Введение 3
1 Научно-исследовательский раздел. Конкурентоспособность продукции и пути ее повышения 5
2 анализ производственно-хозяйственной деятельности 18
2.1 Характеристика предприятия и производимой продукции 18
2.2 Анализ основных показателей работы предприятия 26
2.3 Анализ действующей на предприятии системы организации и планирования работ по повышению конкурентоспособности продукции 39
2.4 Выводы и предложения по результатам анализа 50
3 Организационно-экономический раздел 54
3.1 Мероприятия по повышению качества продукции 54
3.2 Мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятия 59
3.3 Мероприятия по совершенствованию системы продвижения продукции 62
3.4 Совершенствование системы стимулирования работников предприятия за повышение конкурентоспособности продукции 68
Заключение 72
Список использованных источников 76
Приложение А 78
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время для того, чтобы предприятие было конкурентоспособным в борьбе с ведущими производителями, требуются совершенно новые подходы к организации производства продукции и управления, чем те, на которые руководители предприятий ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы в производстве и управлении нужны в инвестиционной политике предприятия, при проведении необходимой технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии [6, c. 96].
Управлять конкурентоспособностью предприятия значит направлять основные усилия на решение следующих стоящих перед предприятием задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности, а также уровня обслуживания.
Именно поэтому тема дипломного проекта представляется автору актуальной и важной для изучения.
Объект исследования – продукция Открытого акционерного общества «Амкодор». Предмет исследования – конкурентоспособность продукции ОАО «Амкодор». Холдинг «Амкодор» — ведущее предприятие по производству дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, аэродромной, лесной, сельскохозяйственной и другой специальной техники и оборудования.
Холдинг ОАО «Амкодор» является одним из крупнейших производителей дорожно-строительной, снегоуборочной, коммунальной, лесной, сельскохозяйственной и другой специальной техники в СНГ и Европе. Модельный ряд ОАО «Амкодор» насчитывает более 90 моделей и модификаций машин – погрузчики универсальные, погрузчики с бортовым поворотом и автопогрузчики вилочные, многофункциональные и погрузчики одноковшовые фронтальные, погрузчики с телескопической стрелой и машины аэродромные уборочные, бульдозеры- и экскаваторы-погрузчики, снегоочистители и траншеекопатели, фрезерные и бурильно-крановые машины, харвестеры и форвардеры, зерноочистительно-сушильные комплексы и другие. Выпускаемые машины эксплуатируются более чем в 30 странах мира. Многие конструкторские решения и ряд машин защищены авторскими свидетельствами и патентами.
Цель дипломного проекта – разработать пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Амкодор».
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач, отражающих структуру и последовательность исследования:
- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности продукции и пути ее повышения;
- рассмотреть характеристику предприятия ОАО «Амкодор» и производимой продукции;
- проанализировать основные показатели работы предприятия;
- проанализировать действующую на предприятии систему организации и планирования работ по повышению конкурентоспособности продукции;
- рассмотреть мероприятия по повышению качества продукции;
- рассмотреть мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятия;
- мероприятия по совершенствованию системы продвижения продукции;
- рассмотреть совершенствование системы стимулирования персонала за повышение конкурентоспособности;
- разработать технологический процесс изготовления детали;
- рассмотреть охрану труда на предприятии;
- рассмотреть охрану окружающей среды предприятия;
- рассчитать экономическую эффективность проектных решений.
Теоретической и методологической основой написания дипломного проекта послужили нормативно-правовая база Республики Беларусь, локальные документы ОАО «Амкодор». Использованы учебные издания, а также ряд статей из периодических изданий и книг как белорусских, так и российских авторов, раскрывающих сущность конкурентоспособности продукции предприятия. Аналитическая часть дипломной работы выполнена при использовании данных бухгалтерской отчетности ОАО «Амкодор» за 2012-2014 гг.
На основании проведенного в дипломной работе исследования можно сделать следующие выводы:
1) Под конкурентоспособностью продукции предприятия необходимо понимать совокуп¬ность различных качественных и стоимостных характеристик продукции предприятия, которая обеспечивает удовлетворение конкретной определенной потребности покупа¬теля в чем-либо и для покупателя особенно выгодно отличается от аналогичных представленных на рынке товаров-конкурентов.
2) Принципы конкурентоспособности продукции предприятия: принцип комплексности, принцип относительности, социальная адресность. Всю совокупность факторов конкурентоспособности продукции предприятия по отношению к нему можно подразделить на внешние и внутренние факторы.В соответствии с методами конкуренции факторы конкурентоспособности продукции подразделяются на ценовые и неценовые.
3) Инновационная модель развития экономики является основой современного механизма обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия. Инновационная модель обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия и ее реализация предполагает формирование определенного организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия.
