ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ
|
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
1.1. Лексика как раздел языкознания 6
1.2. Особенности изучения лексики в начальной школе 14
1.3. Первичные навыки работы с информацией как метапредметный результат обучения в начальной школе 23
Выводы по 1 главе 27
Глава 2.Практика формирования у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
2.1. Определение уровня сформированности навыков работы с информацией у
учащихся 4- х классов 29
2.2. Формирование навыков работы с информацией в процессе изучения лексики 41
2.3. Анализ экспериментальной работы 55
Выводы по 2 главе 66
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение 76
Глава 1.Теоретические основы формирования у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
1.1. Лексика как раздел языкознания 6
1.2. Особенности изучения лексики в начальной школе 14
1.3. Первичные навыки работы с информацией как метапредметный результат обучения в начальной школе 23
Выводы по 1 главе 27
Глава 2.Практика формирования у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
2.1. Определение уровня сформированности навыков работы с информацией у
учащихся 4- х классов 29
2.2. Формирование навыков работы с информацией в процессе изучения лексики 41
2.3. Анализ экспериментальной работы 55
Выводы по 2 главе 66
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение 76
Актуальность исследования. Модернизация системы современного образования требует особого внимания к овладению учащимися метапредметными универсальными учебными действиями. Одним из метапредметных умений является умение работать с информацией. В современном мире школьник ежедневно сталкивается с огромным потоком различной информации. Задача учителя - научить ребёнка выделять из этого потока достоверную, нужную, нравственно обусловленную информацию и уметь ею пользоваться.
Как учебный предмет русский язык обладает значительным потенциалом в формировании навыков работы с информацией. Однако учителя сталкиваются с проблемой недостаточной методической и дидактической поддержки данного направления в обучении русскому языку. Разработка комплекса упражнений, направленного на формирование навыков работы с информацией в процессе изучения лексики, является актуальной и востребованной педагогической практикой.
На основании выявленного противоречия и исследовательской установкой на поиск путей и способов ее разрешения определена тема исследования: «Формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики».
Объект исследования: изучение лексики в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Цель исследования: теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методы, приёмы и комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Гипотеза исследования: использование в процессе изучения лексики специального комплекса упражнений способствует формированию у младших школьников первичных навыков работы с информацией.
Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи:
1. Изучить лингвистическую, психолого- педагогическую и
методическую литературу по исследуемому вопросу;
2. Провести диагностику уровня сформированности первичных навыков работы с информацией у учащихся 4- х классов;
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики;
4. Апробировать и экспериментально доказать эффективность комплекса упражнений, направленного на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Методологическую основу исследования составили труды педагогов, психологов и лингводидактов по проблеме формирования навыков работы с информацией: Алексеевой Л.Л., Анащенковой С.В., Биболетовой М.З.,
Архиповой Е.В., Бобровской Г.В., Сальниковой Т.П. и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретико-методологические анализ педагогической,
психологической, лингвистической и методической литературы, анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; методы статистической обработки; педагогический эксперимент, метод наблюдения.
Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №65» Московского района города Казани.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики, может быть использован в практике обучения младших школьников русскому языку.
Содержание и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения, включающих материалы опытно-экспериментальной работы.
Как учебный предмет русский язык обладает значительным потенциалом в формировании навыков работы с информацией. Однако учителя сталкиваются с проблемой недостаточной методической и дидактической поддержки данного направления в обучении русскому языку. Разработка комплекса упражнений, направленного на формирование навыков работы с информацией в процессе изучения лексики, является актуальной и востребованной педагогической практикой.
На основании выявленного противоречия и исследовательской установкой на поиск путей и способов ее разрешения определена тема исследования: «Формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики».
Объект исследования: изучение лексики в начальной школе.
Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Цель исследования: теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методы, приёмы и комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Гипотеза исследования: использование в процессе изучения лексики специального комплекса упражнений способствует формированию у младших школьников первичных навыков работы с информацией.
Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи:
1. Изучить лингвистическую, психолого- педагогическую и
методическую литературу по исследуемому вопросу;
2. Провести диагностику уровня сформированности первичных навыков работы с информацией у учащихся 4- х классов;
3. Разработать комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики;
4. Апробировать и экспериментально доказать эффективность комплекса упражнений, направленного на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Методологическую основу исследования составили труды педагогов, психологов и лингводидактов по проблеме формирования навыков работы с информацией: Алексеевой Л.Л., Анащенковой С.В., Биболетовой М.З.,
Архиповой Е.В., Бобровской Г.В., Сальниковой Т.П. и др.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретико-методологические анализ педагогической,
психологической, лингвистической и методической литературы, анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; методы статистической обработки; педагогический эксперимент, метод наблюдения.
Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №65» Московского района города Казани.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики, может быть использован в практике обучения младших школьников русскому языку.
Содержание и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения, включающих материалы опытно-экспериментальной работы.
Результаты проведенного исследования показали, что проблема формирования навыков работы с информацией является актуальной для современной школы.
Анализ научной литературы позволил выявить противоречие в исследуемой нами проблеме, суть которого состояла значимости умений работать с информацией и недостаточной методической и дидактической поддержкой данного направления в обучении русскому языку.
Диагностика первичных навыков работы с информацией у учащихся 4¬х классов показала недостаточность сформированности навыков работы с информацией, особенно относящихся к разделам «Получение, поиск и фиксация информации», «Применение и представление информации», «Понимание и преобразование информации».
