ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА
1.1 Сфера дошкольного образования: содержание, структура, факторы 10
1.2 Управление сферой дошкольного образования региона 21
1.3 Методика оценки эффективности управления сферой дошкольного
образования региона 27
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Характеристика социального положения Челябинской области 42
2.2 Оценка эффективности управления сферой дошкольного образования в
Челябинской области 56
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Проблемы и рекомендации по совершенствованию сферы дошкольного
образования Челябинской области 64
3.2 Расчет эффективности предлагаемого проекта 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Обеспечение права на получение образования, в том числе дошкольного, является одной из важных функций Российской Федерации. Так же ее функцией является предоставление общедоступного и бесплатного образования, что регламентируется статьей 43 Конституции Российской Федерации на основе конституционного принципа юридического равенства. Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей Конституции РФ. Особенности, цель и функции управления сферой дошкольного образования вытекают из особенностей, целей и задач данной сферы.
Дошкольное образование является первой ступенью системы образования, с которой сталкивается человек. Поэтому актуальным является анализ современного состояния дошкольного образования, определение наиболее перспективных направлений его развития, требующих эффективных управленческих решений от органов федеральной и региональной власти.
Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения сферы дошкольного образования для выявления проблем, а в последствии разработка мероприятия для их решения. В настоящее время накоплено достаточно опыта и теоретических сведений по изучаемой проблеме. Есть необходимость их проанализировать и структурировать.
Объектом выпускной квалификационной работы является Социальная сфера Челябинской области.
Предметом исследования являются Сфера дошкольного образования Челябинской области как элемент социальной сферы.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретико-методическое исследование основ управления сферой дошкольного образования для разработки направлений по его совершенствованию в Челябинской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические аспекты сферы дошкольного образования
• Изучить инструменты воздействия на сферу дошкольного образования, а также зарубежный опыт
• Проанализировать существующую методику оценивания сферы дошкольного образования
• Дать характеристику социально-экономического положения Челябинской области
• Выявить проблемы в развитии сферы дошкольного образования
• Разработать рекомендации по совершенствованию управления сферой дошкольного образования Челябинской области
Для написания работы были использованы научная литература российских и зарубежных авторов, учебники, монографии и материалы периодической печати по теме исследования. Во введении исследована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
Данная работа содержит введение, три главы и заключение, а также список литературы.
В главе 1 изучены теоретико-методические основы управления сферой дошкольного образования. Изучены: понятие, структура и факторы, влияющие на развитие. Определены цели и инструменты управления сферой. Предложена методика оценки эффективности управления сферой дошкольного образования.
В главе 2 проведен анализ сферы управления дошкольным образованием. Дана характеристика социального положения Челябинской области. Проведена оценка эффективности управления сферой дошкольного образования в Челябинской области.
В главе 3 выявлены проблемы и предложены рекомендации по совершенствованию сферы дошкольного образования в Челябинской области. Разработан проект для устранения одной из проблем. Проведен расчет экономической эффективности реализации проекта.
В заключении сделаны выводы о проведенном исследовании.
Дошкольное образование - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет.
Дошкольное образование является первой ступенью системы образования, с которой сталкивается человек. Поэтому актуальным является анализ современного состояния дошкольного образования, определение наиболее перспективных направлений его развития, требующих эффективных управленческих решений от органов федеральной и региональной власти.
Современная система дошкольного образования развивается в контексте тех задач, которые стоят перед всей системой образования, поставленных Правительством Российской Федерации. Но все равно существуют проблемы, которые требуют решения. На основании проведенного исследования мы выделили следующие:
6. Недостаточная доступность дошкольного образования для детей, что обусловлено нехваткой принимающих мощностей сети дошкольных образовательных организаций;
7. Недостаточная доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
8. Сокращение динамики численного состава кадров системы дошкольного образования;
9. Затраты на обеспечение функционирования сети дошкольных образовательных учреждений растут большими темпами, нежели их доходы;
10. Проблемой является обеспечение воспитанников дошкольных образовательных организаций образовательными программами дошкольного образования, соответствующими требованиям Федерального государственного стандарта образования.
Исходя из обозначенных актуальных вопросов, выявленных в анализе, сформированы цели, задачи и приоритетные направления развития сферы дошкольного образования Челябинской.
Из всех выявленных проблем, проблема недостаточной доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, для меня, является самой актуальной.
Для ее решения было предложено следующее мероприятие. Внедрение в детские сады инклюзивные группы, в которых будут обязательно присутствовать дети с ограниченными возможностями здоровья или дети с повышенными образовательными потребностями. Это могут быть группы как комбинированной направленности, где здоровые дети занимаются, общаются, развиваются совместно с детьми с повышенными образовательными потребностями, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, так и чисто компенсационной направленности.
