Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценка конкурентоспособности товаров и пути ее повышения на примере организации (республика Беларусь)

Работа №6354

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

прочее

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость9700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
987
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Теоретические основы конкурентоспособности товаров 9
1.1 Конкуренция, ее виды и сущность 9
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров 15
1.3 Конкурентоспособность продукции (услуг) предприятия и методика ее оценки 22
2 Анализ и оценка конкурентоспособности товаров ООО «ПромЭнергоБизнес» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ конкурентного положения предприятия 36
2.3 Оценка конкурентоспособности товаров предприятия 46
3 Пути повышения конкурентоспособности товаров ООО «ПромЭнергоБизнес» 52
3.1 Расширение широты и глубины ассортимента как фактор роста конкурентоспособности продукции 52
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы продвижения продукции 57
3.3 Совершенствование системы стимулирования работников предприятия за повышение конкурентоспособности продукции 63
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложение А Бухгалтерский баланс на 1 января 2015 года 79
Приложение Б Бухгалтерский баланс на 1 января 2016 года 81
Приложение В Отчет о прибылях и убытках за 2014 год 83
Приложение Г Отчет о прибылях и убытках за 2015 год 85



РЕФЕРАТ

Дипломная работа: 84 с., 14 рис., 20 табл., 31 источник, 4 прил.

