Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация эмоциональной сферы человека (на примере эмоций гнева при чтении художественного произведения на английском языке в СОШ)

Работа №63559

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Речевая агрессия как проявление гнева 7
1.1. Определение понятий «гнева» и «речевой агрессии» в современной лингвистике 7
1.2. Виды речевой агрессии 10
1.3. Основные формы выражения речевой агрессии 15
1.4. Инвективная лексика как средство объективации речевой агрессии .... 20
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Выражение агрессии в языковом пространстве современного (американского) английского языка 24
2.1. Лексическое поле слов «aggression» 'агрессия', «aggressive»
'агрессивный', «aggressor» 'агрессор' 24
2.2. Глаголы неречевой (физической) агрессии 32
2.3. Глаголы речевой агрессии 36
2.3.1. Глаголы оскорбления 36
2.3.2. Глаголы угрозы 39
2.3.3. Глаголы порицания 42
2.3.4. Глаголы насмешки 45
2.4. Обучение диалогической речи при помощи формул речевой агрессии 47
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список литературы


В последнее время научный интерес исследователей социальных и гуманитарных наук обращен к тому, как человек выражает агрессию. Анализом речи человека и его общения занимается наука о языке - лингвистика.
Кроме того, агрессия все больше проникает в жизнь современного человека. И оттуда возникает необходимость в более подробном исследовании речевой и неречевой (физической) агрессии.
Проявление агрессии влияет на рост нарушений поведения и поступков, которые не соответствуют общественной морали, на появление вульгаризмов не только в речи, а также в современной художественной литературе. Изучение данных фактов является для нас актуальным.
Данное явление в последнее время стало также распространяться в медиасферах в русском языке и американском варианте английского языка. Более того, в обществе с каждым днём широко проявляется и неречевая агрессия, которая выражается в речевом поведении индивида. На основе анализов текстов из современной русской и американской литературы, мы убедились, что агрессия стала неотъемлемой составляющей этих двух культур, которые мы рассматриваем в нашей работе.
Целью нашего исследования является подробное изучение и описание основных форм выражения речевой и неречевой агрессии и проявление данного явления в современном русском языке и американском варианте английского языка. Для достижения цели последовательно решались следующие задачи:
• выявить точное определение термина «агрессия»;
• определить характер выражения речевой и неречевой агрессии в современном русском и американском варианте английского языка;
• выявить этнокультурные аспекты выражении агрессии повлиявшие на современный русский язык и американский вариант английского языка.
При решении данных задач, мы использовали коммуникативный и когнитивный методы изучения данного явления, которые послужили составлению методологической и теоретической основ - нашего исследования.
Объектом исследования является лексическое и семантическое своеобразие реализации эмоциональной сферы человека в современном русском языке и американском варианте английского языка.
Предметом исследования стала национально-культурная специфика выражения агрессии в современном русском языке и американском варианте английского языка.
Гипотезой данного исследования стала агрессия в речевом или неречевом поведении человека, негативно направленная на адресата речи, преимущественно связанная с отрицательными эмоциями и чувствами. Данное явление наиболее ярко отражается на материале текстовых фрагментов современной художественной литературы и СМИ.
Методологической базой является комплекс методик и проведенных нами исследований:
• метод концептуального анализа, направленного на изучение значения «агрессии» в русском языке и американском варианте английского языка;
• метод сопоставительно-описательный, базирующийся на сходствах и различиях деятельности этого явления в изучаемых языках;
• метод, лингвистического описания, представляющий собой определение специфики изучаемых единиц;
• метод анализа дефиниций;
Теоретической частью нашего исследования является многообразие работ ученых отечественных и зарубежных, перечисленных в списке литературы.
Научная новизна дипломной работы определяется раскрытием таких понятий, как «гнев», «агрессия» и «речевая и неречевая агрессия» в языковом понимании русских и американцев. Также, в настоящей работе выделены и классифицированы лексические и семантические единицы в русском язык и американском варианте английского языка.
Теоретическая значимость работы заключается в системном изучении агрессии. В процессе исследования, нами были выделены лексические единицы «агрессивного» значения в обоих языках.
Практическая значимость работы определяется результатом проведенного лексико-семантического анализа, который может применяться в дальнейших изучениях такого явления, как «агрессия» на русском языке и американском варианте английского языка.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух исследовательских глав, методической главы, Заключения, Списка использованной литературы.