Введение инклюзивного образования подразумевает обучение разных детей в одной группе. Это означает, что необходимо обеспечить возможность посещения детей с ОВЗ общеобразовательных групп по месту проживания, а не специализированных учреждений. Это не подразумевает закрытие дошкольных организаций для «особых» детей или сокращение мест в общеобразовательных садах для здоровых деток. Это означает создание подходящих условий для реального обеспечения права на равное образование всех детей.
Социальная эффективность доказывает целесообразность проекта.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. от 05.02.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования 07.02.2017г.).
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г., с изм. от 19.12.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования 02.06.2016 г.).
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от
28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования
29.12.2016 г.).
5. О порядке формирования государственного задания на оказание
государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 г. № 640 (ред. от 04.11.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата
опубликования 08.11.2016 г.).
6. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 г. № 690 // Российская газета. - 2013. - 22 февраля (№ 6015).
7. Об утверждении Методических указаний по разработке реализации государственных программ Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2012 г. № 817 [Электронный ресурс] // Официальный интернетпортал Министерства экономического развития Российской Федерации. Режим доступа:http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depstrategy/doc20121226_00 07.
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 // Российская газета. - 2013. - 25 ноября (№ 265).
9. О государственной программе Челябинской области «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» на 2015-2025 годы: Постановление Правительства Челябинской области от 29.10.2014 г. № 522-П (ред. от 30.12.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области. - Режим доступа: http://minobr74.eps74.ru/ Storage/F йе/2015-02-04-522-Р^£
10. О государственной программе Челябинской области «Развитие
образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы: Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 338-П (ред. от 24.08.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области. - Режим доступа:
http://minobr74.eps74.ru/Storage/File/2016-09-04-338-P.pdf.
11. Об утверждении регионального плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (вместе с «Региональным планом мероприятий на 20162020 годы по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»):
12. Распоряжение Правительства Челябинской области от 16.08.2016 г. № 457-рп [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Челябинской области. - Режим доступа: http://pravmin74.ru/npa/rasporyazhenie-pravitelstva- chelyabinskoy-oblasti-ot-16- ау§ш1 а-2016-§оёа-по-457-гр-оЬ.
13. О плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях
социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Челябинской области: Распоряжение Правительства Челябинской области от 20.05.2014 г. № 271-рп [Электронный ресурс] // Официальный сайт
Министерства образования и науки Челябинской области. - Режим доступа: http://minobr74.eps74.ru/LegalActs/Show/3447.
14. Основные показатели состояния системы дошкольного образования
Челябинской области (отраслевая статистика за 2015 г.) / под ред. А.И. Кузнецова, Е.С. Комаровой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016. - 41 с.
15. Основные показатели состояния системы дошкольного образования
Челябинской области (отраслевая статистика за 2014 г.) / под ред. А.И. Кузнецова, Е.С. Комаровой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 54 с.
16. Основные показатели состояния системы дошкольного образования
Челябинской области (отраслевая статистика за 2013 год) / под ред. А. И. Кузнецова, Е. С. Комаровой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 64 с.
17. Абанкина, И.В. Векторы развития дошкольного образования / И.В. Абанкина // Образовательная политика. - 2015. - № 1 (67). - С. 26-36.
18. Аношина, И.Ю. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования / И.Ю. Аношина // Местное право. - 2014. - № 2. - С. 39-58.
19. Блудова, С.Н. Экономика и управление социальной сферой региона: практикум / С.Н Блудова. - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 90 с.
20. Боренштейн, А.Л. Государственная политика в сфере дошкольного образования в России / А.Л. Боренштейн // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 4-1 (43). - С. 37а-39.
21. Гериева, А.И. Маркетинг в сфере дошкольного образования / А.И. Гериева // В сборнике: Современный стиль управления сборник научных статей. Ответственный редактор Е. А. Ильина. - 2016. - С. 460-462.
22. Горелова, С.С. Государственно-частное партнерство в социальной сфере на примере дошкольного образования / С.С. Горелова // Известия Оренбургского
государственного аграрного университета. - 2015. - № 3 (53). - С. 318-322.
23. Ефимова, В.Н. Совершенствование системы управления в условиях введения ФГОС дошкольного образования / В. Н. Ефимова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 97-102.
24. Жильцов, Е. Н. Экономика и управление социальной сферой: учебник / Е. Н. Жильцов, Т. В. Науменко, Е. В. Егоров, Н. А. Восколович, В. А. Лавров; под редакцией: Е.Н. Жильцова, Е.В. Егорова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 496 с.
