Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков поискового чтения на старшем этапе обучения иностранному языку в школе 6
1.1. Формирование навыков поискового чтения как психолого-методическая проблема 6
1.2 Мотивация изучения иностранного языка и содержание овладения иноязычным чтением на старшем этапе обучения 14
1.3. Дидактические условия формирования навыков поискового чтения 23
1.4. Этапы работы с текстом для формирования поискового чтения на
старшем этапе обучения в школе 28
Выводы по главе I 34
Глава 2. Практические аспекты формирования умений поискового чтения на старшем этапе обучения английскому языку в школе 36
2.1. Формирование умений поискового чтения старшеклассников на
материале газетных текстов 35
2.2. Разработка комплекса упражнений по развитию умений поискового
чтения у учащихся старших классов 40
Выводы по главе II 50
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложение
В период реформирования системы школьного образования, в том числе лингвистического, важным и актуальным является поиск эффективных путей оптимизации методик обучения иностранным языкам в различных условиях. В многообразии условий обучения просматривается фактор, имеющий значение для всех типов учебных заведений, в которых преподаются иностранные языки - это фактор несовершенства владения языком.
Актуальность темы. Проблема обучения полноценному, продуктивному чтению при несовершенном владении иностранным языком становится все более актуальной. Речь идет, прежде всего, об обучении чтению на базе естественных аутентичных иноязычных текстов, об обеспечении учащихся различными стратегиями чтения на иностранном языке, когнитивно-коммуникативным умением достаточно полно и глубоко понимать аутентичные иноязычные сообщения в условиях закономерно несовершенного владения иностранным языком. Пренебрежение объективно существующим несовершенством владения иностранным языком приводит, как правило, к низким результатам в его изучении в различных типах учебных заведений. Ситуация усугубляется еще и тем, что в значительной мере усложнились методические проблемы обучения иноязычному чтению. Сегодня представляется нерациональным продолжать обучать учащихся иллюзорному умению читать учебные, искусственные тексты, «извлечению» отсутствующей в них значимой информации.
Чтение - особый вид речевой деятельности, это процесс одновременного восприятия и понимания письменного текста. Это глубоко внутренний процесс, состоящий в интерпретации текста, которая подразумевает словесное, предметное и смысловое понимание. Понимание текста основано на предметной и языковой компетенции. По сравнению с условиями, в которых осуществляется однократное предъявление информации (дефицит времени), при чтении человек может воспринимать текст столько раз, сколько ему нужно. В зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий, и соответствующих им приемов, чтение делится на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.
Просмотровое (поисковое - skimming ^ding), направленно на оценку и отбор материала с точки зрения нужд и интересов читающего. При этом чтецом изначально решаются такие частные задачи: определение темы и объекта описания, степени новизны текстовой информации, сфер приложения сведений, которые можно получить из текста, широты охвата и глубины описания, доступности изложения. Эти частные задачи решаются с помощью определенных действий и операций: тема и объект описания выявляются, прежде всего, путем толкования, заглавия, выделения и трактовки содержащихся в нем ключевых слов, терминов и выражаемых ими понятий.
Объект исследования: процесс формирования навыков поискового чтения при изучении иностранного языка на старшем этапе обучения.
Предмет исследования: дидактические условия, обуславливающие эффективность процесса формирования поискового чтения на старшем этапе обучения.
Целью работы является обоснование дидактических условий эффективности процесса формирования навыков поискового чтения.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы формирования навыков поискового чтения на старшем этапе обучения иностранному языку в школе.
2. Разработать комплекс упражнений по развитию умений поискового чтения у учащихся старших классов.
В качестве методов исследования в работе выступают анализ психолого-педагогической литературы по проблемам формирования и развития речевых умений и навыков старшеклассников на уроках иностранного языка в школе; обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами; описательный; структурный; исследовательский и другие методы.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленные в ней материалы могут быть использованы студентами педагогических специальностей при подготовке к выступлениям на студенческих научно-практических конференциях, семинарских занятиях и т.д.
В структурном отношении курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе описаны особенности формирования навыков поискового чтения как психолого-методической проблемы, рассмотрены мотивация изучения иностранного языка и содержание овладения иноязычным чтением на старшем этапе обучения, определен текст как средство формирования навыков поискового чтения и выявлены этапы работы поискового чтения текста на иностранном языке на старшем этапе обучения в школе.
Во второй главе проанализированы цель и задачи исследования, описан процесс исследования, проанализированы результаты исследования, разработан комплекс упражнений по развитию умений поискового чтения у учащихся старших классов.
В работе использованы научные труды таких авторов, как Л.С. Выготский, В.Г. Казанская, А.В. Конышева, К. Обуховский, Е.И. Рогов и др., а также источники периодической печати и Интернет-ресурсы.
Чтение аутентичных текстов при обучении английскому языку в общеобразовательной школе играет важную роль. В основе мотивации чтения лежит осознание его полезности и необходимости для расширения границ познания за счёт освоения чтения на иностранном языке.
Именно поэтому необходим подбор таких аутентичных материалов, которые знакомят с реалиями страны изучаемого языка, приобщают к культурным ценностям других народов и расширяют тем самым область лингвосоциокультурной компетенции учащихся.
Практика показывает, что работа над аутентичными текстами не только положительно воздействует на эмоциональную сферу личности школьника, но и решает сугубо прагматические задачи: ведёт к активизации и обогащению словарного запаса учащихся, расширяет социокультурный компонент их иноязычной речевой компетентности, интенсифицирует процесс освоения иностранного языка за счёт подключения дополнительной мотивации.