Материал исследования состоит из различных лексикографических источников, изданных в CIIIA. Такими являются: ТИе №w 1П:егпаЬопа1
^геЬз1ег,8 СотргеИешАе В1с1:юпагу оf the English Ьап§иа§е; ^геЬз1ег,8 Third №w 1П:етаЬопа1 Did^m^ (1993); Mеrriаm-Wеbstеr,s Аdvаnсеd Ьеагпег'Б English Di^^ary (2007); Нет1е'Б ^wOrny Ноше Diсtiоnaаry оf Атепсап English (2003). Нами были изучены огромное количество иллюстративного материала из современной русской и американской художественной литературы, а также статей русскоязычных и англоязычных СМИ. При этом отбирались глаголы обозначающие агрессию, в данной работе их можно насчитать более 60 и более 150 примеров с этими глаголами
В Введении описана актуальность выбранной темы; более подробно расписаны определенные ранее цели и задачи нашего исследования; охарактеризованы использованные материалы и методы; и описаны теоретическое и практическое значение, научная новизна и структура дипломной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящем дипломном исследовании мы разобрали наиболее широко проявляющееся в наши дни, явление «агрессии», путем сопоставительного анализа русского языка и американского варианта английского языка. Данная работа нацелена на раскрытие сущности «агрессия» в выбранных нами языках, используя различные методы: сравнительный, компонентного
анализа, кроющийся в трактование смысла изучаемых единиц посредством подбора характерных им смысловых оставляющих, метод лингвистического изложения, представляющий собой трактование принципов выбранных для изучения единиц, метод сплошной выборки, метод разбора словарных значений. Коммуникативный подход помог исследовать речевую агрессию, как вид поведения в речи.
Выполненный обзор теоретических источников удостоверил нас, что лингвистика и психология наших дней не могут придти к единому соглашению в интерпретации определения «агрессия». Поскольку этот феномен представляет собой многообразие способов проявления, начинающийся с причинения вербального ущерба и заканчивающийся отнятием жизни у человека.
Мы использовали уже выявленные результаты опроса, которые свидетельствуют, что выбранное явление в понимании представителей русской и американской лингвокультур ассоциируется со словесной руганью. Следует подчеркнуть, что ведущим исходом работы - выявление главных лексико-семантических аспектов проявления речевой и неречевой агрессии в современном русском языка и американском варианте английского языка.
Лексико-семантический разбор глаголов выражающих агрессию, допускает разделение на 2 базовые тематические группы: а) глаголы неречевой / физической агрессии; б) глаголы речевой агрессии.
Подводя итоги исследования, следует выделить, что прилагательное «агрессивный», обретает вспомогательные значения относительно человека или его поступков.
В заключении, мы бы хотели сказать, что, несомненно, данная тема требует дополнительных специальных исследований. Однако мы попытались раскрыть значение выбранной нами темы дипломной работы.



1. Агрессия в языке и речи: Сборник научных статей / под. ред. И. А. Шаронова. М.: РГГУ, 2004. 288 с.
2. Артишевская Т. М. Язык вражды как способ выражения в СМИ / Т. М. Артишевская, Э. В. Артишевский// Речевая агрессия в современной культуре: Сб. науч. тр. — Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2005. — 59 - 65 с.
3. Базжина Т. В. Агрессия как маркер слабости позиции / Т. В. Базжина. - М.: РГГУ, 2004. - 254 с.
4. Басовская Е. Н. Пути проявления речевой агрессии в
современной деловой речи / Е. Н. Басовская, С. Э. Ульянцева - М.: РГГУ, 2004. - 242 с.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества/ М. М. Бахтин — М.: Искусство, 1979. — 423 с.
6. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин //
Проблема речевых жанров — М.: Искусство, 1986. 296 с.
7. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль/ Л. Берковиц — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.
8. Бреслав Г. M. Психологическая коррекция детской и
подростковой агрессивности/ Г. M. Бреслав — СПБ.: Речь, 2004. -144 с.
9. Бреслав Г. М. Психология эмоций/ Г. M. Бреслав - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
10. Быкова О. Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия:
Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» / О. Н. Быкова. - Красноярск: Изд-во КрасГУ, 1999. - Вып. 1 (8). - 91-103 с.
11. Бэрон Р. Агрессия - Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - M: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. - 446 - 652 с.
12. Вежбицка А. Речевые жанры / А. Вежбицка. - Саратов: Колледж, 1997. - 99-111с .
13. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание/ А. Вежбицка. - М.: Русские словари,.1997. — 416 с.
14. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения/ Т. Г. Винокур — М.: Наука, 1993. - 173 с.
