ВВЕДЕНИЕ…..………………………………………………………………
ГЛАВА 1 РОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ...…………….
1.1 Качество продукции как экономическая категория .…………………..
1.2 Управление качеством продукции на предприятии .………………….
1.3 Основные показатели качества продукции на предприятии ………….
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ОАО «БЕРЕЗАСТРОЙ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ……..
2.2 Анализ системы управления качеством на ОАО «Березастрой» …….
2.3 Анализ качества продукции ОАО «Березастрой» …………………….
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ …..…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...
Проблема повышения качества продукции, а как следствие – конкурентоспособности фирм, отраслей, стран – одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Исследованием этой проблемы занимаются как мировые институты (Всемирный банк и др.), так и отдельные зарубежные и отечественные ученые (Н. Говорова [1], С. Долгов [2], М. Портер [3] и др.). Значимость ее особенно возрастает в условиях растущей глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства.
В условиях экономического кризиса основной приоритетной задачей нашего государства является повышение качества продукции страны, ее конкурентных преимуществ и источников роста. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей конкурентоспособность, степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка. Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных знаний невозможно без наличия эффективной системы управления качеством [4, с. 3]. Для многих предприятий Республики Беларусь, столкнувшихся с острой конкуренцией и проблемой выживания в жестких условиях рынка, именно эффективная система управления качеством и ее результаты могут стать главным условием успеха и эффективности [4, c. 134].
Сегодня к качеству производимой продукции предъявляются особенно высокие требования. Многие отечественные производители сознают, что необходимо делать основной акцент на качестве товаров и услуг как одной из важнейших составляющих конкурентоспособности. Высокое качество – необходимое условие выживания и развития организации в рыночной экономике. Несомненно, большое значение имеет рациональное использование ресурсов организации, а также учет и минимизация затрат на качество [5].
Таким образом, выбранная тема является актуальной. Цель написания данной курсовой работы – предложить направления повышения качества продукции предприятия на основе оценки качества продукции ОАО «Березастрой».
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач, отражающих структуру и последовательность исследования:
- раскрыть качество продукции как экономическую категорию;
- описать систему управления качеством продукции на предприятии;
- рассмотреть основные показатели качества продукции;
- описать организационно-экономическую характеристику ОАО «Березастрой»;
- рассмотреть систему управления качеством на предприятии;
- проанализировать качество продукции ОАО «Березастрой»;
- предложить направления повышения качества продукции предприятия.
При написании работы использованы метод сравнения и группировок, анализа и синтеза, экономико-математические и другие методы. В ходе работы изучена и обобщена специальная экономическая литература, статьи из периодической литературы, законодательные и нормативные акты, а также аналитические обзоры из Internet, фактический материал по продукции ОАО «Березастрой».
Проведенное в курсовой работе исследование позволило сделать следующие выводы.
1) Качество как экономическая категория является общественной оценкой, характеризующей степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления той совокупностью свойств продукции, которой наделили ее изготовители. Качество продукции тесно связано и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цену, прибыль, рентабельность и др. Улучшение качества во многом зависит от системы управления качеством продукции на предприятии.
2) С термином качество продукции неразрывно связано такое понятие как управление качеством продукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества», чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству. Концентрированный международный опыт управления качеством продукции на предприятиях собран в международных стандартах по управлению качеством.
3) Для управления качеством продукции и его повышением необходимо уметь оценить уровень качества. В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей качества: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.
4) ОАО «Березастрой» представляет собой завод по выпуску сборного железобетона, товарного бетона и раствора, товарной арматуры. Исполнительным органом общества является дирекция, которую возглавляет генеральный директор. Предприятие на протяжении последних трех лет терпит убытки от производства продукции, что является негативной тенденцией.
5) Анализ действующей системы управления качеством на ОАО «Березастрой» позволяет выделить следующие положительные моменты:
- подтверждается наличие на предприятии разработанной документи-ро¬ван¬ной и внедренной системы качества;
- система менеджмента качества поддерживается в рабочем состоянии;
- ведется актуализация документов и подготовка к пересертификации системы менеджмента качества в соот¬ветствии с требованиями;
- ведется периодическое обучение высшего звена управления, руководителей, специа¬лис¬тов и исполнителей вопросам менеджмента качества и повышения квалификации;
- налажен учет затрат на качество;
- на предприятии создана среда, благоприятная для стимулирования у работников стремления постоянно улучшать свою работу.
Отрицательные моменты:
- выполнение требований действующих стандартов и инструкций системы менеджмента качества во многих подразделениях носит формальный характер;
- планирование и проведение корректирующих действий зачастую про¬ис¬ходит без решения существующей проблемы;
- слабая аналитическая работа по выявлению причин брака, поиску резервов повышения качества изготовления изделий, изучению динамики показателей качества труда и продукции;
- недостаточное внимание к технологической подготовке производства, как важному фактору формирования качества изготовления продукции.