25. Комаров, Е.И. Методологический инструментарий современного социального управления: учебно-практическое пособие / Е. И. Комаров, И. П. Лотова, О. Г. Прохорова, Е. М. Черняк, В. А. Быков; под ред. Е. И. Комарова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 315 с.
26. Лозицкая, О.И. Методологические основы финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования / О. И. Лозицкая // Вестник АКСОР. - 2014. - № 1 (29). - С. 211-217.
27. Лозицкая, О.И. Финансовое обеспечение государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования / О. И. Лозицкая // Экономика образования. - 2014. - № 2 (81). - С. 39-51.
28. Масякина, А.Э. Полномочия органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования // А.Э. Масякина, Н.А. Романюк, Т.В. Аветисян // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2016. - № 4 (62). - С. 63-65.
29. Медведева, Н.В. Проблемы управления в сфере дошкольного образования в Петушинском районе Владимирской области / Н.В. Медведева, Ю.В. Шмилер // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 1-2 (11). - С. 332-338.
30. Медведева, Н.В. Управление в сфере дошкольного образования в РФ: правовые аспекты / Н.В. Медведева, О.И. Вдовчук // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 3 (14). - С. 94-99.
31. Молотова, А.С. Организационные и правовые вопросы деятельности муниципальных органов в сфере дошкольного образования / А.С. Молотова // Электронный научный журнал. - 2016. - № 5 (8). - С. 340-345.
32. Науменко, Ю.А. Состояние сферы дошкольного образования в муниципальном образовании «Суджанский район» Курской области / Ю.А. Науменко // Наука и практика регионов. - 2016. - № 1 (2). - С. 57-62.
33. Пахомов, М.А. Государственно-частное партнерство в сфере дошкольного образования / М.А. Пахомов, Е.С. Пахомова // Социальноэкономические явления и процессы. - 2014. - № 11 (33). - С. 164-168.
34. Попов, П. С. Муниципальная политика в социальной сфере муниципального образования / П. С. Попов. - М.: Лаборатория книги, 2015. - 96 с.
35. Попов, В.П. Проблемы управления социально-культурной сферой муниципального образования / В. П. Попов. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 99 с.
36. Ралык, Д.В. Социальный маркетинг в сфере проектной деятельности дошкольного образования / Д.В. Ралык, С.В. Малыгина // В сборнике: Актуальные вопросы вузовской науки Сборник научных и научнометодических статей. - Самара, 2016. - С. 257-261.
37. Резер, Т.М. Государственная политика в сфере дошкольного образования / Т.М. Резер, О.С. Захарова // В сборнике: Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 856860.
38. Смирнов, В. Особенности финансирования социальной сферы в регионе (на примере дошкольного и школьного образования в городе Тамбове) / В. Смирнов, Н. Разуваев // Предпринимательство. - 2015. - № 6. - С. 104-121.
39. Спицына, О.В. Методика аудита эффективности в сфере дошкольного образования / О.В. Спицына // Вестник АКСОР. - 2013. - № 2 (26). - С. 126137.
40. Трапезникова, И.С. Правовое обеспечение социальной сферы: учебное пособие / И. С. Трапезникова - 2 изд., перераб. и доп.. - М., Берлин: Директ- Медиа, 2016. - 80 с.
41. Тумбаева, И.Д. Социология социальной сферы: учебное пособие / И. Д. Тумбаева, Н. Н. Зыкова. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. - 188 с.
42. Хатмуллина, Л.Р. Регулирование трудового потенциала в сфере дошкольного образования / Л.Р. Хатмуллина, А.И. Ганиева // Экономика и социум. - 2015. - № 2-4 (15). - С. 1157-1158.
43. Черепанова, В.С. Основные направления региональной политики в сфере дошкольного образования на примере Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ / В.С. Черепанова // В сборнике: Энергия науки сборник VI Международной научно-практической Интерент-конференции студентов и аспирантов. - 2016. - С. 590-592.
44. Черепанова, В.С. Развитие государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования на примере Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ / В.С. Черепанова // В сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы материалы V международной научно-практической конференции. -
2016. - С. 55-58.
45. Шелыганова, О.И. Государственно-частное партнерство в сфере дошкольного образования / О.И. Шелыганова // Вестник магистратуры. - 2016. - № 6-5 (57). - С. 59-60.
46. Сахарникова, Л.Э. Управление дошкольными образовательными учреждениями, целенаправленная деятельность руководителя по повышению качества дошкольного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть
II. - Новосибирск: СибАК, 2011.