Введение 3
1. Теоретические основы функционирования системы закупок 5
1.1. Сущность и содержание института контракта 5
1.2. Эволюция государственного регулирования системы закупок 12
1.3. Состояние и тенденции рынка государственных и муниципальных
закупок 22
2. Анализ реализации закупочных процедур на примере ООО
«Производственный проектный технический центр» 31
2.1. Характеристика ООО «Производственный проектный технический
центр» 31
2.2. Анализ деятельности ООО «Производственный проектный технический
центр» 34
2.3. Анализ практики участия ООО «Производственный проектный
технический центр» в закупочных процедурах 40
3. Направления совершенствования системы закупок для государственных и
муниципальных нужд 47
3.1. Проблемы в системе закупок 47
3.2. Мероприятия по совершенствованию системы закупок 56
Заключение 61
Список использованных источников 66
Приложения
В современной экономике смешанного типа система государственных закупок является обязательным, неотъемлемым элементом управления и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики.
Современный этап развития национальной хозяйственной системы России связан с поиском новых методов управления, способных обеспечить эффективное функционирование как всего экономического механизма, так и отдельных регионов, предприятий, отраслей, комплексов в сложных, динамично изменяющихся условиях рыночной среды.
Эффективность рыночного механизма зависит от наличия адекватного нормативно-правового обеспечения, разветвленной рыночной инфраструктуры, благоприятного инвестиционного климата, устойчивых производственно-технологических и хозяйственных коммуникаций. Однако, сегодня, особенно с учётом мирового финансово-экономического кризиса центральное место занимают меры государственного регулирования, преобразующиеся вслед за масштабными трансформациями в экономическом базисе страны и её регионов. Это требует качественного изменения институтов государственного регулирования, инструментов и технологий реализации государственных функций, в том числе институтов и механизмов системы государственных закупок в целях развития её как неотъемлемой части общественного регулирования.
Государственные закупки, составляющие основную часть расходов государственного сектора, выступают в качестве одного из основных факторов формирования среды ожидания для устойчивого развития региональной экономики, её промышленного сектора в долгосрочном периоде и обеспечивают поступательное развитие всего регионального хозяйственного комплекса.
Увеличение объемов и широта применения государственных заказов служит фактором роста совокупного спроса для поддержки и стимулирования национальных производителей и регулирования отраслевой структуры региональной экономики. В дополнение, при сбалансированном регулировании объёмов закупаемой продукции посредством государственных заказов может быть оказано позитивное влияние на ценообразование по отдельным видам продукции, придание ему определённой гибкости.
Теоретическую базу исследования составили труды таких российских и зарубежных ученых, как Волков О.П., Гапенски Л.Н., Григорьев, С.И., Гонча- рук В.А., Гребенюк А.А., Добролюбов, Н.А., Долгов А.Р., Ефимова О.В., Зыбин О.С., Козлов, А.А., Ковалев А.И., Князев И.А. и других.
Цель работы - анализ направлений совершенствования системы закупок для государственных и муниципальных нужд. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, содержание института контракта;
- оценить эволюцию государственного регулирования системы закупок;
- проанализировать состояние и тенденции рынка государственных и муниципальных закупок;
- определить участие ООО «Производственный проектный технический центр» в закупочных процедурах;
- рассмотреть проблемы в системе закупок;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы закупок.
Объект исследования - особенности системы закупок в России.
Предмет исследования - проблемы в системе закупок и пути совершенствования.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, а также приложений.
Во введении определяется актуальность темы исследования, ее предмет, объект, цели и задачи. В первой главе работы рассматриваются теоретические основы функционирования системы закупок; во второй проводится анализ реализации закупочных процедур на примере ООО «Производственный проектный технический центр», в третьей главе разрабатываются пути совершенствования системы закупок для государственных и муниципальных нужд.