Но иногда при чтении аутентичного текста школьники не понимают значения многих слов и выражений и вынуждены часто обращаться к словарю, что делает чтение утомительным. Поэтому необходимо подбирать тексты, которые соответствуют возрастным особенностям и интересам учащихся, тем самым способствуя лучшему обогащению их знаний. Но не только учет возрастных особенностей и интересов помогают лучше понять иностранный текст. Немаловажно подобрать такую систему упражнений, которая поможет не только проверить новые знания, но и лучше их усвоить.
Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации: определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера и т. д. Текст может прочитываться полностью или частично, если учащийся знает, где находится интересующая его информация.
При поисковом чтении важно найти искомую информацию. Иногда с этой целью определяется проблема, анализируемая в тексте, иногда отношение автора к этой проблеме, его подход к ней. В других случаях происходит знакомство с содержанием текста, оценка информации, заключенной в нем, выделение основной мысли автора, его позиции и др. Степень понимания текста может быть при этом довольно неполной, а скорость чтения достигает значительных величин. Именно при поисковом чтении появляется необходимость в скоростном, или динамическом чтении.
1. Вестхов, Г. Методика интенсивного обучения иностранному языку / Г.
Вестхов. - СПб.: Питер, 2013. - 156 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. -
М.: Педагогика-Пресс, 2011. - 536 с.
3. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам:
пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2013. - 452 с.
4. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /
Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, С.Ф. Шатилов. - М.: Высшая школа, 2014. - 412 с.
5. Горчев, А.Ю. Объекты и приемы контроля / А.Ю. Горчев // Иностранные
языки в школе. - 2011. - № 6. - С. 68 -69.
6. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. - М.:
Лого-Пресс, 2013. - 228 с.
7. Зильберман, Л. И. Лингвистика текста и обучение чтению английской
научной литературы / Л. И. Зильберман. - М.: Наука, 2011. - 156 с.
8. Ильина, Т.С. Обучение чтению газет и журналов на уроке иностранного
языка в средней школе / Т.С. Ильина // Молодой ученый. - 2014. - № 6. - С. 15 -16.
9. Калистра, И. Д. Чтение с предварительно снятыми трудностями
понимания / И. Д. Калистра // Вопросы обучению устной речи и чтению на иностранном языке. - 2013. - № 4. - С. 23-24.
10. Карпов, И.В. Анализ процесса понимания и перевода учащимися
иностранных текстов / И.В. Карпов // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 6. - С.25 -26.
11. Карпов, И.В. Психологическая характеристика процесса понимания и
перевода учащимися иностранных текстов / И.В. Карпов // Теория и методика учебного перевода. - 2011. - № 5. - С. 24 - 25.
12. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на
иностранном языке / З.И. Клычникова. - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.
13. Конышева, А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку /
А.В. Конышева. - СПб.: КАРО, 2014. - 144 с.
14. Кривобокова, И.Я. Некоторые приемы работы над лексикой / И.Я.
Кривобокова, Т.В. Лотарева // Иностранные языки в школе. - 2014. - №2. - С.53 - 54.
15. Кузнецова, Т.М. Этапы работы над словом (Из опыта работы над
лексикой) / Т.М. Кузнецова // Иностранные языки в школе. - 2011. - №5. - С.88 - 89.
16. Миролюбов, А. А. Обучение иностранным языкам в свете реформы
школы / А. А. Миролюбов // ИЯШ. - 2014. - № 2. - С. 10-11.
17. Образцов, П. И. Профессионально-ориентированное обучение
иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие / П. И. Образцов, О. Ю. Иванова. - Орел: ОГУ, 2015. - 114 с.
18. Общая методика преподавания иностранных языков в средних
специальных учебных заведениях / под ред. А.А. Миролюбова. - М.: Высшая школа, 2011. - 352 с.
19. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному
говорению / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 2014. - 278 с
20. Пласкина, М. В. Анализ современных теорий обучения чтению на
иностранном языке [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - 436 с.
21. Плотников, С. Н. Книжность как феномен культуры (материалы круглого
стола) / С. Н. Плотников // Вопросы философии. - 2014. - № 8. - С. 9. - 10
22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании /
Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2011. - 529 с.
23. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф.
Рыбалко. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.
24. Савина, С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней
школе / С.Н. Савина. - М.: Просвещение, 2013. - 207 с.
25. Соколов, А. П. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс
лекций / А. П. Соколов. - М.: Просвещение, 2012. - 239 с.
26. Стиро, О. Роль чтения в обучении иностранному языку / О. Стиро //
Иностранный язык в школе. - 2011. - №5. - С.32 - 33.
27. Столяр, М.Е. Некоторые приемы закрепления лексики / М.Е. Столяр //
Иностранные языки в школе. - 2012. - №4. - С.52 - 53.
28. Уэст, М. Методика обучения чтению / М. Уэст // Иностранные языки в
школе. - 2013. - №3. - С. 46 - 47.
29. Фоломкина, С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом
вузе / С. К. Фоломкина. - М.: Высшая школа, 2015. - 185 с.
30. Как учить английский по газетам и журналам? [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:^йр://шкШ^та.тте/2009/06/23/как-исЫ1-ап§1у8ку-ро- gazetam-i-zhurnalam.
31. Новости во всем мире: США, Канада, Латинская Америка,
Великобритания, Африка, Азия, Ближний Восток на английском языке. BEnglish: Онлайн-школа английского языка // [электронный ресурс]: http://www. thebigproject.co.uk
32. English: Онлайн-школа английского языка // [электронный ресурс]:
http://www. thebigproject.co.uk
33. New Scientist и the Economist для подготовки к Academic
Modu1eкембриджские экзамены // [электронный ресурс]: http://www. thebigproj ect.co.uk.