15. Воронцова Т. А. О некоторых теоретических аспектах понятия «речевая агрессия» / Т. А. Воронцова // Речевая агрессия в современной культуре: Сб. науч. тр. - Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2005.— 4 — 7 с.
16. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: Коммуникативно
дискурсивный подход: Автореферат д-ра. филол. Наук/ Т. А. Воронцова. — Челябинск, 2006. - 43 с.
17. Воронцова Т. А. Речевая агрессия: Коммуникативно
дискурсивный подход: Дисс... д-ра. филол. Наук/ Т. А. Воронцова.— Челябинск, 2006. — 296 с.
18. Воронцова Ю. А. Способы реализации речевой агрессии в СМИ/ Ю. А. Воронцова // Речевая агрессия в современной культуре: Сб. науч. тр. — Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2005. - 80 - 84 с.
19. Голова К.В. Агрессивная лексика в произведениях Э. Т. А. Гофмана/ К.В. Голова // Речевая агрессия в современной культуре: Сб. науч. тр. — Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2005. - 178 - 185 с.
20. Дашиева Б. В. Образ мира в культурах русских и англичан/ Б. В. Дашиева // Языковое сознание: формирование и функционирование. — М., 1998.- 200-211 с.
21. Дмитровская М. А. Знание и мнение: образ мира, образ человека/ М. А. Дмитровская // Логический анализ языка. Избранное. 1988—1995. —М.: Индрик, 2003. — 47-55 с.
22. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология/ Т. М. Дридзе. — M.: Высшая школа, 1980.- 35 с.
23. Демидов О. В. Проявление речевой агрессии в юридическом дискурсе: практика лингвистических экспертиз/ О. В. Демидов // Речевая агрессия в современной культуре: Сб. науч. тр. -Челяб. гос. ун-т. Челябинск,
2005. — 7 — 14 с.
24. Енина Л. В. «Катартический характер речевой агрессии в сверхтексте лозунгов и источники ее смягчения / Л. В. Енина. - Саратов: Изд- во Сарат. ун-та, 1998. - Вып. 28. - 222 - 231 с.
25. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира/ В. И. Жельвис. — М.: Ладомир, 1997.54-60 с.
26. Карасик В. И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность / В. И. Карасик. - Краснодар, 1994. - 2-7 с.
27. Колосова С. Л. Детская агрессия/ С. Л. Колосова. — СПБ.: Питер, 2004. - 224 с.
28. Конев Ю. А. Агрессия студентов: Монография / Ю. А. Конев. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004 - 88 с.
29. Кошелев А. Д. О глаголах с семантикой агрессивности. Образованных приставками о- и об- (обругать, обвешать, освистать...) / А. Д. Кошелев.- М.: РГГУ, 2004. - 126 - 144 с.
30. Кошкарова Н. Н. Психологические основы изучения речевой агрессии / Н. Н. Кошкарова // Речевая агрессия в современной культуре: Сб. науч. тр. — Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2005. - 164 — 166 с.
31. Краснопёрова Е. В. О речевой агрессии учителя / Е. В. Краснопёрова. — Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2005. - 144 - 145 с.
32. Купина Н. А. Три ступени речевой агрессии/ Н. А. Купина, Л. В. Енина // Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. - Екатеринбург: УрГУ, 1997. - 26-38 с.
33. Купина Н. А. Лингвистические проблемы толерантности/ Н. А. Купина, О. А. Михайлова // Толерантность в современной цивилизации. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. — 50-69 с.
34. Кусов Г. В. Оскорбление как иллокутивный лингвокультурный концепт/ Г. В. Кусов.— Дис.. .канд. филол. наук. — Волгоград, 2004. -245 с.
35. Лазебная И. Б. Особенности выражения речевой агрессии в современном английском языке/ И. Б. Лазебная. — Дис... канд. филол. наук. - Белгород, 2007.- 64 с.
36. Нагуар З.К. Место инвективной лексики в языковых системах/ З.К. Нагуар // Наука 2004: ежегод. сб. науч. ст. молодых ученых и аспирантов АГУ. Майкоп: Аякс, 2004. - 255-261 с.
37. Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев — М.: Наука, 1974.- 368 с.
38. Очерк американского коммуникативного поведения / науч. ред.: И. А. Стернин, М. А. Стернина. — Воронеж: Истоки, 2001. - 206 с.
39. Панкратов В. Н. Манипуляция в общении и их нейтрализация: практическое руководство/ В. Н. Панкратов. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. — 208 с.