В соответствие с поставленными во введении целью и задачами в работе рассмотрены сущность, содержание института контракта, оценена эволюция государственного регулирования системы закупок, проанализировано состояние и тенденции рынка государственных и муниципальных закупок, определено участие ООО «Производственный проектный технический центр» в закупочных процедурах, рассмотрены проблемы в системе закупок, а также разработаны мероприятия по совершенствованию системы закупок, что позволило сделать следующие выводы.
Государственный контракт является одним из основных институтов государственной контрактной системы. Государственные закупки осуществляются и разворачиваются в форме планирования, размещения, заключения и исполнения контрактов, а также мониторинга, контроля и аудита процессов контрактации и их результатов. Контракт - один из наиболее универсальных гражданскоп-равовых инструментов, при помощи которого современные государства проводят политику и исполняют проекты во всех отраслях экономики и сферах общественной жизни.
Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (субъекты контроля). Г осударственный контроль в сфере закупок осуществляется: Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок; Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок; Органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок
По сравнению с Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, который предусматривал 6 основных способов размещения заказа (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме, запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах), в Законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ увеличилось число способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Новым законом способы размещения заказа различаются на: конкурентные, неконкурентные (закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя).
По сравнению с Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, где осуществляется контроль соблюдения законодательства о размещении заказов, законодательство о контрактной системе содержит следующие виды контроля, осуществляемых в отношении заказчиков: общий контроль в сфере закупок, осуществляемый ФАС России, Рособоронзаказом, контрольными органами субъектов Российской Федерации и контрольными органами местного самоуправления; с 1 января 2016 года - контроль, осуществляемый Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, содержащейся в документах, составляемых в ходе закупки, фактическим объемам, а также за правильным указанием в документах идентификационного кода закупки.
В выпускной квалификационной работе в качестве объекта исследования выбрано ООО «Производственный проектный технический центр», которое располагается по адресу: г. Казань, ул. М. Чуйкова, д.71. ООО «Производственный проектный технический центр» занимается: капитальным ремонтом зданий; ремонтом и отделкой помещений.
Показатели рентабельности собственного капитала и активов, представляющие собой результаты соотношения прибыли (чистого дохода) и средств ее получения, характеризуют эффективность работы предприятия - производительность или отдачу финансовых ресурсов. В конце 2015 года значения показателей рентабельности собственного капитала и рентабельности активов составили 1,52% и 1,1% соответственно.
За 3 месяца 2016 года коэффициент чистой прибыльности составил 187,28%. По данным за 3 месяца 2016 года показатель рентабельности реализации услуг равняется 27,22%, за аналогичный период 2015 года данный показа-
тель равнялся 17,65%.
Выручка в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 1,8 %; валовая прибыль увеличилась на 18%. За счет снижения прибыли до налогообложения на 44 тыс. руб. или на 42 % и увеличения налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей на 5,3 тыс. руб. или на 14% наблюдается значительное уменьшение чистой прибыли в 2015 году на 49,38 тыс. руб. или на 73%.
Начиная с 2010 г. ООО «Производственный проектный технический центр» было подано более 150 заявок на участие в торгах. Некоторые тендеры были проиграны конкурентам, которые снижали цену по контракту на 30%, используя метод демпинга цен.
Общая сумма договоров ООО «Производственный проектный технический центр» составляет 10 929 248 руб.
Практика участия ООО «Производственный проектный технический центр» в закупочных процедурах за 2015-2016гг. не достаточно обширна. Выделим заключенные договора по данным сайта Г осзакупки.ру:
- договор №1165403402416000074 с Управлением Судебного департамента в Республике Татарстан по поводу капитального ремонта зданий Советского районного суда г. Казани в соответствии с локальным сметным расчетом (г. Казань, ул. Заря, д.24);
- договор № 2165801224715000180 с Государственным автономным учреждением здравоохранения «Городская клиническая больница №7» г. Казани по поводу текущему ремонту стационара №2.