Тема: Оценка конкурентоспособности товаров и пути ее повышения

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Объект исследования – продукция ООО «ПромЭнергоБизнес».
Предмет исследования – конкурентоспособность продукции ООО «ПромЭнергоБизнес».
Цель работы: разработать пути повышения конкурентоспособности товаров ООО «ПромЭнергоБизнес».
Методы исследования: анализа и синтеза, экономико-математические и другие методы.
Исследования и разработки: изучены теоретические основы конкурентоспособности товара, проведены анализ и оценка конкурентоспособности товаров ООО «ПромЭнергоБизнес», предложены конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности товаров ООО «ПромЭнергоБизнес».
Элементы научной новизны: внедрение разработанных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность товаров предприятия, их качество, а также положительно повлияет на экономическое и социальное развитие предприятия ООО «ПромЭнергоБизнес».
Область возможного практического применения: ООО «ПромЭнергоБизнес» и аналогичные предприятия Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе экономического развития конкурентоспособность является важным элементом в экономике многих стран мира. В настоящее время в условиях рынка невозможно добиться стабильного успеха в предпринимательстве, если не рассчитать эффективность его развития, не накапливать постоянно сведения о собственных перспективах и способностях, о состоянии рынков, не оценивать место конкурентов на них и не проводить анализ конкурентоспособности своей организации.
В течение многих десятков лет в Республике Беларусь, в условиях высокой монополизации производителей продукции, регулятором производства являлся не реальный спрос, а административно-командный механизм распределения, который регулировал потребление, формировали потребности предприятий и выпуск показателей. Международная конкуренция и выход белорусских предприятий на зарубежные рынки обозначили общие слабые стороны производителей, такие как медленная адаптация предприятий к изменению спроса, отставание по дизайну продукции, качеству, применяемым технологиям, а также высокий уровень затрат на производство и, соответственно, высокая цена.
Данная ситуация обусловлена тем, что на многих белорусских предприятиях используются морально устаревшие, с большой степенью износа основные фонды, кроме того сохраняется высокий уровень ресурсоемкости выпускаемой предприятиями продукции. В целом структура экономики Республики Беларусь в стране утяжелена старыми технологиями производства. Особенно явными оказываются недостатки маркетинговой деятельности белорусских предприятий и не умение продвигать свою продукцию на внутренние и внешние рынки. Покупатели продукции по-прежнему остаются вне сферы внимания белорусского бизнеса, несмотря на явную очевидность того, что получение прибыли и эффективное развитие предприятия в рыночной экономике возможно только при условии производства продукции для удовлетворения общественных потребностей. В целом наращивание производственного потенциала предприятий имеет смысл при условии растущего спроса на продукцию этого предприятия, а это возможно, когда продукция этого предприятия пользуется спросом у потребителей, а значит, является конкурентоспособной.
Управлять конкурентоспособностью предприятия значит направлять основные усилия на решение следующих стоящих перед предприятием задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности, а также уровня обслуживания.
Управление конкурентоспособностью предприятий на рынке связано с получением им конкурентных преимуществ, если под ними понимаются активы и характеристики компании, обеспечивающие ей превосходство над соперниками на рынке. Чтобы превзойти конкурентов в борьбе за потребителя на надежной (прибыльной) и устойчивой (долговременной) основе, предприятие в зависимости от природы рынка должно добиваться эффективности своих затрат или должно предлагать такую продукцию, которую потребители предпочтут продукции других производителей.
На конкурентоспособность предприятия влияют не только качественные и ценовые параметры, но и уровень менеджмента, система управления денежными потоками, состояние рынка, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация рабочего персонала. Но, не смотря на все эти условия, важнейшую роль занимает маркетинг. Основные задачи маркетинга -выявить наиболее значимые потребности потребителей, учёт изменений их предпочтений, оценка перспективности подразделений рынка, разработка и осуществление эффективных стратегий по повышению конкурентоспособностей.
Согласно концепции маркетинга, успеха добьется та организация, которая создаст высшую потребительскую ценность и которая удовлетворит потребителя лучше, чем конкуренты. Поэтому, маркетологу недостаточно просто адаптировать свои товары к нуждам целевого рынка. Он должен добиться стратегического преимущества, позиционируя свои товары и услуги так, чтобы потребителям они казались более привлекательными, чем предложения конкурентов.
Именно поэтому тема дипломной работы представляется автору актуальной и важной для изучения.
Объект исследования – продукция ООО «ПромЭнергоБизнес». Предмет исследования – конкурентоспособность продукции ООО «ПромЭнергоБизнес».
ООО «ПромЭнергоБизнес» – производственно-торговое предприятие, которое занимается производством, проектированием, поставкой, монтажом и наладкой электротехнического и энергетического оборудования, а также производит и поставляет распределительные устройства на 0,4 кВ до 6300А и шкафы автоматизации.