4) ОАО «Амкодор» – это одно из ведущих предприятий по производству специальной техники в Беларуси и странах СНГ. За многие годы техника ОАО «Амкодор» завоевала репутацию продукции высокого качества и надежности. Выпускаемая и планируемая к производству продукция ОАО «Амкодор» характеризуется новизной технических и технологических решений.
5) Анализ действующей системы организации и планирования работ по повышению конкурентоспособности продукции предприятия позволяет выделить следующие положительные моменты:
- производство продукции предприятия сертифицировано по ми¬ровым стандартам СТБ ISO 9001-2009 и DIN EN ISO 9001:2008;
- подтверждается наличие на предприятии разработанной документи¬ро-ван¬ной и внедренной системы качества;
- система менеджмента качества поддерживается в рабочем состоянии;
- ведется актуализация документов и подготовка к пересертификации системы менеджмента качества в соот¬ветствии с требованиями;
- ведется периодическое обучение высшего звена управления, руководителей, специа¬лис¬тов и исполнителей вопросам менеджмента качества и повышения квалификации;
- имеет место широкая дилерская сеть в Российской Федерации, СНГ, странах дальнего зарубежья, ведется целенаправленная работа по развитию уже существующей сети технического обслуживания и созданию новых сервисных центров;
- проводится постоянное совершенс¬твование техники: на предприятии действует Исследовательское конструкторское бюро, где работают 125 человек, которые не толь¬ко разрабатывает новые машины, но и усовершенствуют те, что уже находятся на конвейере;
- создана среда, благоприятная для стимулирования у работников стремления постоянно улучшать свою работу и повышать конкурентоспособность продукции предприятия;
- проводится регулярный анализ спроса для установления конкурентоспособных цен на продукцию и анализ предложения для лучшей ориентации на рынке и корректировки индивидуальной политики ценообразования и продвижения;
- используются различные способы продвижения продукции.
6) Отрицательные моменты:
- выполнение требований действующих стандартов и инструкций системы менеджмента качества во многих подразделениях носит формальный характер;
- планирование и проведение корректирующих действий зачастую про¬ис-ходит без решения существующей проблемы;
- слабая аналитическая работа по выявлению причин брака, поиску резервов повышения качества изготовления изделий, изучению динамики показателей качества труда и продукции;
- недостаточное внимание к технологической подготовке производства, как важному фактору формирования качества изготовления продукции;
- недостаточно развитая дилерская сеть в странах зарубежья;
- новые разработки не всегда характеризуются качественным выполнением технического проекта в виду небольшого опыта молодых специалистов;
- ввиду высокой себестоимости не всегда возможно установление конкурентоспособной цены;
- при продвижении продукции не используются все возможности сети Интернет;
- не совсем проработаны системы стимулирования работников предприятия за повышение конкурентоспособности продукции.
Ценовая стратегия предприятия должна обеспечивать гибкое ценообразование с учетом не только регламентирующих ценообразование документов, но и целого ряда факторов рыночного характера.
На 2015 год запланированы следующие мероприятия по расширению рынков сбыта и активизации сбыта продукции:
- проведение комплекса рекламно-информационных мероприятий: очное и заочное участие предприятия в специализированных выставках, проводимых в Республике Беларусь и Российской Федерации;
- доработка функциональной версии web-сайта предприятия на английском языке;
- регулярное издание рекламно-полиграфической продукции;
- регулярная рассылка информационных листков (тактика e-mail);
- размещение рекламной информации в специальных каталогах и др.;
- активизация работы с белорусскими загранучреждениями и посольствами по расширению присутствия ОАО «Амкодор» на внешних рынках;
- участие в тендерах, открытых аукционах и электронных торгах на поставку продукции в рамках госзаказа предприятиям Российской Федерации и Республики Беларусь.
7) Оперативными организационными мероприятиями по реализации стратегии повышения конкурентоспособности продукции предприятия должны стать:
- создание представительств, консультационно-технических и сервисных центров у потребителей за рубежом (не только в Российской Федерации);
- тесная концепция с научно-исследовательским отделом предприятия - участниками разработки продукции;
- создание бюро в отделе сбыта для продвижения продукции на рынки других стран;
- расширение номенклатуры производимой продукции и модернизация существующей;
- выявление тенденций развития продукции и прогнозирование емкости потенциальных рынков;
- использование возможностей сети Интернет при продвижении продукции предприятия;
- разработка эффективной системы стимулирования работников предприятия за повышение конкурентоспособности продукции.
Завоевание положительного международного имиджа предприятия поможет повысить конкурентоспособность продукции ОАО «Амкодор».
8) Для повышения качества продукции ОАО «Амкодор» предлагается:
усилить контроль качества над производителями комплектующих либо остановить свой выбор на товарах конкурентов с аналогичными техническими характеристиками и приемлемой ценой;
использовать при выборе поставщика метод рейтинговых оценок;
повышать технологический уровень продукции ОАО «Амкодор» за счет инновационного фактора;
создать собственный учебный центр по повышению квалификации работников предприятия.
