Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структура взаимосвязей показателей профессиональной мотивации и характеристик адаптивности у лиц с различным уровнем позитивной самомотивации

Работа №63594

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы смысложизненных ориентаций и коммуникативности как свойства личности 6
§1.1. Рассмотрение понятия «самооценка». Специфика самооценки у подростков 6
§1.2. Коммуникативность в подростковом возрасте 20
§1.3. Смысложизненные ориентации. Психологические подходы к изучению 26
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Организация и проведение эмпирического исследования особенностей взаимосвязей характеристик социально-психологической адаптации у старшеклассников с различным уровнем самооценки 35
§2.1 Организация и методы исследования. Описание методик 35
§2.2. Интерпретация результатов. Анализ статистической обработки данных 38
§2.3. Анализ корреляционных связей в группах с высоким и низким уровнем самооценки 46
§2.4. Анализ попарного сравнения корреляционных матриц в исследуемых группах с высоким и низким уровнем самооценки 49
Выводы 52
Заключение 55
Список использованной литературы 56
Приложения


Социальные преобразования на территории нашей страны, произошедшие за последние 10-15 лет, поистине глобальны. Ломка стереотипов взаимоотношений в семье, в группах, в школе, переоценка ценностей могут не только отрицательно повлиять на личность, но и сломать её. Ситуации социальной нестабильности, порождающие глубокие кризисные изменения в жизни людей, инновационные преобразования предъявляют повышенные требования к их эмоциональной устойчивости по отношению, как к внешним воздействиям, так и к внутренним противоречиям [29]. Поэтому проблемы исследования эмоциональной устойчивости подростков является и остается злободневными для отечественной и зарубежной психологии и педагогики, а так же для общества в целом [11].
В современных условиях российского общества перед подростками стоит задача - определить свой жизненный путь, состояться как личность в условиях рыночной экономики. Прежде всего, это выбор профессии, определенный род деятельности и социальный круг общения. Это проблема смысла жизни, которая в отечественной психологии стала обсуждаться совсем недавно и требует как теоретического, так и экспериментального изучения. Исследования в рамках проблемы смысложизненных ориентаций имеют большое практическое значение как для социальной и психокоррекционной работы с подростками, так и в рамках профориентационной консультации с выпускниками школ.
Подростковый возраст как период активного физического, психического и социального развития сопряжен с присвоением как позитивных, так и негативных личностных качеств. Присущая подростковому возрасту высокая сензитивность к социальным условиям, содействует активному присвоению общественного сознания ценностей социально-нормативного пространства и ценностей аморализма.
Необходимость исследования взаимосвязи самооценки и коммуникативных навыков подростка обусловлена происходящими в этот период развития процессам формирования самосознания, системы ценностей, определяющей новый тип отношений со взрослыми и сверстниками, а также способность к самооценке.
Объект исследования - характеристики социально-психологической адаптации.
Предмет исследования - структура коммуникативных и смысложизненных параметров у лиц с различным уровнем самооценки.
Цель исследования - изучить особенности структуры взаимосвязей характеристик социально - психической адаптации у старшеклассников с различным уровнем самооценки.
Задачи исследования:
1. Логико-теоретический анализ литературы по заданной
проблематике.
2. Рассмотрение и описание самооценки личности, коммуникативности и смысложизненных ориентаций как свойств личности.
3. Подборка батареи психодиагностических методик.
4. Организация и проведение эмпирического исследования
5. Статистическая обработка данных.
6. Анализ полученных результатов.
Гипотеза исследования: предполагается, что у лиц с различным уровнем самооценки существуют достоверные различия коммуникативных и смысложизненных параметров.
Теоретико-методологические основы исследования: в нашем исследовании мы опирались на труды таких ученых как Аболин Л.М., Абрамова Г.С., Васильев В.Н., Векшина О.А., Долгова В.И., Дьяченко М.И., Ермолаева М.В., Карабанова О.А., Коломинский Я.Л., Мандель Б.Р., Наумова М. В., Пилипенко К.В., Хромова А.С., Яковлева Ю.В.;
Эмпирическая база исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №67; количественный состав группы - 60 человек, учащиеся 10 классов, из них 32 девушек и 28 юношей в возрастном диапазоне 16 - 17 лет. Выборку №1 составили респонденты с высоким уровнем самооценки. Выборку №2 - респонденты с низким уровнем самооценки.
Методы исследования: логико-теоретический анализ литературы по заданной проблематике, тестирование, а именно опрос, методы математической обработки данных (подсчет процентного соотношения, вычисление средних значений, статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента).
Методики исследования:
1. Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника», Ковалев С.В.
2. Опросник Формально-динамических свойств
индивидуальности (ОФДСИ), В.М.Русалов
3. Методика изучения коммуникативной толерантности (Бойко В.В.)
4. Смысло-жизненные ориентации (СЖО)
Теоретическая значимость работы: данное исследование позволяет пополнить копилку статистических данных, структурировать понятие самооценки, коммуникативности и смысложизненных ориентаций, изучить особенности личности с данных позиций.
Практическая значимость работы: Данное исследование имеет перспективу расширения выборки, что позволит продумать различные эффективные стратегии коррекции поведения и когниций человека, находящегося в состоянии экзистенциального кризиса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе логико-теоретического аназиза литературы было подчеркнуто, что в подростковый период происходит становление психосоциальной идентичности, формирование чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Личностное развитие в подростковом возрасте характеризуется наличием противоречий, эмоциональной неустойчивостью, неравномерностью созревания отдельных сторон психики и физиологии, что непосредственным образом влияет и на успешность обучения. В исследовании рассмотрены и описаны такие свойства личности, как самооценка, коммуникативность и смысложизненные ориентации.для исследования была подобрана соответствующая батарея психолиагностических методик. Эмпирическое исследование проводилось на старшеклассников среднего общеобразовательного учреждения. Статистическая обработка данных и анализ ее результатов полностью подтвердили гипотетическое предположение о том, что у лиц с различным уровнем самооценки существуют достоверные различия коммуникативных и смысложизненных параметров.
Данное исследование позволяет пополнить копилку статистических данных, структурировать понятие самооценки, коммуникативности и смысложизненных ориентаций, изучить особенности личности с данных позиций. Также исследование имеет перспективу расширения выборки, что позволит продумать различные эффективные стратегии коррекции поведения и когниций человека, находящегося в состоянии экзистенциального кризиса.



1. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2010 - С.116
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности // Изучение мотивации детей и подростков. - М., 1972
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И.Божович.-М.:Просвещение, 2008 .-191 с.
4. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, 2009. - 592 с
5. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я- концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология, 2011. № 1. С. 59
6. Бороздина Л.В., Пукинска О.В. "Триада риска" в онтогенезе // Вопросы психологии, 2010. №6. 24
7. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. - 1992.
- Т.13, №4.- С. 99-101.
8. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003; Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери: Автореф. дисс... канд. психол. наук. М.: 2007
9. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - С.18
10. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум.- Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2012
11. Дети и проблемы толерантности. Сборник научно-методических материалов / Отв. ред. Т.З. Адамьянц. - М., ИС РАН, 2013 - С.31
12.Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. докт. дис. - М., 1989.
13.Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. - Таллин, 1980. - С. 11-14.
14.Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. - 100 с.
15.Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.5-14.
16.Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С. 90-99.
17.Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. - 1986. - № 1 (34). - С. 41-43
18. Карцева Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.; 1989. - 25 с.
19. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978
20. Корнеева Л.Н. Самооценка как фактор саморегуляции пилота: Автореф. канд. дис. - Л., 1984. - 17 с.
21. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности / Н. В. Кузьмина. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011
22. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. докт. дис. - М., 1968. - 35 с.
23. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.
24. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978. - 141 с.
25. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Авторефер. дис.: Новокзнецк, 2003.-18 с.
26. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования М.: Флинта, Наука, 2010
27. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к
действительности. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - С. 35-39
28. Налимов В.В. В поисках иных смыслов - М.: Прогресс, 2013. - 280 с
29. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 2. — С. 39—54
30. Новикова М.А. Новое в исследованиях «самооцениваемого интелелекта» и имплицитных теорий // Вопросы психологии, 2012. №5. С. 3
31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГ11ПУ, 2006
32.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.,2010
33. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.
34. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010
35. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии, 1982. №2. С. 80-86
36. Психология подросткового возраста: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология» / Авт.- сост. Д. А. Донцов, М. В. Донцова, Г. В. Сухова, О. В. Матвеева. - Тула: Изд- во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.- 134 с.
37. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Пер. с нем. - М.: Мир, 2004
38. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. - 1975. - № 3
39. Серый А. В. Ценностно-смысловая сфера личности [Текст] / А. В. Серый, М.С.Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2009. - 92 с
40. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие личности. - М.: Просвещение, 2010. - 144 с
41. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
42. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - С.48-54.
43. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб.: Изд. Питер, 2009
44. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселёвой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалёва. - М.: МГИК, 2010 - С.52
45. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.
46. Степанов В.А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей // Педагогика. - 2004. - № 7. - С. 45-50.
47. Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1977
48. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
49. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник./ Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М., Прогресс, 2010. - 368 с
50. Федотова Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах: Автореф. канд. дис. - М., 1985.
51.Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. №2


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