Введение 3-8
Глава 1. Этнокультурные и социально-демографические особенности миграционного потока стран США, Германии и России 9-30
1.1. Причины и этнокультурные, социально-демографические
особенности миграционного потока стран США, Германии и России 9-16
1.2. Последствия влияния миграционных потоков на социально
демографические и этнокультурные аспекты в странах США, Германии и России 17-30
Глава 2. Сравнительно-сопоставительный анализ миграционного законодательства США, Германии и России 31-48
2.1. Законодательство США в области миграционной политики
31-36
2.2. Законодательство Германии в области миграционной политики
37-39
2.3. Законодательство России в области миграционной политики
40-48
Глава 3. Адаптация мигрантов к новым этнокультурным условиям и
пути их решения в странах США, Германии и России 49-61
3.1. Проблемы адаптации мигрантов 49-56
3.2. Возможные пути решения проблем адаптации мигрантов 57-61
Заключение 62-68
Список использованных источников и литературы 69-72
Миграционные потоки являются глобальным процессом. Все страны мира охвачены миграционными потоками. Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Являясь неотъемлемой частью современного мира международная миграция охватывает все социальные слои обществ всех стран, оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности государств, вовлеченных в этот процесс. Это и экономика, и политика, и демография.
Современную иммиграционную политику необходимо рассматривать в контексте с проблемами адаптации и интеграции иммигрантов, так как эти проблемы оказывают существенное воздействие на разработку и осуществление миграционных программ.
Но, несмотря на масштабы этого явления, законодательство стран не имеет единой концепции по подготовке и реализации иммиграционных программ, так как анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей.
Актуальность исследования заключается в том, что Соединенные Штаты Америки, Г ермания и Россия (страны, занимающие три первых места в мире по миграции населения), по-разному выстраивают свою миграционную политику, по-разному относятся к миграционным потокам, учитывая этнокультурный ландшафт своих стран, но всех их объединяет наличие активной миграционной политики, направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей.
Миграция участвует в формировании рисунка расселения и структуры населения, трудового потенциала территории, изменении состава населения и способствует социально-экономическому развитию стран.
Каждой из исследуемых стран, чтобы избежать негативных последствий, которые может принести миграция, и использовать ее преимущества, необходимо представлять возможные последствия миграции, т.е. попытаться ее спрогнозировать и быть готовым к ее последствиям. Очень много здесь зависит от действующего миграционного законодательства, от существующих программ, от их направленности, от того как они реализуются на практике.
Объектом работы является миграционная политика трех стран-США, ФРГ и России.
Предметом - особенности реализации миграционной политики стран США, Германии и России в контексте социокультурных особенностей данных стран.
Цель работы - на основе комплексного анализа особенностей миграционной политики США, Германии и России определить характер ее воздействия на социокультурный ландшафт.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. Охарактеризовать этнокультурные и социально-демографические особенности миграционного потока в рассматриваемых странах.
2. Изучить и провести сравнительно-сопоставительный анализ миграционного законодательства США, Германии и России.
3. Проанализировать программы адаптации мигрантов к новым этнокультурным условиям в США, Германии и России.
Хронологические рамки работы: Исследование охватывает период с начала 90-х годов по 2015 год. Данный период характеризуется падением железного занавеса в Германии и распадом СССР, что дало толчок к активным миграционным потокам, формированию миграционной политики исследуемых стран и ее юридическому оформлению.
Основными методами данного исследования являются: общенаучный метод, позволяющий исследовать миграционные движения в контексте эволюции демографических процессов; методы антропологического анализа: культурный шок, культурная дистанция, позволяющие исследовать проблемы адаптации мигрантов к новым условиям жизни; концепция правового плюрализма, направленная на исследование и сравнительный анализ правовых норм и законодательных актов и метод статистического анализа, позволяющий проанализировать и обобщить имеющие данные применительно к теме исследования.
Все эти методы позволяют подробно изучить интересующие нас вопросы и решить необходимые задачи.