Цель дипломной работы – разработать пути повышения конкурентоспособности товаров ООО «ПромЭнергоБизнес».
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач, отражающих структуру и последовательность исследования:
- рассмотреть сущность конкуренции и ее виды;
- описать факторы, определяющие конкурентоспособность товаров;
- раскрыть конкурентоспособность продукции (услуг) предприятия и методику ее оценки;
- дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «ПромЭнергоБизнес»;
- провести анализ конкурентного положения предприятия (рынок сбыта, потребители, ассортимент, цены);
- оценить конкурентоспособность товаров предприятия;
- разработать мероприятия по повышению качества продукции;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы продвижения продукции;
- предложить совершенствование системы стимулирования персонала за повышение конкурентоспособности товаров предприятия.
При написании работы использованы метод анализа и синтеза, экономико-математические и другие методы. Теоретической и методологической основой написания дипломной работы послужили нормативно-правовая база Республики Беларусь, локальные документы ООО «ПромЭнергоБизнес». Использованы учебные издания, а также ряд статей из периодических изданий и книг как белорусских, так и российских авторов, раскрывающих сущность конкурентоспособности продукции предприятия. Аналитическая часть дипломной работы выполнена при использовании данных бухгалтерской отчетности ООО «ПромЭнергоБизнес» за 2013-2015 гг.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного в дипломной работе исследования можно сделать следующие выводы:
1) Под конкуренцией стоит понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. В зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка выделяют совершенную и несовершенную конкуренции. По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую. Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.
2) Под конкурентоспособностью продукции предприятия необходимо понимать совокупность различных качественных и стоимостных характеристик продукции предприятия, которая обеспечивает удовлетворение конкретной определенной потребности покупателя в чем-либо и для покупателя особенно выгодно отличается от аналогичных представленных на рынке товаров-конкурентов. Всю совокупность факторов конкурентоспособности продукции предприятия по отношению к нему можно подразделить на внешние и внутренние факторы. В соответствии с методами конкуренции факторы конкурентоспособности продукции подразделяются на ценовые и неценовые. К неценовым факторам конкурентоспособности относят: использование новейших технологий, своевременное обновление основных фондов, снижение ресурсоемкости производимой продукции, комплексная механизация и автоматизация производства, снижение расходов за счет организации логистики, снижение расходов в процессе эксплуатации. К неценовым факторам конкурентоспособности продукции предприятия можно отнести: послепродажное обслуживание; обеспечение качества продукции предприятия; торговая марка (бренд); организация каналов реализации продукции; реклама; новизна продукции предприятия.
3) В условиях рыночной экономики оценка конкурентоспособности продукции является базовым элементом для успешной производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Принципы оценки: оценка с позиции определенного субъекта рынка: изготовителя, продавца, потребителя, государства; ориентация на выполнение и превышение требований законодательства и национальных стандартов; ориентация на определенный сегмент рынка. Алгоритм оценки конкурентоспособности состоит из трех этапов: выбор критериев для оценки; определение значений выбранных критериев; оценка конкурентоспособности товара.
4) Общество с ограниченной ответственностью «ПромЭнергоБизнес» зарегистрировано в Минском горисполкоме 27 мая 2010 г. регистрационный номер 191682653. Основная деятельность предприятия: производство и проектирование электротехнического и энергетического оборудования, оптовые и розничные продажи электрооборудования, установка и пусконаладочные работы (услуги). На протяжении анализируемого периода наблюдается рост основных экономических показателей деятельности ООО «ПромЭнергоБизнес», однако чистая прибыль предприятия снижалась. Выручка от реализации продукции предприятия увеличилась с 11218 млн руб. до 12878 млн руб. в 2014 – 2015 гг. (на 14,8 % или 1660 млн руб.). Прибыль от реализации продукции ООО «ПромЭнергоБизнес» возросла с 195 млн руб. до 1549 млн руб. (на 1354 млн руб. или в 7,9 раза), чистая прибыль предприятия при этом снижалась – с 265 млн руб. до 93 млн руб. в 2014-2015 гг., а в 2015 году предприятие получило убыток в размере 70 млн руб. Показатели ликвидности и платежеспособности за исследуемый период снизились, что свидетельствует о некотором ухудшении финансового положения предприятия. Состав и структура персонала ООО «ПромЭнергоБизнес» за 2013-2015 гг. существенно не изменились. Организацией и планированием работ по повышению конкурентоспособности продукции предприятия на ООО «ПромЭнергоБизнес» занимается отдел маркетинга.