6) Общее количество выявленных дефектов в 2015 г. увеличилось по сравнению с 2014 г. на 28,1 %, однако наблюдается снижение доли дефектов в общем выпуске продукции (на 1,4 %), что говорит о повышении уровня качества продукции предприятия, хотя и незначительном. Основная часть дефектов (68,3 % в 2015 г.) приходится на основную продукцию – железобетонные кольца. Наибольшее количество дефектов приходится на трещины (26,6 %). Основные ошибки были допущены именно на этапе разработки технического процесса изготовления деталей, когда выбирались и закладывались в технологию марки бетона. Кроме того, высокий процент брака (24,0 %) выявлен по деталям собственного производства, что говорит о необходимости повышения квалификация рабочего персонала. Большая часть экономических потерь связана с трещинами (31,1 %) и сколами (18,2 %), так как в данному случае изготовленные изделия не подлежат устранению.
7) Исходя из результатов проведенного анализа, можно предложить следующие мероприятия по улучшению качества продукции ОАО «Березастрой»:
- доработать проектные и инженерные решения, улучшить технический контроль качества;
- повысить технологический, технический и организационный уровень, а также культуру производства;
- улучшить взаимоотношения и взаимопонимание между поставщиками и потребителями, а также между подразделениями внутри предприятия сформулированных и действующих на практике единых принципов, подходов и процедур решения вопросов качества;
- повысить эффективность принимаемых решений вследствие систематически проводимых внутренних и внешних аудитов с последующим анализом их результатов руководством предприятия;
- постоянно совершенствовать процессы управления и производства на основе применения корректирующих и предупреждающих действий;
- разработать процесс проведения функционально-стоимостного анализа результативности системы менеджмента качества и реализовать его поквартально;
- провести внутренние проверки качества;
- участвовать в проверке научно-технического уровня отраслевых нормативных документов, включенных в реестры;
- участвовать в работе отраслевых и межотраслевых совещаний и семинаров по обмену опытом в повышении результативности и эффективности системы менеджмента качества;
- снизить внутрипроизводственные затраты вследствие лучшей организации труда, и внедрения культуры качества в сознание работников;
- разработать учебные программы и обучение персонала вопросам управления качеством, обеспечить рост квалификации работников;
- усилить их материальную заинтересованность и ответственность за качество продукции.
1 Говорова, Н. Конкурентоспособность - основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 4. – С. 24-29.
2 Долгов, С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? / С.И. Долгов. – М.: Экономика, 2008. – 198 с.
3 Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. – М.: Экон. наука, 2012. – 342 с.
4 Перспективы инновационного развития Республики Беларусь: сб. науч. статей II Межд. науч. конф., Брест, 19-20 мая 2011 г. / А.М. Омельянюк [и др.]. – Брест: БрГТУ, 2011. – 296 с.
5 Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Л.Н. Нехорошева. – Минск: Выш. шк., 2011. – 383 с.
6 Экономика промышленного предприятия / Т.Н. Батова, О.В. Васюхин, Е.А. Павлова, Л.П. Сажнева. – Санкт-Пт.: ИТМО, 2012. – 248 с.
7 Сергеев, И.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. / И.В. Сергеев. – М.: Проспект, 2012. – 560 с.
8 СТБ ISO 9000-2006. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введ. 01.07.2001. – Мн.: БелГИСС: Госстандарт Беларуси, 2001. – 29с.
9 Экономика предприятия / В.Я. Хрипач [и др.]; под ред. В.Я. Хрипача. – Минск, 2011. – 459 с.
10 Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум/ В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 336 с.
11 Коробейников, О.П. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.П. Коробейников, Д.В. Хавин. – Нижний Новгород, 2013. – 242 с.
12 Накитин, В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 / В.А. Накитин, В.В. Филоничева. – 2-е изд. – СПБ «Питер», 2011. – 127 с.
13 Ермалович, Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Л.Л. Ермалович. – Минск: БГЭУ, 2011. – 576 с.
14 Деркач, Д.И. Анализ производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Учебник для вузов / Д.И. Дергач. - М.: Экономика, 2011. – 389 с.
15 Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / В.И. Стражев. - Минск: Выш. шк., 2012. - 480с.
16 Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин [и др.]; под общ. ред. А.И. Ильина. – 4-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2011. – 698 с.
17 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 512 с.
18 Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник / Н.Л. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 414 с.
19 Селуянов, А.А. Показатели качества продукции / А.А. Селуянов [Электронный ресурс] / Образовательный сайт: экономика и развитие предприятия. – Режим доступа: http://www.kylbakov.ru/page59/index.html. – Дата доступа: 15.01.2016.
20 Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. И.О.Волкова, О.В.Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 601 с.
21 Мазур, И.И. Управление качеством: Учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро [и др.]; под ред. И.И. Мазура. – М.: Выш. шк., 2013. – 334 с.