ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У
УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1 Универсальные учебные действия: понятие, виды, особенности 7
1.2 Коммуникативные универсальные учебные действия 14
1.3 Особенности коммуникативных универсальных учебных действий
учащихся основной школы 20
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 27
2.1 Диагностика универсальных учебных действий в основной школе 27
2.2 Компоненты коммуникативных универсальных учебных действий 30
2.3 Организация эмпирического исследования, описание методик
исследования 34
2.4 Анализ результатов исследования 41
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) вводят в школу понятие «универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от
соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся». В связи с этим особую важность приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Изучением общеучебных умений занимались такие ученые Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и критерии их сформированности рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и др.
Логические линии, направленные на решение вопроса изучения способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, сформированности у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленным низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к обучению в среднем звене. Стихийность результатов развития детей со всей остротой ставят задачу изучения и диагностики системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».
Актуальность темы обусловлена тем, что возрастают требования к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Диагностика коммуникативных УУД у учащихся основной школы позволяет во время выявить низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Цель исследования: выявить характеристики коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся основной школы
Объект исследования: универсальные учебные действия учащихся основной школы
Предмет исследования: коммуникативные универсальные учебные действия
Задачи исследования:
1. Выявить состояние разработанности проблемы универсальных учебных действий в психологической, педагогической литературе;
2. Уточнить понятие универсальных учебных действий и рассмотреть его виды;
3. Выделить особенности коммуникативных универсальных учебных учащихся основной школы;
4. Провести эмпирическое исследование диагностики коммуникативных универсальных учебных действий;
5. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Методы исследования
В исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;
2. Практические методы исследования:
- Методика КОС
- Схема наблюдения за сформированностью коммуникативных УУД учащихся Александровской Э.М. (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
- Опросник оценки коммуникативных навыков
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования. Теоретико-методологической основой исследования стали работы в
области педагогики и психологии. В дипломной работе мы использовали труды ученых и исследователей, фамилии которых: А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, С.Н. Костромина, О.А. Яшнова.
Особенности коммуникативных УУД у учащихся основной школы, рассмотрены в трудах Е.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, Е.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др.
Данной проблемой также занимались Ш.А. Амонашвили, А.Е. Асмолов, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.
Теоретическая значимость исследования: Теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях данной темы.
Практическая значимость исследования: Выводы и результаты исследования могут быть применены в работе педагогов и психологов с учащимися среднего звена по проблеме коммуникативных универсальных учебных действий.
База исследования и выборка: Исследование проводилось на базе школы №18 г. Набережные Челны, в исследование принимали участие 5а и 56 классы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа уточнено содержание понятия «универсальные учебные действия» и его виды. «Универсальные учебные действия» - совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию. Целостная система универсальных учебных действий представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов: 1) личностные учебные действия; 2) регулятивные учебные действия; 3) познавательные учебные действия; 4) коммуникативные учебные действия.
Изучая вопрос формирования коммуникативных действий, мы пришли к выводу: диагностика коммуникативных УУД учащихся имеет большую значимость и в образовательном процессе и вне школы.
Во-первых, значимость определяется тем, что коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом отметка, соответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ученик легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Диагностика коммуникативных УУД позволяет вовремя выявить психолого-педагогические трудности детей и оказать своевременную помощь в решении проблемы, формировании и развитии коммуникативных УУД.
Высокий уровень коммуникативных УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
При проведении практического исследования мы пришли к выводу, что большинство учеников имеют средний и низкий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей. А также по результатам проведенного статистического анализа по критерию корреляции Пирсона с целью выявления взаимосвязи компонентов коммуникативных универсальных учебных действий у учеников были выявлены значимые взаимосвязи.
Это значит, что компоненты коммуникативных УУД тесно взаимосвязаны. По нашему мнению объясняется взаимосвязь компонентов коммуникативных УУД тем, что чем больше ребенок развивает какой-либо компонент коммуникативных УУД, тем больше развивается другой компонент коммуникативных УУД, например, если ученик совершенствует свою устную речь, совершенствуется умение грамотно выражать свои мысли перед классом и учителем.
В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что меняющейся системе образования необходима новая концепция измерения и оценки. Наше исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Важно выявить уровень коммуникативных УУД для коррекции и развития их компонентов, так как коммуникативные УУД влияют на учебную и личностную сферу учащихся.
1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
3. Асмолов, А. Г., Барменская Г.В. и др. Универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. -152 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 192 с.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 2002. - 460 с.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 352 с.
7. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества школьников во внеурочной деятельности. -2011. - 128 с.
8. Воровщиков С.Г. Классификация общеучебных умений школьников. - М., 2015,-72 с.
9. Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения. - Москва: Педагогика, 2008. - 243 с.
10. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования,- М.: Просвещение, 2012.-160 с.
11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - Москва: Педагогик 2006. - 296 с.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - Москва: Педагогика, 2006. - 356 с.
13. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием,- Спб.: Начало, 2012.-196 с.
14. Ефросинина Л.А. Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. - 2012. - 58 с.
15. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у школьников. - М.: Слово - 2015. - 180 с.
16.Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей школьников в учебно-воспитательной деятельности. - 2011. - 162 с.
17.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики: психолого - педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М., 2012. - 382 с.
18. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы школой - М., 2009,- 250 с.
19. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. — Москва: Феникс, 2014 г.-320 с.
20. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС. -2011. - 192 с.
21. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения. - 2011. - 170 с.
22. Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий. - 2012. - 272 с.
23. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. - М., 2006. - 362 с.
24. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении. - Спб.: Актив - 2015. - 138 с.
25. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в школьном возрасте: учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2010. - 215 с.
26. Неупокоева Н.М. Коммуникативная культура педагога. - Курган, 2004. - 264 с.
27. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних
педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2010. - 176с.
28. Репкин В. В. Развивающее обучение как система. - Томск: Пеленг, 2003. - 342 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Университет, 2016.
ЗО.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. - Москва: Педагогика, 2009. - 367 с.
Интернет-ресурсы:
31.Чивильдеева Т.Ю. «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий», 2017 [Дата доступа: 02.05.2017, Режим доступа: URL: http: //nsport al. ru/nachalnay a- shkola/raznoe/2014/12/05/kommunikativnye-uud]