5) В качестве проблем маркетинга и непосредственно сбыта электротехнического оборудования ООО «ПромЭнергоБизнес» можно выделить следующие: конкуренция; недостаточно высокое качество продукции; недостаточная информированность потребителей о достоинствах продукции; необходимость планомерного совершенствования управления сбытом продукции, исходя из требований рынка потребителей. На ООО «ПромЭнергоБизнес» большая часть производимой продукции реализуется через прямой канал сбыта на основе прямых хозяйственных взаимоотношений с потребителем. Ассортимент продукции ООО «ПромЭнергоБизнес» насчитывает более 150 готовых изделий. Отпускные цены на продукцию предприятия формируются с учетом конъюнктуры рынка на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством; прибыли. Доля рынка, занимаемая ООО «ПромЭнергоБизнес» составляет 7,2 %, что обусловлено высокой конкуренцией в сфере производства и проектирования электротехнического и энергетического оборудования. К угрозам ООО «ПромЭнергоБизнес» можно отнести: нестабильность экономической и политической ситуации в стране; усиление конкурентов; низкая платежеспособность некоторых предприятий; проблемы с поставщиками; высокие цены на некоторую продукцию. Возможности ООО «ПромЭнергоБизнес»: вариации товаров под запросы потребителей; новые каналы продвижения; новые рынки; повышение качества товаров; внедрение CRM; улучшение контента сайта и повышение его динамики.
6) Для оценки конкурентоспособности продукции ООО «ПромЭнергоБизнес» был проведен опрос среди монтажных и государственных организаций специалистами отдела маркетинга ООО «ПромЭнергоБизнес». По результатам опроса основных потребителей были выделены наиболее весомые показатели, влияющие на конкурентоспособность продукции предприятия: широта и глубина ассортимента (11 %); уровень цен (24 %); использование информационных технологий (5 %); качество продукции (28 %); реклама (18 %); известность на рынке (14 %). Показатели относительной конкурентоспособности продукции ООО «ПромЭнергоБизнес» достаточно невысоки. Суммарный взвешенный балл составил 75,0 %, то есть до идеала продукции ООО «ПромЭнергоБизнес» не хватает 25,0 %. В целом продукция ООО «ПромЭнергоБизнес» уступает также по конкурентоспособности продукции ООО «Белэлтика» и ООО «РегулЭнергоСтрой». Продукция ООО «ПромЭнергоБизнес» уступает продукции НПП «БелЭнергоСпецОборудование» по таким параметрам как известность на рынке, широта и глубина ассортимента, качество продукции, реклама.
7) Целью отдела маркетинга ООО «ПромЭнергоБизнес» в области совершенствования ассортимента должно явиться формирование реального и (или) прогнозируемого ассортимента, который максимально приблизится к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. ООО «ПромЭнергоБизнес» при реализации продукции следует чаще проводить опросы покупателей с целью изучения спроса на товары и на основе этого выявления возможности расширения ассортимента. ООО «ПромЭнергоБизнес» необходимо расширить и углубить ассортиментный перечень до уровня НПП «БелЭнергоСпецОборудование» за счет расширения линейки выпускаемых шкафов автоматизации, щитов распределительных, устройств распределительных, шкафов релейной защиты, шкафов противоаварийной автоматики, а также производства двух новых позиций: вакуумных выключателей и распределительных устройств элегазовых. Расширение глубины и ширины ассортимента позволит ООО «ПромЭнергоБизнес» увеличить выручку не менее чем на 10 %, валовая прибыль предприятия вырастет на 28,8 тыс. руб. Суммарный взвешенный балл конкурентоспособности продукции ООО «ПромЭнергоБизнес» составит 80,0 %, что на 5 % выше показателя до внедрения мероприятия.
8) Для повышения качества продукции предлагается внедрение комплекса организационно-технических мероприятий по основным направлениям деятельности ООО «ПромЭнергоБизнес» в области качества: управление качеством и повышение экспортных возможностей организации; совершенствование информационного обеспечения в области качества и конкурентоспособности; образование и подготовка кадров. За счет внедрения мероприятия выручка от реализации продукции ООО «ПромЭнергоБизнес» увеличится на 193,2 тыс. руб., себестоимость произведенной продукции составит 1255,8 тыс. руб., а валовая прибыль предприятия вырастет на 48,7 тыс. руб. Годовой экономический эффект от внедрения мероприятий в области качества составит 38,0 тыс. руб. Суммарный взвешенный балл конкурентоспособности продукции ООО «ПромЭнергоБизнес» после внедрения данного мероприятия составит 81,0 %, что на 6 % выше показателя до внедрения мероприятия.
9) Для совершенствования продвижения продукции предлагается провести редизайн и доработку Интернет-сайта, которая включает в себя установку логотипа и фирменного стиля, каталогов, прайс-листов на существующий Интернет-сайт предприятия ООО «ПромЭнергоБизнес», исправление технических недочетов в работе сайта; запустить агрессивную рекламную кампанию в сети Интернет (баннерная и контекстная). Затраты по усовершенствованию существующего сайта предприятия составят 3500 руб., затраты на продвижение сайта в сети Интернет составят 16600 руб. В результате проведения данного мероприятия предприятие получит экономический эффект в размере 10880 руб. Следовательно, можно говорить о том, что мероприятие по усовершенствованию и продвижению сайта предприятия будет выгодно для ООО «ПромЭнергоБизнес». Суммарный взвешенный балл конкурентоспособности продукции ООО «ПромЭнергоБизнес» после внедрения совершенствования системы продвижения составит 93,0 %, что на 18 % выше показателя до внедрения мероприятия.
Суммарный экономический эффект от внедрения всех предложенных мероприятий составит 77680 руб. Суммарный взвешенный балл конкурентоспособности продукции ООО «ПромЭнергоБизнес» после внедрения всех предложенных мероприятий составит 103 %, что на 28 % выше показателя до внедрения мероприятия и на 3 % выше показателя конкурентоспособности идеальной модели.