Основными источниками для написания данной работы послужили: нормативно-правовые акты: федеральные законы, указы, концепции
государственной миграционной политики стран США, Германии и России, официальная статистическая информация, данные международных и национальных организаций, занимающихся проблемами миграции.
Степень изученности проблемы. Стоит отметить родоначальника изучения вопросов миграции - английского учёного Е. Г. Равенштейна, который является автором одного из первых глубоких теоретических исследований в области миграции (1885 год). Изучив миграционные процессы в Великобритании и Северной Америке, Равенштейн в 1880 году создал теорию миграции населения, составляющую до сих пор основу современной теории миграции.
Он сформулировал одиннадцать миграционных законов, на которых впоследствии базировались многие теории в области миграции. Основными являются следующие:
•больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния;
•чем крупнее территориальный центр, тем более привлекательное влияние он оказывает;
•каждому миграционному потоку соответствует свой контр поток;
•масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли, и особенно с развитием транспорта;
Экономические причины миграции являются определяющими.
На современном этапе проблемы, связанные с миграционными потоками и адаптацией иммигрантов к существующим условиям жизни, уже являлись предметом большого числа исследований. Так Бараулиной Т. в своей работе «Государственное конструирование реальности: социальные последствия миграционной политики» исследованы общие идейноисторические, политические и формально-юридические основы
миграционной политики, а также излагаются некоторые аспекты действующих правовых норм в данной сфере. Развитию миграционного законодательства в Западной Европе и России посвящена работа Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С. «Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада»2. Проблемами статуса беженцев и вынужденных переселенцев занимались Белоусова Е.В. , Ростовщикова О.В и Хижняк В.С. Различные аспекты борьбы с нелегальной миграцией рассматривались Барановым В.М., Берзиным В.А. , Прудниковым А.С. В работе Хабриевой Т.Я. «Миграционное право России: теория и практика» характеризуется роль и место миграционного права и его взаимосвязь с другими отраслями права.
Большую роль в исследовании аспектов международной миграционной политики сыграли В.Зелински, Д.Массей, А. Роджерс, А.Смит, Г. Беккер, Д.М.Кейнс.
Несмотря на возникший интерес к проблеме миграции и интеграции мигрантов, эта проблема остается до сих пор нерешенной. Одним из перспективных направлений исследований в этой области может стать сравнительно-правовой анализ миграционных проблем.
Научная новизна и практическая значимость. До настоящего времени, преимущественно изучалась миграционная политика и миграционное законодательство отдельных из исследуемых стран, либо сравнивалась миграционное законодательство стран США и России, либо Германии и России. Между тем, усовершенствование миграционной политики в значительной степени зависит и от комплексного сравнительного анализа миграционной политики стран, имеющих совершенно разную историю и подход к миграционным потокам, таким как США, Западной Европы и России, что и вызвало исследовательский интерес автора. В настоящей работе впервые с помощью сочетания количественных и качественных методик исследуются различные аспекты миграционной политики, включая политику в области адаптации и интеграции мигрантов трех стран: США, Германии и России. Такое комплексное сравнительное исследование тенденций миграционной политики может служить дополнением в системе научных знаний и взглядов о проблемах миграции и путей их решения.
Научно-практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования полученных результатов при разработке и реализации различных научно-исследовательских и практических программ в целях оптимизации миграционной политики Российской Федерации.
Вышеизложенный материал позволил сделать следующие выводы.
Миграция в США, Германии и России является важной составной частью демографической политики этих стран. США исторически считается «страной иммигрантов». Демографическая ситуация США характеризуется ежегодным ростом населения как за счет естественного прироста, так и за счет постоянного притока иммигрантов. За последние пять лет населения страны увеличилось почти на 18 млн.человек, из которых 8 млн человек являются мигрантами. Демографическая ситуация Германии и России характеризуется низкой рождаемостью и быстрым старением населения. В результате снижения рождаемости и роста продолжительности жизни происходят возрастные изменения населения исследуемых стран в сторону уменьшения молодого трудоспособного населения и увеличения доли лиц 65 лет и старше. Это вынуждает правительство этих стран принимать меры к реформированию систем пенсионного и социального обеспечения, здравоохранения и образования. что влечет за собой нагрузку на бюджетную систему исследуемых стран.
