ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 МОЗАИКА КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 6
1.1 Понятие и классификация мозаики 6
1.2 Материалы и инструменты, используемые в мозаике 13
Выводы по первой главе 14
Глава 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МОЗАИКЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИКУМУ В ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ 16
2.1 Лабораторная работа как форма организации обучения мозаике... 16
2.2 Методические рекомендации для проведения лабораторного
практикума по обучению студентов мозаике 20
Выводы по второй главе 27
Глава 3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРТ-ОБЪЕКТА ИЗ МОЗАИКИ 29
3.1Разработка художественной концепции арт-объекта 29
3.2 Технологическая последовательность изготовления арт-объекта из
мозаики 37
Выводы по третьей главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Среднее профессиональное образование - это средний уровень профессионального образования. Колледж является учреждением среднего профессионального образования и осуществляет подготовку специалистов по очной и заочной формам обучения. Прием в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе, для лиц, получивших основное общее или среднее общее образование. В данных учреждениях можно получить разные профессии в области медицины, педагогики, искусства и творчества и другие. Мы уделим внимание области искусства и творчества. С этим связаны такие востребованные профессии как актер, галерист, дизайнер (мебели, интерьера), иллюстратор, модельер, мультипликатор, флорист, художник, ювелир и многие другие. Большой почет отдается тем профессиям, которые направлены на создание изделий ручной работы.
Ручная работа во все времена ценилась высоко. Искусство рукоделия с одной стороны, приносило пользу человеку, было востребовано в сфере красоты и повседневного быта, а с другой, - доставляло удовольствие творчества мастеру, способствовало профессиональной самореализации. Уникальные, интересные вещи, сделанные своими руками, продолжают быть популярными среди покупателей и в наши дни. Одним из популярных видов декоративно-прикладного искусства является мозаика, обучение которой в учреждениях среднего профессионального образования было и остается актуальным по сей день.
Мозаика - это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов. Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной версии, оно происходит от латинского musivum и переводится как «посвященная музам». По другой версии это всего лишь opusmusivum, то есть разновидность кладки стены или пола из мелких камешков. Краткая формулировка таит в себе широчайшую гамму цветов, форм и материалов, из которых нынче делают мозаику [3].
Производители рассчитывают как на творческий подход клиентов, которым, возможно, захочется повторить орнаменты древних мастеров - первых специалистов по мозаике, так и на любителей лаконичности, для которых монтаж материала облегчен изначальным нанесением мозаики на специальные листы размером 30х30 см. Немудрено, ведь искусство мозаики, вышедшее из глубины веков, - не только прекрасное, но и, как оказывается, вполне практичное дело. Мозаика не просто внешне эстетична, но и надежна. Поскольку использовать ее можно и в хрупких эксклюзивных витражах, и при экстерьерных работах. Мозаика мозаике - рознь и бывает разной.
Цель исследования: разработка методики обучения студентов колледжа искусству мозаики.
Объект исследования: мозаика как вид декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования:методические аспекты обучения студентов мозаике на занятиях по практикуму в декоративно-прикладном искусстве.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по заданной теме.
2. Выявить особенности лабораторной работы как формы организации обучения мозаике.
3. Разработать методические рекомендации для проведения лабораторного практикума по обучению студентов мозаике.
4. Создать арт-объект из мозаики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке лабораторных работ по обучению студентов мозаике и методических рекомендаций для проведения лабораторного практикума, которые могут быть использованы в системе среднего специального образования, а также изготовлении арт-объекта в технике мозаики - панно «Кул Шариф».
Изучив множество литературы по теме нашего исследования, мы рассмотрели особенности лабораторной работы как формы организации обучения мозаике студентов колледжа. Исходя из этого, мы разработали методические рекомендации для проведения лабораторного практикума по обучению студентов мозаике. Разработали лабораторные работы для проведения практикума по мозаике для студентов колледжа с приложением примеров готовых работ студентов.
Затем, мы разработали эскизы, технологическую последовательность и выполнили панно в технике мозаики.
Проведя работу над своим дипломным проектом, изучив историю мозаики, я получила для себя много полезного для дальнейшей педагогической и творческой деятельности.
Цель и задачи, которые мы поставили перед началом работы, были достигнуты.
1. Байрамова, Ф.А. История татарского народа / Ф.А. Байрамова - Казань: Аяз-Москва, 2003. - 120 с.