40. Панова Е. Ю. Формы речевой агрессии у 3. Гиппиус (на материале публицистики 1899-1916 годов)/ Е. Ю. Панова // Речевая агрессия в современной культуре: Сб. науч. тр. — Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2005.-212-217 с.
41. Платонов К. К. Структура и развитие личности/ К. К. Платонов. — М.: Наука, 1986.- 255 с.
42. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Бандура А., Уолтере Р. (Пер. с английского Ю. Брянцевой и Б. Красовского) — М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо-Пресс, 1999. — 512 с.
43. Погребнова А. Н. Этнокультурные особенности эмоционального переживания/ А. Н. Погребнова // Языковое сознание и межкультурная коммуникация: Вестник МГЛУ - М.: МГЛУ, 2004. - 130-137 с.
44. Ратмайр Р. «Пробивные» стратегии на деловых переговорах как пример завуалированной агрессивности/ Р. Ратмайр// Агрессия в языке и речи.— M .: РГГУ, 2004. - 53 - 66 с.
45. Седов К.Ф. «Речевая агрессия в повседневной коммуникации/ К.Ф. Седов// Речевая агрессия в современной культуре» Сб. науч. тр. — Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2005. - 32 - 37 с.
46. Симакова С. И. «Проблема речевой агрессии как внутриличностная проблема студентов-журналистов/ С. И. Симакова// Речевая агрессия в современной культуре» Сб. науч. тр. — Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2005. - 153 - 157 с.
47. Шаронов И. А. «Многоликая агрессия/ И. А.Шаронов // Агрессия в языке и речи».- М.: РГГУ, 2004. - 5 - 6 с.
48. Шейгал Е. И. «Вербальная агрессия в политическом дискурсе/ Е. И. Шейгал // Вопросы стилистики. Антропоцентрические исследования». — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - Вып. 28. - 204 - 222 с.
49. Щербинина Ю. В. русский язык: речевая агрессия и пути ее преодоления/ Ю. В. Щербинина. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.
50. Элементы традиционного мировоззрения в языковом сознании этносов / Сборник научных статей / под. ред. А. М. Боргоянова М.: 2000. - 247 с.
Художественная литература
51. Тамоников А. Боевой расчет: Роман / А. А. Тамоников. — М.: Эксмо, 2006. — 384 с.
52. Collins J. Lovers and gamblers. -Pan Books, London, 1995. - pp.599.
53. Golding W. Lord of the Fliers. -Faber & Faber, Boston, 1954.- pp. 93101.
54. Kurt Vonnegut. Five or The Children’s Crusade: A Duty-Dance with Death. - Bantam Doubleday Dell Publishing Group, New York, 1969.- pp. 29.
55. O. Henry. Mammon and the Archer.- Barnes & Noble Books, New York, 1993.- pp.7.
56. London J. The Law of Life.- McClure's Magazine, New York, 1901.- pp. 123.
57. Rainsford T. The Knack of Life. - Penguin Books, England. - 2005, pp.370.
58. Rice A. Cry to Heaven. - Ballantine Books, New York, 1995.- pp.
566.
59. Russell C. Blood Eagle. - Arrow books, Random House Group Limited, Great Britain, 2007. - pp.482.
60. Sheldon S. Bloodline. - New York, Boston, Warner Books Printing. - 2005.- pp.460.
61. Sheldon S. The best laid plans, New York, Boston. - Warner Books Printing, 2005. - pp.372.
Словари
1. Иванов Л. Ю. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник 2007, - 562 с.
2. Кожина М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка 2003, - 340 с.
3. Heinle's Newbury House Dictionary of American English with Integrated Thesaurus: The Core of English Language Learning, Fourth Edition. Heinle ELT; 4th edition.
4. Merriam-Webster's Advanced Learner's English ^Dictionary. Merriam- Webster inc., 2007.
5. Random House Unabridged Dictionary, Second Edition, New York, 1987
6. The Columbia Enciclopedia, Fifth Edition, Columbia university Press, 1975
7. The New International Webster's Comprehensive Dictionary of the English Language, Deluxe Encyclopedic Edition. 1995. by J. G. Ferguson Publishing Company, Chicago, Illinois.
8. The Random House College Dictionary , Revised Edition, Random House, Inc 1975.
9. The World Book Enciclopedia, World Book Inc, 1993.
10. Webster's Third New International Dictionary, (Unabridged) ed. in chief. Philip Babcock Gove, Ph. D. and The Merriam-Webster Editorial Staff. Published by Konemann VerlagesellSchaft MBH, Germany or by Springfield, Mass USA. 1993.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