Для совершенствования ценовой политики ОАО «Амкодор» предлагается:
усилить контроль качества над производителями комплектующих либо остановить свой выбор на товарах конкурентов с аналогичными техническими характеристиками и приемлемой ценой;
перейти на расчет цены на продукцию по балловому методу и повысить цену на продукцию ОАО «Амкадор» в случае необходимости;
повышать технологический уровень продукции ОАО «Амкодор» за счет инновационного фактора;
создать собственный учебный центр по повышению квалификации работников предприятия.
Для совершенствования продвижения продукции ОАО «Амкодор» предлагается:
провести редизайн и доработку Интернет-сайта, которая включает в себя установку логотипа и фирменного стиля, каталогов, прайс-листов на существующий Интернет-сайт предприятия ОАО «Амкодор», исправление технических недочетов в работе сайта;
запустить агрессивную рекламную кампанию в сети Интернет (баннерная и контекстная).
Для совершенствование системы стимулирования работников предприятия за повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Амкодор» предлагается:
разработать новое Положение о премировании работников ОАО «Амкодор». Согласно данному Положению работники будут иметь право на выплаты в размере 10 % от годового экономического эффекта от внедрения мероприятия, повышающего конкурентоспособность продукции.
1 Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2010.– 392с.
2 Воронов А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции /А.А. Воронов. – Краснодар, 2013. – 346с.
3 Говорова, Н. Конкурентоспособность - основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 4. – С. 24-29.
4 Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А.С. Головачев. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 464 с.
5 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный Ресурс] /ООО «Юрспектр», нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. - Дата доступа: 01.04.2015.
6 Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум/ В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 336 с.
7 Деркач, Д.И. Анализ производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Учебник для вузов / Д.И. Дергач. - М.: Экономика, 2005 – 389 с.
8 Ермалович, Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Л.Л. Ермалович. – Минск: БГЭУ, 2011. – 576 с.
9 Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П.С. Завьялов. - М: «ИНФРА-М», 2011. – 489 с.
10 Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник / Н.Л. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 414 с.
11 Каталог продукции ОАО «Амкадор» [Электронный ресурс]/ ОАО «Амкадор». – Режим доступа: http://amkodor.by/catalog/. – Дата доступа: 10.04.2015.
12 Кондратчик, В.А. ОАО «Амкодор»: успешный бизнес начинается со стратегии / В.А. Кондратчик // Знак качества. – 2011. - № 3. – С. 3-5.
12 Коробейников, О.П. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.П. Коробейников, Д.В. Хавин. – Нижний Новгород, 2013. – 242 с.
13 Лифиц И.М. Теория и практика конкурентоспособности товара и услуг. – М.: Юрайт-М, 2011. – 344 c/
14 Мазур, И.И. Управление качеством: Учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро [и др.]; под ред. И.И. Мазура. – М.: Выш. шк., 2013. – 334 с.
15 Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Л.Н. Нехорошева. – Минск: Выш. шк., 2004. – 383 с.
16 Парахин К.А., Парахина В.Н. Анализ понятия «конкурентоспособность» / К.А. Парахин, В.Н. Парахина // Сборник научных трудов СевКавГТУ. - Серия «Экономика». - 2007. -№5. - С. 65-70
17 Перспективы инновационного развития Республики Беларусь: сб. науч. статей II Межд. науч. конф., Брест, 19-20 мая 2011 г. / А.М. Омельянюк [и др.]. – Брест: БрГТУ, 2011. – 296 с.
18 Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. – М.: Экон. наука, 2008. – 342 с.
19 Реген, В., Панибратов, А.Ю. Стратегия многонациональных компаний на рынках стран с переходной экономикой / Реген В., Панибратов А.Ю. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – 224 с.
20 Румянцева, З.П., Саломатина, Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатина Н.А. - М.: Инфра-М, 2012. - 420 с.
21 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с.
22 Селуянов, А.А. Показатели качества продукции / А.А. Селуянов [Электронный ресурс] / Образовательный сайт: экономика и развитие предприятия. – Режим доступа: http://www.kylbakov.ru/page59/index.html. – Дата доступа: 15.05.2012.
23 Сергеев, И.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. / И.В. Сергеев. – М.: Проспект, 2005. – 560 с.
24 Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / В.И. Стражев. - Минск: Выш. шк., 2005. - 480с.
25 Экономика предприятия / В.Я. Хрипач [и др.]; под ред. В.Я. Хрипача. – Минск, 2011. – 459 с.
26 Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 670 с.
27 Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтера. — М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 414.
28 Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин [и др.]; под общ. ред. А.И. Ильина. – 4-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2006. – 698 с.
29 Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. И.О.Волкова, О.В.Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 601 с.
30 Экономика промышленного предприятия / Т.Н. Батова, О.В. Васюхин, Е.А. Павлова, Л.П. Сажнева. – Санкт-Пт.: ИТМО, 2008. – 248 с.