Проблемы закупок находятся под пристальным вниманием государства, СМИ, общественности. Многие отмечают сложность и запутанность законодательства, акцент на цену при выборе победителя, отсутствие целостной системы контроля всеми стадиями закупок, имеющиеся коррупционные риски, а также факты недобросовестных действий со стороны заказчиков и исполнителей.
Работа контрольно-счетных органов направлена не только на выявление нарушений при осуществлении закупок, но и на проведение мониторинга в указанной деятельности. Результатом исследований являются поправки в действующие Законы или подготовка принципиально новых, призванных найти компромиссные решения для минимизации негативного эффекта от нецелевого использования бюджетных средств.
В этом же направлении осуществляют деятельность активисты общественных движений. Так, Общероссийский народный фронт (ОНФ), созданный в 2011году году по инициативе В.В. Путина и преобразованный в 2013 году в общественное движение, в рамках антикоррупционного проекта «За честные закупки» не только выявляет нарушения в сфере закупок, но и осуществляет контроль за исполнением контрактов, а также выступает с законодательными инициативами.
Таким образом, совместные усилия государственных органов, общественных активистов, участников рынка приведут к моделированию законодательства, работающего в большей степени не на выявление правонарушений и наказания правонарушителей, а на предупреждение злоупотреблений. А переход на новый уровень взаимоотношений в экономической системе гарантирует, в свою очередь, и увеличение эффективности использования государственных средств, и повышения финансовой дисциплины участников рынка.
Одной из важных проблем на сегодняшний день является повышение эффективности государственных закупок, как основы оптимального распределения и управления государственными ресурсами. Большой материальный и моральный урон Заказчику наносит деятельность недобросовестных поставщиков, которые сознательно занижают цены с целью «отбить» контракт у реальных поставщиков. Заказчик не имеет возможности взаимодействовать с одним Поставщиком, положительно зарекомендовавшим себя во время предыдущих поставок.
Мероприятия по совершенствованию системы закупок касаются различных инструментов и процедур, используемых в системе. В первую очередь, такие меры должны касаться развития законодательства и избавления его от пробелов и противоречий.
Участник размещения заказа должен руководствоваться федеральной контрактной системой, которая предусматривает такие конкурентные способы
размещения заказа, как:
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
- запрос котировок;
- запрос предложений.
Совершенствование размещения муниципального заказа касается не только пересмотра его правовых основ, но практических средств, используемых при организации торгов, формировании заявок. Предложения по усовершенствованию в сфере муниципального заказа затрагивают способы размещения предложений, процедуру, требования и критерии к исполнителям. Г осударство в целом и местные власти всеми силами способствуют развитию этой сферы ради обеспечения максимально высокого качества товаров и услуг, а также в целях более рационального использования бюджетных средств.
Муниципальное образование вправе создавать уполномоченный орган, если численность населения более 100 тысяч человек. В функции данных уполномоченных органов должны входить:
- организация планирования размещения заказа;
- осуществление проверки обоснованности начальной (максимальной) цены контракта;
- формирование корректного технического задания, исключение нарушений законодательства;
- проведение процедуры торгов;
- сопровождение процедуры заключения и исполнения контракта;
- анализ результатов исполнения контракта.
Планирование закупок должно осуществляться исходя из определенных с учетом положений статьи ФЗ №44 целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:
- планов закупок;
- планов-графиков.
1. Конституция Российской Федерации (с изменен. и дополнен. от 05.03.16г.) // Российская газета. - №7. - 2016.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 (c изменен. и дополнен. от 04.02.16г.) // Российская газета. - №5. - 2016.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 (с изменен. и дополнен. от 04.02.16г.) // Российская газета. - №5. - 2016.
4. Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации (с изменен. и дополнен. от 27.11.15г.) // Российская газета. - №40. - 2015.
5. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94- ФЗ от 21.07.2005г. (с изменен. и дополнен. от 02.07.2013г.) // Российская газета. - №29. - 2013.
6. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ от 05.04.2013г. // Российская газета. - №12. - 2013.
7. Федеральный закон от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменен. и дополнен. от 13.07.2015г.) // Российская газета. - №18. - 2015.
Монографии, диссертации:
8. Акбашев, А.М. Контроль операторов электронных площадок: Учебник / А.М. Акбашев. - М.: Экономика, 2013. - 643 с.
9. Акопов Д.Р. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Д.Р. Акопов. - М.: Феникс, 2013. - 517 с.
10. Бахтин, М.М. Электронные закупки: Учебник / М.М. Бахтин. - М.: Эксмо, 2015. - 264 с.
11. Бердычевский В.С. Государственный контракт: Учебник / Н.А. Добролюбов. - М.: Эксмо, 2013. - 224 с.
12. Беркутов, В.В. Электронные закупки: Учебник / В.В. Беркутов. - К.: Атлас,
2013. - 310 с.
13. Варнаков А.Р. Обучение персонала: Учебник / А.Р. Варнаков. - М.: Сфера,
2014. - 639 с.
14. Воронин, И.А. Анализ финансовых показателей предприятия: Учебник / И.А. Воронин. - Архангельск: Мир, 2014. - 310 с.
15. Гилев Н.А. Структура прибыли предприятия: Учебник / Н.А. Гилев. - М.: Наука, 2014. - 477 с.
16. Горчакова Е.А. Электронные торги: Учебник / Е.А. Горчакова. - М.: Дашков и К, 2014. - 477 с.
17. Голубков, Е.П. Способы электронных закупок: Учебник / Е.П. Голубков. - М.: Эксмо, 2014. - 328 с.
18. Дегтева В.Ю. Понятие об электронной цифровой подписи: Учебник / В.Ю. Дегтева. - Т.: Магеллан, 2013. - 546 с.
19. Добролюбов, Н.А. Государственный контракт: Учебник / Н.А. Добролюбов. - М.: Эксмо, 2013. - 224 с.
20. Двинин А.П. Структура управления организацией: Учебник / А.П. Двинин. - Санкт-Петербург: Энергоатомиздат, 2014. - 513 с.
21. Зыбин О.С. Финансовые показатели предприятия: Учебник / О.С. Зыбин. - М.: Проспект, 2013. - 522 с.
22. Киперман Г.Я. Управление предприятием: Учебник / Г.Я. Киперман. - М.: Наука, 2014. - 375 с.
23. Кулакова Е.А. Государственный контроль закупок: Учебник / Е.А. Кулакова. - П.: Дом, 2013. - 358 с.
24. Лаптева В.Ф. Электронные аукционы: Учебник / В.Ф. Лаптева. - Санкт- Петербург: Энергоатомиздат, 2014. - 485 с.
25. Ларкин В.В. Проведение электронного аукциона: Учебник / В.В. Ларкин. - М.: Книга, 2013. - 237 с.
26. Миронов П.А. Торги: Учебник / П.А. Миронов. - М.: Наука, 2015. - 441 с.
27. Минин, В.С. Закупки в инновационной экономике: Учебник / В.С. Минин. -
М.: Эксмо, 2015. - 336 с.
28. Никольский, Б.В. Торги и условия их проведения: Учебник / Б.В. Никольский. - М.: Дрофа, 2012. - 487 с.
29. Табаков С.М. Инновационная экономика: Учебник / С.М. Табаков. - М.: Просвещение, 2013. - 359 с.
30. Тимофеев К.Е. Электронные площадки: Учебник / К.Е. Тимофеев. - М.: Дашков и К, 2013. - 466 с.
31. Управление закупками в инновационной экономике: вопросы теории и практики: Монография / Под ред. д.э.н. И.И. Смотрицкой. - М.: Институт экономики РАН, 2014. - 242 с.
32. Фатхутдинов Р.А. Закупки в сфере экономики: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Знание, 2013. - 578 с.