2. Балакирева, Э.В. Актуальность разработки педагогической профессиологии как научной дисциплины. Человек и образование / Э.В. Балакирева - 2015. - 95 с.
3. Барабулина, В. А. Основы художественного ремесла / В. А. Барабулина, О.В. Танкус - М.: Просвещение, 2004. - 156с.
4. Бердышев, С.Н. Работы и мозаика по камню / С. Н. Бердышев - М.: Вече, 2004.- 120 с.
5. Буткевич, Л. М. История орнамента / Л. М. Буткевич - М.: Владос, 2014. - 272 с.
6. Бэрд, Х. Мозаика/ Х. Бэрд- М.: Эксмо, 2012. - 236с.
7. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент / Ф.Х. Валеев - Казань:Казань, 2012. - 295 с.
8. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий - М.:1991.- 170 с.
9. Виды и характеристики мозаики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //2proraba.com/other/vidy-i-kharakteristiki-mozaiki .html
10. Воронова, О.П. Лучшая книга для домашнего декоратора: техники декупаж, коллаж, мозаика, роспись по стеклу, керамике, ткани, металлу, дереву / О.П. Воронова - М.: Эксмо, 2012 - 134 с.
11. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И.Ф. Гончаров - М.: Педагогика, 2010. -128 с.
12. Джейкобсон, Р.А. Ваша первая мозаика / Р.А. Джейкобсон- Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 216 с.
13. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 448 с.
14. Крестов, М.А. Техника Фрески / М.А. Крестов - М.: Дрофа,
2005. - 237 с.
15. Каптерева, Т.П. Римская мозаика. Африка / Т. П. Каптерева - Москва: Белый город, 2014.- 231 с.
16. Кей, Э. Декоративный дизайн: лучшие идеи / Э. Кей - М.: Эксмо, 2008. - 145 с.
17. Лазарев, В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. / В. Н.Лазарев- М.: Книга, 2003. - 230 с.
18. Лоренц, Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей /Н.Ф. Лоренц - М.: Белый город, 2013. - 720 с.
19. Миллз, Т. Искусство мозаики/ Т. Миллз- М.: Родник, 2014. - 230 с.
20. Мэсси, П. Мозаика. Оригинальные идеи для вашего дома/ П. Мэсси, Э.Слэтер-М.: Мой мир, 2013. - 245 с.
21. Мозаика в интерьере. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //intererro .ru/tips/mozaika-v-interere. html
22. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова - М.: Изобразительное искусство, 2007. - 343 с.
23. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова., М. А. Петухов.- М.: Мастерство, 2002.- 253 с.
24. Подгорный, Н.Л. Резьба. Мозаика. Гравирование/ Н.Л. Подгорный -Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 241 с.
25. Прейс, П. В. Отделочные и монументально - декоративные работы / П. В. Прейс - М.: Госстройиздат, 2001. - 200 с.
26. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений / Л.Г. Семушина, Н.Г.Ярошенко. - М., Мастерство, 2001.- 215 с.
27. Федоров, П.А. Инкрустация и мозаика/П.А. Федоров Технол. П. Александров. Санкт-Петербург: Просвещение , 2013 - 315 с.
28. Фиоре, Е. Мозаика для декорирования: практическое
руководство / Е.Фиоре- М.: Ниола-Пресс, 2012. - 246 с.
29. Фокина Л. В. Орнамент / Л.В. Фокина - М.: Феникс, 2012. - 208 с.
30. Цыганова, Л.Р. Отделочные материалы и композиции,
применяемые в дизайне. Мозаика, фреска, витраж, сграффито: учебное пособие / Л. Р. Цыганова, Н. А. Мастерова, Е. Б. Артемова. - Волгоград,ВолгГАСУ, 2007. - 145 с.
31. Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении / В. Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
32. Шальнева, Н. Л. Условия, определяющие формирования
креативности при создании специальных видов деятельности / Н. Л. Шальнева - Ставрополь: Изд-во СГУ,2006. - 372с.
33. Щеголь, Г. М. Колорит в живописи: Заметки художника / Г. М. Щеголь. - М.: Искусство,1997. - 341 с.
34. Энциклопедия ремесел, рукоделия, искусства и живописи. Полный справочник всех инструментов: для чего они предназначены и как они работают / Пер. с англ. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 304 с.
35. Энциклопедия творчества. - М.: И. М. П., 2011. - 280 с.
36. Эптерев П.Ф. Педагогический процесс: монография / П.Ф. Эптерев - М.: Лань, 2013. - 69 с.