Миграционные потоки Германии и России помогают уменьшить дисбаланс между рождаемостью и смертностью. Мигранты, а это в своем большинстве молодые мужчины, вливаясь в новую среду обитания вносят свой вклад в рождаемость той или иной страны и одновременно компенсируют недостаток трудоспособного населения. Так, за последнее десятилетие, миграционный прирост компенсировал более половины естественной убыли населения в России, а в Германии благодаря притоку мигрантов население страны стало расти.
Миграция оказывает также серьезное влияние на демографическую структуру исследуемых стран, а именно на возрастное, половое, конфессиональное изменение состава и численности населения.
Так, в США многие регионы имеют определенную этническую «специализацию». Так, Лос-Анджелес стал основным пунктом назначения для выходцев из Мексики и Азии, Майами - для кубинцев и некоторых других мигрантов из Латинской Америки. За последнее десятилетие количество мусульман в Соединенных Штатах впервые превысило количество евреев.
В Германии наибольшее беспокойство вызывает быстро растущий мусульманский компонент мигрантов, прежде всего выходцы из Турции, этнические турки, а также курды.
В России, в Москве, существуют крупные общины выходцев из Китая, Вьетнама, Таджикистана, Грузии, численность которых постоянно увеличивается за счет прибывающих мигрантов — земляков.
Одной из проблем миграции, касающаяся все исследуемые страны, является неравномерное распределение мигрантов по территории стран. Сосредоточенность мигрантов в центральных районах и крупных городах приносит определенные преимущества: население пополняется молодыми, нередко квалифицированными работниками либо людьми, готовыми выполнять непрестижную работу в строительстве, жилищно-коммунальной сфере, на транспорте, за относительно невысокую оплату труда, но с другой стороны, расхождения этнокультурных особенностей приводит к социальной напряжённости, нагрузке на инфраструктуру, увеличению конкуренции на рынке труда, особенно на низшие должности.
Правительство Германии даже вынуждено было принять Закон «О распределении переселенцев и поздних переселенцев по землям» 1989 года. Согласно этому закону в Германии стал применяться принцип: приток мигрантов не должен приводить к конфликтам с местным населением и превышать финансовые возможности конкретных городов и земель.
В США иммигранты иногда вынуждены переселяться в штаты, которые ранее насчитывали сравнительно небольшие иммигрантские колонии из-за большого притока мигрантов в крупные штаты-Калифорния, Флорида, Нью-Йорк, Техас и невозможности найти достойную работу и обеспечить достойный уровень жизни.
Таким образом, с одной стороны, миграционные потоки в исследуемых странах, с точки зрения демографических процессов, оказывают положительное влияние на увеличение рождаемости и численности трудоспособного населения, позволяет поддерживать отрасли промышленности, не пользующиеся спросом у местного населения, особенно в крупных городах (строительство, коммунальное хозяйство, общественный транспорт), а с другой стороны миграция может восприниматься как угроза существующей этнической, расовой, религиозной и языковой структуре и единству обществ.
Миграционная политика США и России также направлена на решение экономических целей: рост производства, создание новых рабочих мест, борьба с нелегальной миграцией. Программы по адаптации и интеграции мигрантов не являются частью миграционной политики этих стран. В США вообще отсутствуют государственные программы помощи мигрантам, в России процесс адаптации мигрантов регулируется множеством законодательных актов, и как итог, интеграция мигрантов является длительным и очень трудным процессом.
Миграционная политика Германии носит двойственный характер. С одной стороны, Германия также решает свои экономические и демографические проблемы за счет миграционных потоков, но с другой стороны миграционная политика страны носит гуманитарный характер, направлена на процесс адаптации мигрантов у существующим условиям жизни. В стране принята государственная программа «Национальный интеграционный план», главным принципом которого является предоставление равных прав иностранцам и коренному населению во всех сферах экономической жизни страны.