1 Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник / М.И. Бухалков. – М.: ИНФРА-М, 2010.– 392с.
2 Воронов А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции /А.А. Воронов. – Краснодар, 2013. – 346с.
3 Говорова, Н. Конкурентоспособность - основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 4. – С. 24-29.
4 Головачев А.С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А.С. Головачев. – Мн.: Выш. шк., 2014. – 464 с.
5 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный Ресурс] /ООО «Юрспектр», нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. - Дата доступа: 01.11.2016.
6 Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум/ В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 336 с.
7 Деркач, Д.И. Анализ производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия. Учебник для вузов / Д.И. Дергач. - М.: Экономика, 2015 – 389 с.
8 Ермалович, Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Л.Л. Ермалович. – Минск: БГЭУ, 2011. – 576 с.
9 Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П.С. Завьялов. - М: «ИНФРА-М», 2011. – 489 с.
10 Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник / Н.Л. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 414 с.
11 Коробейников, О.П. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.П. Коробейников, Д.В. Хавин. – Нижний Новгород, 2013. – 242 с.
12 Лифиц И.М. Теория и практика конкурентоспособности товара и услуг. – М.: Юрайт-М, 2011. – 344 c.
13 Мазур, И.И. Управление качеством: Учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро [и др.]; под ред. И.И. Мазура. – М.: Выш. шк., 2013. – 334 с.
14 Накитин, В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 / В.А. Накитин, В.В. Филоничева. – 2-е изд. – СПБ «Питер», 2011. – 127 с.
15 Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов / Л.Н. Нехорошева. – Минск: Выш. шк., 2014. – 383 с.
16 Парахин К.А., Парахина В.Н. Анализ понятия «конкурентоспособность» / К.А. Парахин, В.Н. Парахина // Сборник научных трудов СевКавГТУ. - Серия «Экономика». - 2013. -№5. - С. 65-70
17 Перспективы инновационного развития Республики Беларусь: сб. науч. статей II Межд. науч. конф., Брест, 19-20 мая 2011 г. / А.М. Омельянюк [и др.]. – Брест: БрГТУ, 2011. – 296 с.
18 Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. – М.: Экон. наука, 2013. – 342 с.
19 Реген, В., Панибратов, А.Ю. Стратегия многонациональных компаний на рынках стран с переходной экономикой / Реген В., Панибратов А.Ю. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 224 с.
20 Румянцева, З.П., Саломатина, Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатина Н.А. - М.: Инфра-М, 2012. - 420 с.
21 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 512 с.
22 Селуянов, А.А. Показатели качества продукции / А.А. Селуянов [Электронный ресурс] / Образовательный сайт: экономика и развитие предприятия. – Режим доступа: http://www.kylbakov.ru/page59/index.html. – Дата доступа: 01.11.2016.
23 Сергеев, И.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. / И.В. Сергеев. – М.: Проспект, 2015. – 560 с.
24 Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / В.И. Стражев. - Минск: Выш. шк., 2015. - 480с.
25 Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): учебное пособие / В. И. Бережной [и др.]; под. общ. ред. В. И. Бережного. - Москва: Инфра–М, 2011. – 333 с.
26 Экономика предприятия / В.Я. Хрипач [и др.]; под ред. В.Я. Хрипача. – Минск, 2011. – 459 с.
27 Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 670 с.
28 Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтера. — М.: ИНФРА-М, 2014. - С. 414.
29 Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин [и др.]; под общ. ред. А.И. Ильина. – 4-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2011. – 698 с.
30 Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. И.О.Волкова, О.В.Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 601 с.
31 Экономика промышленного предприятия / Т.Н. Батова, О.В. Васюхин, Е.А. Павлова, Л.П. Сажнева. – Санкт-Пт.: ИТМО, 2013. – 248 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