В работе доказано, что формирование навыков работы с информацией у младших школьников требует от учителей самого пристального внимания. Формированием навыков работы с информацией у школьников необходимо заниматься для того, чтобы младшие школьники могли ориентироваться в потоке информации, который они получают ежедневно, выделять из этого потока достоверную, нужную, нравственно обусловленную информацию и уметь ею пользоваться. В процессе изучения всех без исключения предметов, в том числе и русского языка, необходимо использовать различные упражнения и задания, направленные на формирование навыков работы с информацией. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. Лексикология изучает слово с самых различных сторон: 1) Значение слова; 2) Отношения между словами; 3) Происхождение слова; 4)Сфера употребления слова; 5) Экспрессивность и стилистическая окраска слова.
Изучение лексики во всех этих аспектах обнаруживает, что огромное количество слов русского языка — это совершенно определенная система, так как все слова соотносятся и связываются друг с другом. Следовательно, лексикология изучает словарную, то есть лексическую систему языка и является одним из ключевых в процессе обучения русскому языку.
Изучение уровня сформированности навыков работы с информацией у младших школьников выявило необходимость совершенствовать систему формирования навыков работы с информацией средствами уроков русского языка.
Для этой цели был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование навыков работы с информацией в процессе изучения лексики, который позволил повысить уровень сформированности навыков работы с информацией у младших школьников, расширить набор применяемых дидактических приемов.
Итогом исследования явился разработанный и в последствии апробированный в экспериментальной группе комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Комплекс включает задания, распределенные по блокам: 1) получение, поиск и фиксация информации; 2) понимание и преобразование информации; 3)применение и представление информации; 4) оценка достоверности получаемой информации.
Анализ полученных результатов убеждает в эффективности предложенного комплекса упражнений.
Таким образом, исследование дало возможность углубить и расширить знания о методах и приёмах формирования навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Формирующий эксперимент позволил существенно расширить методические рекомендации по формированию навыков работы с информацией в процессе изучения лексики. Описаны новые подходы и методические приемы, необходимые для формирования навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Результаты контрольного эксперимента позволили заключить, что разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование навыков работы с информацией в процессе изучения лексики способствует повышению уровня сформированности навыков работы с информацией.
Таким образом, нам удалось доказать, что формирование навыков работы с информацией будет более эффективным, если на уроках русского языка при изучении лексики использовать представленный в исследовании комплекс упражнений.
Анализ научной литературы позволил выявить противоречие в исследуемой нами проблеме, суть которого состояла значимости умений работать с информацией и недостаточной методической и дидактической поддержкой данного направления в обучении русскому языку.
Диагностика первичных навыков работы с информацией у учащихся 4¬х классов показала недостаточность сформированности навыков работы с информацией, особенно относящихся к разделам «Получение, поиск и фиксация информации», «Применение и представление информации», «Понимание и преобразование информации».
В работе доказано, что формирование навыков работы с информацией у младших школьников требует от учителей самого пристального внимания. Формированием навыков работы с информацией у школьников необходимо заниматься для того, чтобы младшие школьники могли ориентироваться в потоке информации, который они получают ежедневно, выделять из этого потока достоверную, нужную, нравственно обусловленную информацию и уметь ею пользоваться. В процессе изучения всех без исключения предметов, в том числе и русского языка, необходимо использовать различные упражнения и задания, направленные на формирование навыков работы с информацией. Раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. Лексикология изучает слово с самых различных сторон: 1) Значение слова; 2) Отношения между словами; 3) Происхождение слова; 4)Сфера употребления слова; 5) Экспрессивность и стилистическая окраска слова.
Изучение лексики во всех этих аспектах обнаруживает, что огромное количество слов русского языка — это совершенно определенная система, так как все слова соотносятся и связываются друг с другом. Следовательно, лексикология изучает словарную, то есть лексическую систему языка и является одним из ключевых в процессе обучения русскому языку.
Изучение уровня сформированности навыков работы с информацией у младших школьников выявило необходимость совершенствовать систему формирования навыков работы с информацией средствами уроков русского языка.
Для этой цели был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование навыков работы с информацией в процессе изучения лексики, который позволил повысить уровень сформированности навыков работы с информацией у младших школьников, расширить набор применяемых дидактических приемов.
Итогом исследования явился разработанный и в последствии апробированный в экспериментальной группе комплекс упражнений, направленный на формирование у младших школьников первичных навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Комплекс включает задания, распределенные по блокам: 1) получение, поиск и фиксация информации; 2) понимание и преобразование информации; 3)применение и представление информации; 4) оценка достоверности получаемой информации.
Анализ полученных результатов убеждает в эффективности предложенного комплекса упражнений.
Таким образом, исследование дало возможность углубить и расширить знания о методах и приёмах формирования навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Формирующий эксперимент позволил существенно расширить методические рекомендации по формированию навыков работы с информацией в процессе изучения лексики. Описаны новые подходы и методические приемы, необходимые для формирования навыков работы с информацией в процессе изучения лексики.
Результаты контрольного эксперимента позволили заключить, что разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование навыков работы с информацией в процессе изучения лексики способствует повышению уровня сформированности навыков работы с информацией.
Таким образом, нам удалось доказать, что формирование навыков работы с информацией будет более эффективным, если на уроках русского языка при изучении лексики использовать представленный в исследовании комплекс упражнений.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВИЧНЫХ
НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ТИПОВ РЕЧИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Формирование медиакомпетентности младших школьников во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование алгоритмической культуры у младших школьников на уроках математики
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ
КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018