Конечно, в условиях современности, с разразившимся миграционным кризисом, Германия вынуждена ужесточать свою миграционную политику, ограничивать выплаты пособий и компенсаций неработающим иммигрантам, усиливать меры по борьбе с нелегальной миграцией, но в целом в стране выстроена единая цельная модель миграционной политики, включающая в себя вопросы интеграции мигрантов.
Все исследуемые страны испытывают на себе как положительные, так и отрицательные стороны миграционных потоков. Среди положительных аспектов иммиграции можно выделить следующие:
1. Увеличение трудовой миграции - способствует заполнению рабочих мест, не выгодных экономически для коренного населения, позволяет бороться с безработицей и снижает производственные издержки и цены, особенно в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг.
2. Иммигрантские потоки увеличивают численность населения. Это особенно важно для Г ермании и России, в которых снижается естественный прирост населения и увеличивается численность людей пожилого возраста. Иммиграция сдерживает резкое сокращение численности населения.
3. Приток высококвалифицированных специалистов развивает высокотехнологические производства и облегчает нагрузку на образовательные системы стран;
Среди отрицательных черт иммиграции, которые испытывают на себе все исследуемые страны, можно выделить следующие:
1. Рост вынужденной миграции, из-за увеличения гражданских войн и вооруженных конфликтов - приводит к экономической нагрузке на экономику стран и требует дополнительных денежных затрат.
2. Рост нелегальной миграции.
Нелегальная иммиграция служит угрозой безопасности государствам, правам и свободам граждан, а также общественному порядку. Незаконное привлечение иностранных граждан приводит к нарушению их трудовых и социальных прав, создает неконтролируемую ситуацию на рынке труда, благоприятствует развитию «теневой экономики». Отличием нелегальной иммиграции в России от нелегальной иммиграции в Соединенных Штатах Америки и Г ермании в том, что в условиях упрощенного безвизового въезда на территорию Российской Федерации процветает нелегальная занятость, что способствует увеличению преступности в стране.
Во всех исследуемых странах, до сих пор пока еще нет четкого решения вопроса адаптации мигрантов к изменившимся для них условиям жизни в новой среде. Общими проблемами по адаптации и интеграции мигрантов для исследуемых стран являются:
1. Сосредоточенность мигрантов в больших и центральных городах.
С одной стороны, численность крупных городов пополняется как квалифицированными, так и низкоквалифицированными работниками, готовыми выполнять непрестижную работу в строительстве, жилищнокоммунальной сфере, на транспорте, за относительно невысокую оплату труда. Но с другой стороны, прирост мигрантов в городах приводит к нагрузке на инфраструктуру, увеличению конкуренции на рынке труда, особенно на низшие должности. Ухудшается социальная обстановка, создается база для формирования террористических организации, что является угрозой безопасности стран.
2. Процессы формирования национальных общин.
Иммигранты, как легальные так и нелегальные, стремятся к компактному проживанию и чаще всего не изъявляют желания интегрироваться в принимающее их сообщество. Так в России, в Москве, существуют крупные общины выходцев из Китая, Вьетнама, Таджикистана, Грузии, численность которых постоянно увеличивается за счет прибывающих мигрантов — земляков. В Германии наибольшую озабоченность вызывает турецкая диаспора, насчитывающая более трех с половиной миллионов человек. Среди многочисленных диаспор Соединенных Штатов Америки можно выделить афроамериканскую, кубинскую, гаитянскую, корейскую, китайскую и мексиканскую диаспоры.
3. Плохое знание языка, традиций и культуры принимающей страны.
Плохое знание языка, культуры и традиций принимающей стороны
приводит к тому, что мигранты не находят общий язык с местным населением и ограничивают свои контакты с государственными органами. А это, в свою очередь, приводит к организации диаспор среди мигрантов.
4. Социальная незащищенность иммигрантов.
Трудовые мигранты самая уязвимая социальная группа в современном обществе. Они, как правило, не имеют полноправного доступа к системам образования, медицины и к пенсионному обеспечению. Тем не менее во всех исследуемых странах существуют программы и законодательные акты по социальному обеспечению иммигрантов.
