27. Обработка информации в задачах оценивания качества обучения студентов. - СПб.: LambertAcademicPublishing, 2011. - 172 с.
28. Пашкевич А.Оцениваем метапредметные результаты. - М.: Учитель, 2016. - 136 с.
29. Пейн С. Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. - 2000. - № 1. - С. 65-67.
30. Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - № 5. - 2004. - С. 65-67.
31. Портфолио ученика, или папка личных достижений. Сборник методических материалов / под ред. Т. Михайлова. - Тюмень: Вентана-Граф, 2012. - 160 с.
32. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся. Методы, инструментарий, организация оценивания. - М.: Учитель, 2015. - 80 с.
33. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
34. Рыкова Е.А. Рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу Профессиональное образование «Столица». - №5. - 2012. - С. 50-54.
35. Рыкова Е.А. Общеобразовательный цикл в учебном плане основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу Профессиональное образование «Столица». - №12. - 2011. -С. 50-54.
36. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Под ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПКиПРО, 2003. - 320 с.
37. Сайт Федерального агентства по образованию РФ[Электронный ресурс] - Режим доступа: www.ed.gov.ru
38. Устюжанина А.В., Клименко Н.Н. Языковое портфолио - как средство оценивания образовательных достижений обучающихся // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 3. - С. 145-192.
39. Фишман И.О. Подходы к оценки уровня сформированности ключевых компетенций учащихся //Методист. - №2. - 2007. - С. 11-13.
40. Черепанова Л.В. Ведущие подходы современной парадигмы обучения русскому родному языку // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. - 2010. - № 6(35). - С. 30-39.
41. Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку 5 класс. - М.: Мнемозина, 2014. - 68 с.
42. Шахова Т.М. «Языковой портфель» как инновационная технология на уроках русского языка [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/28 PRNT 2011/Philologia/1 92972.doc.htm
43. Шестырева Н., Андрюхина И., Мишакина Т. Портфолио учащегося средней школы. - М.: Ювента, 2012. - 64 с.
44. Юдина И.Г. Портфолио ученика средней школы. - Волгоград: Учитель, 2008. - 223 с.
45. Я! Портфолио дошкольника. Практические рекомендации. - М.: Национальное образование, 2016. - 50 с.
46. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. - №2. - 2004. - С. 3-5.