США, Германия и Россия по-разному решают вопросы адаптации мигрантов к условиям современного общества. Разный подход к вопросам адаптации и интеграции у стран США, Германии и России связан прежде всего с тем, что в США и Германию в основном едут мигранты из стран
Северной Африки и Ближнего Востока, которые готовы жить на социальные пособия, а в Россию приезжают в основном трудовые мигранты из стран СНГ, желающие работать и зарабатывать.
В Соединенных Штатах Америки государство не решает вопросы адаптации и интеграции мигрантов в общество. Нет ни одного законодательного акта, в котором бы регулировался порядок предоставления помощи иммигрантам. Все вопросы, связанные с социальной адаптацией иммигрантов в американское общество решаются общественными организациями и благотворительными фондами.
В России действует закон о равенстве граждан Российской Федерации и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Но в действительности нормы закона не эффективны. Не создана цельная система адаптации мигрантов на территории Российской Федерации. Многие вопросы отданы на решение местных органов власти, которые нередко отстраняются от возникающих проблем и тем самым создают условия для роста нелегальной миграции.
В отличии от Соединенных Штатов Америки и России, в Германии существует множество государственных и общественных программ, способствующих адаптации и интеграции иммигрантов в немецкое общество. С 2007 года в стране действует «Национальный интеграционный план». На государственном уровне закрепляется государственные гарантии помощи иммигрантам, право нуждающихся требовать ее от государства.
Сравнивая миграционную политику исследуемых стран в вопросах адаптации и интеграции иммигрантов, необходимо сказать о следующем. В Соединенных Штатах Америки отсутствует государственная программа по адаптации мигрантов в американское общество, тогда как Западная Европа, в том числе и Германия принимает огромное количество государственных программ по адаптации иммигрантов и тратит большое количество бюджетных средств на выполнение данных программ. Но, в результате иммигранты в Соединенных Штатах Америки гораздо лучше и успешнее адаптируются в американское общество, чем в Германии. По уровню языка, образованию, уровню доходов иммигранты из США превосходят мигрантов из Германии и России. Таким образом, можно сделать вывод, что между адаптацией и интеграцией иммигрантов как объективным процессом и адаптацией иммигрантов как государственной политикой существует огромная пропасть.
1.Закон Германии «Об иммиграции» 2005 года. Официальный сайт федерального правительства ФРГ. Режим доступа: http://www. bundesregierung.de.
2.Закон Германии «О предоставлении социальной помощи лицам, претендующим на статус беженца». Официальный сайт федерального правительства ФРГ. Режим доступа:http://www.bundesregierung.de.
Э.Закон Германии «О предоставлении убежища» от 1992 года. Режим доступа: http://www. gesetze-im-internet.de.
4.Закон Германии «Об иностранцах» 1991г. Официальный сайт министерства иностранных дел ФРГ.Режим доступа:Ьйр:// www.auswaertiges- amt.de.
5.Закон США «Об иммиграции и гражданстве» от 1990 года. Сайт университета Миннесоты. Библиотека по правам человека. Режим доступа: http://www1.umn.edu.
б.Закон США «О личной ответственности» 1996 года. Сайт университета Миннесоты. Библиотека по правам человека. Режим
доступа: http://www.1.umn.edu.
7.Закон США «Об иммиграции и натурализации» 27 июня 1952 года (с поправками на 30 сентября 1996 года).Сайт университета Миннесоты. Библиотека по правам человека. Режим доступа:http://www1.umn.edu.
8.Закон США «Об иммиграционной реформе и контроле». Сайт университета Миннесоты. Библиотека по правам человека. Режим
доступа: http://www1.umn.edu.
9. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв.Президентом РФ. Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
10. Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ. Собрание законодательства РФ». 29.07.2002.№ 30.ст.3032.
11. Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ.Собрание законодательства РФ.03.06.2002.№ 22.ст.2031.
12. Федеральный Закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 45281. Российская газета. 03.06.1997. № 126.
13. Федеральный Закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 19.08.1996. № 34. ст.4029.
14. Федеральный Закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ. Российская газета. 20.07.2006. № 156.
15. Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Российская газета. 20.12.2001. № 247.
16. Федеральный Закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Российская газета. 03.12.2010. № 274.
17. Указ Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».Российская газета. 28.06.2006. № 4103.
Литература:
1. Бараулина Т. Государственное конструирование реальности:
социальные последствия миграционной политики. Рубеж: Альманах
социальных исследований. 2003. №18.
2. Белоусова Е.В.,Андриченко Л.В.Беженцы и вынужденные переселенцы (Правовые проблемы).М.,1995.
3. Берзин В.А.Профилактика преступности мигрантов.М.,1999.
4. Бурстин Д. Американцы: Национальный опыт / Пер. с англ. Ю.А. Зараховича, В.С. Нестерова; Послесл. В.П. Шестакова; Коммент. П.В. Балдицына. - М., Прогресс-Литера.1993.
5. Войлокова Т.Н. Политика по привлечению и интеграции
высококвалифицированных специалистов-мигрантов: опыт Европы.
Ежегодная международная научно-практическая социологическая конференция. М.,2012.
6. Гулина О.Р. Правовая ответственность за найм нелегальных мигрантов: опыт ЕС и США.Спб.,2013.
7. Денисенко М.Б., Хараевой О.А., Чудиновских О.С.«Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада». М., 2003.
8.Зайончовская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. Наука.
9.Защита прав москвичей в условиях массовой миграции. М., 2014.
10. Илимбетова А.А.Глобальный процесс феминизации миграции. Журнал «Век глобализации». 2013.№ 1.
11. Интервью Министра труда Германии Урсулы фон дер Лейен.«Frankfurter Allgemeine Zeitung».22 июня 2011.
12. Ионцев В.А. Международная миграция населения и демографическое развитие России. Международная миграция населения: Россиия и современный мир. М., Пресс.2000.
13. Карачурина Л. Иммиграционная политика Германии: успешный- неуспешный опыт//Мировая экономика и международные отношения. 2008. №7.
14. Киселева Е.В. Международно-правовое регулирование миграции. М.,РУДН.2012.
15. Листов И. Германия в поисках специалистов. Партнер.Январь 2012.
№ 1.
16. Международная организация по миграции. Московская исследовательская программа по миграции. М.,Гендальф.2002.
17. Мулюкин А.С.Приезд иностранцев в Московское государство. Из истории русского права ХУ1 и ХУП веков..Спб.,1909.Доступ из справ.- правовой системы«Гарант».
18. Новицкий Е. Режим доступа: http://www.russian-bazaar.com. 25 февраля 2015. №1305281.
19. Новые факторы глобального и регионального развития: обострение этносоциокультурных противоречий //Под ред. Е.Ш.Гонтмахера, Н.В.Загладина, И.С.Семененко. М.,ИМЭМО РАН. 2013.
20. Ньюленд К. Политика иными средствами: Большое "почему?" иммиграции в Соединенные Штаты // Русский архипелаг. - Режим доступа: http: //www. archipelag. ru/agenda/povestka-immigration.
21. По данным конференции ООН по торговле и развитию. Режим доступа: http ://www. unctadstat/unctad/org.
22. Пуэ Т. Социальная помощь для переселенцев и иностранцев из стран СНГ. Пер.с нем.Франкфурт-на-Майне. 2005.
23. Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал России. Демографические перспективы России. М., Академия. 2008.
24. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и
практика.М.,2008.
25. Цапенко И.П.Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов. МэиМО. 2008. №7.
26..Челлини К. Нужна ли иммиграция Европе? (По материалам европейской прессы) // Вестник Европы. 2002. № 7 - 8.
27. Шестакова К.С. Нарастание антимиграционных настроений в Германии. Вопросы истории международных отношений и документоведения: сборник материалов российской молодежной научной конференции. Томск, Изд-во Томского университета. 2011.